Главные вкладки

    ООД ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ": ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА НА ТЕМУ: "БЕЛАЯ КРАСАВИЦА РОССИИ"
    план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Марина Александровна Логунова

    ООД ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ": ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА НА ТЕМУ: "БЕЛАЯ КРАСАВИЦА РОССИИ"

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл ood_belaya_bereza_v_sred.gr_.docx23.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Организованная образовательная деятельность по экологическому воспитанию в средней группе "Белая красавица России"

    Образовательная область «Познавательное развитие».

    Интеграция: ОО «Художественно-эстетическое развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Социально-коммуникативное развитие», ОО «Физическое развитие».

    Цель: воспитывать чувство любви к родной природе.

    Задачи:

    1. Образовательная область «Познавательное развитие»:

    - воспитывать желание защищать и оберегать природу;

    - воспитывать любовь к красоте родного края;

    - расширять представления о дереве, формировать знания об особенностях берёзы, по которым её можно выделить среди других деревьев, формировать представления о жизни деревьев;

    - воспитывать наблюдательность и интерес к явлениям природы, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своём творчестве.

    2. Образовательная область «Речевое развитие»:

    - развивать речевую активность;

    - способствовать восприятию художественной литературы.

    - расширять и пополнять словарный запас.

    3. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

    - развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии произведения;

    - развивать игровую двигательную активность.

    4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

    - развивать фантазию, наблюдательность;

    - развивать цветовое восприятие, совершенствовать мелкую моторику пальцев рук и кистей;

    - создать ситуацию для свободного творческого применения оттиска смятой бумаги в создании изображения берёзы в разное время года;

    - формировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок, соответствующую времени года.

    5. Образовательная область «Физическое развитие»:

    - снятие эмоционального и физического утомления, в том числе с мышц рук;

    - развивать чувства ритма, пространственной ориентации.

    Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с видами деревьев, сравнение листьев, семян, знакомство с народным творчеством – рассматривание деревянных изделий, разучивание хоровода «Во поле береза стояла», заучивание стихов, сезонные наблюдения за деревьями на территории детского сада. Знакомство с техникой рисования «Оттиск смятой бумагой».

    Виды деятельности детей:

    - умственная - отгадывание загадок, сравнение, выводы;

    - речевая – общение между детьми и воспитателями, детей между собой, высказывание своего мнения;

    - познавательная – познают неживую природу, проводят эксперименты со смешиванием красок;

    - двигательная - смена деятельности, физкультминутка;

    - продуктивная – рисование нетрадиционным методом «Оттиск смятой бумагой»;

    - игровая – сюрпризный момент - появление листопада в группе и Гномика.

    Методы и приёмы:

    - игровая ситуация, с использованием художественного слова;

    - экспериментирование;

    - показ и объяснение воспитателя;

    - художественная деятельность;

    - наблюдение за работой детей;

    - анализ работ воспитателем и детьми.

    Планируемые результаты: выражают положительные эмоции (интерес, восхищение, радость) при прослушивании стихотворений, в играх, рассматривании иллюстраций; поддерживают беседу, высказывают свою точку зрения; интересуются изобразительной детской деятельностью (рисуют дерево).

    Материалы к занятию: презентация в PowerPoint, музыкальное сопровождение – П.И. Чайковский «Времена года. Осень», Вихарёва «Осенний вальс», хоровод «Мы вокруг берёзки», музыкальная игра «По лесным тропинкам», платочки для девочек, репродукции русских художников, вырезанные листочки деревьев (клён, берёза, дуб) жёлтого и зелёного цвета, игрушка гномик с загадками, туесок, «волшебная палочка»,

    Раздаточный материал: клей-карандаш, блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, тонированная бумага голубого цвета с контурами берёзы, смятая бумага.

    Словарная работа: чечевичка, берегиня, берёзовый сок.

    План занятия

    1. Сюрпризный момент – листопад в групповой комнате, загадка.

    2. Дыхательная гимнастика «Вдохнём аромат осени!»

    3. Загадка и сказка о берёзе.

    4. Игра «Волшебная палочка».

    5. Картинная галерея.

    6. Хоровод «Мы вокруг берёзки».

    7. Постановка проблемной ситуации - стихотворение И. Токмаковой, игра «Собери листочки».

    8. Творческая деятельность детей.

    9. Подведение итогов. Рефлексия своей деятельности.

    Ход ООД:

    В игровой зоне на полу разбросаны осенние листья с различных деревьев. В центре стоит игрушка Лесовичка, у которого в руках осенний лист.

