Название программы: «Доброта детям» Тематика: «Формирование ценностных ориентиров у воспитанников младшего дошкольного возраста, на основе духовно-нравственного воспитания»
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа) на тему

Елена Гаврилова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 45, город Саров. Нижегородской области

 

 

 

Название программы: «Доброта детям»

 

Тематика: «Формирование ценностных ориентиров у воспитанников младшего дошкольного возраста, на основе духовно-нравственного воспитания»

 

  Авторы:

Гаврилова Елена Владимировна,

воспитатель высшей квалификационной категории;

Костина Мария Васильевна,

воспитатель первой квалификационной категории

 

 

 

г. Саров, Нижегородской области,

год разработки программы 2018

 Пояснительная записка

Цели и задачи программы

              Цель программы: Формирование ценностных ориентиров у воспитанников младшего дошкольного возраста, на основе духовно-нравственного воспитания.

Задачи:

·        формировать у воспитанников чувства любви к малой родине, на основе приобщения к русским народным традициям посредством творческой, познавательно-исследовательской деятельности, культуре;

·        воспитывать культуру взаимоотношений между сверстниками и взрослыми; на основе элементарных общепринятых норм и правил поведения в обществе;

·        побуждать ребёнка оказывать взаимопомощь, воспитывать такие качества как  дружелюбие, трудолюбие;

·        развивать у воспитанниковмышление, речь, воображение, умение выявлять причинно – следственные связи,проводить сравнения и делать выводычерез специальных игры и упражнения;

·        дать  представления о традициях семейного уклада и формировать основы православия у родителей ребёнка;

 

         Актуальность этой программы обуславливается тем, что она формирует у воспитанников традиционные для православной России духовно-нравственные ценности, раскрывая духовную одаренность дошкольника, формируя его личностный рост, формирует его гражданское самосознание, любовь к малой родине, к укладу жизни и традициям своего народа.  Поэтому, представленная программа способствует выполнению и реализации задач по духовно- нравственному воспитанию  детей младшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности, игровой самостоятельной деятельности дошкольника. Рабочая программа  духовно-нравственного воспитания составлена на обучение дошкольников в возрасте от 2 до 4 лет и рассчитана на 1 год. 

Рабочая программа разрабатывалась на основе следующих нормативных документов:

·        Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

·         Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384);

·        Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

·        Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. – М.: Издательский дом «Истоки», 2015. – 216с. Под редакцией И.А. Кузьмин, О.А. Абрамова, Л.П. Сильвестрова;

·        Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. – 5-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2014 – 161 с.

·        Социокультурный системный подход к истокам в образовании. Истоковедение. Том 11. – М.: Издательский дом «Истоки»,2012. – 320с.

·        Основная образовательная программа «Детский сад № 45» ссылка на программу. http://detskysad-45.caduk.ru/DswMedia/osnovnayaobrazovatel-nayaprogramma.pdf

·        Основная  образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /  Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика Синтез, 2015.

 

Наше с вамибудущее зависит от того какими воспитаем, мы наше поколение, наших детей. Мы ответственны за наше будущее поколение и должны работать сообща педагог и родители, общественность. Наша задача это создание условий, способствующих формированию и закреплению духовности, стремлениюдошкольника к возвышенному, святому и доброму. Мировоззренческие постулаты и ценностные ориентиры, заложенные в детстве, будут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.Патриотизм и духовно-нравственное сознание, закладывается сейчас при формировании и развитии ребёнка как личности.

         Мы также должны помнить, «Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» Василий Александрович Сухомлинский.

       Поэтому мы сами должны быть носителями духовно – нравственной культуры, к которойхотим приобщить ребёнка.

Духовно - нравственное воспитанием это уважение ктрадиция семьи, своего народа, любовь к близким людям, к своему краю, малой родине, любовь к природе. Семья –  это ближнее его окружение,  где формируются и даются представления таких понятий как  добро и зло, о честь, совесть и долг.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание бесценно. Оно несёт в себе нравственные принципы и устои, без которых невозможно создание и  развитие прогрессивного развитого общества. Ребёнок это будущее нашего общества, его основа,который должен обладать нравственными качествами, привитыми в детстве.

 

 

 

Возрастные и индивидуальные особенности

детей  младшего дошкольного возраста

         Дети младшего дошкольного возраста характеризуются повышенной насыщенностью физического и психического развития.

          Именно в этом возрасте 3 -4 лет происходят психо – физиологические изменения уребенка, что и обуславливает его характер и содержаниесамостоятельной деятельности в отношениях с близким окружением.

         Общение с взрослым в данном возрасте приобретает важную роль, являющееся для дошкольников гарантом психологического комфорта. Общаясь с взрослыми, ребёнок приобретает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности.  В младшем возрасте  формируется потребность в общении со сверстниками. В игровой среде возникают первые «творческие» сообщества, где дети «примеряют» на себя  различные роли и корректируют под него свое поведение.

Взрослый для ребёнка, выступает как образец поведения. У дошкольника появляется стремление к освоению этого мира. Появляются новые возможности для воспитания ребёнка, а именно: «Доброго отношения к близкому окружению, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию».

 Происходят изменения в развитии речи:происходит обогащение словарного запаса, формируются определённые суждения об окружающем, выражающиеся небольшими рассказами.

Основополагающим в духовно – нравственном воспитании ребёнка являются: воспитание любви к традициям своей семьи, своей малой родине, чувство патриотизма, толерантности, доброго отношения к окружающим тебя людям, честности, справедливости, ответственности за свои поступки и слова. Большую роль играет организация всей  жизни ребенка в соответствии с основополагающими принципами общечеловеческой морали, и выполнение ежедневного алгоритма надлежащего поведения, которые сопровождаются специальные беседы и разъяснения в игровой и повседневной жизни.

 

 Формы,  методы и приёмы по духовно – нравственному воспитанию

1.Познавательная деятельность – (чтение и обсуждение художественной литературы, сказок, фольклор).

2. Нравственная деятельность (уроки доброты и толерантности, знакомство с традициями православия).

 3. Продуктивная деятельность – (создание аппликаций, фигурок, конструкций, поделок, рисунков).

4.Творческая деятельность (рисование в разных техниках, лепка из глины, музыкальное творчество, танцы).

5. Совместная деятельность, с участиемродителей и детей, направленная на нравственное и духовное продвижение семьи, упрочивание семейных ценностей, уважение и взаимопонимание (семейные и православные праздники, игры и конкурсы).

6. Театрализованная деятельность (разыгрывание сказок и исполнение песен, потешек, закличек православных праздников).

 

Формы и методы по реализации основных задач программы

 

·        Проведение православных праздников;

·        «Уроки доброты»;

·        Беседа, игры нравственного и духовно – нравственного содержания;

·         Организация выставок и Мини – музея (совместная деятельность детей и родителей);

·         Рассматривание иллюстраций в книгах и картин;

·         Постановка музыкальных сказок духовно – нравственного содержания;

·        Целевые прогулки в природу;

·        Просмотр слайдов, мультфильмов, использование аудиозаписей.

Направления работы, по духовно – нравственному воспитанию младших дошкольников используемые в программе

·        Нравственно – образовательное направление (образовательная деятельность, беседы, устные поручения).

·        Культурно – познавательное направление (посещение православного объединения «Мир», просмотр спектаклей по духовно – нравственной тематике, прослушивание аудиокассет по данной теме).

·        Нравственно – трудовое направление (оказание помощи при наведении порядка в группе, на участке, творческая деятельность, изготовление открыток к праздникам).

·        Воспитательно – оздоровительное направление (досуговая деятельность, музыкально – спортивные тематические мероприятия,игровые ситуации, целевые прогулки).

 Учебно – тематический план

Образовательная деятельность по духовно – нравственному воспитанию реализуется на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса. Образовательная деятельность  проводится в соответствии с рекомендуемыми нормами: продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского сада; объёмом учебной нагрузки с учётом требований СанПиН2.4.1.3049-13.

         Программа «Доброта детям»  обуславливает  организованную образовательную  деятельность, длительность  которой зависит от психофизиологических особенностей дошкольников в соответствии с возрастом.


 

 

Содержание программы

Календарно – тематическое планирование работы с детьми

 

Дни недели/

месяц

Тема

Задачи

Направление/

область

Методы и приёмы

Вид деятельности

Итоговое мероприя

тие

Октябрь

1неделя

 

Понедельник

Среда

Пятница

 

Предварительная

работа

 

 

 

Актуализация знаний по теме.

Формировать понятийный аппарат.

Направление:

Познавательно-речевое развитие

Область: Чтение художественной литературы

Чтение стихотворения «Белая берёзка»

(кн.Доброе слово стр.4)

Чтение художественной литературы

 

 

2 неделя

 

Понедельник

 

Среда

 

Пятница

 

 

 

«Ласковое имя»

Формировать и обогащать словарь (имя, имя в уменьшительно-ласкательной форме)

Направление:

Познавательно-речевое развитие

Область: Коммуникация

Область: Познание

Направление:

Художественно-эстетическое развитие

Область: Музыка

Д/и: «Назови ласково»

Цель: воспитывать в детях доброе отношение к сверстникам.

Целевая прогулка в парк, наблюдение за берёзой

Хороводная песня

 

Игровая 

Познавательно-исследовательск

Музыкально-художественная

«Ай-да берёзка»

Пение, вождение хороводов(кн.

Доброе слово

стр.4)

 

3 неделя

 

Понедельник

 

 

Среда

 

 

Пятница

 

 

 «Назови своё имя ласково»

 

Направление:

Художественно-эстетическое развитие

Область: Художественное творчество

Направление: Социально-личностное развитие.

Область: Труд

Изготовление продукта (Лепка белоствольной берёзоньки)

        

Совместный со взрослыми труд (уборка опавших веточек берёзы на участке)

Продуктивная

Трудовая

 

 

Создание плоскостного барельефа рощи берёз (коллективная работа)

 

4 неделя

 

Понедельник

 

 

Среда

 

 

Пятница

 

«Любимое имя»

 

Побуждать детей называть друг друга ласково. Развивать речь детей. Активизировать слова, образующие уменьшительно-ласкательную форму

Направление:

Познавательно-речевое развитие

Область: Чтение художественной литературы

Область: Коммуникация

Направление: Физическое развитие.

Чтение сказки «Теремок»

Ситуативный разговор по сказке «Теремок»

Подвижная игра с правилами

«У медведя во бору»

 

Чтение художественной литературы

Коммуникативная

Двигательная

 

 

Ноябрь

1 неделя

 

Понедельник

 

Среда

Пятница

 

«Доброе слово»

Задачи: развивать диалогическую речь, воспитывать желание оказывать помощь окружающим.

Формировать доброжелательное отношение к близким людям

Направление:

Познавательно-речевое развитие

Область: Коммуникация

Направление:

Художественно-эстетическое развитие

Область: Музыка

 

Д/и: «Улыбнись со мною вместе»

Цель: учить детей толерантности, внимательно относится друг к другу, формировать позитивное настрой по отношению к сверстникам

 

         Игровая

Музыкально-художественная

Хороводная песня «Кто у нас хороший?»

Пение, вождение хороводов

(кн.Доброе слово стр.20

 

 

 

 

Хороводная песня

2 неделя

 

Понедельник

 

Среда

 

Пятница

 

 

 

 

 

 

 

Активизация словаря добрых слов, поступков

 

Направление:

Познавательно-речевое развитие

Область: Коммуникация

 

Направление:

Познавательно-речевое развитие

Область: Чтение художественной литературы

 

Д/и: «Воздушный шар»

Цель: учить детей называть героев сказки, которые помогают другим

 

 

 

 

.

 

 

Чтение стихотворения «Доброе утро»

(кн.Доброе слово стр.21

 

Д/и: «Добрые слова»

Цель: воспитывать доброе отношение друг к другу

 

 

Фестиваль: «Во имя добра»

3 неделя

 

Понедельник

 

Среда

 

Пятница

 

 

 

Направление:

Познавательно-речевое развитие

Область: Чтение художественной литературы Направление:

Художественно-эстетическое развитие

 

Область: Художественное творчество.

 

Придумывание истории из предложенных слов (кн. Доброе слово стр.21)

 

Проговаривание потешек

(кн. Доброе слово стр.22)

Рисование (оформление)

Страницы 23 книги Доброе слово

Написать предложенное ребёнком доброе слово

Коммуникация

 

 

 

 

Продуктивная

 

 

5 неделя

 

Понедельник

 

 

Среда

 

 

 

 

 

 

Пятница

 

 

 

Направление: Физическое развитие.

Область: Физическая культура

 

Направление:

Познавательно-речевое развитие

Область: Чтение художественной литературы

 

Область: Музыка

 

Область: Коммуникация

 

Подвижная игра с правилами

«Курочка и цыплята

 

 

Чтение сказки «Репка»

(кн.Добрая книга стр.5-9)

 

Хороводная игра «Репка»

Пение, вождение хороводов

(кн.Добрая книга стр.11

 

Д/и: «Мешок плохих поступков»

Цель:

Воспитывать в детях желание совершать только хорошие поступки

 

Двигательная

 

 

 

 

Чтение художественной литературы

 

Музыкально-художественная

 

Коммуникация

 

 

Декабрь

 

2 неделя

 

 

Понедельник

 

 

 

 

Среда

 

 

 

 

Пятница

 

 

Ласковая песня

 

 

Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Песня».

 

Развитие умения слушать друг друга, петь простые колыбельные песни.

 

Формирование речевой активности детей через рассказывание о своей маме, исполнение колыбельных песен

 

Направление:

Художественно-эстетическое развитие

Область: Музыка

 

Чтение художественной литературы

 

Коммуникация

 

 

Прослушивание колыбельных песен на магнитофоне

 

 

Проговаривание потешек

(кн. Доброе слово стр.24)

 

Сюжетно-ролевая игра: «Уложи куклу спать»

Цель: Закреплять речевую активность детей через пение колыбельной

Попевки

«Кукольная колыбельная»

(кн. Доброе слово стр.25)

 

 

Чтение художественной литературы

 

 

 

Коммуникация

 

 

 

Музыкально-художественная гостиная приглашает.

