Подгрупповое занятие "Дикие животные нашего края"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Неснова (Санникова) Маргарита Георгиевна

Занятие направлено на обобщение знаний детей о диких животных  Кемеровской области.

Занятие из цикла «Прогулки по родному краю с кузнечиком Кузей»

Прогулка вторая: звериная.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Прогулка вторая: звериная Занятие из цикла «Прогулки по родному краю с кузнечиком Кузей»

Дикие  животные нашего края

Цель  занятия: обобщить знания детей о диких животных  Кемеровской области

Задачи  занятия:

Образовательные

  • Закрепить названия о диких животных нашего края и их детенышей
  • Продолжить знакомить с дикими животными, проживающими на территории Кемеровской области
  • Учить употреблять существительные в Т.п.
  • Учить называть семью животных, детенышей животных
  • Учить согласовывать числительные с существительными
  • Закрепить навык образования притяжательных прилагательных
  • Учить отвечать на вопросы полными предложениями
  • учить подбирать прилагательные к существительным.
    Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Коррекционно-развивающие:

  1. развивать зрительное и слуховое внимание к слову;
  2. развивать познавательный интерес, а через него такие психические процессы, как мышление и внимание
  3. совершенствовать общую и тонкую моторику
  4. развивать устную речь учащихся: правильно формулировать мысли, правильно говорить слова, правильно строить предложения, правильно подбирать интонацию;

Воспитательные

  • воспитывать бережное отношение к природе
  • Воспитывать любознательность.
  • воспитывать внимательное и критичное отношение к собственному звукопроизношению

Материалы к занятию: карта, раздаточный материал, таблица с буквами.

Ход занятия:

  1. Организационный момент (мотивационный)

Вступительное слово, сообщение темы занятия

Логопед: «Ребята, я очень рада видеть вас. Садитесь, пожалуйста».

- Сегодня мы с вами познакомимся, или даже скорее вспомним,  диких животных, тех, что живут в нашей Кемеровской области. Приглашаю вас на прогулку в лес. Но лес - особое место. Путешествовать по лесу в одиночку опасно, да и неинтересно. Поэтому с нами отправится сегодня на прогулку тот, кто знает лес лучше всех на свете. Знакомьтесь - кузнечик Кузя. Кузя знает абсолютно всех животных, которые обитают в нашем лесу. Скоро и мы с вами сможем познакомиться с ними.
С собой Кузя взял угощение для лесных жителей.

II. Подготовительная работа

Артикуляционная гимнастика

 - Кузя вообще очень любит животных и у него много друзей. Расскажу вам о путешествии Кузи в зоопарк.

Кузя подружился с лошадкой, но видеться часто они не могли. Лошадка работала в зоопарке, катала маленьких детей. Кузя стал часто наведываться в зоопарк, чтобы повидать своего нового друга. В зоопарке у Кузи появились новые знакомые. Самым большим был бегемот Боня. Он широко открывал рот и ждал какого–нибудь лакомства. Получив его, захлопывал огромную пасть и начинал жевать. Самой доброй и безобидной была змея. Она только на первый взгляд казалась страшной, особенно когда высовывала длинный и узкий язык. Самой веселой была обезьянка. Она любила всех смешить, поэтому все время строила рожицы:высовывала язык, надувала щеки, делала вид, что полощет рот, пыталась дотянуться языком до носа, до подбородка.  Для своих новых друзей Кузя приносил лакомства (вкусное варенье). Они были очень рады (улыбка).

Пальчиковая гимнастика

Жил был зайчик   (хлопают в ладоши)

Длинные ушки (три пальца в кулак, указательный и средний - ушки).

Отморозил зайчик (сжимают и разжимают пальцы обеих рук)

Носик на опушке (трут нос).

Отморозил носик (сжимают и разжимают пальцы обеих рук),

Отморозил хвостик (гладят кобчик)

И поехал греться (крутят руль)

К ребятишкам в гости.

Там тепло и тихо (разжимают кулаки обеих рук),

Волка нет (хлопают в ладоши),

И дают морковку на обед (поглаживают живот ладонью ведущей руки по часовой стрелке).

речевая разминка

1) Найди букву среди других букв
построй букву из счетных палочек, фасолин

2) Работа с раздаточным материалом (найди и раскрась на картинке только тех животных, в названии которых есть звук)

III. Обобщение и систематизация имеющихся у детей знаний по теме, сообщение нового

 - Но для того, чтобы не заблудиться наверняка и обойти всех наших животных с собой на прогулку кузнечик Кузя взял карту. Посмотрите на нее внимательно.

 - Часто в сказках лесные звери ведут себя как люди. Они добрые и злые, хитрые и простодушные, грубые и ласковые. Человек наделил их своими собственными чертами. А каковы звери в действительности? Что ж, давайте с ними знакомиться.