    1. Воспитатель: Ребята, посмотрите, какое чудо сегодня произошло в нашей группе! Настоящий листопад! Как это могло произойти? Кто же нам поможет в этом разобраться?

    Слайд 2. Звучит музыка. Воспитатель подходит к игрушке и с осеннего листа читает загадку.

    Несу я урожаи,

    Поля вновь засеваю,

    Птиц к югу отправляю,

    Деревья раздеваю,

    Но не касаюсь сосен.

    Скажите, кто я - …?

    2. Воспитатель: Правильно, ребята! Это осень! Как хороша осень! Тепло, листочки ещё не все пожелтели, в воздухе летает лёгкая паутинка. Вспомните, как пахнут осенние листочки?

    Упражнение дыхательной гимнастики «Вдохнём аромат осени!

    Воспитатель: Посмотрите, какой разноцветный ковёр подарила нам осень! В какие цвета она окрасила листья деревьев?

    Дети называют предполагаемые цвета осенних листьев.

    3. Воспитатель: Присядем на разноцветный ковёр из листьев. Лесовичок шепчет мне на ухо, что он не просто так загадал эту загадку, он ещё хочет рассказать лесную сказку. А про кого вы узнаете, если отгадаете ещё одну загадку нашего Лесовичка.

    Лесовичок:

    Вот послушайте, ребятки,

    Если любите загадки:

    Русская красавица

    Стоит на поляне

    В зелёной кофточке,

    В белом сарафане.

    Воспитатель: О чём эта загадка? Правильно, о русской красавице – березе. Тогда слушайте сказку.

    Слайд 3 о временных изменениях природы на примере берёзы.

    «Пришла весна. Всё ярче и ярче светит солнышко, снег потемнел, осел, потекли ручейки. И берёзка проснулась, встрепенулась. Расправила свои веточки, распустила листочки. Радуется весне и солнцу.

    А тут и лето на пороге. Солнце припекает, всё цветёт вокруг. И берёзка ещё краше стала – ствол белый, как платьице с карманчиками, а зелёный наряд у березки, как зелёная косыночка у девочки.

    После тёплого лета наступила золотая осень. Сменила берёзка свой зелёный наряд на яркую жёлтую одежду, умылась осенним дождём. А тут и ветерок налетел, и посыпались с берёзки жёлтые листочки. Они плавно летели, кружились, шелестели чуть слышно «ш-ш-ш» и тихо ложились на землю. Листочки падали, падали и осталась берёзка без единого листика. Стало грустно берёзке.

    Но тут пришла зима и сказала:

    - Не грусти, берёзка! Давай, я лучше тебя укутаю снегом. Ты заснёшь, и будешь смотреть волшебные сны, а моя снежная перина будет греть тебя до весны.

    Зима так и сделала. И берёзке уже не было грустно, т.к. до самой весны она спала и смотрела свои волшебные сны».

    Воспитатель: Вам понравилась сказка, которую рассказал Лесовичок? А что больше всего понравилось в этой сказке? (берёзка в разные времена года выглядит по-разному и по-своему красива).

    Предполагаемые ответы детей.

    4. Воспитатель: Правильно, ребята, берёзка в разные времена года выглядит по-разному и по-своему красива. Сегодня мы будем говорить о берёзе, мы знаем много интересного о ней. Разве можно представить себе русскую землю без белой берёзы? А русский лес без светлой берёзовой рощи?

    А ведь берёза не только за красоту любима! Берёза — основной житель российских лесов, распространена по всей территории Российской Федерации. Испокон веков е использовали в качестве лекарственного и косметического средств. Кора, серёжки, листья, берёзовый сок — всё эти компоненты оказывают благоприятное воздействие на организм человека. Кроме того, считается, что берёзка благотворно действует на энергетику человека, который находится рядом с ней. Ребята, а вы, что знаете о берёзе?

    Игра «Волшебная палочка». Дети по кругу передают друг другу «волшебную палочку», одновременно рассказывая о том, что они уже знают о берёзе. Воспитатель подводит итоги:

    Берёза – символ России.

    У берёзы – белый, стройный ствол, с черными чёрточками – чечевичками, через них она дышит.

    У берёзы тонкие и гибкие ветви.

    В жару берёза делает прохладу, а в холод согреет.

    Берёза может лечить людей.

    Берёза даёт берёзовый сок.

    О берёзе пишут стихи и песни, картины.

    В народе берёзу называют «берегиня».

    Нужно бережно относиться к природе.

