Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе "Вулканы"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Кутеляпова Ирина Михайловна

Цель:

 Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Схема конспекта занятия

Педагог (ФИО): Кутеляпова Ирина Михайловна   

Образовательная область: Познание.                                     Возрастная группа: Подготовительная.     

Тема занятия:   «Вулканы»

   

Цель:

 Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии.

Образовательные:

 1. познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулканов;

2. формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана, опасностях и пользе вулканических извержений; помочь детям понять, почему вулканы – это грозное явление природы;

3. формировать умение правильного обращения с химическими веществами (уксусом);

Развивающие:

 1. стимулировать желание детей экспериментировать;

2.развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;

3. в процессе экспериментирования развивать следующие качества психики: мышление, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;

4. развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя.

Воспитательные:

 1. воспитывать интерес к исследовательской деятельности;

2. воспитывать готовность к сотрудничеству, ответственность и самостоятельность при выполнении заданий;

3. воспитывать умение работать в команде.

 Предварительная работа:

 изготовление макета вулкана, рассматривание иллюстраций с изображением вулканов, беседы о пользе и опасности, которые несут вулканы, чтение энциклопедий о вулканах.

Демонстрационный материал: телевизор.

 

Раздаточный материал: 

пластиковые стаканчики, пипетки, салфетки,  сода, моющая жидкость (любая  красная краска, уксус, макет вулкана, маленькие ложечки (на каждого ребенка, фартуки).

Методы и приёмы:

Игровой  (использование сюрпризного момента)

Наглядный  (использование иллюстраций)

Словесный  (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей)

Поощрение  (итог занятия)

     

  1. Организационный момент:

 Цель: создание доброжелательной обстановки для предстоящей деятельности.

Задача: создание исходной проблемной ситуации для мотивированного участия детей на занятии.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети: «Здравствуйте»

Дети: «Это вулкан»

Дети: «Нет, не знаем»

Дети: «Потому что плывёт»

-Ребята, посмотрите к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

- Сегодня у нас с вами заседание клуба "Юных исследователей".

- О чем мы с вами будем говорить, вы попробуете догадаться сами. Давайте пройдем в наш кинозал.

Вы догадались, что это за явление природы. 

 -Сегодня мы поговорим о таком таинственном, загадочном, удивительном и грозном явлении природы, как вулкан.

Что же такое вулкан?

Вулкан (от лат. огонь, пламя) - гора, из горловины которой выбрасываются горячие газы. пар. пепел. обломки горных пород, мощные потоки раскаленной лавы, которая растекается по поверхности земли. 

 - А вы знаете, почему вулкан назвали вулканом? Послушайте легенду об этом.

Жил на свете бог по имени Вулкан. И нравилось ему кузнечное дело: стоять у наковальни, бить тяжелым молотом по железу, раздувать огонь в горне. Построил он себе кузнецу внутри высоченной горы. Когда вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносились далеко вокруг. Из отверстия на вершине горы с оглушительным ревом летели раскаленные камни, огонь и пепел. «Вулкан» работает», - со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор все огнедышащие горы люди стали называть вулканами, что означает «бог огня». Ребята, давайте заглянем внутрь вулкана. На вершине горы - большая чаша с крутыми склонами - это кратер. А огромная яма, уходящая глубоко в землю - жерло вулкана. На самой глубине вулкана расплавленное горячее вещество - магма.  

- Как же образуются вулканы? Внутри земли температура настолько высокая, что камни, из твёрдых превращаются в жидкие. Магма кипит, бурлит и поднимается через трещины в земной коре по жерлу наружу. На поверхности магма - лава растекается по склонам. Вулканы извергаются по- разному,  иногда они взрываются, выбрасывая магму, вулканические бомбочки, пепел вверх. Гора сотрясается от страшного грохота. А бывает, магма вытекает спокойно. Извержение вулкана иногда сопровождается землетрясением, наводнением, цунами. Считается, что каждые 2 года на земле, появляется 3 новых вулкана. В России, большинство самых высоких и красивых вулканов, расположены на Камчатке. Раз в 5-6 лет, иногда и чаще вулкан собирается с силами и происходит извержение, сопровождаемое вулканическими взрывами.

Почему внутри земли магма, а когда вырывается наружу - лава?

Магма - расплавленные камни и летучие газы. А когда магма выходит наружу, газы испаряются и остаются только расплавленные камни - это лава. 

- Давайте ответим на самый главный вопрос: почему извергается вулкан и что происходит при извержении? 

 Когда извергается вулкан, то вытекает наружу огненная и кипящая лава. Лава желтая и ярко-оранжевая считается самой горячей и имеет температуру 1000 и выше. Темно-красная лава сравнительно прохладная. Имеет температуру от 650 до 800.

Лава взрывается, дымится и кипит, течет вниз по склону и вытекает далеко от вулкана, по пути она все уничтожает, превращает в пепел.  Когда лава утечет далеко от вулкана, она застывает и превращается в камни - пемзу.  

(слайд 1)

(слайд 2)

слайд 3)

(слайд 4)

(слайд 5)

(слайд 6-7)

(слайд 8)

(слайд 9)

II. Основная часть занятия.

Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии.

Задачи:

 познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулканов;

 формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана, опасностях и пользе вулканических извержений; помочь детям понять, почему вулканы – это грозное явление природы;

 формировать умение правильного обращения с химическими веществами (уксусом);

 стимулировать желание детей экспериментировать;

 в процессе экспериментирования развивать следующие качества психики: мышление, внимание, наблюдательность, произвольность поведения, коммуникативные способности;

 развивать умение слушать, реагировать на обращение, используя доступные речевые средства, отвечать на вопросы воспитателя;

 воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети: (выполняют, слушают)

Дети: «Да»

Дети: «Он опасен, нужно с ним обращаться осторожно»

Дети: (наблюдают за извержением вулкана)

Дети: «Вулканологи»

Дети: «Чтобы следить за вулканами, изучать их»

Дети:

Дети: Они изучают вулканы.

Дети: (высказывают свои предположения)

ФИЗКУЛЬМИНУТКА: 

Вулканы начали "играть" -
Из жерла лаву извергать. (Присесть, постепенный подъем на носочки, руки поднять вверх, потянуться, сделать несколько встряхиваний расслабленными кистями рук, опустить руки вниз.)
Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!
Как грозен он сейчас на вид! (Руки на поясе, поднимаем их вверх с одновременным сжиманием и разжиманием пальцев рук в кулак. -2 раза)
Но вот он начал уставать -
Огонь в нём начал угасать. (Медленное опускание рук с одновременным приседанием)
Последний раз огнём дыхнул – (Сидя в приседе, долгий сильный выдох. Дышат как драконы «извергающие огонь»)
И на десятки лет уснул. (Складывают руки под щеку «засыпают»)

-Ребята отдохнули, размялись?

- Ребята, а сейчас я приглашаю вас в нашу лабораторию. Но прежде чем пройти, давайте оденем фартуки чтобы не испачкать одежду и  вспомним технику безопасности:

- Ничего не пробовать на вкус

- Со всеми веществами обращаться очень осторожно

- Быть аккуратными

- Четко выполнять все указания воспитателя

А теперь мои юные исследователи приступим к работе:

Почему на пузырьке такой знак? Да, это уксус, им самостоятельно детям пользоваться нельзя.

Ребята, сейчас мы попробуем разбудить наш вулкан.

Для этого нам потребуется: сода, моющее средство «Фейри», и красная краска разведённая в воде.

опыт: Берём 1 ч. л. соды

с помощью пипетки берём моющую жидкость «Фейри»

немного красной краски разведённой водой, также берём пипеткой

следующая жидкость уксус, а мы помним что самостоятельно им пользоваться нельзя .

Стихотворение «Вулкан»

Спустя века

Закашлял злой вулкан

и пеплом, и золой.

 По склонам лава потекла

И землю сильно

обожгла.

ВЫВОД: Газ, образующийся под воздействием уксуса на соду поднимает нашу лаву вверх и происходит извержение.

- Дети пройдем в наш кинозал.

- А сейчас посмотрим, какие бывают вулканы.

1) Вулканы бывают действующие - это которые извергают лаву.

2) Потухшие - не извергающие лаву.

3) Уснувшие – те, которые потухли, но могут начать действовать. 

  Подскажите, а как называют людей которые занимаются изучением вулканов?

Вос-ль: Правильно, вулканологами, а для чего они нужны?

Вос-ль: В настоящее время ученым, которые занимаются изучением вулканов, иногда удается предупредить извержение вулканов. И жители могут покинуть город и спастись. Изучают и находят новые полезные ископаемые. Но главной их задачей это спасение людей, их эвакуирование и оповещение.

Ребята, а на острове Ява на склонах вулканов растет цветок королевская примула. Его называют цветком землетрясения. Расцветает примула только перед извержением вулкана, местные жители знают об этом и стараются уйти из домов. 

 - Вулканы кажутся красивыми, но они очень опасны. Ведь огненная каша-лава, выливаясь из горы, может разрушить города, где живут люди, устроить пожары.

- Извержение вулканов угрожает жизни людей, лава разрушает здания, перекрывает дороги. Вследствие вулканических извержений на крышах зданий, домов накапливается мощные слои пепла, что грозит их обрушением. Пепел попадает в организм человека и животных, что вредно для здоровья, пепел представляет угрозу для воздушного и автомобильного транспорта. Вулканы способны уничтожить все живое в радиусе многих километров. 

 - А приносят ли пользу вулканы?

Вулканы приносят пользу, хотя и опасно жить возле вулкана. Они поднимают много полезных веществ, поэтому почва вокруг вулканов очень плодородная. Из вулканической пыли делают лекарства. удобрения, спички. Из затвердевшей лавы строят дома.

Дети встают в круг.

Воспитатель показывает пузырёк с уксусом. На пузырьке восклицательный знак. И рассказывает о каждом веществе.

Дети при помощи чайной ложки добавляют в жерло вулкана соду, затем при помощи пипетки добавляют моющую жидкость и краску разведённую водой. А воспитатель добавляет уксус.

Когда идет "извержение" вулкана, читаю стихотворение:

(слайд 10-11-12)

(слайд 13-14)

(слайд 15-16)

(слайд 17-18-19)

Чтение стихотворения. (слайд 20)

  1.  Заключительная часть занятия:

Цель:  подвести итоги занятия.

Задачи:  обсудить с детьми их впечатления от занятия.

Деятельность детей

Дети: «Да, понравилась!»

Дети: «Узнали что такое вулкан, почему извергается вулкан, что такое лава, какие виды вулканов бывают, кто такие вулканологи и то что вулканы приносят также и пользу, а не только разрушение и уничтожение.

Деятельность  педагога

- Клуб "Юных исследователей" заканчивает свою работу.

- Ребята, вам понравилась наша встреча в клубе?

- Скажите пожалуйста, что вы нового и интересного узнали из сегодняшнего заседания клуба? Какие новые слова услышали.

-Какими вы были? (внимательными, умными, аккуратными, дружными и т. д.) Ребята, но не все вулканы такие грозные, у меня есть вулкан, который не извергает лаву и камни, а извергает только сладкие подарки.

- Спасибо всем за работу. Вы у меня очень способные и замечательные!

Примечание

Воспитатель угощает детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе: «Образ Пресвятой богородицы – женщины матери».

Цель:Познакомить детей с основными событиями жизни Богородицы.Дать преставление об основных православных праздниках и духовно-нравственном укладе жизни своего народа.Способствовать оптимистическому во...

Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе Тема : Наши предки — славяне!

Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группеТема : Наши предки — славяне!Провела Оленченко Т.Г. МДОУ «Ромашка» 2009г.    Программное содержание1....

Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе "Весёлая ярмарка"

Закреплять знания детей о характерных особенностях разных видов росписи....

Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе на тему: «СТРАНЫ МИРА»

.Развивать познавательные способности детей на основе ознакомления с культурным наследием народов разных национальностей. Закреплять развитие интереса к культурному наследию русского народа..Воспитыва...

Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе."Зачем человеку руки?"

Познакомить детей со значением рук при помощи метода игры и экспериментирования....

Конспект занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе."Что лучше: руки или ноги?"

Выяснить сходство и различие в строении и значении рук и ног человека....