Тема: «Колыбельная»

 

Пение колыбельной вместе с детьми перед сном в сон час

 

3 неделя

 

Понедельник

 

Среда

 

Пятница

 

 

 

Направление:

Познавательно-речевое развитие

Область: Коммуникация

Направление: Социально-личностное развитие.

Область: Труд

 

Рассматривание и беседа

по иллюстрациям, изображающим укладывание младенца.

Поручение (надеть кукле Даше шапочку)

 

 

Коммуникация

 

    Трудовая

 

 

Ресурсный круг.

Тема: «Спой мне мама»

4 неделя

 

Понедельник

 

 

Среда

 

 

 

 

 

Пятница  

 

 

 

 

 

Праздничная песня (Рождество)

 

 

Воспитывать у детей интерес к народным праздникам и русским традициям. Воспитывать такие нравственные качества как любовь и заботу о ближнем.

 

 

 

Направление:

Художественно-эстетическое развитие

Область: Музыка

 

 

 

Направление:

Познавательно-речевое развитие

Область: Чтение художественной литературы

 

Пение колыбельных песенок

(кн. Доброе слово

стр.24-26)

 

Пение праздничных песен «Рождество», «Нарядили ёлочку»

(кн. Доброе слово стр.28

 

Чтение

рассказа

«Ёлка»

(кн.Доброе слово стр.29)

Музыкально-художественная

 

 

Музыкально-художественная

Чтение художественной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Участие в Рождественских мероприятиях

Колядки

 

5 неделя

 

Понедельник

 

Среда

 

 

Пятница

Праздничная песня (Рождество)

 

Продолжать воспитывать у детей интерес к народным праздникам

 

 

 

 

Направление:

Познавательно-речевое развитие

Область:

Чтение художественной литературы

 

Направление:

Художественно-эстетическое развитие

Область: Художественное творчество

Чтение стихотворения «Ёлочка»

(кн.Доброе слово стр.30)

 

 

Рисование (раскрашивание рождественской ёлочки раскраски)

на стр. 31

(кн.Доброе слово)

Чтение художественной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продуктивная

 

Январь

2 неделя

Понедельник

Среда 

 

Пятница

 

Рождество Христово

 

Воспитывать у детей интерес к народным праздникам и русским традициям.

 

 

Направление:

Художественно-эстетическое развитие

Область: Художественное творчество

Беседа «Колядки», чтение стихотворений и рассматривание иллюстраций

Продуктивная  деятельность

 

Посиделки

(«Рождественский вертеп»)

3 неделя

Понедельник

 

Среда 

 

Пятница

 

 

Крещение Господне

 

 

 

 

 

 

 

Воспитывать такие нравственные качества как любовь и заботу о ближнем окружении

 

Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек»

 

 

 

Рассматривание иллюстраций по данной тематике

 

 

Выпуск брошюры для родителей «Поиграй со мноймалыш»

4 неделя

 

Понедельник

 

Среда 

 

Пятница

 

 

«Рождество Христово»,

 

«Крещение Господне» Зимние забавы

 

Продолжать уделять должное внимание воспитанию  детей и вызвать  интерес к народным праздникам и русским традициям.

 

 

Направление:

Художественно-эстетическое развитие

Область: Художественное творчество

 

Д/и «Собери картинку».

 

Рус.нар. игра «У медведя во бору»

 

Чтение стихотворений и рассматривание иллюстраций

 

 

 

 

Февраль

1 неделя

Понедельник

 

 

Среда 

 

 

Пятница

 

 

 

 

 

Русские богатыри

 

 

 

 

Продолжать развивать диалогическую речь, побуждать в желании подрожать, близким людям

 

 

Стихи для папы «Мы мужчины»

 

 

 

Рассматривание альбома с фотографиями пап воспитанников «Я с папой»

 

 

Д/и «Что любит делать папа»

Рус.нар. игра «Гори ясно»

 

 

 

Спортивный – музыкальный 

праздник «Бравые солдаты»

 

2 неделя

Понедельник

 

Среда 

 

Пятница

 

 

Воспитывать такие нравственные качества как честь, забота, ответственность,

любовь, заботу о родных тебе людях

Направление:

Познавательно-речевое развитие

Область:

Чтение художественной литературы

Чтение рус.нар. сказок о подвигах русских богатырей.

 

 

 

3 неделя

Понедельник

 

Среда 

 

Пятница

Мой папа лучше всех

 

Формировать доброжелательное отношение к ближнему окружению

 

Игры- забавы с папой.

Просмотр презентации: «Служу Отчизне»

 

 

4 неделя

 

Понедельник

 

Среда 

 

Пятница

Доброе слово Отчизне

Продолжать воспитывать такие нравственные качества как честь, забота, ответственность,

любовь, вера

Направление:

Познавательно-речевое развитие

Область:

Чтение художественной литературы

 

Игры- забавы по данной тематике.

 

 

 

 

 

Военно – патриотического характера

Игры- забавы

Тематическое мероприятие

Март

1 неделя

 

Понедельник

Среда 

Пятница

Ласковые слова для мамы

Задачи: развивать диалогическую речь, воспитывать желание делать подарки близким людям.

 

Направление:

Познавательно-речевое развитие

Область:

Чтение художественной литературы

 

« Сюжетно-ролевые игры «Моя семья», 

 

Чтение стихотворений о маме и бабушке

 

 

Праздник посвященный Женскому дню.

 

2 неделя

Понедельник

Среда 

Пятница

 

Мама солнышко моё

 

Формировать доброжелательное отношение к ближнему окружению

 

Направление:

Познавательно-речевое развитие

Область:

Чтение художественной литературы

 

 

Дидактическая игра «Профессии»

 

 

Беседа: «Как я помогаю маме»

 

Оформление стенда «Я и мама»

 

3 неделя

Понедельник

Среда 

Пятница

Праздник «Всё для мамы» мамы

Воспитывать такие нравственные качества как доброта, оказание помощи

 

Букет для любимой(прод.деят

 

 

4 неделя

Понедельник

Среда 

Пятница

Я мамин лучик золотой

Воспитание чувств заботы, любови, ответственности,

веры

Направление:

Художественно-эстетическое развитие

Область: Художественное творчество

Дидактическая игра «Скажи как мама»

Обсуждение: «Мама какая» (ласковая, добрая, умная, трудолюбивая)

 

Оформление стенгазеты «Я мамин лучик золотой»

 

Апрель

1 неделя

 

Понедельник

 

 

Среда 

 

 

 

Пятница

 

 

 

 

 

 

 

Пасха

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжать уделять должное внимание воспитанию  детей и вызвать  интерес к народным праздникам и русским традициям.

 

Д/И «Назови правильно». Игры с конструктором

 

 

«Наш прекрасный городок».

