Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитием речи и ручного труда в старшей группе. Обереги своими руками.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

В нашей стране живет трудолюбивый, дружный, певучий, гостеприимный народ, который имеет и уважает свою страну, гордится ею, своей семьей, традициями, обычаями, оберегами. Наша обязанность знакомить детей с нашим прошлым, традициями, обычаями, оберегами. Оберегов очень много. Они рассказывают об истории нашего народа, об игрушках, быте. Учат детей быть осторожными, доброте, незлобными. Развивают интерес детей к работе мастеров различных ремесел и позволяет прикаснуться к истокам искусства народных мастеров.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл На занятии24.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитием речи и ручного труда в старшей группе.

Обереги своими руками

Цель: Продолжать знакомить детей с народными традициями, обычаями, бытом, оберегами русских людей. Закрепить понятие «оберег».

Учить детей работать с нитками, изготавливать куклу-оберег по словесному объяснению и показу (образцу) взрослого. Продолжать формировать умение работать с соленым тестом, изготавливая подкову-оберег. Развивать умение самостоятельно украшать обереги, подбирая нужные материалы.

Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, желание сохранять потребность в изготовлении оберегов.

Задачи:

Обучающие:

Расширять знания детей о народной игрушке.

Формировать творческие способности в создании кукол оберегов.

Закреплять умение наматывать нитки на картон, соблюдая плотность наматывания.

Совершенствовать мелкую моторику рук.

Дать возможность ребенку ощутить удовольствие и гордость от результата своего труда.

Развивающие:

Развивать у детей творческие способности, воображение, индивидуальное самовыражение при выполнении разнообразных поделок с использованием ниток и соленого теста.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к народной игрушке, трудолюбие, аккуратность.

Предварительная работа:

Образовательная деятельность на тему: «История создания куклы».

Создание в группе выставки на тему: «Такие разные куклы».

Рассматривание иллюстраций на тему: Игрушки прошлых лет».

Изготовление кукол – тряпичных, из ниток.

Изготовление подков из картона, глины.

Чтение русской народной сказки «Василиса Премудрая», просмотр мультфильма.

Сюжетно - ролевые игры «Семья»«Магазин игрушек».

Разучивание с детьми русских народных песенок и потешек, игры «У Маланьи у старушки».

Словарь: подкова, желанница, оберег.

Материал: шерстяные нитки, разноцветные ленточки, бантики, стеки, скалка, пищевая пленка, влажная губка, салфетка, кисточка, клей, ножницы, шаблон подковки.

Ход занятия

Воспитатель: Сердечно мы гостей встречаем!

                    Счастья и добра желаем.

Ребенок.         Гостей радостно встречаем

                С караваем, рушником,

                С уваженьем хлеб подносим

И уклонившись сердечно просим:

Дорогой наш гость – прими,

Дружбы символ – хлеб душистый,

Румяный, золотистый,

Российский знаменитый – каравай!

Воспитатель: Я в России живу,

                Я Россию люблю,

                Как ее не любить?

                Ведь Россия родная страна!

                Очень большая Россия моя,

Есть в ней озера, реки, моря

Горы высокие, степи, леса –

Столько богатства и много традиций,

Много умельцев и мастеров в народе России.

В ней живет трудолюбивый, дружный, певучий, гостеприимный народ, который имеет и уважает свою страну, гордится ею, своей семьей, традициями, обычаями, оберегами.

Ребенок:

У каждого народа есть святыни.

Святыни есть у родной России.

Родительский дом, материнская песня,

Подковка и веник над нашей дверью,

кукла для ребенка – подружка-игрушка,

Белая березка, святая водица

И хлебушек душистый –

Наша святыня.

Они наше наследие, наш оберег.

Они наша гордость на весь белый свет.

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Я скажу – ты покажи» (береза и платок, ложка, веник, поясок, вода святая).

Обереги. Эльза Попова

У  обрядов  на  Руси  множество  заветов
И  один  из  них - шитьё  кукол-оберегов.
По  поверью, талисман, защитит  хозяев,
Забирая  на  себя  бремя  испытаний.

