Конспект занятия для подготовительной к школе группы по теме: « Овощи» по разделу: Ребёнок и окружающий мир
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Cибирёва Елена Николаевна

Конспект занятия для подготовительной к школе группы

по теме: « Овощи»

по разделу: Ребёнок и окружающий мир

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_ovoshchi_podgotov.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для подготовительной к школе группы

по теме: « Овощи»

по разделу: Ребёнок и окружающий мир

 

Пояснительная  записка.

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Человеческая цивилизация развивается, опираясь на зрительные импульсы. Все, что видит человек, влияет на его самочувствие, оказывает влияние на само существование индивида. Психологи определяют зрение как ведущий сенсорный анализатор. Вопрос охраны зрительных функций на настоящий момент становится крайне острым. Офтальмологи, педагоги всех развитых стран констатируют увеличение количества детей с нарушением зрения, появление зрительной глазной патологии в более раннем возрасте.

Нормальновидящие дошкольники познают окружающий мир в повседневной деятельности. Общаясь со взрослыми, дети учатся выделять сенсорные эталоны из объектов окружающего мира и для этого не требуется специально организованных занятий.

Дети со зрительной глазной патологией видят мир искажённо, соответственно характеру своего заболевания. Они могут создать объективную картину об окружающем мире только с помощью взрослого. Патология органа зрения искажает восприятие объекта, затрудняет создание целостного образа, изменяет его качественную характеристику. Образ становится фрагментарным.  Из-за нарушения зрения дети с глазной патологией плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, цвет, величину и пространственное расположение. В связи с этим важно в период дошкольного возраста научить их, пользуясь неполноценным зрением, правильно зрительно выделять важные существенные признаки и свойства. Процесс адаптации ребёнка с нарушением зрения к условиям существования в окружающей действительности зависит от того, как у них формируются определенные знания, навыки и умения, позволяющие адекватно действовать и приспосабливаться, исходя из своих возможностей. Решать эти проблемы – задача педагога-дефектолога.

В связи с этим огромное значение приобретают коррекционные занятия, на которых их учат зрительно выделять признаки окружающих предметов и явлений, анализировать и обобщать их, т.е. пользоваться своим зрением осознанно. Дополнение неполноценного зрительного восприятия восприятиями других модальностей значительно обогащает представления детей об окружающем мире, способствует развитию их познавательной деятельности

Коррекционная работа, проводимая с дошкольниками, имеющими нарушения зрения, с учетом их особенностей восприятия окружающего мира и потенциальных возможностей каждой категории детей, помогает достигнуть хороших результатов в их воспитании и обучении, создает основу социальной адаптации, подготовки детей к жизни в современном обществе.

Представленный конспект урока по разделу: «Ребёнок и окружающий мир» разработан с учетом требований  программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида  под ред. Л.И.Плаксиной, программы воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А. Васильевой и календарно-тематическому планированию, утверждённым заведующей ДОУ.

Тип занятия: формирование предметных представлений.

     Занятие начинается с организационного момента, где учитель- дефектолог  мотивирует воспитанников на активную работу, а также включены задания на ориентацию в пространстве.

Для усиления мотивации в гости к ребятам на занятие пришел гость сказочный герой Незнайка.

Основная часть занятия направлена на получение, закрепление и обобщение знаний, использованы разнообразные дидактические игры, посредством которых педагог добивается усвоения учебного материала.

     Коррекционная направленность занятия реализуется в использовании специальных упражнений по развитию и коррекции психических функций воспитанников: развитие умения обобщать, классифицировать, умения сравнивать, находить общие и отличительные признаки на полисенсорной основе. В ходе занятия учитель-дефектолог  работает над сохранением и укреплением здоровья воспитанников, что выражено в использовании динамической паузы, проведении релаксационной паузы, гимнастики для глаз, учтены рекомендации врача-офтальмолога по организации нагрузки и охранительного режима для зрения детей. Количество видов деятельности, их чередование позволяет предупредить утомляемость обучающихся, сохранить активное поведение в течение всего занятия.

Итог занятия проводится в форме игры «Чудесный мешочек».

Кроме того, итогом занятия становится помощь Незнайке, выполнение  всех его заданий, что направлено на коррекцию эмоционального состояния воспитанников.

Тип занятия: формирование предметных представлений.

Тема: Овощи.

