Нод "Прогулка в зимний лес".
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Каргаева Разаренова Оксана Владимировна

Открытый конспект непосредственной образовательной деятельности

с воспитанниками средней группы 4-5 лет

(образовательная область «Познавательное развитие» Окружающий мир)

Тема: «Прогулка в зимний лес»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение

Самарской области  средней общеобразовательной школы пос.Прибой

муниципального района Безенчукский Самарской области

структурное подразделение детский сад «Зоренька»

Открытый конспект непосредственной образовательной деятельности

с воспитанниками средней группы 4-5 лет

(образовательная область «Познавательное развитие» Окружающий мир)

Тема: «Прогулка в зимний лес»

                                                                             Каргаева Оксана Владимировна,

                                                                             воспитатель первой категории

2017

Открытый конспект непосредственной образовательной деятельности

с воспитанниками средней группы

Тема: «Прогулка в зимний лес»

Дата: 20.12.2017г.

        

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

- продолжать знакомить детей с обитателями зимнего леса;

- обобщать знания о том, как проводят зиму звери, где живут, чем питаются, зачем меняют шубку;

- закреплять знания с использованием моделей («Познавательное развитие»);

- формировать сложные формы речи: речь-доказательство, речь-описание  («Речевое развитие» Развитие речи);

- формировать умение слушать стихотворение;

- формировать умение отвечать на вопросы  («Художественно-эстетическое развитие» Восприятие художественной литературы и фольклора);

- развивать крупную моторику;

- развивать умение в правильном дыхании: вдохе и выдохе («Физическое развитие» Здоровье).

Методы и приёмы:

  1. Словесные: беседа, художественное слово, вопросы, рассказы детей.
  2. Наглядные: рассматривание картинок, моделей.
  3. Практические: сюрпризный момент, игры.

Материалы и оборудование:

- демонстрационный материал: игрушка вороны – Каркуша, декорации леса, дупло на дереве, мягкие игрушки диких зверей (зайца и белки).

- раздаточный материал: снежинки, серия  картинок, модели (следы зайца и белки).

Предварительная работа: Наблюдение за сезонными изменениями в природе; на улице рассмотреть следы птиц и животных, сравнить, что общего и чем отличаются; в уголке природы рассмотреть модели (строения диких животных, следы животных), разрезные картинки  (изображение зверей), рассматривание иллюстраций «Животные в лесу»; просмотр карточек «Дикие животные»; экологические игры: дидактические игры «Собери животное», «Лото «Животные», «Азбука леса», «Угадай,  чей это след», словесные игры «Кто в домике живет», «Опиши, я отгадаю», «Третий лишний». Познакомились с произведениями: Я.Аким «Первый снег»;  Г. Скребицкий «Четыре художника» (отрывок), «Белая шубка», «Белочка хлопотунья»;  В.Зотов «Заяц-беляк» (из книги «Лесная мозаика»);  В.Чарушин «Что за зверь», Г. Снегирёв «Как звери и птицы к зиме готовятся». Разучивали  песенки-потешки о зиме и зверях, загадки о лесных животных. 

Участники НОД: шестеро воспитанников средней группы, воспитатель.

Общая продолжительность НОД: 15 - 20 минут.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физкультминутка.

Игровая

Игры дидактические.

Коммуникативная

Беседы, вопросы.

Восприятие

(художественной литературы и фольклора)

Рассказывание, обсуждение.

Логика образовательной деятельности:

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемый результат

1.

Воспитатель приветствует детей среднего возраста.

Игра-приветствие.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, Зимушка-зима!

Здравствуй, белая берёзка!

Здравствуй, утро!

Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

Дети стоят полукругом. Здороваются.

Настраиваются на совместную работу.

2.

Воспитатель обращается к детям: Зима нам передала снежинки, хотите поиграть.

Вносит тарелочку с мелко нарезанной белой бумагой (снежинками).

- Дети, подставьте ладошки, я вам насыплю снежок. А теперь давайте подуем на него.

Упражнение на развитие дыхания «Падают снежинки».

Воспитатель говорит:

Ой, летят, летят снежинки,

Белоснежные пушинки,

Это зимушка-зима

Рукавами повела,

Все снежинки закружила

И на землю опустила.

Воспитатель:

- Вот это да! Настоящая метель поднялась.

Дети дуют на ладошки и радуются разлетающимся «снежинкам».

Развито дыхание у детей.

3.

В группу прилетает ворона Каркуша: «Помогите!!! Украли всех жителей леса! Караул!!!

Воспитатель:  Какое горе, как же нам быть?

- Давайте поможем Каркуше найти жителей  леса!

Отправляемся в лес.

По тропинке мы пойдем в зимний лес мы попадём.

Обращают внимание на игрушку.

Ответы детей.  

Создан интерес к предстоящей деятельности.

4.

Воспитатель читает стихотворение.

Зимний лес стоит печальный,

Кто под снегом спрятал тайны?

Почему река молчит?

Птичья песня не звучит?

