Проект "Загадочный мир часов" подготовительная группа
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Лазуткина Ирина Борисовна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_-_chasy.docx67.57 КБ

Предварительный просмотр:

        

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №195» общеразвивающего вида  Центрального района города Барнаула

Проект:

«Загадочный мир часов»

                                               г. Барнаул 2017г.

Содержание

Актуальность        2

Задачи:        3

Новизна проекта:        4

Стратегия реализации проекта        5

Ожидаемые результаты        9

Список используемой литературы        12

Приложения        13

Актуальность:

         С понятием «время», «часы» мы сталкиваемся ежедневно. Умение следить за течением времени в процессе деятельности, рационально его использовать – важные качества личности, вот почему уже в дошкольном возрасте детей необходимо начать учить самим ориентироваться во времени.

Время всегда в движении. Его нельзя увидеть, услышать, потрогать, понюхать, попробовать. В процессе бесед с детьми было выявлено, что у детей недостаточно знаний о времени, часах. Поэтому, в систему воспитательно-образовательной деятельности с детьми мы включили цикл совместной деятельности воспитателя, детей, родителей, самостоятельную деятельность детей в саду и дома, образовательную деятельность на тему: «Загадочный мир часов».

 Формирование представлений о времени у дошкольников сложные процесс, требующий систематичной, последовательной работы и творческого подхода.
Шаг за шагом, осваивая временные категории мы стремимся к тому, чтобы работа по формированию чувства времени сделала наших детей более любознательными, нацелила их на творчество, подтолкнула к исследованию, позволила им не потеряться во времени и пространстве.

 Вид проекта: познавательно-исследовательский, краткосрочный.

Участники: воспитатели, дети подготовительной группы, родители.

Задачи:

1.Создать условия для формирования  исследовательского  подхода  к доступным объектам окружающего мира.
2. Сформировать у  детей первоначальные представления об истории возникновения часов, со значением их в жизни людей.
3. Познакомить детей с уникальными часами мирового значения.
4. Познакомить с устройством часов, с разными видами механизмов в них, с узнаванием времени по часам.
5. Расширять знания детей об особенностях профессии часового мастера.
6. Развивать наблюдательность, заинтересованность, познавательную активность детей.
7. Способствовать вовлечению родителей в процесс активного участия в совместной с ребенком деятельности.
8. Воспитывать бережное отношение к предметам материальной культуры.
 

Новизна проекта:

Комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования c учетом интеграции образовательных областей программы. 

Основные направления проектной деятельности:

  1. Познавательное – краеведческое

Цель: Создать условия для пробуждения в детях потребности познавать окружающий мир предметов. Вызвать интерес к изучению окружающего мира предметов, используя опытно-исследовательскую деятельность в дошкольном возрасте.

  1. Художественно – эстетическое

Цель: Способствовать проявлению творческой активности детей, пробуждению интереса к предметам, окружающим его.  Стимулировать нравственно – эстетические переживания, опираясь на восприятие музыки ,художественного слова об изучаемом предмете.         

  1. Социально – эмоциональное

Цель: Способствовать обогащению межличностных отношений участников проекта, на основе принципов сотрудничества, сотворчества в процессе совместной деятельности. Поощрять способность к эмоциона

Ситуации реализации проекта

Задачи

Сроки реализации

Время в режиме дня

ответственный

                                                                      1-ый этап-подготовительный

Обозначение актуальности и темы будущего проекта.

Постановка цели и задач.

Подбор методической, справочной литературы по выбранной теме проекта.

Разработка плана мероприятий основного этапа.

Создание предметно-пространственной развивающей среды в группе детского сада.

Создать организационные основы для реализации проекта.

Выявить проблемные области предметно-развивающейся среды.

Разработать перспективный план работы с детьми и родителями по теме.

Пополнить предметно – развивающую среду группы.

март

воспитатель

 Детская игровая ситуация: «Что было бы если бы не было часов? Мотивация детей – получена телеграмма от Дедушки Зная о том, что он хотел к нам приехать, но опоздал на поезд из-за того, что потерял свои любимые часы. Дед Знай просит помочь выбрать ему новые часы.

Развивать воображение, фантазию, в предложенной нестандартной ситуации; заинтересовать детей данным предметом рукотворного мира;

помочь Деду Знаю  выбрать часы.  

задуматься о том, что мы знаем о часах?

1-ая неделя апреля

(понедельник)

утро

Сюрпризный момент , беседа (воспитатель)

                           2 этап основной

НОД на тему: «Какие часы ты знаешь?» (рисование)

НОД на тему: «Кто и как считает время»

НОД на тему:  «Что мы знаем о часах»

НОД на тему:  «Необыкновенные часы» (лепка)

НОД (Рисование) на тему: «Электроприборы, в которых есть часы»

 НОД  на тему: «Конструируем песочные часы из бросового материала».

НОД на тему: «Путешествие в прошлое часов»

- выяснить наличие знаний о предмете у старших дошкольников с помощью рисунков.            

Вызвать интерес к понятию «время»

Познакомить с историей возникновения часов.

 Продолжать учить детей создавать модели функциональных предметов (корпус, циферблат, стрелки, кнопка звонка на будильнике, ремешок на наручных часах).

развитие желания выразить в продуктивной деятельности полученные знания.

- изготовить часы из пластиковых бутылок с разными отверстиями для песка;

закрепить знания детей о времени, о назначении часов, о видах часов.

развивать любознательность детей.

Вторник

утро

 воспитатель

Чтение художественной литературы:

 «Как ежик время искал»

 Чтение С. Баруздин «Стихи о человеке и его часах»

 С. Жупанин «Лесные часы»

Т.И. Ерофеева «В гостях у гнома часовщика»

 Й.Змай «Часы»

 

 - приобщать к х. литературе,

- воспитывать пунктуальность.

 

2-ая п. дня

Беседа о важности такого предмета как часы, откуда они взялись?