Цель: Уточнение и расширение знаний по теме «Овощи»

Задачи:

1.Образовательные

Продолжить знакомство на полисенсорной основе с овощами, формировать понятие овощи, фрукты, группировать по способу их употребления.

Формировать умения самостоятельно применять свои знания на практике.

2.Коррекционно-развивающие:

Способствовать активизации, стимуляции и упражнению зрительных функций, способствовать развитию зрительного восприятия, мыслительных процессов;    пространственной ориентировки.

3.Воспитательные:

Воспитывать интерес к занятиям, уважение к сельскохозяйственному труду.

Оборудование: иллюстрации: овощи, фрукты; муляжи овощей и фруктов;  д/и «Вкладыши»;  д/игра «Проложи дорожку»;  фасоль; картинки: овощи, кастрюля, салатница, аудиозапись музыки.

I. Организационный момент.

Дефектолог: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами будем отгадывать загадки, играть, узнаем много нового и интересного.

  Пройдет на свое место тот, кто отгадает загадку.

Загадки:

Круглая, а не месяц,                                                    Летом - в огороде                                        

  Жёлтая, а не масло                                                   Красный, красный толстячок

С хвостом, а не мышь.                                               Солнцу выставил бочок.

(репа)                                                                              Ты ищи его на грядке,

                                                                                   Он играть не любит в прятки.

                                                                                                           (помидор)

Свежие, зелёные

А зимою - в бочке

Крепкие, солёные. (огурцы)    

                                                                                                                                                   

Сидит девица в темнице,                                             Без окон, без дверей,                    

 Коса на улице.                                                                Полна горница людей.  

(морковь)                                                                                                (огурец)

           

Сто одёжек, а все без застёжек.

                                 (капуста)

Сидит дед, во сто шуб одет.            Сверху зелено,                         Я важный и сочный,

Кто его раздевает-                               внизу красно,                          У меня красные

слезы проливает.                                 В землю вросло.                     щёчки.

              (лук)                                                           (свекла)                  (помидор)                    

                       

   За кудрявый хохолок

меня из норки приволок.

на ощупь  - гладкая,

 На вкус, как сахар,  сладкая.

                                  (морковь)

Дефектолог: Пройти и сесть на то место, где лежит картинка твоей отгадки.

( На столах разложены иллюстрации овощей)

Сообщение темы занятия.

Дефектолог: Ребята, кто скажет, о чём мы сегодня будем говорить?

Дети: Сегодня мы будем говорить об овощах.

Дефектолог: Где растут овощи?

Дети: Овощи растут на грядках.

Дефектолог: Ребята! К нам в гости пришёл Незнайка и принёс конверт с заданиями. Он сам не может справиться с ними, давайте поможем ему.

Дети: Поможем!

II. Работа по теме.

1.Д/ игра «Четвёртый лишний».

Дефектолог: Ребята,  определите какая картинка лишняя.

Морковь, свекла, огурец, яблоко

Кабачок, редька, капуста, груша.

Редис, помидор, малина, картофель

Дефектолог: Почему? Где растут овощи?

Дети: Лишнее яблоко ( груша, малина), потому что оно- фрукт (ягода), а остальные – овощи. Фрукты растут на деревьях в саду, а овощи на грядках.

2.Д/ игра «Вкладыши».

Дефектолог: Подберите по форме, цвету недостающие части овощей. Назовите овощ, цвет, форму, геометрическую фигуру.

Дети: Это помидор он красного цвета имеет круглую форму, вставил геометрическую фигуру прямоугольник.

Релаксация (звучит спокойная музыка).

Реснички опускаются…

Глазки закрываются…

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Наши руки отдыхают,

Ноги тоже отдыхают,

Все чудесно расслабляется…

-Хорошо нам отдыхать!..

Но пора уже вставать…

Потянуться, улыбнуться,

Всем открыть глаза

И встать.

-Веселы, бодры мы снова

И к занятиям готовы!

3. Игра  «Собери все предметы».

Дефектолог: Ребята, Незнайка нёс овощи в корзинке и уронил. Помогите Незнайке собрать все овощи.

( Овощи разложены в игровом уголке группы, надо  найти и собрать их. Среди овощей - фрукты.)

Дети под музыку собирают овощи и подходят к педагогу. Прежде, чем положить их в корзинку, каждый объясняет свой выбор:

- Я собрал морковь, свеклу, потому, что это – овощи.

Дефектолог: Где ты нашёл овощ?