Осторожно в лес входите,

Тайны леса не будите.

Спрашивает у детей:

- Неужели в лесу никого нет?

Каркуша: - Ой, смотрите, вот чьи-то следы.

Дидактическая игра «Угадай,  чей это след».

- Чьи они? (заячьи).

- На что похожи? (на капельки).

Слушают текст.

Отвечают на вопросы.

Рассматривают модель (след зайца).

Играют в игру.

Умеют внимательно  слушать стихотворение. Умеют пользоваться моделями.

5.

Каркуша. Нет! Если бы это был зайчик, то я бы заметила, а на снегу никого не было. И я полетела по этим следам. Летала, летала и почему-то прилетела опять на то место, откуда и улетала.

Каркуша спрашивает у детей:

- Почему зайчик становится незаметным на снегу?

Игра «Поменяй шубку».

В сугробе Каркуша находит игрушечного Зайчика.

- Какой мех у зайца?

- Как заяц спасается от врагов?

Каркуша. Теперь мне понятно, почему я не заметила зайчика. А что же он ест зимой, ведь травы нет, листьев тоже нет, все покрыто снегом?

Ведут диалог.

Отвечают на вопросы.

Играют в игру.

Ты, Каркуша, потому зайчика не видела, что к зиме заяц меняет свой мех на белый, и в такой шубке он становится незаметным на снегу, и ему легко спрятаться от врагов. У зайца мех становится таким теплым, что он долгое время может отдыхать на снегу. А еще, спасаясь от врагов, заяц любит «петлять», т.е. запутывать следы и возвращаться на прежнее место.

Сформированы сложные формы речи: речь-доказательство, речь-описание.  

6.

Расскажем Каркуше, чем питается зимой заяц.

Игра «Что ест заяц зимой?».

Выбирают и показывают картинки (зайцы зимой в лесу поедают ветки, кору кустарников и деревьев,  иногда зимой зайцы посещают сады и огороды, где лакомятся капустными кочерыжками и корой плодовых деревьев).

Умеют подбирать картинки.

7.

Каркуша предлагает посмотреть ещё следы.

По тропинке мы пойдём 

На пути сугроб высокий,

Поднимайте выше ноги.

Физкультминутка «Мы шагаем по сугробам».

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимайте выше ногу,

Проложи другим дорогу.

Выполняют упражнения под текст.

Дети идут друг за другом, высоко поднимая ноги.

Развита крупная моторика.

8.

Каркуша.  - Ребята, а что это был за зверек около ствола дерева, следы которого очень похожи на следы зайца. Я посмотрела около дерева (модель), на дереве и никого не заметила.- Чьи они? (белечьи).

Дидактическая игра «Угадай,  чей это след».

Рассматривают модель (след белки).

Играют в игру.

Показывают картинку белки в зимней шубке. Она тоже на зиму меняет свой мех. Из рыжей становится светло-серой.

Умеют пользоваться моделями.

9.

Каркуша.  Но в какой шубке белка будет не заметна?

Игра «Поменяй шубку».

Где же она живет?

Воспитатель показывает игрушку Белочку.

А зачем белке нужен такой большой и пушистый хвост?

Я теперь поняла, что около ствола дерева была белка, но что же она там искала?

Где ещё можно увидеть белку?

Воспитатель. Вот эти следы белки, которая искала запасы около ствола дерева, ты, Каркуша, и увидела. Ребята, а где еще зимой можно увидеть белок?

Каркуша благодарит ребят за то, что она много узнала о жизни диких животных зимой, чем они питаются, как прячутся от врагов.

Ведут диалог.

Играют в игру.

Составляют описательный рассказ. Белка живет в дупле.

 Хвостом белка покрывается в гнезде, как одеялом, от холода. А еще ей хвост нужен для того, чтобы она перелетала с ветки на ветку, а хвост служит ей и рулем и парашютом.

Она искала корм, так как питается орешками, семенами, а запасы она делает в разных местах: орехи она прячет в лесной подстилке, грибы укрепляет между ветками. Зимой она отыскивает свои запасы и берет из них корм.

Зимой можно белок увидеть в городских парках, где они привыкают к людям. Они очень забавные.

Сформированы сложные формы речи: речь-доказательство, речь-описание.  

10.

Воспитатель предлагает детям:

-Ребята, уже темнеет. Нам пора вернуться в детский сад.

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи друзьям дорогу.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали

Сейчас в садик мы пойдем,

И в саду мы отдохнем.

- Вот мы и вернулись.

Дети берутся за руки и идут змейкой.

Делятся полученными знаниями.

Получены новые знания и умения.

Рефлексия.

- Что мы с вами делали в лесу?

- С каким лесным обитателем мы сегодня встретились?

- В какие игры мы играли?



