экологическое воспитание детей по направлению "Открываем мир природы"
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кириченко Валентина Яковлевна

Воспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_po_ekologii.pptx2.68 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда д/с№115 Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках программы «Хранители природы» по направлению «Открываем мир природы» Воспитатель: Кириченко Валентина Яковлевна

Слайд 2

Конституция Российской Федерации

Слайд 3

Статья 74 п.1 закона Российской Федерации об охране окружающей среды гласит: «Для того, чтобы овладеть минимумом экологических знаний, необходимых для формирования экологической культуры граждан, во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях, независимо от их профиля, необходимо обеспечение обязательного преподавания основ экологических знаний».

Слайд 4

Экологическое законодательство РФ Закон Калининградской области «Об экологической культуре, экологическом образовании и просвещении населения Калининградской области» (Принят Калининградской областной Думой пятого созыва 21 июня 2012 года) Приказ Министерства образования Калининградской области № 214/1 от 24 марта 2014 года «Об утверждении методических рекомендаций о приоритетах воспитания в системе образования Калининградской области» Региональная нормативные акты:

Слайд 5

Проблема "Не навреди!" - одна из заповедей общения человека с природой. Воспитание маленьких дошкольников в духе природосбережения - одна из сторон экологического образования в детском саду. Любовь, понимание и забота - это то, что ждет природа от каждого человека. При написании проекта мы следовали следующим педагогическим принципам: системности; наглядности; доступности; учета возрастных и индивидуальных особенностей детей; сезонности. В наше время проблемы экологи­ческого воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина — в деятельности человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения, расточи­тельная, ведущая к нарушению эколо­гического равновесия. Это происходит оттого, что всегда очень мало уделялось внимания экологическому воспитанию, и привело к тому, что люди стали относиться к природе только как к источнику сырья, жизни и т.д. Вырубка лесов разрушает экосистемы и приводит к исчезновению многих видов животных и растений, некоторые растения относятся к незаменимым видам, из которых получают лекарственные препараты. Формирование экологического сознания - важнейшая задача в настоящее время.

Слайд 6

Актуальност ь Дошкольный период — чрезвычайно важный этап в жизни ребенка. Именно в этот период происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. Психологические исследования показывают, что на этапе дошкольного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умения по-детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение — необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства. Великий русский педагог К. Д. Ушинский обращал внимание воспитателей на необходимость общения детей с природой, на их умение с ранних лет наблюдать за явлениями природы. Раннее общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на нее, оценить ее современное экологическое состояние и взаимоотношение человека с окружающей средой. Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения к лесу, животному и растительному миру, стремление к сохранению и преумножению природных богатств для нынешних и будущих поколений людей становится неотъемлемым требованием воспитания.

Слайд 7

Цель экологического воспитания : Воспитание экологически грамотного, социально активного дошкольника, ответственного за состояние окружающей среды, бережно относящегося к богатствам природы. Задачи : Формирование представлений о том, что человек часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её Формирование навыков культуры поведения в природе Охрана и укрепление здоровья детей, развитие навыков здорового образа жизни Расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными Воспитывать у детей заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с природой

Слайд 8

Вид проекта: познавательно- творческо- исследовательский. Тип проекта: долгосрочный , групповой, творческий индивидуальный (совместно с родителями).

Слайд 9

Основные принципы работы: Системность Возрастная категория Интеграция Преемственность взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи Направления работы:

Слайд 10

Методы проекта: исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения; самостоятельное наблюдение; коллективное наблюдение; наглядные: театральное представление, словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, словесные инструкции; технология моделирования; релаксация;

Слайд 12

Формы работы с родителями Анкетирование Родительские собрания «Добро пожаловать в экологию Круглый стол «Воспитание доброты к природе» Консультации в родительский уголок Организация предметно-развивающей среды Участие в проектной деятельности Участие в непосредственно образовательной деятельности Экологические акции

Слайд 13

Руководители: КириченкоВ.Я ., КомарницкаяО.В ., Участники: воспитатели, дети, родители.