 

Беседа «Часы в быту»

Беседа «Цветочные часы»

Беседа об устройстве часов и профессией, связанной с часами  (используем мультимедийную технику).

Знакомство детей с пословицами, поговорками, загадками о времени и часах.

Пальчиковая гимнастика. «Долго мы часы заводим»

Разучивание игровых упражнений «Часы»

Разучивание детской песенки про часы «Тик-так», «Песенки весенних минут».

Составление пазлов «Часы».

- сформулировать гипотезу проекта.

- сформулировать задачи к теме.

- активизировать познавательный интерес дошкольников.

Упражнять в умении определять время по час:

Формирование представлений о роли дня и ночи в жизни разных растений. –

познакомить детей с профессией часовщика,

дать представление об устройстве часового механизма, часов разных видов.

 

развитие мышления, памяти, вниманияразвитие мелкой моторики.

развитие зрительного восприятия детей.

индивидуально и по подгруппам (воспитатель)

Работа с папками исследователя

выбор методов проведения исследования детьми; использовать условия, предложенные воспитателем.

получить представление о различных видах часов;

развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу.

2-ая половина дня

Дидактическая игра «Режим дня»;

 - закрепить знания детей о времени суток;

 - развивать внимание, память.

среда

утро

воспитатель в групп

Физкультурное развлечение с использованием песочных часов.

«Делу – время, потехе – час»

учить детей следить за временем;

уметь выполнять упражнения на заданное время;

провести эксперименты на тему: «Что можно успеть за 1 минуту, за 3 минуты и др.

2-ая половина дня

физкультурный руководитель, воспитатель.

                3 этап-заключителный

Подготовка к созданию «Музея часов» по следующим рубрикам: часы  - домашние любимые, часы -   старинные, часы – современные, часы – фантастические (разбивка детей на подгруппы с помощью картинок).

- привлекать

детей к «созданию музея часов» с использованием различных экспонатов (фото, рисунки, часы, поделки и др.),

воспитывать умение работать в группе.

2-ая половина дня

воспитатель, родители детей

- Оформление мини-музея «Часы прошлого, настоящего и будущего времени»

- Составление картотек (конспекты занятий, картотека стихов, загадок, игр, пособий)
- Оформление обучающих презентаций : «Современные часы», «Этапы развития часов», «Самые точные часы – часы на Спасской башне Московского Кремля»
- Презентация мини-музея
- Изготовление макета часов: песочных, водяных, необычных, изготовление поделок часов из разных материалов.
- Транслирование опыта работы ( презентация проекта) перед педагогическом коллективом.

подготовить с детьми доклады о различных экспонатах в «музее часов», согласно выбранных ими методах исследования и проведенной ими работы;развивать умение выступать перед публикой.

обобщить полученные знания по теме проекта,

подведение итогов проектной деятельности

2-ая половина дня

Дети, родители,

воспитатель

Ожидаемый результат:

В ходе реализации проекта предполагаю  расширить представления детей о времени, часах, часовом механизме, повысить их заинтересованность к доступным объектам окружающего мира. Создать условия для развития  личностных качеств, необходимых для дальнейшего обучения в школе: самостоятельность, любознательность, активность, общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

ЛИТЕРАТУРА

О. Корнеева « Определяем время по часам»

М.Безруких, Т.Филиппова «Время. Часы»

Т.И. Тарабарина «Детям о времени»

Г.П. Шалаева «Справочник дошкольника»

Рабочая тетрадь «Математика для дошкольников» Программа «От рождения до школы»

И.И. Кобитина «Дошкольникам о технике»

Воспитатель № 10 – 2012 г.

Дошкольное воспитание № 11 – 2012 г.

Обруч № 2 – 2010 г.

Обруч № 2 – 2013 г.

Справочник старшего воспитателя № 2 – 2013 г.

Дошкольное воспитание « 1 – 2011 г.

О.В. Дыбина «Неизведанное рядом»

О.В. Дыбина «Что было до….»

Т.И. Тарабарина «50 развивающих игр»

Е.Н. Лебеденко «Формирование представлений о времени у дошкольников»

Обруч № 4 – 2010 г.

Л.Н. Калмыкова «Здравствуй пальчик, как живешь?»

Обруч № 1-1999г. « Как научиться мерить время?»

 Е.А. Благинина « Чудесные часы»

Ребенок в детском саду №4 - 2007 г.

Е.В. Колесникова «Математические ступеньки».

В.П.Новикова «Логико-малыш» «Время, часы, календарь»

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

КОНСПЕКТ ИТОГОВОГО познавательно-математического ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Составитель: Воспитатель МБДОУ № 195 Лазуткина И.Б.

Тема: «кто нам поможет отремонтировать часы»

Цель: - выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.

Задачи:

- совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно;

- совершенствовать умение решать примеры на сложение и вычитание;

- совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов;

- развивать мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться в пространстве;

- развивать  любознательность, доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь, навыки самооценки.

Оборудование:

Методы и приемы: словесные (объяснение, рассказ) и наглядно – действенные (демонстрация, иллюстрация, куклы, записи мп3).

Ход занятия.

-Ребята, скоро наступит лето – это пора, когда все отдыхают: взрослые идут в отпуск, дети на каникулы. В связи с этим  сегодня к нам пришли гости, мне хотелось бы, чтобы мы вместе с вами показали и рассказали нашим гостям о том, чем мы занимались целый год. Давайте поприветствуем  гостей:

С добрым утром 
Начат день. 
Первым делом
Гоним лень. 
На занятии не зевать, 
А работать и считать!

(во время игры остановить часы)

 -посмотрите на часы. Часы  нам показывают, что пора начинать. Встаньте в круг, поиграем в игру: “Определи свое место”

Ребенок определяет свое место в кругу по отношению к другим детям.

- Катя, кто находится справа от тебя?

- Ваня, а кто находится слева от тебя?