Рус.нар. игра «Золото»

Оформление выставки «Мой любимый город»

 

 

Чтение рассказов и сказок  местных писателей. Беседа « Как нам транспорт помогает»

Наблюдение за светофором.

(Прод. деят.«Пасхальное яйцо»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(прод. деят)

2 неделя

 

Понедельник

 

Среда 

 

Пятница

 

 

 

Мой любимый город

 

 

Задачи: развивать диалогическую речь, воспитывать любовь к своему городу

 

 

 Направление:

Познавательно-речевое развитие

Область:

Чтение художественной литературы

 

 

Целевая прогулка по улицам города в сопровождении родителей

 

Целевая прогулка

Тематическое мероприятие

3 неделя

 

Понедельник

 

Среда 

 

Пятница

 

 

Город, в  котором мы живём

 

Продолжать формировать понятийный аппарат  и диалогическую речь, воспитывать любовь к своему городу

Направление:

Познавательно-речевое развитие

Область:

Чтение художественной литературы

 

 

 

Целевая прогулка

Тематическое мероприятие

4 неделя

 

Понедельник

 

Среда 

 

Пятница

Улицы и дома, в которых мы живём

 

Продолжать расширять представление об улицах нашего города

Направление:

Познавательно-речевое развитие

Область:

Чтение художественной литературы

 

 

Совместная пешеходная прогулка по территории д/сада родителей и детей 

 

Май

1 неделя

 

Понедельник

 

Среда 

 

Пятница

 

Мой родной край

 

 

 

 

 

 

Продолжать углублять знания  по теме: «Мой родной край»

Направление:

Познавательно-речевое развитие

Область:

Чтение художественной литературы

 

Д/и «Назови как я».

 

Совместная пешеходная прогулка в парк родителей и детей 

Беседа и рассматривание иллюстраций «Мой родной край»

2 неделя

 

Понедельник

 

 

Среда 

 

Пятница

Мои друзья

 

Продолжать воспитывать такие духовно – нравственные качества как доброта, оказание помощи, взаимовыручки толерантность, забота, любовь,

Направление:

Познавательно-речевое развитие

Область:

Чтение художественной литературы

 

 

Рус.нар. игра «Здравствуй дедушка Прокоп!»

Рус.нар. игра

Игровая деятельность

3 неделя

 

Понедельник

 

Среда 

 

Пятница

 

«Пусть всегда будет солнце

Продолжать воспитывать такие нравственные качества как доброжелательность, взаимовыручки позитивное отношение к окружающим

Направление:

Художественно-эстетическое развитие

Область: Художественное творчество

 

Художественное творчество

Совместная деятельность

Рисунок на асфальте совместно с родителями

 

 

 

Ожидаемые результаты освоения программы

1. Знакомство и усвоение первичных представлений о духовно-нравственных ценностях и реализации их в социуме, семье, окружающем мире и становление себя как духовно – развитой личности в этом мире.

2. Потребность и умение выразить себя в различных видах деятельности  в соответствии с духовно-нравственными ценностями (способность взаимодействовать в социуме, договариваться, обмениваться, корректировать действия, использоватьприобретённые знания и умения).

3.Консолидациянавыков и умений, для того чтобы регулировать своё поведение и управлять своими действиями (иметь понятие о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится не нарушать правила поведения, соотносить своё поведение с общепринятыми нормамии анализировать ситуации в которых испытываешь чувство стыда, где его поведение неблаговидно).

4.Проявления у дошкольников познавательного интереса к отношениям, поведению сверстников и взрослых, потребность их осмысливать (задавать вопросы взрослым, желание самостоятельно действовать, в случаях неразрешимости ситуации обращаться за помощью).

Система оценки результатов освоения программы

Концепция особенностей дошкольного образования и развитие дошкольного детстваделают необоснованными требования от дошкольникасиюминутных образовательных достижений. Таким образом,оценка постижения Программы представленачерез целевые ориентиры дошкольного образования и представляет собой предложенные характеристики в соответствии с возрастом и возможных достижений дошкольника к завершению им образовательной деятельности в детском саду.

                                              Целевые ориентиры:

·        не подлежат прямой оценке;

·        не может быть основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;

·        не может обуславливать объективную оценку в соответствии установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки дошкольника;

        Ее результатами  могут пользоваться для решения образовательных задач, при реализации программы,  где может проводиться оценка индивидуального развития воспитанника.

 

Для проведения педагогической диагностики могут использовать различные методы: обсуждение,  наблюдение,диагностическая ситуация,

анализ продуктов детской деятельности. 

 

 В рамках программы «Доброта детям» одним из основных рекомендуется использовать метод создания диагностических ситуаций, используя специально подобранные (разработанные, адаптированные) упражнения и задания для детей.

Взяв за основу параметры Основная образовательная программа «Детский сад № 45» ссылка на программу. http://detskysad-45.caduk.ru/DswMedia/osnovnayaobrazovatel-nayaprogramma.pdfи программу  «От рождения до школы» под редакции  Н.А.ВЕРАКСЫ, был разработан критериальный аппарат для диагностики дошкольников, и оформлены таблицы для удобства отслеживания особенностей развития и достижения каждого воспитанника, и оптимизации работы с подгруппой детей.

 

Работа с родителями.

ФГТ к основной общеобразовательной программе координируют дошкольное образование на сотрудничество с родителями ребёнка в образовательном процессе. Работа с законными представителями является важным фактором восвоении программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования. Делая акцент на том, что решающую роль в духовно – нравственном воспитаниидетей играет его семья, недостаточно формировать систему ценностей только в дошкольном учреждении. Эта работа должна вестись и в семье, и в детском саду.

Программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» ставит следующие задачи:

·                     Объединить усилия дошкольного учреждения и семьи с целью формирования единыхценностей.

·                     Вооружитьпедагога социокультурным инструментарием, способствующим формированию духовно – нравственной основы личности, начиная с дошкольного возраста.

·                     Повышать педагогическую культуру родителей.

 

Список  используемой литературы

1.     Основная образовательная программа «Детский сад № 45» ссылка на программу. http://detskysad-45.caduk.ru/DswMedia/osnovnayaobrazovatel-nayaprogramma.pdf

2.     Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. – М.: Издательский дом «Истоки», 2015. – 216с. Под редакцией И.А. Кузьмин, О.А. Абрамова, Л.П. Сильвестрова;

3.     Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. – 5-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2014 – 161 с.

4.     Социокультурный системный подход к истокам в образовании. Истоковедение. Том 11. – М.: Издательский дом «Истоки»,2012. – 320с.

5.     Веракса Н.Е.  Основная  образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /  Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика Синтез, 2014. — 368

6.     Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //docs.cntd.ru/document/901764917

7.     Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/obr-dok.html

8.     Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2015.

9.     Комратова Н.  О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.

10.                       Татаринова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.

11.                       Султанова Н. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» // Дошкольное воспитание  2004 №5, с13-17.

