Методическая разработка проект "Бабочка"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) по теме

Лебедева Елена Михайловна

Информационно - исследовательский проект

«Бабочка - красавица»

 

 

  1. Вид проекта
  • По направленности: информационно исследовательский
  • По количеству участников: родители, дети(14 детей) воспитатели
  • По контингенту: Разновозрастная группа
  • По продолжительности: краткосрочный (2 недели)

 

  1. Цель:
  • Развить у детей интерес к насекомым «бабочкам»
  •  Развить у детей познавательный интерес и желание наблюдать за насекомыми.

 

  1. Задачи:
  1. Сформировать представления о насекомом.
  2. Закрепить знания детей о развитии насекомого.
  3. Познакомить с некоторыми бабочками.
  4.  Воспитывать интерес к жизни бабочек.
  5.  Воспитать у детей бережное отношение к представителям природы

 

  1. Ожидаемый  результат:
  1. Создание игровых ситуаций и использование яркого наглядного иллюстрационного материала с изображением насекомых «бабочки», дети с легкостью усвоят данный материал.
  2. Внедрение дидактических игр о насекомых «бабочки»,в воспитательный процесс через родителей.
  3. Расширить представление о разнообразии «бабочек».
  4. Участие специалистов образовательного учреждения в проектной деятельности: воспитатели подготовительной группы дошкольного учреждения.

 

  1. К совместной деятельности привлечены родители:
  • Организация экскурсии «Сад живых бабочек «Миндо».
  • Создание стенгазет « Бабочки»
  • Оформление выставки детских работ
  • Создание окружающей среды в группе по теме проекта: принести из дома, книги, картинки, открытки, альбомы, DVD диски с мультфильмами о насекомых «бабочки».

 

 

 

Этапы проектов.

1-ий этап -  целеполагание (совместно с детьми).

Проблема:

  • Что мы знаем о бабочках?
  • Что хотели бы узнать?

2-ий этап.

  • Что нужно сделать , что бы получить информацию?
  • Где мы будем использовать полученные знания?

Предполагается:

  • Беседа « Превращение гусеницы»
  • Знакомство с насекомыми «бабочками» (обитание в  природе, строением, жизненным циклом)
  • Чтение книг: «Три бабочки», «обезьяны и бабочки ( эстонская сказка»), «Муха цокотуха» Корней Чуковский, «Сказка о Бабочке и Корове» Т.Потапенко, «Сказка о бабочке и цветке» Татьяна Бородулькина, «Сказка про гусеничку, которая мечтала летать» Астека, «сказка о гусенице, которая не хотела становиться бабочкой» (myjulia.ru›article/570393/), «Сказка про гусеницу» Татьяна Коваленко, «Очень голодная гусеница» Эрик Карл. Стихи: «Бабочка» А.Фет.
  •  Беседа по прочитанным книгам: рассматривание иллюстрации насекомых.
  • Побуждение к рисованию насекомых.
  • Побуждение к дидактическим играм.
  • Отгадывание загадок на тему насекомые.
  • Заучивание стихов на тему насекомые.
  • Раскраски на тему насекомые.
  • Просмотр мультфильмов: Смешарики «бабочка», («Бабочки» Союзмультфильм, 1972 г.), белая бабочка по мотивам сказки Е. Пермяка.
  • Проведение дидактических игр –  домино, парные картинки, разрезные картинки,. «Кто что умеет делать» «Подбери по цвету», «Когда это бывает», лото, лабиринты, мозаики по теме «Насекомые»; «Хорошо – плохо», «Докажи по модели», «Раздели правильно», «Четвертый лишний», «Путаница», «Найди отличия», «Найди сходные черты», «Расшифруй насекомого»;

 

3-й этап.

  • Беседа с детьми на тему: «Превращение гусеницы»

 

Программное содержание:

  1. Познакомить детей с жизненным циклом бабочки.
  2. Обогатить словарь детей за счет слов: личинка, гусеница, куколка
  3. Воспитать у детей интерес наблюдать за насекомыми.

Материалы: игрушки бабочки, гусеница, личинки, куколка, иллюстрации с изображением насекомых, плакат с жизненным циклом бабочки, видео фильм.

 

Ход занятия:

- Дети послушайте басню.

 

Навстречу Бабочке, присевшей на цветок,

Червяк мохнатый полз, он Гусеницей звался

И, несмотря на кучу мелких ног,

Довольно медленно по стеблю продвигался.

Зато у Бабочки с боков по два крыла

Диковинного радужного цвета -

Она самой природою была

Так празднично, нарядно разодета.

"Мне неприятно на тебя смотреть! -

Сказала Гусенице Бабочка-красотка, -

Такая у тебя противная походка,

Что так и хочется скорее улететь!.."

И Бабочка вспорхнула над цветком,

И в солнечных лучах затрепетала,

А Гусеница двинулась ползком

И вскоре тоже бабочкою стала...()

 

- Ребята о ком говориться в басне? (о бабочке и гусенице)

- Как вы думаете гусеница и бабочка это одно и тоже насекомое? (да)

- Дети, посмотрите, какое я вам принесла насекомое (дети рассматривают гусеницу).

- Скажите, как это насекомое называют? (гусеница)

- Правильно ребята это гусеница, только она не простая, эта гусеница рассказала мне интересную историю, которую я хочу рассказать вам.

- Жила – была гусеница. Ей очень нравилось жить на цветочной полянке. Она играла со своими друзьями гусеницами среди цветов и сочных листиков. Они жевали молодые листочки и радовались солнышку. Жизнь была беззаботной. Но пришло время для превращения.

