Конспект открытого занятия по экологии «Свойства воздуха» (старшая группа)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Беседа о воздухе, наблюдения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_ekologii.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия по экологии «Свойства воздуха» (старшая группа) 

Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха в процессе экспериментирования; развивать познавательную активность, расширять знания о воздухе.

 Задачи:  обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха (невидим, необходим для дыхания, не имеет определенной формы, при нагреваний расширяется, а при охлаждении сжимается; легче воды);  познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;  познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его ролью в жизни природы и человека;  развивать навыки проведения опытов; учить выдвигать гипотезы;  развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;  создать условия для формирования первоначальных элементов экологической культуры;  воспитывать культуру общения, активизировать речевую деятельность;

Интеграция с образовательных областей  «Познание», «Социализация», «Здоровье», «Коммуникация», «Безопасность»

Материалы: Глобус. Стаканы (на каждого ребенка) . Трубочки для коктейля (на каждого ребенка). Мыльные пузыри. Губки. Веера . Бумага . Воздушные шары . Предметы, работающие с использованием воздуха (насос, фен, паро- вой утюг, губная гармошка, пульверизатор, банка, ингалятор).Ёмкости с водой и с запахом .Теннисные мячи . Сигнальные картинки: ветерок, 6 свойств воздуха, 5 фотографий причин загрязнения воздуха, 1 плакат «Дети, берегите Землю!»

ХОД ЗАНЯТИЯ  

  1. Организационный момент. 

Воспитатель:

"Собрались все дети в круг. (Дети встают в круг) Я - твой друг и ты - мой друг. Крепко за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся"

Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в небольшое приключение, а для этого нам нужны: умные головы, есть такие? Аккуратные руки, есть такие? Острый слух, внимательные глаза и хорошее настроение, а главное верные друзья природы.

 Воспитатель: (Дети стоят в кругу). Ребята, у нас День открытых дверей, день, когда любой может придти к нам в гости. Дети, а кто кроме ваших родителей, других живых существ может без всяких преград и документов войти в наш детский сад?

Ответы детей.

Воспитатель: Спасибо.  Очень интересные версии, послушайте загадку-подсказку: «Всю жизнь с ним живем, а ни разу не видели».  Посмотрите внимательно в центр нашего круга, вы никого не видите? Хорошо, я попробую его поймать (ловлю воздух пакетом) Что это? Вы уверены в правильности своих ответов? Может быть, у вас есть другие предположения?  Как доказать что это воздух? А какой он

Ответы детей: твердый, жидкий, газообразный.

Воспитатель: Зачем он нам нужен?

 Ответы детей.

Воспитатель: Он нам нужен, чтобы дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но невидим он для нас!

Воспитатель: Приятно иметь дело со знающими людьми. Первое свойство воздуха – невидим. Нам удалось поймать немного воздуха, можем ли мы сказать какой он формы: круглый, квадратный? (На доску вывешиваю сигнальную картину – символ 1 – невидим) Второе свойство воздуха – он не имеет формы. (На доску вывешиваю сигнальную картину -2 символ – нет формы)

 Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами поговорим о  воздухе, будем делать опыты, как настоящие ученые. Предлагаю отправиться в лабораторию КОАПП - Комитета Особо Активной Помощи Природе. Дети садятся за столы, расставленные для 4 групп. Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха. (Показываю глобус). Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Если бы ее не было, все живое погибло бы в палящих лучах Солнца днем, а ночью погибло бы от космического холода. Без воздуха наша планета Земля была бы мертвой пустыней. Где есть воздух – там есть жизнь! (на столах веера, трубочки для коктейля, большой сосуд с водой, теннисные шарики, яйца из-под киндер-сюрпризов)

  1. Основная часть. Познавательная деятельность.

 НАБЛЮДЕНИЕ 1.

Воспитатель: Как обнаружить воздух? Ваши предложения, юные исследователи?

Дети отвечают, делают гипотезы 

Воспитатеь: Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Помашите веером перед своим лицом. Что вы почувствовали? ВЫВОД: Воздух не видим, но его можно почувствовать кожей как легкий ветерок, ветер – это движение воздуха.

НАБЛЮДЕНИЕ 2.

Воспитатель: На столе лежат губки. В губке есть отверстия – «дырочки». Что в этих дырочках?

Ответы детей

Воспитатель: Что случится, если губку погрузить в воду. Опустите губку в воду, нажмите на нее, что увидели? Дети рассматривают губки, пытаются сформулировать вывод

Ответы детей  

Воспитатель: А теперь повторите этот же опыт еще раз. ВЫВОД: в губке есть воздух

НАБЛЮДЕНИЕ 3.

Воспитатель: А как еще можно увидеть воздух?

Ответы детей.

Воспитатель: Возьмите каждый по соломке и подуйте через нее в стакан с водой. Что выходит из воды с пузырьками?