 

 

Интернет ресурсы:

 

1.     http://detskysad-45.caduk.ru/DswMedia/osnovnayaobrazovatel-nayaprogramma.pdf

2.     www.istoky-co.ru/main.php

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 45, город Саров. Нижегородской области

Название программы: «Доброта детям»

Тематика: «Формирование ценностных ориентиров у воспитанников младшего дошкольного возраста, на основе духовно-нравственного воспитания»

  Авторы:

Гаврилова Елена Владимировна,

воспитатель высшей квалификационной категории;

Костина Мария Васильевна,

воспитатель первой квалификационной категории

г. Саров, Нижегородской области,

год разработки программы 2018

 Пояснительная записка

Цели и задачи программы

              Цель программы: Формирование ценностных ориентиров у воспитанников младшего дошкольного возраста, на основе духовно-нравственного воспитания.

Задачи:

  • формировать у воспитанников чувства любви к малой родине, на основе приобщения к русским народным традициям посредством творческой, познавательно-исследовательской деятельности, культуре;
  • воспитывать культуру взаимоотношений между сверстниками и взрослыми; на основе элементарных общепринятых норм и правил поведения в обществе;
  • побуждать ребёнка оказывать взаимопомощь, воспитывать такие качества как  дружелюбие, трудолюбие;
  • развивать у воспитанниковмышление, речь, воображение, умение выявлять причинно – следственные связи,проводить сравнения и делать выводычерез специальных игры и упражнения;
  • дать  представления о традициях семейного уклада и формировать основы православия у родителей ребёнка;

         Актуальность этой программы обуславливается тем, что она формирует у воспитанников традиционные для православной России духовно-нравственные ценности, раскрывая духовную одаренность дошкольника, формируя его личностный рост, формирует его гражданское самосознание, любовь к малой родине, к укладу жизни и традициям своего народа.  Поэтому, представленная программа способствует выполнению и реализации задач по духовно- нравственному воспитанию  детей младшего дошкольного возраста в процессе образовательной деятельности, игровой самостоятельной деятельности дошкольника. Рабочая программа  духовно-нравственного воспитания составлена на обучение дошкольников в возрасте от 2 до 4 лет и рассчитана на 1 год. 

Рабочая программа разрабатывалась на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  •  Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
  • Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. – М.: Издательский дом «Истоки», 2015. – 216с. Под редакцией И.А. Кузьмин, О.А. Абрамова, Л.П. Сильвестрова;
  • Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. – 5-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2014 – 161 с.
  • Социокультурный системный подход к истокам в образовании. Истоковедение. Том 11. – М.: Издательский дом «Истоки»,2012. – 320с.
  • Основная образовательная программа «Детский сад № 45» ссылка на программу. http://detskysad-45.caduk.ru/DswMedia/osnovnayaobrazovatel-nayaprogramma.pdf
  • Основная  образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /  Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика Синтез, 2015.

Наше с вамибудущее зависит от того какими воспитаем, мы наше поколение, наших детей. Мы ответственны за наше будущее поколение и должны работать сообща педагог и родители, общественность. Наша задача это создание условий, способствующих формированию и закреплению духовности, стремлениюдошкольника к возвышенному, святому и доброму. Мировоззренческие постулаты и ценностные ориентиры, заложенные в детстве, будут нравственным фундаментом для принятия жизненно важных решений в будущем.Патриотизм и духовно-нравственное сознание, закладывается сейчас при формировании и развитии ребёнка как личности.

         Мы также должны помнить, «Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца» Василий Александрович Сухомлинский.

       Поэтому мы сами должны быть носителями духовно – нравственной культуры, к которойхотим приобщить ребёнка.

Духовно - нравственное воспитанием это уважение ктрадиция семьи, своего народа, любовь к близким людям, к своему краю, малой родине, любовь к природе. Семья –  это ближнее его окружение,  где формируются и даются представления таких понятий как  добро и зло, о честь, совесть и долг.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание бесценно. Оно несёт в себе нравственные принципы и устои, без которых невозможно создание и  развитие прогрессивного развитого общества. Ребёнок это будущее нашего общества, его основа,который должен обладать нравственными качествами, привитыми в детстве.

Возрастные и индивидуальные особенности

детей  младшего дошкольного возраста

         Дети младшего дошкольного возраста характеризуются повышенной насыщенностью физического и психического развития.

          Именно в этом возрасте 3 -4 лет происходят психо – физиологические изменения уребенка, что и обуславливает его характер и содержаниесамостоятельной деятельности в отношениях с близким окружением.

         Общение с взрослым в данном возрасте приобретает важную роль, являющееся для дошкольников гарантом психологического комфорта. Общаясь с взрослыми, ребёнок приобретает интересующую его информацию, удовлетворяет свои познавательные потребности.  В младшем возрасте  формируется потребность в общении со сверстниками. В игровой среде возникают первые «творческие» сообщества, где дети «примеряют» на себя  различные роли и корректируют под него свое поведение.

Взрослый для ребёнка, выступает как образец поведения. У дошкольника появляется стремление к освоению этого мира. Появляются новые возможности для воспитания ребёнка, а именно: «Доброго отношения к близкому окружению, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию».

 Происходят изменения в развитии речи:происходит обогащение словарного запаса, формируются определённые суждения об окружающем, выражающиеся небольшими рассказами.

Основополагающим в духовно – нравственном воспитании ребёнка являются: воспитание любви к традициям своей семьи, своей малой родине, чувство патриотизма, толерантности, доброго отношения к окружающим тебя людям, честности, справедливости, ответственности за свои поступки и слова. Большую роль играет организация всей  жизни ребенка в соответствии с основополагающими принципами общечеловеческой морали, и выполнение ежедневного алгоритма надлежащего поведения, которые сопровождаются специальные беседы и разъяснения в игровой и повседневной жизни.

 

 Формы,  методы и приёмы по духовно – нравственному воспитанию

1.Познавательная деятельность – (чтение и обсуждение художественной литературы, сказок, фольклор).

2. Нравственная деятельность -  (уроки доброты и толерантности, знакомство с традициями православия).

 3. Продуктивная деятельность – (создание аппликаций, фигурок, конструкций, поделок, рисунков).

4.Творческая деятельность (рисование в разных техниках, лепка из глины, музыкальное творчество, танцы).

5. Совместная деятельность, с участиемродителей и детей, направленная на нравственное и духовное продвижение семьи, упрочивание семейных ценностей, уважение и взаимопонимание (семейные и православные праздники, игры и конкурсы).

6. Театрализованная деятельность (разыгрывание сказок и исполнение песен, потешек, закличек православных праздников).

Формы и методы по реализации основных задач программы

  • Проведение православных праздников;
  • «Уроки доброты»;
  • Беседа, игры нравственного и духовно – нравственного содержания;
  •  Организация выставок и Мини – музея (совместная деятельность детей и родителей);
  •  Рассматривание иллюстраций в книгах и картин;
  •  Постановка музыкальных сказок духовно – нравственного содержания;
  • Целевые прогулки в природу;
  • Просмотр слайдов, мультфильмов, использование аудиозаписей.