Слайд 14

Экологический проект формирует активную позицию в экологической и общественно-значимой деятельности ребёнка-дошкольника в дополнение к существующей системе занятий и наблюдений. Участие в оборудовании развивающей экологической среды, освоение новых форм работы повышает уровень экологической культуры всех участников педагогического процесса: детей, родителей и педагогов. Ожидаемый результат Продукт проектной деятельности План-схема экологической тропы участка детского сада, фотографии, папки-проекты, рисунки, исследовательские работы, схемы, выставки , кормушки, дидактические экологические игры, коллекции, зона экспериментирования в группе, мультимедийные презентации региональной направленности: «Деревья», «Растения луга», «Животные», «Красная книга», «Насекомые», семейный экологический десант , экологические знаки.

Слайд 15

Труд, экспериментирование и наблюдения в уголке природы и на участке детского сада:

Слайд 16

1-й этап: Подготовительный Цель: Подбор необходимой литературы и материалов. Создание интереса у участников проекта. 2-й этап: Основной. Цель: Проведение занятий, опытов, экспериментов, бесед, творческая деятельность , рассматривание иллюстраций, чтение и т.д. 3- й этап: Заключительный. Цель: Проведение досуга Подведение итогов.

Слайд 17

Содержание проекта Подготовительный – диагностический этап: Сбор и анализ литературы по данной теме; Разработка плана реализации проекта; Разработка дидактических игр, пособий; Подборка иллюстративного материала; Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд по теме; Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр, веселых вопросов и упражнений по теме; Подготовка утилизированного материала, материала для изобразительной деятельности; Подбор художественной и познавательной литературы для чтения детям; Приобретение семян цветов; Задания родителям по подготовке мини-проектов о цветах; Диагностика-определение уровня умений и знаний детей по теме проекта .

Слайд 18

Содержание проекта Основной – практический этап: Беседа «Цветы – краса земли», Занятие «Путешествие в царство растений», «Красная книга» Экскурсия в парк «Знакомство с природой» Загадывание загадок, ребусов; Заучивание и чтение стихотворений; Чтение художественной, познавательной литературы; Занятие «Растения лечат» (дать представление о лекарственных растениях ; научить определять их по описанию; находить связь между цветущими растениями и ; обогащать словарь); Дидактическая игра «найди растение по описанию» (уточнение знаний о строении цветка, закрепление названий комнатных растений); Занятие «комнатные растения уголка природы» (закрепить Знание детей о комнатных растениях; продолжать учить сравнивать растения, находить сходство и различия во внешних признаках; закрепить знания об условиях роста комнатных растений; развивать желания ухаживать за растениями); Беседа «красота спасет мир», (в доступной форме объяснить детям, для чего нужно охранять природу; обогащать и расширять представления об окружающем мире);

Слайд 19

Содержание проекта Основной – практический этап: Изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранительных знаков. Таблички рисуют дети с помощью воспитателей. Знаки: Ходить по тропинкам. Не ломать ветки деревьев. Не топтать цветы, травы. Не кричать, не включать громко музыку. Не лезть в птичьи гнезда. Не ловить насекомых. Не разрушать грибницы. Не ловить мальков и лягушек. Не рвать паутинки. Не оставлять не затушенных костров. Не разорять муравейники.

Слайд 20

Содержание проекта Основной – практический этап: Опыты и исследовательско - поисковая деятельность: Если долго не поливать цветы, листочки увядают, а цветок падает; Где семена быстро взойдут (на солнце, в тёмном месте или вдали от солнечных лучей); Собрать коллекцию: цветы, сделанные из разного материала, цветы на ткани, открытки «букеты цветов»; Рассказы детей о цветниках дома, как они с родителями заботятся о цветах; В каких случаях дома дарят цветы? Трудовая деятельность на участке, в группе – посадка цветов, уход за ними.