Дети: Я нашёл морковь  на ковре. ( под стулом, возле, между…)

Дефектолог: Почему не всё собрали?

Дети: Мы не собрали яблоко, грушу, апельсин, потому, что это – фрукты.

4. Группировка предметов по назначению.

На магнитной доске – иллюстрации овощей, картинка с изображением кастрюли, салатницы.

 Дефектолог: Ребята отберите овощи, из которых вы сварите суп и овощи, из которых можно сделать салат.

Дети делятся на две группы. Первая отбирает овощи на суп, вторая – на салат.

Дефектолог: Объясните свой выбор.

Дети:

- Из капусты, помидор, огурцов, редиса можно сделать салат. Их можно есть в сыром виде.

- Из капусты, картофеля, моркови, свеклы можно сварить борщ.

Зрительная гимнастика.

Дети совершают глазами движения в соответствии с текстом.

Ослик ходит, выбирает,

Что сначала съесть не знает.

Наверху назрела слива,

А внизу растёт крапива,

Слева - свекла, справа- клюква,

Снизу - свежая трава,

Сверху  - сочная ботва.

Закружилась голова.

Кружится в глазах листва (выполняют круговые движения глазами).

Выбрать ничего не смог

И без сил на землю слёг (закрывают глаза)

5. Д/игра «Проложи дорожку».

На пособие изображены справа- морковь, яблоко, свекла. Слева – капуста, кабачок, груша.

Дефектолог: Соедините  дорожкой из фасоли овощи.

Дети соединяют дорожкой, выкладывая её из фасоли слева направо, овощи.

III.  Итог.        

Д/игра «Чудесный мешочек».

Дефектолог: Назовите  овощ и опишите его, скажите, где растет.

Дети: Морковь - оранжевая, форма- конус, вкусная, сладкая. Растёт на грядке в огороде.

Дефектолог: Ребята, у Незнайки задания закончились и он очень доволен тем, как мы выполнили все его задания. Молодцы! Он вам предлагает попробовать вкусный витаминный салат из моркови.

Психологический настрой на работу.

Развитие познавательного интереса, познавательной активности

.

Развитие ориентировки в пространстве

Коррекция мыслительных процессов.

Развитие восприятия цвета, формы и величины предметов, изображаемых на вертикальной плоскости.

Соблюдение охранительного режима

Развитие связной устной речи, мышления.

Развитие ориентировки на плоскости.

Развитие умения критически оценивать свою деятельность

Оценка взаимоположения предметов.

Развитие связной устной речи, мышления, внимания.

Ориентировка на вертикальной плоскости

Соблюдение охранительного режима.

Развитие памяти, внимания.

Коррекция восприятия эмоционального состояния.

Коррекция мелкой моторики, внимания,

мышления, ориентировки на плоскости.

Развитие осязания,

соотнесения формы, образу объекта, мышления.

Коррекция восприятия эмоционального состояния.

Литература.

А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду», Москва, Просвещение, 1991г.,160с.

«Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников» под ред. Л.А. Вегнера, Москва, «Просвещение», 1978г.,96с.

Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушениями зрения.  М.: Город, 1998.

Использованные материалы и интернет-ресурсы.

1. Компакт-диск «Весёлые прописи», издательство Учитель, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для подготовительной к школе группе на тему "История вещей".

Разработка конспекта занятий для подготовительной к школе группе....

конспект занятия для подготовительной к школе группы по теме "Овощи"

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Человеческая цивилизация развивается, опираясь на зрительные импульсы. Все, что видит человек, влияет на его самочувствие, оказывает влияние на само су...

Конспект занятия для подготовительной к школе группы по теме "Посуда"

Представленный конспект урока по разделу: «Ребёнок и окружающий мир» разработан с учетом требований  программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IVвида  под ред. Л.И.Пла...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе "Могут ли овощи навредить нашему здоровью"

В конспекте говориться об овощах, их зачении для здоровья человека...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе по теме: «Я взрослый, ты - ребёнок»

Помочь детям открыть для себя мир взрослых людей, а взрослым – лучше понять мир ребёнка....

Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе по теме "Овощи". Конспект № 1

Представлен конспект логопедического занятия по совершенствованию лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР в подготовительной к школе группе....

Логопедическое занятие в подготовительной к школе группе по теме "Овощи". Конспект № 2

Представлен конспект логопедического занятия по совершенствованию лекскико-грамматических средств языка и развитию связной речи у детей с ОНР в подготовительной к школе группе....