- Варя, кто стоит впереди тебя? А сзади?

- Молодцы.

-сейчас пройдите, пожалуйста, за столы.

-Все сели удобно, показали мне глазки.

-Ой, ребята, а стрелки на часах не двигаются и часы показывают все тоже время, что и в начале. Что случилось с часами? (остановились, сломались…)

-Кто же может  нам помочь? ( Мастер-часовщик)

- к мастеру нужно ехать в специальную мастерскую, может нам не обязательно их ремонтировать? Для чего нам нужны часы? ( звучит музыка из мультфильма о часах)

-нам помогут фиксики.- (появляется куклы- фиксики; спрятать в шкаф  у доски.)

Симка и Нолик: здравствуйте, ребята! Вы узнали нас? Мы с удовольствием поможем вам, но у нас к вам тоже просьба- помогите нам выполнить несколько заданий. Согласны? (да)- звучит запись голосов фиксиков.

1.- назовите какие бывают часы?(показ картинки- название часов и почему они так называются?) Из чего состоят часы?(рассматриваем картинки часов-корпус, циферблат, стрелки - взять настоящие часы)

2. . порядковый счет- на котором по счету месте будильник? Ручные часы?...

3. назовите цифры на часах в прямом и обратном порядке.( на картинке)

Работа с раздаточным материалом:

4.состав числа: помогите симке и нолику добраться до 5-го этажа. Запишите на каждой строчке – сколько еще осталось пройти этажей, чтобы оказаться на 5-ом?

6. как называются детали внутри часов (шестеренки). Разложи шестеренки по величине. (на каждого ребенка комплект шестеренок)

Вокруг доски разместить заранее фигуры

7.Динамическая пауза с элементами гимнастики для глаз «Геометрические фигуры»

Вот фигуры - непоседы,                    

Любят в прятки поиграть.                

Так давайте их, ребята,                      

Будем глазками искать.                    

.Дружно глянем все налево.              

Что там? Это же … квадрат.                

.       На четырех углах квадрат

Шагает, прямо как солдат.            Дети шагают на месте.             

Теперь вправо посмотрите,

Узнаете? Это   –  … круг.            

Вокруг себя мы повернемся

И на место вмиг вернемся.            Дети кружатся на месте.

Эта странная фигура                       овал расположен вверху доски.

Называется –… овал.

Прыгай, руки поднимай,                Дети прыгают с поднятыми

До овала доставай!                          вверх руками.

Вниз глазами поведем,

Треугольник там найдем.

И на корточки присядем.

1, 2, 3- дружно посчитаем. Хорошо фигуры знаем! Дети приседают

-Какие фигуры мы с вами не называли  в физминуутке? (прямоугольник,ромб, ьрапеция –все они  4-х угольники).

8. Нас ждет следующее задание: примеры с  Ноликом  ( нужно решить пример и положить гриб в корзину с цифрой, которая совпадает  с   результатом  примера. - распредели грибы по корзинкам)

9.- выполнили задание – откладываем его в сторонку. М ы знаем, что у чисел есть соседи.  Возьмем  раскраски – обратите внимание на ваших раскрасках не хватает некоторых цифр – назовем соседей числа – запишем соседей и раскрасим часы.

10. раскрасить часы.

11. картинки о временах года: (выставляю на доску)

–Какие времена года вы знаете? (Весна, лето, осень, зима)
– Какое время года сейчас? 
(Весна) 
– Какой из названных месяцев зимний? 
(Майдекабрь, апрель).
– Какой из названных месяцев летний? 
(Сентябрь, июль, февраль)
– Какой из названных месяцев осенний? 
(Октябрь, март август)
– Какой из названных месяцев весенний? 
(Декабрь, май, июнь)
– Сколько месяцев в году? 
(12)

Заключительная часть.

- уважаемые фиксики мы с ребятами выполнили все ваши задания. Ребята, какие задания мы выполнили: называли цифры, фигуры ,считали, рисовали, решали примеры, раскладывали предметы по величине…..

Фиксики: « ребята, мы тоже для вас постарались! Ваши часы отремонтировали. Работа была нелегкой. Мы очень постарались!

( часы тикают - включить ход часов на компьютере)

Воспитатель(берет в руки часы и показывает детям (предварительно вставив батарейки):  действительно, ребята, часы исправны и показывают нам, что пора идти гулять.

Приложение 2

Дидактическая игра «Часы и время»

Цель: Научить детей ориентироваться во времени. Совершенствовать навыки определения времени по часам, фиксируя его значение на циферблате. Развивать у детей внимание, логическое мышление и речь.

Оборудование:

Циферблаты изготовленные из дисков с наклеенными цифрами.

Карточки и изображением времени.

Минутная и секундная стрелочки.

1вариант игры

В игре могут принимать участие от 4 до 6 детей.

Перед началом игры дети берут себе циферблаты и стрелочки.

Ведущий, смешав маленькие карточки со временем, укладывает их стопкой на стол изображением вниз. Далее он открывает одну карточку и называет время- дети должны правильно и быстро установить нужное время у себя на циферблате. Кто выполнил первым – получает фишку. В конце игры определяется победитель.

2вариант игры

В игре могут играть от 2 до 4 детей.

На столе разложены карточки со временем.

У каждого игрока по 3-4 игровых циферблата с обозначенным временем.

Воспитатель предлагает определить время на циферблате и выбрать правильные карточки на общем поле.

Кто сделал правильно и быстро- победитель!

3 вариант

В игре могут принять участие от 5 до 10 детей.

Игроки сидят за столами с чистыми циферблатами и стрелочками.

Ведущий показывает карточку и предлагает поставить время, которое наступило (наступит) на час или полчаса раньше (позже) обозначенного на карточке.

Выигрывает и получает фишку тот, кто выставил правильное время.