    Воспитатель: У нашего народа есть много примет о берёзе.

    Из берёзы течёт много сока – к дождливому лету.

    Если осенью листья у берёзки начинают желтеть сверху (с макушки) – весна будет ранняя, если начнут желтеть снизу – весна будет поздняя.

    5. Воспитатель: Сейчас мы с вами окажемся в картинной галерее, чтобы ещё раз посмотреть на русскую красавицу.

    Многие художники на своих полотнах запечатлели образ берёзы. Вот только некоторые из них.

    Слайд 4 с демонстрацией репродукций.

    Воспитатель: Картина Левитана «Золотая осень» заключает в себе образ торжественной, радостной в своём спокойствии осени прославляющую родную природу.

    И. Грабарь «Февральская лазурь». На этой картине изображена гигантская берёза, как мудрый старец, седой, большой, надёжный. Такая берёза защитит от ветра, снега, непогоды.

    Картина Ивана Шишкина называется «Ручей в берёзовом лесу». Этот ручей, словно песня, которую поют берёзы, или зеркало, в которое они смотрят. Через краски жёлтые, зелёные, голубые, белые, мы ощущаем чистоту и величие этого дерева. Теперь эти картины висят в музеях, и каждый человек может посмотреть на них.

    6. Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю в берёзовую рощу.

    А ну, честной народ,

    Становись-ка в хоровод! (Раздаём платочки).

    Слайд 5 Хоровод «Мы вокруг берёзки»

    1.Мы вокруг берёзки хороводом встали.

    Яркие платочки высоко подняли.

    Пр:

    Ты, берёзка, посмотри, посмотри.

    Это пляшут малыши, малыши.

    2.Мы вокруг берёзки весело шагали,

    Весело шагали, ножки поднимали.

    3.Мы с тобой, берёзка, поиграем в прятки.

    Отгадай, берёзка, где же все ребятки?

    4.А теперь, берёзка, нам пора проститься,

    Нам пора проститься, низко поклониться.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, как красиво в осенней берёзовой роще. У берёз стволы белые с чёрными крапинками, крона большая, свисающие ветви. Говорят, что у берёзы есть коса. Присмотритесь, ветки у неё как косы заплетённые, вниз спускаются. Послушайте стихотворение «Берёза», которое написала Ирина Токмакова:

    Если б дали берёзке расческу,

    Изменила б берёзка причёску:

    В речку, как в зеркало, глядя,

    Расчесала бы кудрявые пряди,

    И вошло б у неё в привычку

    По утрам заплетать косичку.

    Слайд 6 с засохшей берёзой.

    Ой, ребята, посмотрите, а эта берёзка совсем засохшая! На ней ни листочка, лишь одни голые ветки. Стоит она одна-одинёшенька, на подружек своих непохожая. Как вы думаете, ребята, почему она засохла?

    Предполагаемые ответы детей.

    Воспитатель: Правильно, дети, наверное, когда собирали сок с березы, забыли залечить ранку, она и засохла. Но я думаю, перед этим она, наверное, долго плакала. Оказывается, берёзы тоже плачут. А от чего, как вы думаете, они плачут?

    Предполагаемые ответы детей.

    Воспитатель: Да, люди срезают кору берёзы, делают вот такие туески, собирают берёзовый сок, который полезен. Но люди этим наносят раны берёзе, и она плачет. Да и как же иначе? Эти раны долго не затягиваются и часто берёза погибает. Оказывается, можно добывать сок, не причиняя берёзе вреда. Достаточно аккуратно срезать с неё веточку, привязать к этому месту банку - и к утру в ней наберётся сок, а потом это место обязательно залепить садовой замазкой или землёй, чтобы сок не вытекал.

    Ребята, вы молодцы, много рассказали о нашей красавице – берёзке. А теперь мы с Лесовичком вас проверим все ли вы внимательные. Листопад принёс много нам листьев не только с берёзы, но и других деревьев. Да и нашу берёзку оживим! Давайте вернём их на свои места. Согласны? Посмотрите внимательно, с каких деревьев они прилетели.

    Игра «Собери листочки». Дети собирают листья и сразу же приклеивают их на заготовки деревьев (клён, берёза, дуб)

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая получилась красота! Хочется играть и веселиться!

    Проводится музыкальная игра «По лесным дорожкам…»

    Осени пришла пора, в лес шагает детвора,

    По лесным дорожкам побежали ножки,

    Ой, смотри, грибочки присели под пенёчки,

    Мишку дети увидали, и как мишки зашагали.