Направления работы, по духовно – нравственному воспитанию младших дошкольников используемые в программе

  • Нравственно – образовательное направление (образовательная деятельность, беседы, устные поручения).
  • Культурно – познавательное направление (посещение православного объединения «Мир», просмотр спектаклей по духовно – нравственной тематике, прослушивание аудиокассет по данной теме).
  • Нравственно – трудовое направление (оказание помощи при наведении порядка в группе, на участке, творческая деятельность, изготовление открыток к праздникам).
  • Воспитательно – оздоровительное направление (досуговая деятельность, музыкально – спортивные тематические мероприятия,игровые ситуации, целевые прогулки).

 Учебно – тематический план

Образовательная деятельность по духовно – нравственному воспитанию реализуется на единых принципах и обеспечивает целостность педагогического процесса. Образовательная деятельность  проводится в соответствии с рекомендуемыми нормами: продолжительностью режимных моментов для возрастных групп детского сада; объёмом учебной нагрузки с учётом требований СанПиН2.4.1.3049-13.

         Программа «Доброта детям»  обуславливает  организованную образовательную  деятельность, длительность  которой зависит от психофизиологических особенностей дошкольников в соответствии с возрастом.



Содержание программы

Календарно – тематическое планирование работы с детьми

Дни недели/

месяц

Тема

Задачи

Направление/

область

Методы и приёмы

Вид деятельности

Итоговое мероприя

тие

Октябрь

1неделя

Понедельник

Среда

Пятница

Предварительная

работа

Актуализация знаний по теме.

Формировать понятийный аппарат.

Направление:

Познавательно-речевое развитие

Область: Чтение художественной литературы

Чтение стихотворения «Белая берёзка»

(кн.Доброе слово стр.4)

Чтение художественной литературы

2 неделя

Понедельник

Среда

Пятница

«Ласковое имя»

Формировать и обогащать словарь (имя, имя в уменьшительно-ласкательной форме)

Направление:

Познавательно-речевое развитие

Область: Коммуникация

Область: Познание

Направление:

Художественно-эстетическое развитие

Область: Музыка

Д/и: «Назови ласково»

Цель: воспитывать в детях доброе отношение к сверстникам.

Целевая прогулка в парк, наблюдение за берёзой

Хороводная песня

Игровая  

Познавательно-исследовательск

Музыкально-художественная

«Ай-да берёзка»

Пение, вождение хороводов(кн.

Доброе слово

стр.4)

3 неделя

Понедельник

Среда

Пятница

 «Назови своё имя ласково»

Направление:

Художественно-эстетическое развитие

Область: Художественное творчество

Направление: Социально-личностное развитие.

Область: Труд

Изготовление продукта (Лепка белоствольной берёзоньки)

        

Совместный со взрослыми труд (уборка опавших веточек берёзы на участке)

Продуктивная

Трудовая

Создание плоскостного барельефа рощи берёз (коллективная работа)

4 неделя

Понедельник

Среда

Пятница

«Любимое имя»

Побуждать детей называть друг друга ласково. Развивать речь детей. Активизировать слова, образующие уменьшительно-ласкательную форму

Направление:

Познавательно-речевое развитие

Область: Чтение художественной литературы

Область: Коммуникация

Направление: Физическое развитие.

Чтение сказки «Теремок»

Ситуативный разговор по сказке «Теремок»

Подвижная игра с правилами

«У медведя во бору»

Чтение художественной литературы

Коммуникативная

Двигательная

Ноябрь

1 неделя

Понедельник

Среда

Пятница

«Доброе слово»

Задачи: развивать диалогическую речь, воспитывать желание оказывать помощь окружающим.

Формировать доброжелательное отношение к близким людям

Направление:

Познавательно-речевое развитие

Область: Коммуникация

Направление:

Художественно-эстетическое развитие

Область: Музыка

Д/и: «Улыбнись со мною вместе»

Цель: учить детей толерантности, внимательно относится друг к другу, формировать позитивное настрой по отношению к сверстникам

        Игровая

Музыкально-художественная

Хороводная песня «Кто у нас хороший?»

Пение, вождение хороводов

(кн.Доброе слово стр.20

Хороводная песня

2 неделя

Понедельник

Среда

Пятница

Активизация словаря добрых слов, поступков

Направление:

Познавательно-речевое развитие

Область: Коммуникация

Направление:

Познавательно-речевое развитие

Область: Чтение художественной литературы

Д/и: «Воздушный шар»

Цель: учить детей называть героев сказки, которые помогают другим

.

Чтение стихотворения «Доброе утро»

(кн.Доброе слово стр.21

Д/и: «Добрые слова»

Цель: воспитывать доброе отношение друг к другу

Фестиваль: «Во имя добра»

3 неделя

Понедельник

Среда

Пятница

Направление:

Познавательно-речевое развитие

Область: Чтение художественной литературы Направление:

Художественно-эстетическое развитие

Область: Художественное творчество.

Придумывание истории из предложенных слов (кн. Доброе слово стр.21)

Проговаривание потешек

(кн. Доброе слово стр.22)

Рисование (оформление)

Страницы 23 книги Доброе слово

Написать предложенное ребёнком доброе слово

Коммуникация

Продуктивная

5 неделя

Понедельник

Среда

Пятница

Направление: Физическое развитие.

Область: Физическая культура

Направление:

Познавательно-речевое развитие

Область: Чтение художественной литературы

Область: Музыка

Область: Коммуникация

Подвижная игра с правилами

«Курочка и цыплята

Чтение сказки «Репка»

(кн.Добрая книга стр.5-9)

Хороводная игра «Репка»

Пение, вождение хороводов

(кн.Добрая книга стр.11

Д/и: «Мешок плохих поступков»

Цель:

Воспитывать в детях желание совершать только хорошие поступки

Двигательная

Чтение художественной литературы

Музыкально-художественная

Коммуникация

Декабрь

2 неделя

Понедельник

Среда

Пятница

Ласковая песня

Первоначальное знакомство с социокультурной категорией «Песня».

Развитие умения слушать друг друга, петь простые колыбельные песни.

Формирование речевой активности детей через рассказывание о своей маме, исполнение колыбельных песен

Направление:

Художественно-эстетическое развитие

Область: Музыка

Чтение художественной литературы

Коммуникация

Прослушивание колыбельных песен на магнитофоне

Проговаривание потешек

(кн. Доброе слово стр.24)

Сюжетно-ролевая игра: «Уложи куклу спать»

Цель: Закреплять речевую активность детей через пение колыбельной

Попевки

«Кукольная колыбельная»

(кн. Доброе слово стр.25)

Чтение художественной литературы

Коммуникация

Музыкально-художественная гостиная приглашает.

Тема: «Колыбельная»

Пение колыбельной вместе с детьми перед сном в сон час

3 неделя

Понедельник

Среда

Пятница

Направление:

Познавательно-речевое развитие

Область: Коммуникация

Направление: Социально-личностное развитие.

Область: Труд

Рассматривание и беседа

по иллюстрациям, изображающим укладывание младенца.