Приложение 3

Конспект комплексного занятия по математике в старшей группе «Пробуждение весны»

Цели занятия. Уточнить знания детей о последовательности дней недели. Учить измерять условной мерой объем жидких веществ. Закрепить прием сравнения длины и ширины с помощью условной меры. Совершенствовать навыки ориентировки на плоскости листа. Развивать умение делить геометрические фигуры на четыре равные части. Воспитывать внимательность.

Демонстрационный материал. Макетные изображения солнышка, тучек; цветок подснежника, набор цифр до 10. Два сосуда разного размера с водой, стаканчик — мера.

Раздаточный материал. Альбомные листы, фишки, кирпичики из крупного строительного материала; наборы цифр до 10; счетные палочки, условная мера (палочка), геометрические фигуры: круги, квадраты, прямоугольники.

Ход занятия.

Сегодня занятие по математике. Давайте вспомним, какой сегодня день недели? Какой был вчера? А какой завтра? А кто вспомнит все дни недели по порядку? Назовите выходные дни.

— А какое сейчас время года? Назовите весенние месяцы. Сколько их?

— Пришла весна. Солнце стало пригревать с каждым днем все сильнее и сильнее (давайте посмотрим на солнышко и представим, как оно ярко светит, прямо нам в глазки), поэтому снег стал быстро таять. И вот из-под снега выглянул подснежник. Он поднял головку и сказал: «Как хорошо, что пришла весна!». (Все весенние явления показываются на фланелеграфе.)

— И вдруг солнце спряталось, холодно стало подснежнику. (И нам стало холодно, покажите, как нам холодно?)

Небо хмурое, серое, и подснежник закрыл свои лепесточки, он думал о том, куда бы ему спрятаться, и горевал, что никто ему не поможет.

— Давайте мы ему поможем. Поможем ему выжить. Как вы думаете, что нужно сделать?

— Нужна вода, и не просто вода, а живая вода.

Я добыла живой и мертвой воды, но забыла, где какая вода, хотя твердо знаю, что мертвой воды больше, а живой меньше. Давайте подумаем, в какой из емкостей больше воды? Как это проверить? Что необходимо для измерения? Можно ли объем воды измерить полоской бумаги? Почему нельзя? Какую меру лучше взять, чтобы измерить объем (3 стаканчика, 4 стаканчика)?

— Мы с вами возьмем стаканчик и посмотрим, сколько таких стаканчиков помещается в банке с розовой водой, а сколько — в банке с голубой.

Дети измеряют и уточняют, что розовой воды — 3 стакана, а голубой воды — 4 стакана.

Что можно сказать? Что объем посуды не зависит от количества в ней жидкости. В маленькой банке может быть жидкости больше, чем в большой.

Теперь мы знаем, что живая вода розового цвета. И можем спокойно полить подснежник.

—Посмотрите, мы его полили, но ему стало лучше только чуть-чуть. Что же мы еще можем для него сделать? Что бы мы могли сделать из кирпичиков?

—Но прежде чем строить теплицу, мы должны знать размеры кирпичей, их длину и ширину. Вы ее сейчас измерите с помощью условной меры и выложите цифры — протяженность сторон. Первая цифра это — длина, вторая — ширина.

Теперь мы знаем размеры кирпичей и можем построить теплицу, но это мы сделаем немного позже.

Что же еще не хватает подснежнику, чтобы снова расцвести?

—Нужно тучи отогнать от солнышка.

—А для этого нам надо решить задачи. А ответы вы будете показывать цифрой.

№ 1

Подарил утятам ежик

Семь подснежников весенних.

Кто ответит из ребят,

Сколько было всех утят? (7)

№ 2

Шесть веселых медвежат

За подснежником спешат,

Но один малыш устал,

От товарищей отстал,

А теперь ответ найди,

Сколько мишек впереди? (5)

№ 3

Ежик по лесу шел

И подснежники нашел:

Два под березкой,

Один — у осины,

Сколько их будет

В плетеной корзине? (3)

Посмотрите, тучи от солнышка отошли, небо стало ясное, но солнышко еще почему-то не греет. Нужно лучики ему достать, чтобы смогло оно землю прогревать.

Давайте сделаем два солнышка, одно из девяти палочек-лучиков, а другое из семи, и рядом выложим цифру. Вот видите, стало солнце греть, пригревать, только в каком месте сильнее греет, оно не знает. Вот мы ему и поможем.

Фишкой ищем место на белом листе бумаги. Поставили фишку в нижний левый угол; в правый верхний угол; на правую сторону листа и т.д. Вот видите, мы показали, куда надо солнышку светить, и подснежник совсем выровнялся. А чтобы он был всегда красивым и радовал глаза людей, ему нужно удобрение (это такие лекарства, которые предназначены специально для растений). Лекарства эти разной геометрической формы. Они действуют тогда, когда разделены на четыре части. Разделите их. Покажите цифрой, сколько частей у вас получилось? Вот и стал наш подснежник здоровый и красивый.

А сейчас вы возьмите свои кирпичики и постройте ему теплицу.

Итог занятия

- Что вам понравилось сегодня на занятии?

- Что нового вы узнали?

- А что не понравилось?

- Отметить тех, у кого очень хорошо все получается.

Пример конспекта занятия по математике в старшей группе «Двенадцать месяцев»

Программные задачи:

  • Учить детей устанавливать зависимость между количеством предметов и их стоимостью
  • Учить детей устанавливать сходства по внешним признакам.
  • Продолжать учить детей различать и правильно называть месяцы года.
  • Закреплять знания детей о последовательности смены времен года.
  • Развивать память, внимание, воображение. Образное мышление.
  • Воспитывать интерес к учебной деятельности.

Демонстрационный материал: модель года с месяцами – вкладыши соответствующего цвета;

Раздаточный материал: цветы 18 шт., монеты, количество которых в 2 раза больше, чем цветов, цветные карандаши, мелки.

Ход занятия

Ребята, сейчас я расскажу вам историю про девочку, а вы внимательно ее послушайте и возьмите по одному сектору – месяцу и составьте модель года.