Предварительный просмотр:

государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение

Самарской области  средней общеобразовательной школы пос.Прибой

муниципального района Безенчукский Самарской области

структурное подразделение детский сад «Зоренька»

Открытый конспект непосредственной образовательной деятельности

с воспитанниками средней группы 4-5 лет

(образовательная область «Познавательное развитие» Окружающий мир)

Тема: «Прогулка в зимний лес»

                                                                             Каргаева Оксана Владимировна,

                                                                             воспитатель первой категории

2017

Открытый конспект непосредственной образовательной деятельности

с воспитанниками средней группы

Тема: «Прогулка в зимний лес»

Дата: 20.12.2017г.

        

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

- продолжать знакомить детей с обитателями зимнего леса;

- обобщать знания о том, как проводят зиму звери, где живут, чем питаются, зачем меняют шубку;

- закреплять знания с использованием моделей («Познавательное развитие»);

- формировать сложные формы речи: речь-доказательство, речь-описание  («Речевое развитие» Развитие речи);

- формировать умение слушать стихотворение;

- формировать умение отвечать на вопросы  («Художественно-эстетическое развитие» Восприятие художественной литературы и фольклора);

- развивать крупную моторику;

- развивать умение в правильном дыхании: вдохе и выдохе («Физическое развитие» Здоровье).

Методы и приёмы:

  1. Словесные: беседа, художественное слово, вопросы, рассказы детей.
  2. Наглядные: рассматривание картинок, моделей.
  3. Практические: сюрпризный момент, игры.

Материалы и оборудование:

- демонстрационный материал: игрушка вороны – Каркуша, декорации леса, дупло на дереве, мягкие игрушки диких зверей (зайца и белки).

- раздаточный материал: снежинки, серия  картинок, модели (следы зайца и белки).

Предварительная работа: Наблюдение за сезонными изменениями в природе; на улице рассмотреть следы птиц и животных, сравнить, что общего и чем отличаются; в уголке природы рассмотреть модели (строения диких животных, следы животных), разрезные картинки  (изображение зверей), рассматривание иллюстраций «Животные в лесу»; просмотр карточек «Дикие животные»; экологические игры: дидактические игры «Собери животное», «Лото «Животные», «Азбука леса», «Угадай,  чей это след», словесные игры «Кто в домике живет», «Опиши, я отгадаю», «Третий лишний». Познакомились с произведениями: Я.Аким «Первый снег»;  Г. Скребицкий «Четыре художника» (отрывок), «Белая шубка», «Белочка хлопотунья»;  В.Зотов «Заяц-беляк» (из книги «Лесная мозаика»);  В.Чарушин «Что за зверь», Г. Снегирёв «Как звери и птицы к зиме готовятся». Разучивали  песенки-потешки о зиме и зверях, загадки о лесных животных. 

Участники НОД: шестеро воспитанников средней группы, воспитатель.

Общая продолжительность НОД: 15 - 20 минут.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физкультминутка.

Игровая

Игры дидактические.

Коммуникативная

Беседы, вопросы.

Восприятие

(художественной литературы и фольклора)

Рассказывание, обсуждение.

Логика образовательной деятельности:

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемый результат

1.

Воспитатель приветствует детей среднего возраста.

Игра-приветствие.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, Зимушка-зима!

Здравствуй, белая берёзка!

Здравствуй, утро!

Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

Дети стоят полукругом. Здороваются.

Настраиваются на совместную работу.

2.

Воспитатель обращается к детям: Зима нам передала снежинки, хотите поиграть.

Вносит тарелочку с мелко нарезанной белой бумагой (снежинками).

- Дети, подставьте ладошки, я вам насыплю снежок. А теперь давайте подуем на него.

Упражнение на развитие дыхания «Падают снежинки».

Воспитатель говорит:

Ой, летят, летят снежинки,

Белоснежные пушинки,

Это зимушка-зима

Рукавами повела,

Все снежинки закружила

И на землю опустила.

Воспитатель:

- Вот это да! Настоящая метель поднялась.

Дети дуют на ладошки и радуются разлетающимся «снежинкам».

Развито дыхание у детей.

3.

В группу прилетает ворона Каркуша: «Помогите!!! Украли всех жителей леса! Караул!!!

Воспитатель:  Какое горе, как же нам быть?

- Давайте поможем Каркуше найти жителей  леса!

Отправляемся в лес.

По тропинке мы пойдем в зимний лес мы попадём.

Обращают внимание на игрушку.

Ответы детей.  

Создан интерес к предстоящей деятельности.

4.

Воспитатель читает стихотворение.

Зимний лес стоит печальный,

Кто под снегом спрятал тайны?

Почему река молчит?

Птичья песня не звучит?

Осторожно в лес входите,

Тайны леса не будите.

Спрашивает у детей:

- Неужели в лесу никого нет?

Каркуша: - Ой, смотрите, вот чьи-то следы.

Дидактическая игра «Угадай,  чей это след».

- Чьи они? (заячьи).

- На что похожи? (на капельки).

Слушают текст.

Отвечают на вопросы.

Рассматривают модель (след зайца).

Играют в игру.

