Конспект коррекционно-образовательного занятия «Животные Севера»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Конспект коррекционно-образовательного занятия «Животные Севера»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно-образовательного занятия

учителя-дефектолога Жуйковой Анастасии Юрьевны

Тема: «Животные Севера»

Группа: дети с ЗПР подготовительный к школе возраст.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • Систематизировать знания детей о животных севера.
  1. Коррекционно-развивающие:
  • Создать условия для активизации и развития словарного запаса детей.
  • Обеспечить развитие логического мышления, через отгадывание загадок.
  • Обеспечить развитие умения составлять целое из частей, развивать самоконтроль, умение концентрировать внимание.
  • Обеспечить развитие   грамматического   строя   речи через образование родительного   падежа   существительных   во   множественном числе.
  • Обеспечить развитие психических процессов: мышления, внимания, памяти, восприятия; мелкой моторики; творческих способностей, воображения.
  1. Воспитательные:
  • Формировать у детей чувство сплоченности, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива.
  • Обеспечить развитие умения формулировать свою точку зрения, слушать сверстников и поддерживать беседу.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Цветик-семицветик» или чтение произведения Валентина Катаева «Цветик-семицветик».

Оборудование: компьютер, слайды, созданные в PowerPoint: белый медведь, морж, тюлень, полярная сова, пингвин, песец; карточки лото «Животные Севера»; карточки «Что оденем?»; мяч; силуэты животных; картинки животных спрятанных за льдинами; тарелочки с кварцевым песком.

Формы работы:

  1. Создание мотивационного поля (организационный момент):

Все дети сидят в кругу. Педагог приветствует детей.

  • Упражнение «Импульс»

Дети стоят в кругу и держатся за руки. Педагог пожимает руку стоящему справа и говорит: «Привет!». Рукопожатие передается дальше, по кругу, пока не вернется к педагогу. Играть надо в быстром темпе. В заключение все хором говорят: «Здравствуйте».

            Сюрпризный момент

Педагог обращает внимание детей на что у каждого на столе лежит цветик-семицветик.

  • Введение в тему занятия:

Педагог с детьми вспоминает куда отправилась девочка Женя, когда оторвала красный лепесток и подводит детей к идее, что сегодня они тоже отправятся на Северный полюс.

Игра «Что оденем?»

Педагог каждому ребенку раздает задание, где нужно одеть детей на зимнюю прогулку и карандашом проверить свой выбор, дойдя по лабиринту (Слайд 1).

  1. Актуализация знаний детей, активизация коммуникативной и двигательной функции.

      Беседа о животных Севера.

Педагог предлагает детям рассмотреть слайды, организует обсуждение, просит рассказать о том, что изображено, при необходимости задает вопросы, уточняет и дополняет ответы детей.

2 слайд. Белые медведи совсем не белого цвета. Их шерсть бесцветная, так как шерстинки полые и прозрачные. Они отражают свет и кажутся белыми. Белый медведь не впадает спячку, исключение составляют только беременные самки белых медведей. Мех белого медведя жирный и водоотталкивающий, что позволяет плавать в холодной воде и выходить из нее сухим в прямом смысле этого слова. Его лапы имеют перепонки. Полярный медведь не имеет соперников, кроме человека и может жить до 25 лет. Существует очень большая разница в размерах и весе между самцами и самками. Крупный самец достигает 3 метр в длину и весит до 800 килограмм, а самки почти в два раза меньше и легче. Белые медведи строго плотоядные животные, их основной рацион рыба и морские котики. Белые медведи строят многокомнатные берлоги в снегу. Белые медведи большие чистюли. Они моются по 15-20 минут в день, старательно очищая себя от грязи и остатков пищи, которые могут повлиять на изоляционные свойства меха.

3,4 Слайд. Моржи являются одними из самых крупных ластоногих морских млекопитающих. Самцы достигают до 1 700 кг, самки - до 1 200 кг. Их ласты очень гибкие и напоминают руки с 5 пальцами. У моржей широкая голова, мелкие глаза и их легко узнать по двум торчащим бивням. Причем бивни имеются как у самцов, так и у самок. Моржи используют свои бивни во время драк, они помогают защищаться от хищников, а также вытаскивать их мощные тела из воды на лед. Усы моржи используют их для поиска пищи под водой. Они питаются самыми разнообразными обитателями океана: моллюсками, червями, улитками, мягкими крабами, раками, креветками. У моржей всего два естественных врага: косатка и полярный медведь. Эти хищники в основном охотятся на детенышей моржей. Самки начинают давать потомство в возрасте 7-8 лет и обычно рожают всего одного детеныша раз в 3 года. Беременность длится 15 месяцев, и после рождения детенышу требуется помощь матери еще 2 года. В дикой природе моржи живут около 30 лет. Бивни моржа могут достигать 1 метра в длину. На сегодняшний день моржи (атлантический подвид) занесен в Красную Книгу России как вымирающий вид.

5,6 слайд. Масса тела тюленя варьируется от 40 кг до 2,5 тонны, а в длину они могут достигать от 1 до 6 метров. Усы, или вибрисы, помогают тюленям ориентироваться в воде. С их помощью животные точно угадывают место расположения преград и успешно обходят их. Размножение тюленей происходит раз в год. Младенцы при рождении покрыты эмбриональным пухом, называемым белек, который по своей фактуре существенно отличается от меха взрослых животных. Питание тюлений состоит в основном из белковой пищи - моллюски, рыба, раки. Чаще всего рыба проглатывается тюленями целиком, изредка добычу разрывают на крупные куски. Сон тюленей никогда не бывает безмятежным. Они очень чутко следят за всем, что происходит вокруг. Поэтому они часто просыпаются, осматривают территорию и, если все в порядке, продолжают спать дальше. А если они спят не на берегу, а в воде (причем делают это они вертикально), то высовывают "мордашку" над поверхностью воды, чтобы сделать вдох ноздрями.

7 слайд. Самец полярной совы мельче самки, размеры белой полярной совы от 55 до 65 см и массой до 2,5 кг у самца и до 70 см и до 3 кг у самки, а размах крыльев достигает 2 метров. Сова белая или полярная сова имеет круглую голову с ярко-желтой радужкой глаз. Полярная сова — активный хищник. Основу её питания составляют мышевидные грызуны, в первую очередь лемминги. Охотится полярная сова, главным образом, сидя на земле, предпочтительно на возвышении, и бросаясь на приближающуюся добычу. Гнездятся совы как на возвышенных местах, так и в низких, но предпочтение отдают высоким холмам и сухому грунту, так как птица начинает кладку, когда местность ещё покрыта снегом.

8 слайд. Пингвины не любят ходить по рыхлому снегу, так как проваливаются в него. Чтобы комфортно передвигаться во время потепления, они ложатся на живот и скользят, используя для отталкивания крылья и лапки.

Скалистые пингвины получили такое прозвище за то, что любят не просто заходить в воду, а прыгать в нее со скал. Императорские пингвины – настоящие гиганты среди своих собратьев. Их вес переваливает за 27 кило, а рост – за метр. Пингвинята рождаются на свет абсолютно голыми. «Одежка» из перьев формируется у них в течение нескольких недель. Появления самых главных перьев – водонепроницаемых – малышу приходится ждать иногда больше года. Пока они не отрастут, птичка живет с родителями, даже если уже почти достигает размеров крупной особи.

Пингвинья способность к вертикальному хождению связана с тем, что их короткие и толстые лапки расположены не прямо по центру тяжести, а немного позади. Вот почему они ходят так прямо, неуклюже переваливаясь «с ноги на ногу».

Черный окрас спины у пингвинов помогает притягивать даже незначительное солнечное тепло, что позволяет им согреться даже в такой холодной Антарктике.  Самец высиживает яйца в то время, как самка отправляется на поиски пищи. Когда птенец вылупляется из яйца, отец кормит его "молоком", которое вырабатывается в его пищеводе.

9,10 слайд. Песца часто называют белой, полярной или снежной лисой.

Живя в крайне холодных регионах, песец обладает уникальной системой теплообмена, благодаря чему он начинает дрожать лишь тогда, когда температура падает до -70 градусов по Цельсию.

Обычно люди считают, что песцы белые, но летом их окрас меняется. Мех песца становится черным, что позволяет лучше сливаться с окружающей средой.

Песцы укрываются в подземных норах, сменивших не одно поколение лис. Возраст нор может составлять целые века. Эти системы тоннелей зачастую могут занимать площадь в 2,5 тысячи квадратных километров и иметь до 150 выходов. Песцы всеядны, они едят почти все, что находят – от грызунов, птиц и рыб, до ягод, водорослей и остатков добычи других хищников.

Во время охоты песцу приходится пробиваться сквозь толстый слой снега. Для этого он вначале подпрыгивает высоко в воздух, а затем ныряет с головой в снег.

Игра «Узнай по силуэту»

           Педагог предлагает детям рассмотреть силуэты животных и птиц на доске (белый медведь, полярная сова, пингвин, морж, тюлень, песец) и угадать кто это.

          Игра лото «Животные Севера»

Педагог раздает детям карты лото (Слайд 10). Перемешивает и достает по одной маленькой карточке, загадывает игрокам загадки (на обороте карточек), не показывая картинок. Ребенок, который разгадал загадку - получает карточку и кладет ее на пустое место на своей карте лото. Задача игроков – заполнить как можно больше ячеек на своей карте лото, отгадав загадки.  

Динамическая пауза «Пингвины» 

Идут вразвалочку пингвины             (Ходят друг за другом по кругу)

По огромной белой льдине,

Друг за другом, все гуськом,

По снегу прямо босиком.

Вот и море, остановка,           (Останавливаются, поворачиваются лицом

Начинают подготовку,                               в центр круга)

Чтоб рачка в воде поймать,

Нужно воздуха набрать.                        (Надувают щеки)

Растопырить крылышки                 (Руки опускают вдоль туловища,

И расправить перышки.                       ладошки оттопыриваются)

Игра «Один - много»

Дети стоят в кругу, педагог говорит название животного, дает ребенку мяч, он соединяет это слово с наречием «много» и возвращает мяч.

Один пингвин — много пингвинов

 Один морж — много моржей

Один тюлень – много тюленей

       Игра «Чья морда, чей хвост, чьи лапы?»

Педагог предлагает детям посмотреть на доску. На доске висят картинки животных, спрятанных за льдинами. Детям необходимо назвать, чьи части тела видны, и какое животное спряталось.

Игра «Разрезные картинки»

Педагог раздает каждому ребенку разрезную картинку с изображением животного севера. Задача ребёнка собрать картинку и сказать какое животное получилось, что запомнил про него, кто детёныш, чем питается (белый медведь, пингвин, песец, морж, тюлень, полярная сова).

  1. Продуктивная деятельность
  • Педагог раздает каждому ребенку тарелочку с кварцевым песком и предлагает нарисовать контуры животных или птиц, которые живут на севере.
  1. Рефлексия (итог):

         Педагог вместе с детьми подводит итог, оценивает успешность деятельности каждого ребенка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Животные севера»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе Тема занятия: «Животные севера»

Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера зимой.Задачи:1. Продолжать знакомить детей с животными Севера: белка, заяц, лиса, волк, бурый медведь, северный оле...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе Тема занятия: «Животные севера»

1. Продолжать знакомить детей с животными Севера2. Развивать познавательную активность; способность анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи3. Воспитывать люб...

Конспект коррекционно-образовательного занятия «Дикие животные Севера»

конспект для детей с ЗПР, подготовительный к школе возраст....

конспект НОД открытого занятия "Животные севера"

Закрепить знания детей о животных Северного полюса. Побуждать дошкольников к самостоятельному творчествву,поиску способов создания изображения снежного покрова и северного сияния:Развивать образное мы...

Конспект совместного интегрированного занятия «Животные Севера и Юга»

Конспект совместного интегрированного занятия«Животные Севера и Юга»...

Конспект коррекционного- образовательного занятия на тему «Животные севера».

Задачи:-развитие координации движений, мышечного тонуса;-развитие ориентировки в пространстве;-развитие слухового восприятия;-развитие произвольного внимания-эмоционально-волевой сферы-развитие артику...