 Ответы детей 

Воспитатель: В воде образуются пузырьки воздуха. Какого цвета воздух? ВЫВОД: мы выдыхаем воздух, и он виден в воде в виде пузырьков. А если в воде образуются пузырьки, то это значит, что в ней появился воздух. Значит, в воде есть воздух, которые не имеет цвета. (На доску вывешиваю сигнальную картину - символ 3 – бесцветен)

Воспитатель: - А какие еще пузыри можно пускать?

Ответы детей 

Воспитатель: Надуваю мыльные. Что находится внутри мыльных пузырей? Ответы детей – Воздух.

Воспитатель: Почему шарик с водой летит?

Ответы детей - Он легкий

 НАБЛЮДЕНИЕ 4.

Воспитатель: Предлагаю детям погрузить игрушки в воду, наполненные воздухом. Почему они не тонут? ВЫВОД: Воздух легче воды. (На доску вывешиваю сигнальную картину - символ 4 – легкий)

НАБЛЮДЕНИЕ 5.

Воспитатель: Попробуем взвесить воздух. Возьмем палку (длина около 60-ти см). На ее середине закрепляю веревочку, к обоим концам которой привязываю два одинаковых воздушных шарика. Подвешиваю палку за веревочку. Палка висит в горизонтальном положении. Прокалываю иголкой один из надутых шаров. Из шарика выйдет воздух, а конец палки, к которому он привязан, поднимется вверх. Почему? (Ответы детей). Шарик без воздуха стал легче. Что произойдет, когда мы проткнем и второй шарик? (Ответы детей). Проверим? У нас опять восстановится равновесие. Шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и надутые. ВЫВОД: воздух имеет вес. Подвижная игра «Самолеты». 

Воспитатель: Ребята, представьте, что вы - самолеты. Для полета нужно вдохнуть как можно больше воздуха, руки в стороны — это крылья. А теперь полетели! Крылья покачиваются, самолеты летят плавно и красиво. (Дети выполняют). Но воздух кончается, и самолеты приземляются. Дети снова присаживаются за столы.

НАБЛЮДЕНИЕ 6.

Воспитатель: А имеет ли воздух запах и вкус? Как вы думаете? (Ответы детей).

Воспитатель: Если воздух чистый, то он не имеет запаха. Чем может «пахнуть» воздух?

 Ответы детей - свежестью после дождя, едой, которая готовиться на кухне, дымом, если горит костер, духами, бензином.

 Воспитатель: Предлагаю вам в этом убедиться. В киндер-сюрпризах были вещества с разными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что в них было. Какой мы можем сделать вывод? ВЫВОД: Своего запаха и вкуса воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества. Так, например, при насморке мы делаем ингаляцию, и воздух пахнет эвкалиптом или пихтой. (Показываю ингалятор) (На доску вывешиваю сигнальные картинки – символ 5 – нет запаха, 6 – нет – вкуса) Где работает воздух?

Воспитатель: Молодцы! В нашей лаборатории КОАПП есть небольшая выставка. Предлагаю пройти к экспонатам. Что вам говорят эти предметы, как они дружат с воздухом. На выставке представлены предметы: банка медицинская, мяч, насос, фен, паровой утюг, ингалятор, губная гармошка, пульверизатор.

Воспитатель:  Эти предметы помогают человеку? Будет ли работать фен без воздуха?  Как вы думаете нужно заботиться о воздухе? А что загрязняет воздух? (автомобили, заводы, сигареты, пожары – во всем участник человек). Давайте посмотрим несколько фотографий, которые ветерок принес к нам в группу.  Что можем мы с вами сделать, чтобы воздух был чистым и свежим? ВЫВОД: Чтобы заботиться, о воздухе нужно знать его секреты. Дети возвращаются за столы.

Закрепление.

Демонстрация опытов воспитателем. Вы сегодня славно потрудились, в завершении занятия я хочу показать вам несколько опытов-фокусов, а вы мне их объясните, как настоящие исследователи, мои юные защитники природы. Демонстрация опытов: 1. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду. 2. На пластиковой бутылке резиновый шарик. Стоит 2 сосуда с холодной и горячей водой, поочередно опускаю бутылку в разные воды. Шарик надувается и сдувается. Вывод: при нагревании воздух расширяется, при охлаждении сжимается.

Рефлексия

Воспитатель: - Дети, сегодня мы много нового узнали о воздухе, совершая опыты.  Что вам больше всего запомнилось? Спасибо за работу, за умные головы, аккуратные руки, острый слух, внимательные глаза и хорошее настроение, а главное любовь к природе. Лаборатория КОАПП ждет вас! Предлагаю продолжить изучение свойств воздуха на прогулке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по экологии "Живые семена" (старшая группа)

Данное занятие проводится с детьми старшей группы....

конспект открытого занятия по познавательной деятельности в старшей группе "Свойства воздуха"

Конспект открытого занятия по познавательной деятельности в старшей группе «Свойства воздуха»Задачи:1.познакомить детей со свойствами воздуха(не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и подни...

Конспект открытого занятия по познавательной деятельности в старшей группе «Свойства воздуха»

Конспект ООД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе детского сада....