Умеют внимательно  слушать стихотворение. Умеют пользоваться моделями.

5.

Каркуша. Нет! Если бы это был зайчик, то я бы заметила, а на снегу никого не было. И я полетела по этим следам. Летала, летала и почему-то прилетела опять на то место, откуда и улетала.

Каркуша спрашивает у детей:

- Почему зайчик становится незаметным на снегу?

Игра «Поменяй шубку».

В сугробе Каркуша находит игрушечного Зайчика.

- Какой мех у зайца?

- Как заяц спасается от врагов?

Каркуша. Теперь мне понятно, почему я не заметила зайчика. А что же он ест зимой, ведь травы нет, листьев тоже нет, все покрыто снегом?

Ведут диалог.

Отвечают на вопросы.

Играют в игру.

Ты, Каркуша, потому зайчика не видела, что к зиме заяц меняет свой мех на белый, и в такой шубке он становится незаметным на снегу, и ему легко спрятаться от врагов. У зайца мех становится таким теплым, что он долгое время может отдыхать на снегу. А еще, спасаясь от врагов, заяц любит «петлять», т.е. запутывать следы и возвращаться на прежнее место.

Сформированы сложные формы речи: речь-доказательство, речь-описание.  

6.

Расскажем Каркуше, чем питается зимой заяц.

Игра «Что ест заяц зимой?».

Выбирают и показывают картинки (зайцы зимой в лесу поедают ветки, кору кустарников и деревьев,  иногда зимой зайцы посещают сады и огороды, где лакомятся капустными кочерыжками и корой плодовых деревьев).

Умеют подбирать картинки.

7.

Каркуша предлагает посмотреть ещё следы.

По тропинке мы пойдём 

На пути сугроб высокий,

Поднимайте выше ноги.

Физкультминутка «Мы шагаем по сугробам».

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимайте выше ногу,

Проложи другим дорогу.

Выполняют упражнения под текст.

Дети идут друг за другом, высоко поднимая ноги.

Развита крупная моторика.

8.

Каркуша.  - Ребята, а что это был за зверек около ствола дерева, следы которого очень похожи на следы зайца. Я посмотрела около дерева (модель), на дереве и никого не заметила.- Чьи они? (белечьи).

Дидактическая игра «Угадай,  чей это след».

Рассматривают модель (след белки).

Играют в игру.

Показывают картинку белки в зимней шубке. Она тоже на зиму меняет свой мех. Из рыжей становится светло-серой.

Умеют пользоваться моделями.

9.

Каркуша.  Но в какой шубке белка будет не заметна?

Игра «Поменяй шубку».

Где же она живет?

Воспитатель показывает игрушку Белочку.

А зачем белке нужен такой большой и пушистый хвост?

Я теперь поняла, что около ствола дерева была белка, но что же она там искала?

Где ещё можно увидеть белку?

Воспитатель. Вот эти следы белки, которая искала запасы около ствола дерева, ты, Каркуша, и увидела. Ребята, а где еще зимой можно увидеть белок?

Каркуша благодарит ребят за то, что она много узнала о жизни диких животных зимой, чем они питаются, как прячутся от врагов.

Ведут диалог.

Играют в игру.

Составляют описательный рассказ. Белка живет в дупле.

 Хвостом белка покрывается в гнезде, как одеялом, от холода. А еще ей хвост нужен для того, чтобы она перелетала с ветки на ветку, а хвост служит ей и рулем и парашютом.

Она искала корм, так как питается орешками, семенами, а запасы она делает в разных местах: орехи она прячет в лесной подстилке, грибы укрепляет между ветками. Зимой она отыскивает свои запасы и берет из них корм.

Зимой можно белок увидеть в городских парках, где они привыкают к людям. Они очень забавные.

Сформированы сложные формы речи: речь-доказательство, речь-описание.  

10.

Воспитатель предлагает детям:

-Ребята, уже темнеет. Нам пора вернуться в детский сад.

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи друзьям дорогу.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали

Сейчас в садик мы пойдем,

И в саду мы отдохнем.

- Вот мы и вернулись.

Дети берутся за руки и идут змейкой.

Делятся полученными знаниями.

Получены новые знания и умения.

Рефлексия.

- Что мы с вами делали в лесу?

- С каким лесным обитателем мы сегодня встретились?

- В какие игры мы играли?



Предварительный просмотр:

государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение

Самарской области  средней общеобразовательной школы пос.Прибой

муниципального района Безенчукский Самарской области

структурное подразделение детский сад «Зоренька»

Открытый конспект непосредственной образовательной деятельности

с воспитанниками средней группы 4-5 лет

(образовательная область «Познавательное развитие» Окружающий мир)

Тема: «Прогулка в зимний лес»

                                                                             Каргаева Оксана Владимировна,

                                                                             воспитатель первой категории

2017

Открытый конспект непосредственной образовательной деятельности

с воспитанниками средней группы

Тема: «Прогулка в зимний лес»

Дата: 20.12.2017г.