Декабрь. Холодно. Девочка идет по снегу, слегка укрывшись стареньким

платком. Ей нужно, во что бы то ни стало найти подснежники и наполнить ими корзину. Неожиданно она вышла на ярко освещенную поляну и увидела странные фигуры. Она приветливо поздоровалась с обитателями поляны и рассказала им о том, что ей нужно в лесу. Месяцы, а это были они. Стали оживленно и сочувственно переговариваться. (дети берут по одному сектору – месяцу. Составляют модель года и представляют свой месяц). Месяцы, как известно, целый год следуют друг за другом, не опаздывая и не опережая.

Месяц Апрель, пожалев девочку, предложил ей свои услуги, ведь подснежники появляются именно в апреле. А для этого ему нужно пропустить несколько месяцев.

- К каким месяцам обратился Апрель с такой просьбой?

Месяц Апрель просит Март поменяться с ним местами, затем – Февраль, Январь, Декабрь. (Дети выясняют, что 4 месяца уступили свое время Апрелю) Апрель позволил девочке набрать корзину цветов.

Девочка принесла цветы домой. Мачеха обрадовалась, но не поблагодарила девочку. Она сразу подумала, прежде всего, о деньгах, ведь за каждый цветок она получит очень скоро 2 монеты. Некоторые цветы были так хороши, что мачеха решила из каждых трех один – самый красивый – оставить себе.

- А теперь объедините цветы, разложите на полу, в группы по 3 и возьмите из каждой группы по 1 цветку. Сколько осталось цветов?

За каждый цветок мачеха получила по 2 золотые монеты.

_ Много или ало? (дети мысленно или практически соотносят цветы и монеты)

- Сколько монет получила бы мачеха, если бы продала и самые красивые цветы? (возможен перерасчет пар: цветок – монета)

Ребенок может считать так: 1 цветок – 2 монеты.

- А как вы думаете, сколько можно купить бубликов на 2 рубля, 6 рублей, если один бублик стоит 1 рубль?

А сейчас поиграем в игру, которая называется «Какое это время года?». Я буду показывать картину, а вы поднимете ту табличку, цвет и название которой соответствует этому времени года.

- Молодцы, ребята! Что вам понравилось на нашем занятии? Что нового узнали? Что было трудным?

Пример конспекта занятия по математике в старшей группе

«Поможем Незнайке»

Программные задачи:

  • Закрепить знания детей о последовательности дней недели, месяцев в году.
  • Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны.
  • Развивать мышление, умение наблюдать и анализировать, сравнивать и сопоставлять.
  • Воспитывать навыки самоконтроля пи самооценки.

Демонстрационный материал: Незнайка, картины с изображением весны.

Раздаточный материал: счетные палочки.

Ход занятия:

Ребята, посмотрите. К нам пришел в гости Незнайка. Он говорит, что это стихотворение об осени. Послушайте и скажите прав ли Незнайка.

Воспитатель читает стихотворение:

На дворе звенит капель,

По полям бегут ручьи,

На дорогах лужи,

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи…

О каком времени года говорится в стихотворении? Как вы догадались, что в нем говорится о весне?

Вопросы:

Какими стали дни весной? Как светит солнце? Почему растаял снег и лед на реках? Какой из весенних месяцев был самым холодным, а какой – самым теплым? Какие изменения произошли весной с растениями? Почему весной начала расти трава? Почему зазеленели деревья и кустарники? Какие цветы расцвели первыми? Почему появились насекомые? Какие птицы прилетели? Почему они вернулись к нам? Как изменилась жизнь диких животных с наступлением весны? Что делают люди весной на полях, в огородах? Почему весной все хорошо растет?

Воспитатель уточняет и обобщает ответы детей. Весной солнце светит ярко и посылает на землю много тепла. Дни становятся длиннее, а ночи короче. От весеннего тепла растаял снег, оттаяла почва. Маленькими ручейками и бурными потоками сбежала талая вода. Она напоила почву и вместе с весенним теплом разбудила растения от долгого зимнего сна. На проталинах зацвели первые весенние цветы: подснежник, мать – мачеха, ландыш. Распустились цветы на ольхе, иве, орешнике, затем лопнули почки на других деревьях и кустарниках, и они покрылись зелеными листочками.

Зазеленела трава. В мае зацветают фруктовые деревья. Цветет черемуха, сирень. Изменилась жизнь животных. Появились насекомые: мухи, бабочки. У белки, зайца, лисы и других зверей появились детеныши. Все звери сменили теплую, пушистую зимнюю шерсть на более редкую, а некоторые изменили ее окраску. У зайца шерсть стала серой, у белки – рыжей. Из теплых стран вернулись птицы и сразу принялись за постройку и ремонт гнезд. Весна – это щедрое время года.

- А сейчас встаньте со своих стульчиков и повторяйте движения вместе со мной.

Физкультминутка:

На зарядку солнышко поднимает нас,

Поднимаем руки по команде «раз»,

А над нами весело шелестит листва,

Опускаем руки мы по команде «два».

- Ребята, наш гость – Незнайка, веселый, добрый мальчик и ему кажется, что он все знает. Такой он хвастунишка! Ну, Незнайка можешь ли ты назвать по порядку дни недели?

- Конечно, могу! Воскресенье – день веселья, понедельник, а потом среда – ну это ерунда, а потом суббота - погулять охота. Вот и все!

- Ребята, как вы думаете, правильно Незнайка ответил на мой вопрос? Надо ему помочь. Назовем дни недели по порядку. Начнем с понедельника.

- А скажи Незнайка, какой день был до понедельника и какой будет после?

- Ха, это просто! До понедельника была пятница, а после понедельника будет среда!

- Опять все перепутал! А вы ребята знаете? (дети отвечаю)

- Незнайка, а, сколько месяцев в году, какой месяц идет за каким, какой был предыдущим и какой последующий?

- А этого я не знаю!