 - Но зверей просто так не увидишь. Нужно быть очень внимательным, обращать внимание даже на самые незаметные детали. На земле чьи-то следы. Чьи это следы?

1. Медведь

 - Величают его Михайло Потапыч. Какой он, мишка? (подбор прилагательных к существительному)
Мишка приглашает Кузю в гости. А где живет медведь?
Познакомься с
медвежьей семьей.

Медведь считается самым крупным хищником. (А что значит хищник?) Но с удовольствием ест и многое другое. Само слово «медведь» означает – ведающий где мед. Чем мы можем угостить мишку?

 - И, кстати, сейчас, осенью, мишка уже готовится ко сну. Как он готовится? (Много кушает, готовит берлогу)

- Спит мишка очень чутко, поэтому шуметь в лесу не надо, можно разбудить лесного хозяина.

 - В сказках мишку часто называют косолапым. Его следы с другими не спутаешь: он ставит лапы пятками наружу.

Где еще, кроме леса мы можем увидеть медведя? (в зоопарке, в цирке) Кстати, медведи очень хорошо поддаются дрессировке и довольно быстро привыкают к людям.

Идет Кузя по лесу, и вдруг – цок, цок, цок! Что за звуки? Кто там над головой? Вверх смотрит – мелькает в ветвях рыжий огонек. А потом уже сбегает вниз по стволу и на другое дерево. Догадались, кто это?

2. Белка

 - Белочка всегда скачет с ветки на ветку, с дерева на дерево, ни минуты не отдыхает. Так она добывает себе корм. Белочке нужно не только покушать сейчас, но и приготовить запасы на зиму.
А чем питается белочка? Для белочки Кузя захватил угощение.
Беличья семья.
Белки почти все время проводят на деревьях, спускаются только чтобы сорвать гриб или подобрать упасшую шишку. Там же, на деревьях, у белки множество кладовых, где она делает свои запасы.
Где живет белочка?

 - Тихо-тихо. Прислушайтесь. Слышите, кто-то топает под землей. Кто это, ребята?

3. Ёжик

 - Заглянем в домик ежа (где он живет? В норке)
- А там, чуть подальше, гуляет целое семейство ежей (
ежиная семья) Как называют детенышей ежа? Посчитаем ежат.

 - Слышали такое: «серый ежик, ни головы, ни ножек». Ну так вот, неправда это. Всё у него есть. Ближе к вечеру ёж начинает бегать по лесным тропинками так топает своими ножками, так сопит острым носиком, что издалека слышно. Так он охотится за насекомыми. Даже со змеей зачастую может справиться.

А как поступит ёж, если встретит врага, с которым справиться не сможет?
У нас есть
угощение для ежа.

Нам пора двигаться дальше. А чьи это рога торчат из-за дерева?

4. Лось

Кузя заглянул за дерево и увидел лося. Только потом Кузя заметил, что на поляне собралась вся лосиная семья. Назовите семью.
Кузя сразу заметил, какой сильный лось, настоящий богатырь. Шерсть у него грубая, но теплая, поэтому морозы будут ему не страшны.

Чем питается лось? Угостим лося.

Кузя идет дальше по тропинке. А вон из-за горки виднеются чьи-то ушки. Чьи они, как вы думаете?

5. Рысь
Это самая крупная кошка наших лесов. Она хоть и большая, но движется, как и все кошки, мягко и бесшумно. Рысь узнать легко по красивым кисточкам на ушах. Рыси, кстати, обладают необыкновенно чутким слухом и они крайне осторожны. И поэтому человеку увидеть рысь довольно трудно. Хорошо, что с нами есть Кузя.
А кто это рядом с рысью на полянке? (
рысята) Посчитаем их.

А чей это хвост, там, за деревом? 6. Волк

Кузя читал много сказок и знал, что в них волк всегда злой, голодный и очень жестокий. А так ли на самом деле?
Кузя испугался и спрятался.
Волк действительно охотится на лесных зверей, ведь он – хищник. Но убивает он только тех животных, кто слаб или болен. Этим он оздоровляет лес.
Волков в наших лесах осталось немного, а ведь в лесу все животные важны. Если волки исчезнут, это приведет к большой беде.

И тут Кузе стало еще страшнее, ведь он понял, что оказался совсем рядом с жилищем волка. Как называется жилище волка?
И вот из логова выходит вся семья. Волчья семья.

Волчата очень любопытны, игривы и ласковы. А волки очень заботливые родители. Даже если родители волчонка погибнут, его подберет и воспитает другая семья.
Ну и наконец, без волка, не было бы у нас и такого верного друга - собаки.

Идет Кузя дальше по тропинке. А чьи это ушки там, за кустиком?