        

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

- продолжать знакомить детей с обитателями зимнего леса;

- обобщать знания о том, как проводят зиму звери, где живут, чем питаются, зачем меняют шубку;

- закреплять знания с использованием моделей («Познавательное развитие»);

- формировать сложные формы речи: речь-доказательство, речь-описание  («Речевое развитие» Развитие речи);

- формировать умение слушать стихотворение;

- формировать умение отвечать на вопросы  («Художественно-эстетическое развитие» Восприятие художественной литературы и фольклора);

- развивать крупную моторику;

- развивать умение в правильном дыхании: вдохе и выдохе («Физическое развитие» Здоровье).

Методы и приёмы:

  1. Словесные: беседа, художественное слово, вопросы, рассказы детей.
  2. Наглядные: рассматривание картинок, моделей.
  3. Практические: сюрпризный момент, игры.

Материалы и оборудование:

- демонстрационный материал: игрушка вороны – Каркуша, декорации леса, дупло на дереве, мягкие игрушки диких зверей (зайца и белки).

- раздаточный материал: снежинки, серия  картинок, модели (следы зайца и белки).

Предварительная работа: Наблюдение за сезонными изменениями в природе; на улице рассмотреть следы птиц и животных, сравнить, что общего и чем отличаются; в уголке природы рассмотреть модели (строения диких животных, следы животных), разрезные картинки  (изображение зверей), рассматривание иллюстраций «Животные в лесу»; просмотр карточек «Дикие животные»; экологические игры: дидактические игры «Собери животное», «Лото «Животные», «Азбука леса», «Угадай,  чей это след», словесные игры «Кто в домике живет», «Опиши, я отгадаю», «Третий лишний». Познакомились с произведениями: Я.Аким «Первый снег»;  Г. Скребицкий «Четыре художника» (отрывок), «Белая шубка», «Белочка хлопотунья»;  В.Зотов «Заяц-беляк» (из книги «Лесная мозаика»);  В.Чарушин «Что за зверь», Г. Снегирёв «Как звери и птицы к зиме готовятся». Разучивали  песенки-потешки о зиме и зверях, загадки о лесных животных. 

Участники НОД: шестеро воспитанников средней группы, воспитатель.

Общая продолжительность НОД: 15 - 20 минут.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физкультминутка.

Игровая

Игры дидактические.

Коммуникативная

Беседы, вопросы.

Восприятие

(художественной литературы и фольклора)

Рассказывание, обсуждение.

Логика образовательной деятельности:

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемый результат

1.

Воспитатель приветствует детей среднего возраста.

Игра-приветствие.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, Зимушка-зима!

Здравствуй, белая берёзка!

Здравствуй, утро!

Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

Дети стоят полукругом. Здороваются.

Настраиваются на совместную работу.

2.

Воспитатель обращается к детям: Зима нам передала снежинки, хотите поиграть.

Вносит тарелочку с мелко нарезанной белой бумагой (снежинками).

- Дети, подставьте ладошки, я вам насыплю снежок. А теперь давайте подуем на него.

Упражнение на развитие дыхания «Падают снежинки».

Воспитатель говорит:

Ой, летят, летят снежинки,

Белоснежные пушинки,

Это зимушка-зима

Рукавами повела,

Все снежинки закружила

И на землю опустила.

Воспитатель:

- Вот это да! Настоящая метель поднялась.

Дети дуют на ладошки и радуются разлетающимся «снежинкам».

Развито дыхание у детей.

3.

В группу прилетает ворона Каркуша: «Помогите!!! Украли всех жителей леса! Караул!!!

Воспитатель:  Какое горе, как же нам быть?

- Давайте поможем Каркуше найти жителей  леса!

Отправляемся в лес.

По тропинке мы пойдем в зимний лес мы попадём.

Обращают внимание на игрушку.

Ответы детей.  

Создан интерес к предстоящей деятельности.

4.

Воспитатель читает стихотворение.

Зимний лес стоит печальный,

Кто под снегом спрятал тайны?

Почему река молчит?

Птичья песня не звучит?

Осторожно в лес входите,

Тайны леса не будите.

Спрашивает у детей:

- Неужели в лесу никого нет?

Каркуша: - Ой, смотрите, вот чьи-то следы.

Дидактическая игра «Угадай,  чей это след».

- Чьи они? (заячьи).

- На что похожи? (на капельки).

Слушают текст.

Отвечают на вопросы.

Рассматривают модель (след зайца).

Играют в игру.

Умеют внимательно  слушать стихотворение. Умеют пользоваться моделями.

5.

Каркуша. Нет! Если бы это был зайчик, то я бы заметила, а на снегу никого не было. И я полетела по этим следам. Летала, летала и почему-то прилетела опять на то место, откуда и улетала.

Каркуша спрашивает у детей:

- Почему зайчик становится незаметным на снегу?

Игра «Поменяй шубку».

В сугробе Каркуша находит игрушечного Зайчика.

- Какой мех у зайца?