Из  различных  лоскутков  ношеной  одежды,
Ладно  вязанных  узлов  с  верою, надеждой.
Но  единственный  запрет  предков  опасались:
Чтобы  ножницы  с  иглой  к  кукле  не  касались.

Не  особенно  хитра  лыкова  наука,
В  деревенском  житие  для  семьи  -  порука.
Урожай, уход  зимы, в свадебной  кадрили
Неприменно  куклы  те  дареными  были.

Они  древности  полны  и  не  так  пустячны,
Из соломы  и  золы, глины, всяких  всячин.
До  рождения  дитя,  делали  "мотанку"
И  ложили  в  колыбель  для  чертей  обманку.

Чтоб  малыш  спокойно  спал, мама  отдыхала,
Кукла  духов  на  себя  злобных  отвлекала.
И  уже  в  двенадцать  лет  девочка  умела
Себе  "доню"   мастерить. Значит  повзрослела.

Замуж  рано  шли  тогда, вместе  с  коробочком.
Свекор  чинно, для  игры,  выделял  часочек.
Плакальщица  в  сундучке  ко  слезам  внимает.
Если  дочери  в  семье  плохо - мать узнает.

Как  приедет  навестить - куколка  "судачит":
Коли  мята  и  грязна - дочь  частенько  плачет.
Правду  матери  сказать  может  побоится,
Плакальщица  в  кулачке  ей  не  отмолчится.

А  Желанница  была  девушкам - подружка.
С  длинным  волосом  из  пряж - тоже  не  игрушка.
Чтоб  желание  сбылось - в  косу  ей  вплетали
Ленту  алую, потом  исполненья  ждали.

Крупеничка - оберег  сытости, достатка.
Наполнялась  сплошь  зерном, гречкой, для  задатка.
От  кормилицы  Земли  силы  приходили.
Под  иконами  в  углу  бережно  хранили.

Травница - её  травой  наполняли  разной.
Хвоя, мята, зверобой - служит  безотказно.
По  избе  душистый  дух  лета  разносился
Чабреца, шалфея, в  том  способ  излечиться.

Символ  Солнца - Коляда, добрых  отношений.
Хлеб  да  соль  для  узелка, а  за  пояс - веник.
Колокольчик - знак  вестей  старого  Валдая,
Три  юбчоночки  на  ней, сверху  золотая.

Хохотушки  по  весне - стало  быть  Веснянки,
Жизнерадостной  судьбе  верные  служанки.
Костромушка - приманит  женщине  ребёнка,
Коли  не  было  детей  на  чужой  сторонке.

Пеленашки, Спиридон  или  Многоручка,
С  незапамятных  времён  с  Русью  неразлучно.
А  традиции  храня  многовековые
Главная  в  дому  всегда - кукла  Берегиня.

Хлопок, лён, шелка, пенька. Без  печали  в  сердце,
С  миром  на  душе, тогда, бралися  за  дельце
Эту  куклу  создавать. Да  оно  не  трудно:
Ткань  не  резать  надо - рвать. Что  немного  чудно.

Полотно  в  рулон  свернув - тулово  готово.
Голову  узлом  стянув, рученьки  холщовы.
Юбка, блузка  и  платок, фартучек  нарядный.
Бусы, зеркальце  и  вот  девица  отрадна.

Обереги  без  лица,  кажется  незримо
Отделят  добро  от  зла   неисповедимо.
Сколько  вложено  любви  неприметной, тихой
И  защита  на  века  от  любого  лиха.

Подкова

На счастье дарится подкова,
Чтоб в доме были все здоровы,
Чтоб и достаток был, и радость,
Чтоб стороной ходила гадость.

От нечисти и от врагов,
От нищеты стальных оков
Над дверью вы ее повесьте,
Чтоб счастье было с вами вместе.

А кто знает пословицы об оберегах? Игра «Доскажи пословицу».

Худо тому, кто добра не делает … (никому).

Без друга в жизни … (туго).

Не учи безделью, а учи … (рукоделью).