-А вы знаете? Сколько месяцев в году, какой первый, какой, предыдущий, какой последующий? А теперь давайте поиграем: я буду называть какой – нибудь месяц, а вы отгадывайте, какой был до него и какой будет следующий. ( игра проходит в соревновательной форме. Незнайка играет с детьми)

- Ребята спасибо вам огромное за то, что научили меня сегодня на занятии называть правильно дни недели, месяцы года.

- И тебе незнайка спасибо за то, что ты пришел сегодня к нам на занятие! (Незнайка уходит) ребята, а вам понравилось наше занятие? Какое задание понравилось вам трудным?

Дидактическая игра «Суточные часы»

Цель: закрепление частей суток

Оборудование: суточные часы у воспитателя и у каждого ребенка, карточки с названием частей суток.

Ход игры:

Воспитатель ставит стрелку суточных часов на какую – либо часть суток. Дети должны на своих часах поставить стрелку на эту же часть суток, и назвать её.

Дидактическая игра «Поставь стрелку правильно»

Цель: закрепить знания последовательности дней недели.

Оборудование: большой картонный круг (для воспитателя). Разбитый на семь равных частей; каждая часть изображает день недели; на круге прикреплена подвижная стрелка. Такие же круги, розданы детям, но меньших размеров.

Ход игры:

Воспитатель ставить стрелку на своем круге на какой-нибудь день недели и громко называет этот день, например воскресенье. Дети должны на своих кругах поставить стрелки на тот день. Который следует за воскресеньем, т.е. на понедельник.

Дидактическая игра « Который час?»

Цель: развивать умение детей определять время по часам.

Оборудование: циферблаты часов.

Ход игры:

Воспитатель на циферблате ставит стрелки и , обращается к детям, спрашивает: «Который час?». Дети на циферблатах своих часов устанавливают тоже время, называют который час и показывают свои часы. Ребенку, правильно определившему время, даётся жетон. Выигрывает тот у кого больше жетонов.

Упражнение «Поставь по порядку»

Цель: распределить картинки с изображением времен года по порядку.

Оборудование: картинки, на которых изображен пейзаж, характерный для того или иного времени года.

Ход игры:

Карточки поворачиваются лицевой стороной вниз. Играют три четыре ребенка. Первый – берет карточку и кладет ее первой в ряд. Это будет изображение врем года. Второй ребенок берет карточку и кладет ее рядом с первой если она соответствует следующему по порядку времени года. Если карточка не подходит, то ребенок кладет ее перед собой. Карточку берет следующий ребенок. Игра продолжается до тех пор, пока все карточки не будут разложены в правильном порядке, а под ними положены соответствующие каждому времени года картинки.

Упражнение «Какое это время года?»

Цель: называние времен года

Оборудование: у каждого ребенка таблички с названиями времен года; у воспитателя картины с изображением пейзажа, соответствующего каждому времени года.

Ход игры:

Воспитатель показывает картинку, а дети называют время года, которому соответствует эта картина. Один из ребят объясняет, почему он поднял табличку с тем или иным названием.

Упражнение «Живая неделя»

Семь детей у доски построились и пересчитались по порядку. Первый ребенок слева делает шаг вперед и говорит: «Я — понедельник. Какой день следующий?» Выходит второй ребенок и говорит: «Я — вторник. Какой день следующий?» Остальные дети дают задания «дням недели», загадывают загадки. Они могут быть самые разные: например, назови день, который находится между вторником и четвергом, пятницей и воскресеньем, после четверга, перед понедельником и т. д. Назови все выходные дни недели. Назови дни недели, в которые люди трудятся. Усложнение игры в том, что играющие могут построиться от любого дня недели, например от вторника, до вторника.

Приложение 4

                                БЕСЕДА «В мире часов».

Все любят загадки. И вы, вероятно, тоже. Поэтому для начала предлагаю вам отгадать две загадки:

Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу.

Когда спать, когда вставать, когда работу начинать.

Что это?

Дети: часы.

Воспитатель. Молодцы. А вот ещё одна.

Мы день не спим, мы ночь не спим.

И день, и ночь стучим, стучим.

А что это?

Дети: тоже часы.

Воспитатель: А какие вы знаете поговорки о часах?

Делу время - потехе час. Времени не воротишь. Аппетит приходит во время еды. День и ночь – сутки прочь.

А как вы думаете, зачем людям нужны часы?

Дети отвечают.

Воспитатель: А что такое время?

Дети отвечают.

Воспитатель: Как вы думаете, когда появилось время?

Дети: давно.

Воспитатель.

Время было всегда, оно бежало вперёд. Само слово «время» происходит от старого русского слова«вертемя». Что вы слышите в этом слове? Повторите его. Дети повторяют. В этом слове угадываются два слова: «время» и «вертеть». Время вертится, движется. Оно не видимо, без цвета и запаха. Его нельзя руками потрогать. Например, воздух – он тоже невидимый и мы его никак не ухватим руками. Так и время. И всё-таки люди придумали для отчёта невидимого времени вполне видимые часы. Часы- это не время, а всего-навсего машинка, которая отсчитывает его.

Включается аудиозапись «Бой курантов»

Воспитатель. Ребята, что это такое?

Дети отвечают.

Это самые главные и точные часы, которые находятся в Москве – столице нашей России.

А вы хотите посетить выставку часов и узнать, какие же были часы раньше? Какие сейчас?

Давным-давно, когда часов ещё не было, люди узнавали время по солнцу.

Солнечные часы – всех часов предки!

Сейчас они редки.

Циферблат на земле лежит,

А по нему солнышко бежит!

Они бегают на площадях,

На лужайке, в саду-

У солнышка на виду.

Эти часы давали узнать, сколько времени прошло с определённого момента, но не сколько времени вообще. Но пользоваться солнечными часами человек не всегда мог. Почему?

Дети: нет солнца на небе – нет и тени.