- Как заяц спасается от врагов?

Каркуша. Теперь мне понятно, почему я не заметила зайчика. А что же он ест зимой, ведь травы нет, листьев тоже нет, все покрыто снегом?

Ведут диалог.

Отвечают на вопросы.

Играют в игру.

Ты, Каркуша, потому зайчика не видела, что к зиме заяц меняет свой мех на белый, и в такой шубке он становится незаметным на снегу, и ему легко спрятаться от врагов. У зайца мех становится таким теплым, что он долгое время может отдыхать на снегу. А еще, спасаясь от врагов, заяц любит «петлять», т.е. запутывать следы и возвращаться на прежнее место.

Сформированы сложные формы речи: речь-доказательство, речь-описание.  

6.

Расскажем Каркуше, чем питается зимой заяц.

Игра «Что ест заяц зимой?».

Выбирают и показывают картинки (зайцы зимой в лесу поедают ветки, кору кустарников и деревьев,  иногда зимой зайцы посещают сады и огороды, где лакомятся капустными кочерыжками и корой плодовых деревьев).

Умеют подбирать картинки.

7.

Каркуша предлагает посмотреть ещё следы.

По тропинке мы пойдём 

На пути сугроб высокий,

Поднимайте выше ноги.

Физкультминутка «Мы шагаем по сугробам».

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимайте выше ногу,

Проложи другим дорогу.

Выполняют упражнения под текст.

Дети идут друг за другом, высоко поднимая ноги.

Развита крупная моторика.

8.

Каркуша.  - Ребята, а что это был за зверек около ствола дерева, следы которого очень похожи на следы зайца. Я посмотрела около дерева (модель), на дереве и никого не заметила.- Чьи они? (белечьи).

Дидактическая игра «Угадай,  чей это след».

Рассматривают модель (след белки).

Играют в игру.

Показывают картинку белки в зимней шубке. Она тоже на зиму меняет свой мех. Из рыжей становится светло-серой.

Умеют пользоваться моделями.

9.

Каркуша.  Но в какой шубке белка будет не заметна?

Игра «Поменяй шубку».

Где же она живет?

Воспитатель показывает игрушку Белочку.

А зачем белке нужен такой большой и пушистый хвост?

Я теперь поняла, что около ствола дерева была белка, но что же она там искала?

Где ещё можно увидеть белку?

Воспитатель. Вот эти следы белки, которая искала запасы около ствола дерева, ты, Каркуша, и увидела. Ребята, а где еще зимой можно увидеть белок?

Каркуша благодарит ребят за то, что она много узнала о жизни диких животных зимой, чем они питаются, как прячутся от врагов.

Ведут диалог.

Играют в игру.

Составляют описательный рассказ. Белка живет в дупле.

 Хвостом белка покрывается в гнезде, как одеялом, от холода. А еще ей хвост нужен для того, чтобы она перелетала с ветки на ветку, а хвост служит ей и рулем и парашютом.

Она искала корм, так как питается орешками, семенами, а запасы она делает в разных местах: орехи она прячет в лесной подстилке, грибы укрепляет между ветками. Зимой она отыскивает свои запасы и берет из них корм.

Зимой можно белок увидеть в городских парках, где они привыкают к людям. Они очень забавные.

Сформированы сложные формы речи: речь-доказательство, речь-описание.  

10.

Воспитатель предлагает детям:

-Ребята, уже темнеет. Нам пора вернуться в детский сад.

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи друзьям дорогу.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали

Сейчас в садик мы пойдем,

И в саду мы отдохнем.

- Вот мы и вернулись.

Дети берутся за руки и идут змейкой.

Делятся полученными знаниями.

Получены новые знания и умения.

Рефлексия.

- Что мы с вами делали в лесу?

- С каким лесным обитателем мы сегодня встретились?

- В какие игры мы играли?



Предварительный просмотр:

государственное бюджетное  общеобразовательное учреждение

Самарской области  средней общеобразовательной школы пос.Прибой

муниципального района Безенчукский Самарской области

структурное подразделение детский сад «Зоренька»

Открытый конспект непосредственной образовательной деятельности

с воспитанниками средней группы 4-5 лет

(образовательная область «Познавательное развитие» Окружающий мир)

Тема: «Прогулка в зимний лес»

                                                                             Каргаева Оксана Владимировна,

                                                                             воспитатель первой категории

2017

Открытый конспект непосредственной образовательной деятельности

с воспитанниками средней группы

Тема: «Прогулка в зимний лес»

Дата: 20.12.2017г.

        

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

- продолжать знакомить детей с обитателями зимнего леса;

- обобщать знания о том, как проводят зиму звери, где живут, чем питаются, зачем меняют шубку;

- закреплять знания с использованием моделей («Познавательное развитие»);

- формировать сложные формы речи: речь-доказательство, речь-описание  («Речевое развитие» Развитие речи);

- формировать умение слушать стихотворение;

- формировать умение отвечать на вопросы  («Художественно-эстетическое развитие» Восприятие художественной литературы и фольклора);

- развивать крупную моторику;

- развивать умение в правильном дыхании: вдохе и выдохе («Физическое развитие» Здоровье).