    Увидали зайчика - запрыгали все мальчики.

    Вот лиска у сосёнки, как лиски как девчонки,

    На полянке все собрались, веселились и смеялись.

    Закапал дождик тут и там, все убежали по местам.

    8. Воспитатель: Какие же вы молодцы! Дети, вы знаете, а Лесовичок говорит, что пока мы с вами играли, берёзка опять загрустила. Давайте поможем берёзке, чтобы ей не было скучно одной, чтобы она стала красивой как её сестрицы в берёзовой роще.

    Заручившись согласием детей, педагог предлагает украсить подружек для берёзки, используя технику «Оттиск смятой бумагой». Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

    Далее воспитатель уточняет, что в разные времена года береза выглядит по-разному и напоминает, что у дерева есть белый ствол, ветви, тоненькие веточки; весной и летом – листья зелёного цвета, осенью – желтого, а зимой листьев нет. Затем предлагает выбрать тонированный лист бумаги в соответствии с тем временем года, в каком ребёнок хочет изобразить дерево.

    Дети приступают к самостоятельной деятельности, в процессе которой воспитатель напоминает, как пользоваться смятой бумагой и красками. В ходе выполнения задания воспитатель поощряет интересный замысел, дополнение рисунков подходящими по смыслу изображениями. Детям, которые затрудняются в выполнении задания, воспитатель помогает вопросами, советами добиться желаемого результата.

    9. Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы! Посмотрите, какие красивые у вас получились работы. Кто из вас расскажет стихотворение о берёзке?

    Ребёнок: Ты до того, берёзонька, красива

    И в полдень жаркий, и в часы росы,

    Что без тебя немыслима Россия,

    И я немыслим без твоей красы.

    Ребёнок: Белая берёза - милая сестра.

    Ты расти не бойся злого топора.

    Ребёнок: Белая берёза, птицы по ветвям.

    Я тебя в обиду никому не дам.

    Воспитатель: Ребята, что сегодня вы узнали? Как нужно обращаться с деревьями? Что вы ещё запомнили? В какую игру играли? Что у нас получилось?

    Предполагаемые ответы детей. Слайд 8

    Воспитатель: Дорогие, ребята! Помните, что всем надо беречь и любить нашу природу, а это значит беречь и любить нашу Родину!

    Белоствольная берёза –

    Символ Родины моей.

    Нету деревца другого

    Сердцу русскому милей.

    Изумрудная весною,

    А зимою – в серебре,

    Машет веткой золотою

    Всем детишкам в сентябре.

    Каждый листик, как сердечко,

    Полюбуйся, погляди.

    У родимого крылечка

    Ты берёзку посади. И. Агеева

    А Лесовичку мы скажем «До свидания!» и приглашаем его к нам ещё раз в гости!

    Интернет ресурсы:

    http://ilovedomain.ru/uchebnyj-material/4-kurs/proekt-po-ekologii-v-sred...

    http://priroda-style.ru/images/les34.jpg

    https://yandex.ru/images/


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Непосредственно образовательная деятельность "ЛЕСНЫЕ ЧУДЕСА" в первой младшей группе по образовательной области "Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора»

    Непосредственно образовательная деятельность разработана для детей первой младшей группы по основной общеобразовательной программе "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы по образовательной ...

    Конспект НОД по ОО "Познавательное развитие" (формирование целостной картины мира) на тему: "Растения в нашем уголке природы"

    Конспект НОД по ОО "Познавательное развитие" (формирование целостной картины мира) на тему:  "Растения в нашем уголке природы"...

    КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ: «ПОЗНАНИЕ»: ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА И «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО»: РИСОВАНИЕ ТЕМА «НАРОДНАЯ ИГРУШКА – МАТРЕШКА»

    Программные задачи: продолжать знакомить детей с народными игрушками (матрешкой), историей ее появления в нашей стране, особенностями и этапами изготовления деревянной куклы, воспитывать эстетическое ...

    Конспект Организованной образовательной деятельности по образовательной области «Познание» (формирование целостной картины мира) на тему: “ «Волшебница-вода» ” (для детей второго младшего возраста)

    Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по представлению  качеств и свойств воды. Задачи: образовательная:1.     Закрепить знание детей ...

    Конспект НОД по образовательной области Познание (формирование целостной картины мира) в средней группе на тему «На бабушкином дворе».

    В рамках проекта "Домашние и дикие животные" с детьми была проведена НОД "На бабушкином дворе" с целью закрепления знаний о домашних животных, внешнем виде, среде обитания и о роли...