Оберег, оберег, от зла охраняй, от лихого … (оберегай).

От беды сохранит, от всякого зла … (защитит).

Что ж нам нужен оберег,

Чтобы злой никто не смог

Сделать людям много злого,

Чтоб добро всегда жило

Обереги есть в народе.

Мастерами от души

Изготовлены они.

Воспитатель: И сегодня я вам предлагаю, стать мастерами оберегов и украсить их самим для себя, родственников или знакомых, или для друзей.

Ребенок:         У меня есть семья

Ее я уважаю.

Сделаю я оберег

Своими руками.

Сделаю я оберег

Со всею душою.

Подарю его

От сердца с душою.

Чтобы мог оберегать

Семью мою и дом

От всего злого.

Воспитатель: Тогда время не теряем и к работе приступаем. Хорошо подумайте и решить, какой оберег будете делать и как украшать. А перед тем как приступите к работе, надо размять ручки, пальчики. Вот так.

Физминутка.

Руки мастера творят чудеса

Тесто разминаем, разминаем.

Душу вкладываем. Вкладываем.

Тесто месим, работаем с нитками,

Оберег получим, неся добро.

Наши чудесные пальцы готовы трудиться.

Садимся и тесто берем и нитки. Мастерим обереги, вкладывая любовь сердечную, душу богатую, радость вселенскую.

Дети работают, выбрав оберег (подкову или куклу), взрослые помогают по необходимости. Во время работы юных мастеров звучит народная песня. В конце работы детям предлагается выбрать бантик разного цвета, взять куклу-желанницу с фартуком, таким же цветом в руки и загадать желание.

Исполняется танец с куклами-оберегами. «Танец с желанницами».

Ребенок: «Ой Желанница моя,

Потанцуй со мной,

Ох как здорово плясать

И кружится мне с тобой.

Выше-ниже, вверх-вниз

Во все стороны кружись

Ты желанница кружись

И со мною подружись.

Мой секрет ты сохрани

И мне радость подари».

Ребенок: Вот подкова вам на счастье —
Чтоб всегда хранилось в доме.
Чтоб была любовь у вас
И успех огромный.

Вы подкову берегите,
Верьте в сказку, в чудеса.
Талисманом верным будет
Пусть для вас она.

Пусть вам улыбаются
Солнце, люди и цветы.
И всегда сбываются
Заветные мечты!

Дети дарят кукол и подковы родным и гостям.

Воспитатель. Вот и закончилось наше занятие. Мы желаем нашим родным и гостям:

Пусть у нас и у вас

Все будет хорошо.

Чтобы мы и вы были счастливы.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и трудовому воспитанию в первой младшей группе «Зимушка-Зима»

Данный конспект прогулки зимой предназначен для проведения с детьми 2-3 лет. Конспект написан с развернутым описанием игр, наблюдения, трудовой деятельности детей. Благодаря использованию в работе игр...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и трудовому воспитанию в первой младшей группе «Весна - красна»

Данный конспект прогулки весной предназначен для проведения с детьми 2-3 лет. Конспект написан с развернутым описанием игр, наблюдения, трудовой деятельности детей. Благодаря использованию в работе иг...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи и лепке в первой младшей группе

Данный конспект занятия предназначен для проведения с детьми 2-3 лет. Благодаря использованию в работе игровых приёмов, коротких стихов у детей формируется глубокий познавательный интерес к природе. Ц...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей логопедической группе для детей с ТНР по теме "Дикие животные"

Цели и задачи:-   уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Дикие животные»,-  закрепить с детьми названия детенышей диких животных, жилищ животных, используя макеты из прир...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи в старшей логопедической группе для детей с ТНР по теме "Дикие животные"

Цели и задачи:-   уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Дикие животные»,-  закрепить с детьми названия детенышей диких животных, жилищ животных, используя макеты из прир...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ, РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ "ПРАЗДНИК ПАП"

Формировать у детей знания о празднике День защитника Отечества.Развивать связную речь детей, побуждая их составлять небольшие рассказы о своих папах.Обогащать лексический запас слов по теме (Отечеств...