Поручение (надеть кукле Даше шапочку)

Коммуникация

    Трудовая

Ресурсный круг.

Тема: «Спой мне мама»

4 неделя

Понедельник

Среда

Пятница  

Праздничная песня (Рождество)

Воспитывать у детей интерес к народным праздникам и русским традициям. Воспитывать такие нравственные качества как любовь и заботу о ближнем.

Направление:

Художественно-эстетическое развитие

Область: Музыка

Направление:

Познавательно-речевое развитие

Область: Чтение художественной литературы

Пение колыбельных песенок

(кн. Доброе слово

стр.24-26)

Пение праздничных песен «Рождество», «Нарядили ёлочку»

(кн. Доброе слово стр.28

Чтение

рассказа

«Ёлка»

(кн.Доброе слово стр.29)

Музыкально-художественная

Музыкально-художественная

Чтение художественной литературы

Участие в Рождественских мероприятиях

Колядки

5 неделя

Понедельник

Среда

Пятница

Праздничная песня (Рождество)

Продолжать воспитывать у детей интерес к народным праздникам

Направление:

Познавательно-речевое развитие

Область:

Чтение художественной литературы

Направление:

Художественно-эстетическое развитие

Область: Художественное творчество

Чтение стихотворения «Ёлочка»

(кн.Доброе слово стр.30)

Рисование (раскрашивание рождественской ёлочки раскраски)

на стр. 31

(кн.Доброе слово)

Чтение художественной литературы

Продуктивная

Январь

2 неделя

Понедельник

Среда  

Пятница

Рождество Христово

Воспитывать у детей интерес к народным праздникам и русским традициям.

Направление:

Художественно-эстетическое развитие

Область: Художественное творчество

Беседа «Колядки», чтение стихотворений и рассматривание иллюстраций

Продуктивная  деятельность

Посиделки

(«Рождественский вертеп»)

3 неделя

Понедельник

Среда  

Пятница

Крещение Господне

Воспитывать такие нравственные качества как любовь и заботу о ближнем окружении

Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек»

Рассматривание иллюстраций по данной тематике

Выпуск брошюры для родителей «Поиграй со мноймалыш»

4 неделя

Понедельник

Среда  

Пятница

«Рождество Христово»,

«Крещение Господне» Зимние забавы

Продолжать уделять должное внимание воспитанию  детей и вызвать  интерес к народным праздникам и русским традициям.

Направление:

Художественно-эстетическое развитие

Область: Художественное творчество

Д/и «Собери картинку».

Рус.нар. игра «У медведя во бору»

Чтение стихотворений и рассматривание иллюстраций

Февраль

1 неделя

Понедельник

Среда  

Пятница

Русские богатыри

Продолжать развивать диалогическую речь, побуждать в желании подрожать, близким людям

Стихи для папы «Мы мужчины»

Рассматривание альбома с фотографиями пап воспитанников «Я с папой»

Д/и «Что любит делать папа»

Рус.нар. игра «Гори ясно»

Спортивный – музыкальный  

праздник «Бравые солдаты»

2 неделя

Понедельник

Среда  

Пятница

Воспитывать такие нравственные качества как честь, забота, ответственность,

любовь, заботу о родных тебе людях

Направление:

Познавательно-речевое развитие

Область:

Чтение художественной литературы

Чтение рус.нар. сказок о подвигах русских богатырей.

3 неделя

Понедельник

Среда  

Пятница

Мой папа лучше всех

Формировать доброжелательное отношение к ближнему окружению

Игры- забавы с папой.

Просмотр презентации: «Служу Отчизне»

4 неделя

Понедельник

Среда  

Пятница

Доброе слово Отчизне

Продолжать воспитывать такие нравственные качества как честь, забота, ответственность,

любовь, вера

Направление:

Познавательно-речевое развитие

Область:

Чтение художественной литературы

Игры- забавы по данной тематике.

Военно – патриотического характера

Игры- забавы

Тематическое мероприятие

Март

1 неделя

Понедельник

Среда  

Пятница

Ласковые слова для мамы

Задачи: развивать диалогическую речь, воспитывать желание делать подарки близким людям.

Направление:

Познавательно-речевое развитие

Область:

Чтение художественной литературы

« Сюжетно-ролевые игры «Моя семья»,  

Чтение стихотворений о маме и бабушке

Праздник посвященный Женскому дню.

2 неделя

Понедельник

Среда  

Пятница

Мама солнышко моё

Формировать доброжелательное отношение к ближнему окружению

Направление:

Познавательно-речевое развитие

Область:

Чтение художественной литературы

Дидактическая игра «Профессии»

Беседа: «Как я помогаю маме»

Оформление стенда «Я и мама»

3 неделя

Понедельник

Среда  

Пятница

Праздник «Всё для мамы» мамы

Воспитывать такие нравственные качества как доброта, оказание помощи

Букет для любимой(прод.деят

4 неделя

Понедельник

Среда  

Пятница

Я мамин лучик золотой

Воспитание чувств заботы, любови, ответственности,

веры

Направление:

Художественно-эстетическое развитие

Область: Художественное творчество

Дидактическая игра «Скажи как мама»

Обсуждение: «Мама какая» (ласковая, добрая, умная, трудолюбивая)

Оформление стенгазеты «Я мамин лучик золотой»

Апрель

1 неделя

Понедельник

Среда  

Пятница

Пасха

Продолжать уделять должное внимание воспитанию  детей и вызвать  интерес к народным праздникам и русским традициям.

Д/И «Назови правильно». Игры с конструктором

«Наш прекрасный городок».

Рус.нар. игра «Золото»

Оформление выставки «Мой любимый город»

Чтение рассказов и сказок  местных писателей. Беседа « Как нам транспорт помогает»

Наблюдение за светофором.

(Прод. деят.«Пасхальное яйцо»)

(прод. деят)

2 неделя

Понедельник

Среда  

Пятница

Мой любимый город

Задачи: развивать диалогическую речь, воспитывать любовь к своему городу

 Направление:

Познавательно-речевое развитие

Область:

Чтение художественной литературы

Целевая прогулка по улицам города в сопровождении родителей

Целевая прогулка

Тематическое мероприятие

3 неделя

Понедельник

Среда  

Пятница

Город, в  котором мы живём

Продолжать формировать понятийный аппарат  и диалогическую речь, воспитывать любовь к своему городу

Направление:

Познавательно-речевое развитие

Область:

Чтение художественной литературы

Целевая прогулка

Тематическое мероприятие

4 неделя

Понедельник

Среда  

Пятница

Улицы и дома, в которых мы живём

Продолжать расширять представление об улицах нашего города

Направление:

Познавательно-речевое развитие

Область:

Чтение художественной литературы

Совместная пешеходная прогулка по территории д/сада родителей и детей  

Май

1 неделя

Понедельник

Среда  

Пятница

Мой родной край

Продолжать углублять знания  по теме: «Мой родной край»

Направление:

Познавательно-речевое развитие

Область:

Чтение художественной литературы

Д/и «Назови как я».