Методы и приёмы:

  1. Словесные: беседа, художественное слово, вопросы, рассказы детей.
  2. Наглядные: рассматривание картинок, моделей.
  3. Практические: сюрпризный момент, игры.

Материалы и оборудование:

- демонстрационный материал: игрушка вороны – Каркуша, декорации леса, дупло на дереве, мягкие игрушки диких зверей (зайца и белки).

- раздаточный материал: снежинки, серия  картинок, модели (следы зайца и белки).

Предварительная работа: Наблюдение за сезонными изменениями в природе; на улице рассмотреть следы птиц и животных, сравнить, что общего и чем отличаются; в уголке природы рассмотреть модели (строения диких животных, следы животных), разрезные картинки  (изображение зверей), рассматривание иллюстраций «Животные в лесу»; просмотр карточек «Дикие животные»; экологические игры: дидактические игры «Собери животное», «Лото «Животные», «Азбука леса», «Угадай,  чей это след», словесные игры «Кто в домике живет», «Опиши, я отгадаю», «Третий лишний». Познакомились с произведениями: Я.Аким «Первый снег»;  Г. Скребицкий «Четыре художника» (отрывок), «Белая шубка», «Белочка хлопотунья»;  В.Зотов «Заяц-беляк» (из книги «Лесная мозаика»);  В.Чарушин «Что за зверь», Г. Снегирёв «Как звери и птицы к зиме готовятся». Разучивали  песенки-потешки о зиме и зверях, загадки о лесных животных. 

Участники НОД: шестеро воспитанников средней группы, воспитатель.

Общая продолжительность НОД: 15 - 20 минут.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физкультминутка.

Игровая

Игры дидактические.

Коммуникативная

Беседы, вопросы.

Восприятие

(художественной литературы и фольклора)

Рассказывание, обсуждение.

Логика образовательной деятельности:

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемый результат

1.

Воспитатель приветствует детей среднего возраста.

Игра-приветствие.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, Зимушка-зима!

Здравствуй, белая берёзка!

Здравствуй, утро!

Здравствуй, день!

Нам здороваться не лень!

Дети стоят полукругом. Здороваются.

Настраиваются на совместную работу.

2.

Воспитатель обращается к детям: Зима нам передала снежинки, хотите поиграть.

Вносит тарелочку с мелко нарезанной белой бумагой (снежинками).

- Дети, подставьте ладошки, я вам насыплю снежок. А теперь давайте подуем на него.

Упражнение на развитие дыхания «Падают снежинки».

Воспитатель говорит:

Ой, летят, летят снежинки,

Белоснежные пушинки,

Это зимушка-зима

Рукавами повела,

Все снежинки закружила

И на землю опустила.

Воспитатель:

- Вот это да! Настоящая метель поднялась.

Дети дуют на ладошки и радуются разлетающимся «снежинкам».

Развито дыхание у детей.

3.

В группу прилетает ворона Каркуша: «Помогите!!! Украли всех жителей леса! Караул!!!

Воспитатель:  Какое горе, как же нам быть?

- Давайте поможем Каркуше найти жителей  леса!

Отправляемся в лес.

По тропинке мы пойдем в зимний лес мы попадём.

Обращают внимание на игрушку.

Ответы детей.  

Создан интерес к предстоящей деятельности.

4.

Воспитатель читает стихотворение.

Зимний лес стоит печальный,

Кто под снегом спрятал тайны?

Почему река молчит?

Птичья песня не звучит?

Осторожно в лес входите,

Тайны леса не будите.

Спрашивает у детей:

- Неужели в лесу никого нет?

Каркуша: - Ой, смотрите, вот чьи-то следы.

Дидактическая игра «Угадай,  чей это след».

- Чьи они? (заячьи).

- На что похожи? (на капельки).

Слушают текст.

Отвечают на вопросы.

Рассматривают модель (след зайца).

Играют в игру.

Умеют внимательно  слушать стихотворение. Умеют пользоваться моделями.

5.

Каркуша. Нет! Если бы это был зайчик, то я бы заметила, а на снегу никого не было. И я полетела по этим следам. Летала, летала и почему-то прилетела опять на то место, откуда и улетала.

Каркуша спрашивает у детей:

- Почему зайчик становится незаметным на снегу?

Игра «Поменяй шубку».

В сугробе Каркуша находит игрушечного Зайчика.

- Какой мех у зайца?

- Как заяц спасается от врагов?

Каркуша. Теперь мне понятно, почему я не заметила зайчика. А что же он ест зимой, ведь травы нет, листьев тоже нет, все покрыто снегом?

Ведут диалог.

Отвечают на вопросы.

Играют в игру.