Воспитатель. Узнавали люди время и по живым часам. Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат: «Ку-ка-ре-ку! Просыпайтесь! Скоро утро! » (включаетсяаудиозапись крика петуха)

Но хотя и кричит петух в одно и то же время, и с ним оплошности бывали: то во сне с жёрдочки свалится – раньше времени поднимет крик, то лисы испугается и начнёт кричать.

А вы слышали когда-нибудь такое выражение: «Время течёт»? А ведь когда-то время действительно текло и капало. В водяных часах. В высокий и длинный стеклянный сосуд с дыркой у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. Но водяные часы тоже оказались неудобными, требовалось постоянно доливать воду в опустевший сосуд.

Воспитатель.

«Течёт» время и в песочных часах.

Стих читает ребёнок:

Часы песочные – точные!

В них песчинки текут-

Секунды бегут!

Как песчинки собрались,

Холмиком улеглись

В колбочке из стекла,

Так и минутка истекла!

Песочными часами люди пользуются и теперь, например, в поликлиниках.

Воспитатель. А знаете ли вы, что восковая свеча – это тоже часы, древние, огненные. Брали восковую свечку, наносили на неё полоски, каждая полоска – час. Тает от огня воск, исчезают полоски одна за другой. Сколько полосок растаяло, столько прошло часов. Получилось, что время не только течёт, но ещё и сгорает.

Подвижная игра «Часики» с музыкальным сопровождением.

Воспитатель. А какие часы существуют сейчас?

Дети: будильник, настенные часы, наручные, говорящие и т. д. (дети рассматривают выставку часов)

Читают стихи, заранее подготовленные дети:

А ходики-избушки!

В них живут кукушки.

Окошко распахнётся,

Ку-ку! Ку-ку! -

Как в лесу на суку.

А будильник!

С вечера заведёшь

И спокойно спать пойдёшь.

Будильник разбудит-

Не забудет! (включается аудиозапись звонка будильника)

А есть часы настенные-

Чинные, степенные!

Не убегают, не отстают-

Вовремя бьют!

Маятник туда-сюда…

Сегодня, завтра и всегда!

А есть и новые – электронные

Часы неугомонные.

Только раз заведи,

Заведёшь – и год ходи!

Воспитатель: Видите, сколько мы сегодня нового и интересного узнали о времени и о часах. Понравилась вам экскурсия?

Спасибо за работу!

История часов для детей.  Беседы о времени.

Давайте поговорим о разновидностях часов.

Скажите, как называется прибор, отсчитывающий время в пределах суток? - Такой прибор называется часами.

Самые древние часы, которыми пользовались люди, чтобы примерно знать время, — солнечные. Циферблат таких часов помещали на открытом ярко освещаемом солнцем месте, а стрелкой часов служил стержень, отбрасывающий тень на циферблат.

Из древности пришли к нам и песочные часы. Может быть, кто-нибудь из вас видел их? Ведь песочные часы до сих пор применяются в медицине, когда нужно отмерить небольшой, но совершенно определенный отрезок времени.

Песочные часы представляют собой два небольших сосуда, имеющих форму конусов, соединенных вершинами друг с другом, с узким отверстием в месте соединения сосудов. В верхнем сосуде находится песок, который тонкой струйкой просачивается сквозь отверстие в нижний сосуд. Когда весь песок из верхнего сосуда окажется в нижнем, проходит определенное время, например, одна минута.

А теперь давайте поговорим о современных часах. В доме каждого из нас есть часы. Может быть, и не одни. Это домашние часы.

Попробуйте рассказать о них. Где они находятся? Какая у них форма?

Часы бывают наручными. Их надевают на руку с помощью браслета или ремешка.

Модницам нравятся красивые часики в виде кулона или перстня. Кулон на цепочке надевают на шею, а перстень — на палец.

Некоторые мужчины предпочитают массивные карманные часы. Их прикрепляют цепочкой к ремню и носят в кармане брюк.

У вас дома наверняка есть часы-будильник.

Зачем нужны такие часы? - Будильник можно завести на определенный час, и своим звоночком или мелодией он разбудит нас в нужное время.

Часы, которые обычно ставят на письменный стол, — называются настольными, часы, висящие на стене, — настенными.

Как вы думаете, где стоят напольные часы? - Такие часы стоят на полу. Они высокие, массивные, с тяжелыми гирями, укрепленными на цепях, и с мелодичным боем. Каминные часы украшают комнатные камины.

Послушайте стихотворение "Часы с боем".

Жила-была старушка 
(Давно уж на покое), 
И были у старушки 
Часы резные с боем.
"Динь-дон, динь-дон!" — 
Отбивали каждый час, 
Гулом наполняли дом
И будили ночью нас.
Мы, конечно, не молчали,
В дверь старушки мы стучали:
"Наши уши пощадите,
Бой в часах остановите!"
Но старушка нам в ответ
Отвечала: "Нет и нет! 
Говорят часы со мной, 
Я люблю их нежный бой.

Динь-дон! Динь-дон!
Как красив их перезвон!
Хоть немного он печальный, 
Но прозрачный и хрустальный!
Пробежали дни, недели. 
Но часы вдруг захрипели,
Стрелки вздрогнули и встали, 
И часы бить перестали.
Стало тихо. Даже жутко!
Мы давно привыкли к бою, 
(А ведь это же не шутка!) 
Было что-то в нем живое!
Мы, конечно, не смолчали,
В дверь к старушке постучали: 
"Почему не слышен бой?
Нужен мастер часовой!"
Вот приехал часовщик — 
Мудрый, опытный старик,
И сказал: "Такое дело! 
Здесь пружинка ослабела,
Механизм получит смазку, 
А часы — любовь и ласку!"
Поменял пружинку он. 
И опять раздался звон,
Серебристый перезвон:
"Динь-дон! Динь-дон!", 
Ожививший целый дом!