Совместная пешеходная прогулка в парк родителей и детей  

Беседа и рассматривание иллюстраций «Мой родной край»

2 неделя

Понедельник

Среда  

Пятница

Мои друзья

Продолжать воспитывать такие духовно – нравственные качества как доброта, оказание помощи, взаимовыручки толерантность, забота, любовь,

Направление:

Познавательно-речевое развитие

Область:

Чтение художественной литературы

Рус.нар. игра «Здравствуй дедушка Прокоп!»

Рус.нар. игра

Игровая деятельность

3 неделя

Понедельник

Среда  

Пятница

«Пусть всегда будет солнце

Продолжать воспитывать такие нравственные качества как доброжелательность, взаимовыручки позитивное отношение к окружающим

Направление:

Художественно-эстетическое развитие

Область: Художественное творчество

Художественное творчество

Совместная деятельность

Рисунок на асфальте совместно с родителями


Ожидаемые результаты освоения программы

1. Знакомство и усвоение первичных представлений о духовно-нравственных ценностях и реализации их в социуме, семье, окружающем мире и становление себя как духовно – развитой личности в этом мире.

2. Потребность и умение выразить себя в различных видах деятельности  в соответствии с духовно-нравственными ценностями (способность взаимодействовать в социуме, договариваться, обмениваться, корректировать действия, использоватьприобретённые знания и умения).

3.Консолидациянавыков и умений, для того чтобы регулировать своё поведение и управлять своими действиями (иметь понятие о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится не нарушать правила поведения, соотносить своё поведение с общепринятыми нормамии анализировать ситуации в которых испытываешь чувство стыда, где его поведение неблаговидно).

4.Проявления у дошкольников познавательного интереса к отношениям, поведению сверстников и взрослых, потребность их осмысливать (задавать вопросы взрослым, желание самостоятельно действовать, в случаях неразрешимости ситуации обращаться за помощью).

Система оценки результатов освоения программы

Концепция особенностей дошкольного образования и развитие дошкольного детстваделают необоснованными требования от дошкольникасиюминутных образовательных достижений. Таким образом,оценка постижения Программы представленачерез целевые ориентиры дошкольного образования и представляет собой предложенные характеристики в соответствии с возрастом и возможных достижений дошкольника к завершению им образовательной деятельности в детском саду.

                                              Целевые ориентиры:

  • не подлежат прямой оценке;
  • не может быть основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей;
  • не может обуславливать объективную оценку в соответствии установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки дошкольника;

        Ее результатами  могут пользоваться для решения образовательных задач, при реализации программы,  где может проводиться оценка индивидуального развития воспитанника.

Для проведения педагогической диагностики могут использовать различные методы: обсуждение,  наблюдение,диагностическая ситуация,

анализ продуктов детской деятельности. 

 В рамках программы «Доброта детям» одним из основных рекомендуется использовать метод создания диагностических ситуаций, используя специально подобранные (разработанные, адаптированные) упражнения и задания для детей.

Взяв за основу параметры Основная образовательная программа «Детский сад № 45» ссылка на программу. http://detskysad-45.caduk.ru/DswMedia/osnovnayaobrazovatel-nayaprogramma.pdfи программу  «От рождения до школы» под редакции  Н.А.ВЕРАКСЫ, был разработан критериальный аппарат для диагностики дошкольников, и оформлены таблицы для удобства отслеживания особенностей развития и достижения каждого воспитанника, и оптимизации работы с подгруппой детей.

Работа с родителями.

ФГТ к основной общеобразовательной программе координируют дошкольное образование на сотрудничество с родителями ребёнка в образовательном процессе. Работа с законными представителями является важным фактором восвоении программы «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» для дошкольного образования. Делая акцент на том, что решающую роль в духовно – нравственном воспитаниидетей играет его семья, недостаточно формировать систему ценностей только в дошкольном учреждении. Эта работа должна вестись и в семье, и в детском саду.

Программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте» ставит следующие задачи:

  • Объединить усилия дошкольного учреждения и семьи с целью формирования единыхценностей.
  • Вооружитьпедагога социокультурным инструментарием, способствующим формированию духовно – нравственной основы личности, начиная с дошкольного возраста.
  • Повышать педагогическую культуру родителей.

Список  используемой литературы

  1. Основная образовательная программа «Детский сад № 45» ссылка на программу. http://detskysad-45.caduk.ru/DswMedia/osnovnayaobrazovatel-nayaprogramma.pdf
  2. Рекомендации по применению программы «Социокультурные истоки» в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. – М.: Издательский дом «Истоки», 2015. – 216с. Под редакцией И.А. Кузьмин, О.А. Абрамова, Л.П. Сильвестрова;
  3. Истоки: Примерная образовательная программа дошкольного образования. – 5-е изд. – М.: ТЦ Сфера, 2014 – 161 с.
  4. Социокультурный системный подход к истокам в образовании. Истоковедение. Том 11. – М.: Издательский дом «Истоки»,2012. – 320с.
  5. Веракса Н.Е.  Основная  образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» /  Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: Мозаика Синтез, 2014. — 368
  6. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: //docs.cntd.ru/document/901764917
  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/obr-dok.html
  8. Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир. М: Мозаика – Синтез, 2015.
  9. Комратова Н.  О гражданском воспитании дошкольников // Дошкольное воспитание 2006 №5, с.3-10.
  10. Татаринова Л.Ю. Я и моя семья. Серия «Малышам о Родине» СПб: Издательский Дом «Литера», 2007.
  11. Султанова Н. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» // Дошкольное воспитание  2004 №5, с13-17.

Интернет ресурсы:

  1. http://detskysad-45.caduk.ru/DswMedia/osnovnayaobrazovatel-nayaprogramma.pdf
  2. www.istoky-co.ru/main.php

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей дошкольного возраста с основами духовно-нравственной культуры

Наше современное общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Отказ от Православных ценностей  привел сегодня к таким печальным последствиям, как жестокость и эгоизм общества. К сожал...

Семинар по теме: "Ознакомление детей дошкольного возраста с основами духовно-нравственной культуры".

За основу взята Программа Л.Л.Шевченко «Добрый мир. Православная культура для малышей» Наше современное общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Отказ от Православных ценностей приве...

Формирование ценностно-смысловых представлений у детей дошкольного возраста на основе татарской традиционной культуры

Статья о формировании ценностно-смысловых представлений у детей дошкольного возраста на основе татарской традиционной культуры...

«Развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей в процессе предварительной работы по рассматриванию картин»

Эссе на тему «Развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе духовно – нравственных и социокультурных  ценностей в процессе предварительной работы по рассматриванию кар...

Мастер-класс «Развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей через знакомство с историей родного края в процессе предварительной работы по рассматриванию картин в системе проектов»

Мастер-класс «Развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе духовно – нравственных и социокультурных  ценностей через знакомство с историей родного края  в процес...

«Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с основами духовно-нравственной культуры»

Наше современное общество переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Отказ от Православных ценностей  привел сегодня к таким печальным последствиям, как жестокость и эгоизм общества. К сожал...