Ты, Каркуша, потому зайчика не видела, что к зиме заяц меняет свой мех на белый, и в такой шубке он становится незаметным на снегу, и ему легко спрятаться от врагов. У зайца мех становится таким теплым, что он долгое время может отдыхать на снегу. А еще, спасаясь от врагов, заяц любит «петлять», т.е. запутывать следы и возвращаться на прежнее место.

Сформированы сложные формы речи: речь-доказательство, речь-описание.  

6.

Расскажем Каркуше, чем питается зимой заяц.

Игра «Что ест заяц зимой?».

Выбирают и показывают картинки (зайцы зимой в лесу поедают ветки, кору кустарников и деревьев,  иногда зимой зайцы посещают сады и огороды, где лакомятся капустными кочерыжками и корой плодовых деревьев).

Умеют подбирать картинки.

7.

Каркуша предлагает посмотреть ещё следы.

По тропинке мы пойдём 

На пути сугроб высокий,

Поднимайте выше ноги.

Физкультминутка «Мы шагаем по сугробам».

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимайте выше ногу,

Проложи другим дорогу.

Выполняют упражнения под текст.

Дети идут друг за другом, высоко поднимая ноги.

Развита крупная моторика.

8.

Каркуша.  - Ребята, а что это был за зверек около ствола дерева, следы которого очень похожи на следы зайца. Я посмотрела около дерева (модель), на дереве и никого не заметила.- Чьи они? (белечьи).

Дидактическая игра «Угадай,  чей это след».

Рассматривают модель (след белки).

Играют в игру.

Показывают картинку белки в зимней шубке. Она тоже на зиму меняет свой мех. Из рыжей становится светло-серой.

Умеют пользоваться моделями.

9.

Каркуша.  Но в какой шубке белка будет не заметна?

Игра «Поменяй шубку».

Где же она живет?

Воспитатель показывает игрушку Белочку.

А зачем белке нужен такой большой и пушистый хвост?

Я теперь поняла, что около ствола дерева была белка, но что же она там искала?

Где ещё можно увидеть белку?

Воспитатель. Вот эти следы белки, которая искала запасы около ствола дерева, ты, Каркуша, и увидела. Ребята, а где еще зимой можно увидеть белок?

Каркуша благодарит ребят за то, что она много узнала о жизни диких животных зимой, чем они питаются, как прячутся от врагов.

Ведут диалог.

Играют в игру.

Составляют описательный рассказ. Белка живет в дупле.

 Хвостом белка покрывается в гнезде, как одеялом, от холода. А еще ей хвост нужен для того, чтобы она перелетала с ветки на ветку, а хвост служит ей и рулем и парашютом.

Она искала корм, так как питается орешками, семенами, а запасы она делает в разных местах: орехи она прячет в лесной подстилке, грибы укрепляет между ветками. Зимой она отыскивает свои запасы и берет из них корм.

Зимой можно белок увидеть в городских парках, где они привыкают к людям. Они очень забавные.

Сформированы сложные формы речи: речь-доказательство, речь-описание.  

10.

Воспитатель предлагает детям:

-Ребята, уже темнеет. Нам пора вернуться в детский сад.

Мы шагаем по сугробам,

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи друзьям дорогу.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали

Сейчас в садик мы пойдем,

И в саду мы отдохнем.

- Вот мы и вернулись.

Дети берутся за руки и идут змейкой.

Делятся полученными знаниями.

Получены новые знания и умения.

Рефлексия.

- Что мы с вами делали в лесу?

- С каким лесным обитателем мы сегодня встретились?

- В какие игры мы играли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность зимних построек в подготовительной (логопедической) к школе группе "Зимняя сказка"

Разработка проектной деятельности построек из снега в подготовительной (логопедической) к школе группе....

Сценарий зимнего спортивного праздника в средней группе "Зимние забавы".

В сценарии зимнего спортивного праздника "Зимние забавы" включены веселые игры, эстафеты, аттракционы, сюрпизные моменты, стихи, загадки, встречи со сказачными героями....

Сценарий зимнего физкультурного праздника «Зимние забавы».

Данный физкультурный праздник проводился уже несколько раз и очень понравился и детям и их родителям....

Сценарий зимнего спортивного праздника « Зимние забавы».

Цели: показать детям привлекательность зимних месяцев года; развивать интерес к зимним видам спорта посредством эстафет и конкурсов.  Задачи...

Конспект зимнего развлечения по музыкальному развитию для подготовительной к школе группы «Однажды зимним вечером»

Конспект зимнего развлечения для старшего дошкольного возраста по музыкальному развитию на основе русского народного фольклора....

Зимний праздник "Зимние чудеса" 3-4 года

Зимний спортивный праздникдля детей младшего дошкольного возраста"Зимние чудеса"(3-4 года)      Составил:Инструктор ФКЕрмакова Е.В....

Зимний праздник "Зимнее путешествие" 5-6 лет

Зимний спортивный праздникдля детей старшего дошкольного возраста"Зимнее путешествие "(5-6 лет)      Составил:Инструктор ФКЕрмакова Е.В....