Какие часы "умеют куковать"? - Часы с кукушкой! В часах, изготовленных в виде узорной деревянной избушки, прячется "кукушка". Каждый час дверца домика открывается, и кукушка появляется на его пороге. Она звонко распевает: "Ку-ку, ку-ку", напоминая нам о том, который сейчас час.

Послушайте стихотворение "Часы с кукушкой".

Живет в резной избушке 
Веселая кукушка.
Она кукует каждый час 
И ранним утром будит нас: 
"Ку-ку! Ку-ку! 
Уж семь утра! 
Ку-ку! Ку-ку! 
Вставать пора!"
Живет кукушка не в лесах,
А в наших стареньких часах!

На городских улицах и площадях тоже есть часы. Их устанавливают на башнях, зданиях вокзалов, театров и кинотеатров.

Самые знаменитые часы России — Кремлевские куранты, установленные на Спасской башне Московского Кремля.

Первые часы на Спасской башне появились в начале XVII в. Их создал английский мастер Христофор Галовей. За свою работу он получил царский подарок — серебряный кубок и в придачу к нему атласу, меха соболей и куниц.

Через некоторое время русский царь Петр I выписал из Голландии другие часы. Сначала их везли на корабле по морю, затем доставляли на 30 подводах до Кремля.

Старые часы мастера Галовея сняли и заменили на голландские часы. Когда и эти часы обветшали, вместо них поставили другие большие курантовые часы, хранившиеся в Оружейной палате.

Несколько столетий Спасскую башню Кремля украшают часы. Целая бригада опытных часовщиков обслуживает их работу, следит, чтобы часы не отставали и не торопились. К курантам ведут 117 каменных ступеней. За ними начинаются чугунные ступени винтовой лестницы, ведущие на восьмой этаж. Здесь находится механизм курантов.

"Железная махина вся блестит, смазанная маслом. Блестят начищенные медные диски циферблатов, красной краской покрашены рычаги, сияет позолоченный диск маятника, похожий на круг солнца. Он царит над этой системой валов, тросов, зубчатых колес, образующих сложный механизм отсчета времени" (Л. Колодный).

31 декабря с первым ударом Кремлевских курантов страна вступает в Новый год. Услышав бой знаменитых часов, мы желаем друг другу счастья и поздравляем с Новым годом!

Часы, которыми пользуется современный человек, бывают механическими. Тогда их нужно заводить через определенные промежутки времени.

Механические часы изобрел в XVII в. ученый Христиан Гюйгенс, с тех пор они верно служат нам.

Во втором десятилетии XX в. появились электронные и кварцевые часы. Они работают на батарейках или от сети с электрическим током.

А самые точные часы — атомные.

Знаете ли вы, какие часы называются природными или живыми?

В старину в деревне такими живыми часами был, конечно, Петя-петушок. Крестьяне заметили, что первый раз петух кукарекает около двух часов ночи, а второй раз — примерно в четыре часа утра.

Послушайте об этом стихотворение "Петушок".

Кукареку-кукареку!
Звонко петушок поет.
Озарило солнце реку, 
В небе облако плывет.
Просыпайтесь, звери, птицы! 
Принимайтесь за дела.
На траве роса искрится, 
Ночь июльская прошла. 
Как будильник настоящий, 
Разбудил нас петушок. 
Распушил он хвост блестящий
И расправил гребешок.

Слышали ли вы о цветочных часах?

Утром на солнечной полянке, где растут одуванчики, можно и без наручных часов узнать время. Одуванчики дружно раскрываются в пять часов утра, а к двум-трем часам дня они гасят свои золотые фонарики.

Послушайте стихотворение об одуванчиках.

У реки — зеленый луг, 
Одуванчики вокруг 
Росами умылись, 
Дружно приоткрылись. 
Как фонарики горят,
Нам с тобою говорят: 
"На часах ровно пять, 
Можете еще поспать!"

Одуванчики — это часы луговые.. А вот кувшинки — часы речные. Недаром их называют "часами туристов". В семь часов утра они открывают навстречу солнечным лучам свои белоснежные лепестки и в течение всего дня поворачиваются за солнцем.

Вопросы и задания:

Что такое часы?

Какие старинные часы вы знаете?

Какие виды часов вам знакомы?

Какие виды часов относятся к домашним?

Какие часы относятся к уличным? Чем они отличаются от домашних?

Расскажите о Кремлевских курантах.

Какие "природные" часы вы знаете?

Т.А. Шорыгина "Беседы о пространстве и времени". Методическое пособие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...

Сценарии праздничных концертов к Дню Матери (для средней группы, старшей группы и подготовительной группы)

Каждый год осенью, а именно в ноябре весь мир празднует прекрасный праздник День Матери. Мама - это самый родной и близкий человек, который всегда поймёт и поддержит.  Данные небольшие сценарии к...

Речевые карты для детей с ОНР: средней группы (4х лет), старшей группы (5 лет) и подготовительной группы (6 лет)

При составлении речевой карты использовался материал Нищевой Н.В.Речевая карта составлена таким образом, что при распечатке складывается в небольшую книжечку, она удобна при заполнении даже молодому с...

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Конспекты занятий по ИЗО нетрадиционной техникой в группе для детей со сложным дефектом с участием группы № 3 ТНР. «Цветы для феи», «ОСЕНЬ В ТЕРЕМОЧКЕ» Театрализованное развлечение в группе для детей со сложным дефектом с участием детей 3 группы ТНР.

: развивать интерес к театрально-игровой желание принимать активное участие в театральном деятельности; поощрять действии; воспитывать дружеские отношения, желание помочь друг другуУчить детей по...

Отчёт воспитателя группы о проделанной работе за 2020-2021 учебный год Группа: старшая группа и подготовительная группа Воспитатель: Башарова Светлана Явдатовна

Ваши достижения за учебный год(грамоты, дипломы, сертификаты, название конкурса, публикации, уровень)Диплом 1 степени Республиканского конкурса авторских методических разработок профориентационных мер...