Слайд 21

Содержание проекта Основной – практический этап: Работа с родителями: Консультация «Ребенок и природа (основы безопасности детей дошкольного возраста)». Консультация «Цветы для мамы» из серии «Вместе с детьми». Консультация «Природа – источник огромного количества открытий и находок, источник счастья и труда (что можно делать осенью?)».

Слайд 22

Содержание проекта Основной – практический этап:

Слайд 23

Содержание проекта Заключительный этап: Презентация проекта Конференция для детей и родителей «Маршруты экологической тропы». Создание тематического альбома «Я и мир вокруг меня». Экологический праздник «На природу в лес пойдем». Презентация проекта «Юные защитники природы».

Слайд 24

Отмечается изменение отношения детей к природе в положительную сторону, следовательно, можно говорить о том, что деятельность по формированию экологического образования в рамках реализации исследовательского проекта «Хранители природы» эффективна . Выводы Перспективы на будущее Разработка мероприятий по ознакомлению дошкольников с окружающим миром на основе экологической тропы (план наблюдений за объектами живой и неживой природы)

Слайд 25

За время работы над проектом дети научились : Классифицировать растения; Проводить простейшие исследования с объектами природы; Узнали много интересного из жизни растений; Научились вести наблюдения за объектами живой и неживой природы; Стали бережливее относиться к объектам природы.

Слайд 26

Литература З.Ф. Аксенова. «Войди в природу другом», М.: «Сфера» 2011г. Виноградова Н.В Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой Воронкевич О.А Добро пожаловать в экологию! СПб «Детство-Пресс», 2008 А.С.Галанова . «Дошкольники на прогулке», 2005г.; Грехова Л.И В союзе с природой. «ЦГЛ» «Сервис школа» Москва, 2002 Елкина Н.В, Мариничева О.В Учим детей наблюдать и рассказывать» Ярославль «Академия Развития», 1997 Захлебный А.Н. На экологической тропе Москва, 1981 А.И.Иванова . «Живая экология», М.: «Сфера» 2007г.; С.Н.Николаева . «Юный эколог», «Мозаика-синтез» 1999г.; Л.Б. Поддубная . «Природа вокруг нас», Издательство «Корифей», 2008г.; Н.А.Рыжова . «Экологический проект «Моё дерево»», М.: 2006г.; Саморукова П.Г Как знакомить дошкольников с природой М. Просвещение, 1983 И.Урмина , Т.Данилина . «Инновационная деятельность в ДОУ», М.: 2009г. П.Г.Федосеева . «Система работы по экологическому воспитанию», Издательство «Корифей», 2008г.

Слайд 27

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностическая карта уровня экологической воспитанности детей из кружка « Друзья природы» 2010- 2011 учебный год

Выявление уровня экологической воспитанности детей из кружка "Друзья природы" 2010-2011 г....

Диагностическая карта уровня экологической воспитанности детей из кружка « Друзья природы» 2011- 2012 учебный год

Выявление уровня экологической воспитанности детей из кружка « Друзья природы" 2011- 2012 учебный год                         ...

Диагностическая карта уровня экологической воспитанности детей из кружка « Друзья природы» 2008 - 2009 учебный год

Диагностическая карта уровня экологической воспитанности детей из кружка « Друзья природы"  2008 -  2009 учебный год             ...

Диагностическая карта уровня экологической воспитанности детей из кружка « Друзья природы» 2009 - 2010 учебный год

Диагностическая карта уровня экологической воспитанности детей из кружка « Друзья природы"   2009 -  2010 учебный год             ...

Экологическое воспитание детей через ознакомление с природой родного края.

В методической разработке представлено перспективное планирование совместной деятельности педагога с детьми и их родителями по экологическому воспитанию детей через ознакомление с природой родного кая...

Консультация Тема: «Экологическое воспитание детей через ознакомление с природой родного края»

КонсультацияТема: «Экологическое воспитание детей через ознакомление с природой родного края»...

План-конспект: экологическое воспитание детей через ознакомление с природой родного края.

С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Так к...