Встречаем 7. зайчика. Помните сказки о зайцах? В них наш герой всегда маленький и беззащитный. Но это не совсем так. Заяц вовсе не маленькое животное. И лапы у него очень сильные – чтобы быстро бегать. Еще такие сильные лапы помогают зайцу отбиваться от врагов.
А чем питается сам зайчишка? Не забудем угостить его.
Заячья семья
Кстати, зайчата появляются на свет в теплых шубках. Мама-зайчиха накормит зайчат и не возвращается к ним 2-3 дня. Но не потому, что не любит своих деток, а чтобы собственными следами не привлекать внимание хищников.
Где живет заяц? (Норок себе заяц никогда не строит, а отдыхает в неглубоких ямках)

А вон и рыжий огонек промелькнул за деревом. Снова хвостик зверя лесного. Чей хвост?

Кто в лесу самый хитрый? Известно кто – 8.лиса!
Лисица иногда, очень-очень редко, ворует в деревнях кур и цыплят. А собакам, которые должны этих цыплят охранять все никак не удается поймать хитрую лисичку. Но это не основная ее еда.

Чем еще питается лисица?
Лисья семья

Где живет лисица?

А вот наша тропинка заканчивается -  впереди лесной ручеек. Кузя скорее скачет к нему.

А что это там такое? Чей-то домик?9. Бобер.
Теперь понятно. Мы попали во владение бобровой семьи. Бобры живут в норах или хатках, которые строят из веток и палок, скрепленных илом и корнями подводных растений. Ни один хищник не сможет пробраться туда. А вход в жилище находится за несколько метров от дома и под водой.
Но иногда, в особо жаркое лето, реки и ручьи мелеют. Но и тут бобры нашли выход – строят плотины, которые преграждая путь реке, задерживают воду.
Вся семья уже работает.
Назови семью.

Угостим бобров.

Посчитаем бобрят.

 - Впереди только ручей, где живут бобры. Кузе никак через него не перебраться. Что же делать, как путешествие продолжать? Видимо, никак. Пора возвращаться. И еще раз вспомним всех зверей, которых мы видели по дороге. Только называть их будем ласково.

IV. Заключительная часть

Напоследок, Кузя предлагает сыграть нам в игру «Хорошо – плохо».

1. Ветки не ломайте, деревья не качайте, ни травинку, ни лист зря не рвите.

2. В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Подумаешь – много зелени, и еще вырастет!

3. Наконец – то можно пошуметь, покричать, поаукать, и главное – это никому не помешает!

4. Старайтесь не шуметь в лесу, особенно зимой. Особенно рядом с берлогой Михаила Потапыча.

5. Пучеглазую лягушку, ползучего ужа, неповоротливую жабу, противных гусениц можно прогнать, а лучше бы их совсем не было.

6. Звери всякие важны, звери всякие нужны. Каждый из них делает в природе свое полезное дело.

7. Встречаем медвежонка. Медвежонок такой маленький, пушистый. Нужно подойти и погладить его. А еще лучше – взять домой.

 - Ну вот и все. Кузя прощается с нами. Но только на сегодня. Встретить кузнечика можно и у нас в лесу, правда летом. В поле, или в лесу. Для этого нужно только быть очень-очень внимательным и по-настоящему любить нашу природу и всех ее обитателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логоритмического занятия в подготовительной группе. Тема: В лесу (животные нашего края) DOC

В конспект включены: оборудование и ход занятия (Монтессори-приветствия с текстами речевок, пальчиковая гимнастика, текст и описание движений для игрового массажа с массажными мячиками, психоречевая г...

конспект занятия по формированию лексического строя речи "Дикие животные нашего края"

Конспект занятия по формированию лексического строя речи «Дикие животные нашего края»  в старшей - подготовительной группе Цели занятия:• Закреплять знания о диких животных и их жилища...

Календарно-тематическое планирование по теме «Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края и их детеныши»

Календарно-тематическое планирование по теме «Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края и их детеныши»  Подготовила: Воспитатель Крылова Эльвира ГеннадьевнаВозрастная категория:...

Консультация для родителей «Закрепление знаний детей по теме «Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края и их детеныши»

Консультация для родителей «Закрепление знаний детей по теме  «Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края и их детеныши» Предназначение: консультация подготовлена для привлечения...

Макет леса "Подготовка животных к зиме. Дикие животные нашего края" 2 младшая группа

Цель: - оформление многофункциональной  предметно – развивающей среды для развития творческого потенциала воспитанников, формирования их знаний, умений и навыков.Задачи: - создать услов...

Календарный план по лексической теме"Животные нашего края, зимующие птицы и животные жарких стран" для детей от 5 до 6 лет группа "Золотой ключик" .

Календарный план разработан с учетом возрастных особенностей детей от 5 до 6 лет, а так предусматривает учет индивидуального маршрута с каждым ребенком....