ЗАНЯТИЕ УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР НАСЕКОМЫХ, ИХ РАЗНООБРАЗИЕ И ЗНАЧЕНИЕ
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Мазеина Г.А. Киселева Л.М.

Цель: знакомство с малоизвестными насекомыми.

Задачи: закрепление и углубление знаний об особенностях внешнего строения данной группы животных, их разнообразия и значения в природе и для человека, показать связь насекомых с растениями и разными группами животных, развивать любознательность, интерес к познанию окружающей природы.

Оборудование и материалы: “письмо” от Лесовичка с заданиями и “посылка”, картинки с изображением насекомых и их личинок (комар, жук-плавунец, муха, стрекоза, бабочка, жук-носорог, колорадский жук), иллюстрации бабочек (павлиний глаз, крапивница, желтушка, лимонница, белянка, голубянка), рисунок тутового шелкопряда, его гусеницы и кокона, лоскут натурального шёлка, живые палочники или мадагаскарские тараканы, аудиокассета или диск с записью звуков летнего утра.

Ключевые слова: насекомые, голова, грудь, брюшко, вредители.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.mama_.docx20.3 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ

УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР НАСЕКОМЫХ, ИХ РАЗНООБРАЗИЕ И ЗНАЧЕНИЕ

Цель: знакомство с малоизвестными насекомыми.

Задачи: закрепление и углубление знаний об особенностях внешнего строения данной группы животных, их разнообразия и значения в природе и для человека, показать связь насекомых с растениями и разными группами животных, развивать любознательность, интерес к познанию окружающей природы.

Оборудование и материалы: “письмо” от Лесовичка с заданиями и “посылка”, картинки с изображением насекомых и их личинок (комар, жук-плавунец, муха, стрекоза, бабочка, жук-носорог, колорадский жук), иллюстрации бабочек (павлиний глаз, крапивница, желтушка, лимонница, белянка, голубянка), рисунок тутового шелкопряда, его гусеницы и кокона, лоскут натурального шёлка, живые палочники или мадагаскарские тараканы, аудиокассета или диск с записью звуков летнего утра.

Ключевые слова: насекомые, голова, грудь, брюшко, вредители.

Ход занятия

Звучит запись со звуками летнего утра. Воспитатель читает под нее стихотворение.

                                                        Т. Шорыгина

                        Когда в душистом сосняке

                        Присядешь летом на пеньке,

                        Внимательно вглядись вокруг,

                        Ты многое заметишь друг!

                        Личинку тащит муравей,

                        Спешит куда-то меж корней

                        Большой сосны. На толстый сук

                        Уселся золотистый жук.

                        Порхает легкий мотылёк,

                        Пьёт хоботком душистый сок,

                        И собирает мёд пчела

                        Все заняты, у всех дела!

                        Мой друг внимательно вглядись,

                        Волшебную увидишь жизнь.

За этой волшебной жизнью мы летом сможем понаблюдать Насекомые – удивительные животные. На земле – это самые многочисленные обитатели. Их такое огромное количество, что даже учёные не всех знают. Насекомые прекрасно себя чувствуют и в воздухе, и в почве, и в воде.

Давайте вспомним, какие животные относятся к насекомым. По каким признакам мы узнаем насекомых? (Ответы детей). У них есть голова, грудь, брюшко и 6 ног

И помогают насекомым жить их органы чувств: глаза, органы слуха. Помните, мы с вами рассматривали в бинокуляр (лупу) глаза мухи и кузнечика? Сколько на самом деле у них глаз? (Каждый большой глаз состоит из тысячи маленьких. Муха, кузнечик, стрекоза – насекомые тысячеглазки). А чем стрекочет кузнечик? (Крыльями потирает друг о друга). А чем слышит кузнечик? (Передними ногами). А где находятся “уши” у мухи и пчелы? (Слышат усиками). А чем звенит комар, жужжит муха, гудит шмель? (Крыльями). Удивительные животные – насекомые! Да и еду свою они пробуют, знаете чем? Ногами. Представляется такая картина: мама Данилки сварила суп и поставила на стол в тарелке. А Данил, чтобы попробовать его, опустил ногу в тарелку… Смешно, да?

Многое вы знаете о насекомых. Эти знания хочет проверить старичок Лесовичок. Он прислал письмо и посылку. В письме много карточек и задания.

Задание 1. На столе лежат картинки с различными животными. Необходимо отобрать картинки с насекомыми. Эту работу будет выполнять одна половина ребят. Другая половина поработает с настольным зоопарком – пластмассовыми и резиновыми фигурками животных и выполнит то же самое задание.

Задание 2. Расположите по порядку картинки, изображающие развитие насекомого.

А теперь посмотрите на картинки с различными бабочками. Их легко запомнить. Эту бабочку вы называете пожарницей, а правильно называть крапивницей, потому что гусеницы этой бабочки любят есть крапиву. Эта бабочка лимонного цвета – лимонница, эта – жёлтого цвета с чёрными точками на крыльях – желтушка. На неё похожа белянка – она белого цвета. А это голубянка, потому что голубого цвета. На крапивницу похожа бабочка павлиний глаз. У неё на крыльях красивые пятна, похожие на глаза.

 Посмотрите еще на эти картинки. Детки взрослых насекомых часто не похожи на своих родителей. Посмотрите на муху и её личинку. Она белого цвета и похожа на червяка. Личинок у комара и стрекозы мы рассматривали с вами, когда изучали животных пресного водоёма. Посмотрите ещё раз на них. Личинка божьей коровки имеет удивительную форму тела и окраску. Самые большие личинки у жуков носорогов. Знакомые многим личинки колорадского жука красно-оранжевого цвета.

А сейчас поиграем. На столе лежат перепутанные картинки взрослых насекомых и их личинок. Возьмите по одной картинке. А теперь станьте парами – взрослое насекомое и его личинка.

 Молодцы, с заданием справились! А теперь посмотрим, что прислал нам Лесовичок. В коробочке сидит какое-то животное. Кто это? Давайте внимательно посмотрим и найдем различные части тела. (Дети обсуждают, высказываются) Как бы вы его назвали? (Палочник, похож на палочку).

На прошлом занятии ребята сказали, что насекомые это противные, маленькие животные. Действительно, комары, мошки, слепни – малоприятные насекомые, досаждают и людям и зверям. Кроме этих малоприятных насекомых есть насекомые-вредители. Особенно опасна саранча (демонстрируется иллюстрация). В некоторые годы её столько много бывает, что она летит огромными тучами и съедает все зелёные растения. В Африке тогда наступает голод. Но и здесь человек вышел из затруднительного положения: саранчу солят и сушат. В таком виде её едят.

Может быть насекомых нужно уничтожить, чтобы они не кусали, не вредили? (Ответы детей). Но личинками комаров, живущими в воде, питаются рыбы. Насекомыми питаются лягушки, ящерицы, птицы. Значит, эти животные погибнут. Кроме того, с вредными насекомыми помогают бороться другие насекомые – хищники. Это божья коровка, жуки-жужелицы (демонстрируются иллюстрации).

Бабочки очень красивы. Кроме того, они вместе с пчёлами и шмелями выполняют очень важную работу: опыляют растений. Без этих насекомых у некоторых растений не образуются семена. А если не будет семян, что произойдёт с этими растениями? Они исчезнут с лица Земли. Жалко. Красоты меньше станет. А пчелы ещё для людей дают …(мёд и воск).

Есть очень интересная бабочка – тутовый шелкопряд (демонстрируется иллюстрация). Гусеница, когда превращается в куколку, сплетает себе шёлковый белый кокон. Люди научились разматывать эти тоненькие ниточки и ткать замечательную ткань – натуральный шёлк. Посмотрите, ткань очень тонкая и красивая. Потрогайте её, приложите к щеке. Нежное касание? (Трогают, обсуждают).

Насекомые разные и значение их различно. Всё в природе взаимосвязано. Если уничтожить одно – пострадает другое. Поэтому не будем трогать ни ползущую гусеницу, ни бегущего жучка, ни пролетающую мимо бабочку. Без насекомых природа станет намного беднее. А как приятно летом слышать стрекочущего кузнечика на лугу, жужжание и гудение мух, пчёл, ос, поющего ночью сверчка. Пусть всё живет и радуется.

                                                        Б. Заходер

                                Про всех на свете

                        Все – все –  все на свете

                        На свете нужны!

                        И мышки

                        Не меньше нужны, чем слоны.

                        Нельзя обойтись без чудищ нелепых,

                        И даже без хищников,

                        Злых и свирепых!

                        Нужны все на свете!

                        Нужны все подряд –

                        Кто делает мёд

                        И кто делает яд.

                        Плохие дела

                        У кошки без мышки –

                        У мышки без кошки –

                        Не лучше делишки.

                        Да! Если мы с кем-то не очень дружны,

                        Мы всё таки очень друг другу нужны.

                        А если нам кто-то лишним покажется,

                        То это, конечно, ошибкой окажется.

                        Все- все – все на свете

                        На свете нужны!

                        И это всё дети запомнить должны.

Давайте мы Лесовичку тоже сделаем подарок: нарисуем бабочек и отправим ему рисунки по почте в лес. Пусть наш старичок Лесовичок порадуется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие « Удивительный мир насекомых»

продолжать знакомить детей с миром насекомых;-развивать умение объединять насекомых в виды по существенным признакам...

Открытое занятие на тему: "Удивительные превращения насекомых"

Открытое занятие на тему: "Удивительные превращения насекомых"...

занятие "Этот удивительный мир насекомых".

·       ЦЕЛЬ:  обобщить представления детей о многообразии насекомых (в лесу, в поле, вокруг озера)...

занятие « Удивительный мир насекомых»

занятие   с детьми подготовительной группы...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе на тему: "Удивительный мир насекомых"

Воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле; не разрушать условия жизни лесных обитателей....

Календарно- тематическое планирование на тему «Насекомые» с 15.05 по 19.05 Цель: уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании, образе жизни, значении для жизни других обитателей природы. Итоговое мероприятие: Развле

Календарно- тематическое планирование на тему «Насекомые» с 15.05 по 19.05Цель: уточнить знания детей о насекомых, их разнообразии, отличительных признаках, питании, образе жизни, значении...