- Кто знает, какое превращение ожидает гусеницу? (превращение из гусеницы в куколку).

- Правильно, гусеница превращается в куколку. Она обматывает себя и получается кокон.

-вот и наша гусеница принялась за работу. Она трудилась, не зная усталости, и превращение свершилось. Гусенице было тепло в своем домике, и она уснула. Ей снились красочные сны, и о том какой она будет, когда проснется.

- Ребята как вы думаете в кого превратиться гусеница, когда проснется? (бабочку).

-Прошло время, и гусеница проснулась, ей стало жарко в своем домике, и она решила выбраться из него. Гусеница с трудом выбралась из кокона, она увидела солнышко и цветочную поляну. Оглянувшись вокруг, она увидела свое отражение в капельке росы и была удивлена своим превращением.

Она превратилась в красивую яркую бабочку. Расправив крылья, она полетела над цветочной полянкой, где кружили другие бабочки. Ей стало грустно. Она не кого, не узнавала, нигде не было ее друзей гусениц.

- Как вы думаете, куда делись ее друзья? (превратились в бабочки)

- Бабочка села на большой цветок и загрустила.

- Ребята давайте поможем бабочке приобрести друзей (раздаются шаблоны бабочек, дети ватными палочками делают узоры)

 

  1. Организация и проведение дидактических игр, например

 

«Кто что умеет делать»

Цель. Расширять и активизировать глагольный словарь.

Материал. Картинки с изображением насекомых.

                                     Ход игры

На наборное полотно выставляют картинки с изображением насекомых. Логопед рассказывает детям, кто что умеет делать (летать, порхать, жужжать, пить нектар, махать крылышками, прыгать).

Например:

Бабочка, что делает? (Летает, порхает)

Гусеница, что делает? (Ползает, ест, прячется)

 

Домино

Домино состоит из 28 карточек, разделенные на две части. На каждой из них изображены насекомые.

Все карточки раздаются между игроками. Первый ход делает воспитатель, затем дети поочередно кладут следующую карточку с соответствующим рисунком. Если нет подходящей карточки, то игрок пропускает ход.

Выигрывает тот, у кого не осталось ни одной карточки.

 

Разрезные картинки

Картинки с изображением насекомых, разрезанные на квадраты, состоящие из 6 деталей.

Ребенку предложить сложить из частей целую картинку. Положить ребенку целую картинку, затем дать разрезные картинки и попросить ребенка собрать картинку, подглядывая на целую. Когда ребенок научиться научится быстро собирать картинки из 6 деталей, предложить собрать из 8,10 частей. Постепенно ребенок начнет собирать картину , не прибегая к образцу.

В процессе игры у ребенка можно спросить о том, кто изображен на картинке, что он делает.

 

Парные картинки

Игру проводит взрослый ведущий с одним ребенком или с тремя детьми. Большие карты с изображением насекомых. Все карточки раздаются детям, и они ищут пару.

Один из вариантов:

Перед детьми большие карточки с изображением выкладываются  картинками вверх, затем обсудив, изображения на карточках переворачиваются, и дети совместно с ведущим вспоминают, где лежит его пара.

 Подвижная игра «Птицы и бабочки»

Выбираются четыре игрока, взявшись за руки, они изображают птицу. Остальные дети – бабочки. На слова «Бабочки, бабочки на лужок полетели» дети-бабочки легко бегают, взмахивая руками.

 На слова «Птицы летят» дети-птицы, держась за руки пытаются поймать бабочку: окружить ее, соединив руки. Пойманные выбывают из игры. За один раз можно поймать только одну бабочку.

 

4-ий этап

 

В рамках нашего проекта «Бабочка - красавица», ведя беседы и рассматривая иллюстрации, мною было решено: предложить детям создать свою книгу-сказку  о «Бабочку красавице». Я рассказала о том, что в создании книги принимают участие: авторы, фотографы и художники. Руководит все этим главный редактор, у него есть помощники, которые собирают рассказы, стихи фотографии и т.д. Я предлагаю детям поиграть в игру «мои помощники» и напечатать свою книгу. Я (воспитатель) буду главным редактором, а (дети) мои помощники. Детям нужно рассказать о том, что книгу сделать, не так просто, для этого потребуется несколько дней.

Создавать книгу дети будут совместно с воспитателем. В процессе совместной деятельности, дети могут рисовать иллюстрации к книге. Придумывать рассказы по картинкам и фотографиям. Дети могут отобрать картинки и  фотографии для книги. Придуманные детьми  рассказы по картинкам, записываются  и указываются авторы. Каждый ребенок индивидуально вносит свою лепту в книгу (приклеивание иллюстраций, картинок, наклеек и т.д.).

5-ий этап

Обсуждение проекта «бабочка красавица» дети рассматривают фотовыставку и созданную книгу. Обращаем внимание на оформление, читаем рассказы из книжки. Благодарим друг друга за старание. И приглашаем родителей и друзей посетить выставку.

Информационно - исследовательский проект «бабочка красавица», может быть реализован в других группах, только изменив концепцию и расширив задачи учитывая возраст групп. Это позволит приобщить детей и родителей к экологическому воспитанию.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка "Методическая разработка игр и упражнений направленных на познавательно-творческое развитие дошкольников посредством развивающих игр В.В.Воскобовича"

Развитие интеллектуально – творческих  способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают матери...

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

М.о. на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПЕДАГОГА КАК ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. Методическая разработка -показатель педагогического мастерства педагогов.Презентация методических разработок педагогов.

1-Презентация на тему: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПЕДАГОГА КАК ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ.2- доклад к презентации ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ...