Конспект занятия по познавательной деятельности с элементами экспериментирования "Путешествие на воздушном шаре"
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Путешествие для детей всегда интересно!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_vozduh.doc542 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательной деятельности с элементами экспериментирования в старшей группе

Тема: « Путешествие на воздушном шаре».

Подготовила:

Воспитатель группы № 11

 ГБОУ Школа № 1955 Здание 6

Дюбанкова Евгения Васильевна

г. Москва 2018г.

Задачи:

  1. познакомить детей со свойствами  воды (прозрачная, не имеет формы и запаха)
  2. познакомить  детей со свойствами воздуха (расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении).
  3. стимулировать желание детей самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Материал:

  • воздушные шарики
  • пластиковые бутылки
  • тазики с горячей и холодной водой
  • изображение воздушного шара
  • соль
  • сахар
  • пластиковые стаканчики
  • ложки
  • ёмкость для воды (бутылки, банки, стаканы)
  • карточки-схемы

Предварительная работа:

  • беседа о воде
  • беседа о воздухе
  • опыты с водой
  • опыты с воздухом

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Ребята сегодня у нас интересное занятие. Мы с вами отправляемся в путешествие.

В:  На чем можно отправиться в путешествие?

Д: Ответы детей.

В: Предлагаю сегодня воспользоваться воздушным шаром.  Вы не против?  Нам в пути нужен важный помощник, о нём говориться в загадке:

Через нос проходит в грудь

И обратно держит путь

Невидимка он, и все же

Без него мы жить не можем?

Д: (Воздух)

Воспитатель открывает  изображение воздушного шара. Ребята, посмотрите под воздушным шаром расположена горелка.

В: Скажите, зачем под шаром расположена горелка?

Д: Ответы детей.

В: Сейчас мы с вами проверим, что происходит с воздухом, когда его нагревают. Но сначала повторим правила безопасного поведения при экспериментировании.

Правила безопасного поведения при экспериментировании:

  1. Не толкай соседа во время работы.
  2. Сначала посмотри, потом повтори.
  3. С горячей водой будь осторожен.
  4. Убери за собой и положи всё на место.

Опыт № 1

Пустой воздушный шарик надеть на горлышко пластиковой бутылки. Подержать в течение 1 минуты в горячей воде.

В: Что вы видите?

Д: (Шарик надувается).

В: Почему так происходит?

Д: (ответы детей).

В: Это происходит потому, что воздух в бутылке, нагревается, расширяется и заполняет шарик, и он надувается.

Воспитатель ставит бутылку с шариком в холодную воду

В: Дети, что вы видите?

Д: (Шарик сдувается).

В: Как вы думаете, почему так происходит?

Д: (ответы детей).

В: Ребята, происходит это потому, что воздух  постепенно охлаждается и сжимается – шар сдувается.

В: Итак, при нагревании воздух расширяется, при охлаждении сжимается.

В: Отправляемся в полёт!

В: Ребята, посмотрите на глобус. Так выглядит наша планета Земля из космоса.

В: Какую Фому имеет наша планета Земля?

Д: (Земля имеет форму шара, круглую).

В: Правильно круглой. Давайте в воздухе нарисуем круг.

В: Дети, как вы думаете, что на глобусе обозначено, синим и голубым цветом?

Д: (Вода, океаны, моря, реки, озера).

В:  А кто,  знает стихи о воде, расскажите их нам.

Дети читают стихи

Марина О.:                                                                 Глеб С.:

Вы слыхали о воде?                                                    Мы привыкли что вода                                  

Говорят, она везде!                                                     Наша спутница всегда!

В луже, море, океане                                                  Без воды нам не умыться,

И водопроводном кране.                                            Не наесться, не напиться.

Как сосулька, замерзает,                                            Смею я вам доложить –

В лес туманом заползает,                                           Без воды нам не прожить!

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем.

В:  И правда, без воды жизнь представить сложно.

В:  Вот мы и прилетели! Приземляемся!

Физкультминутка

Игра «Воздух, огонь, вода, земля».

Земля! (дети приседают).

Воздух! (поднимают руки вверх).

Вода (изображают волны руками).

Огонь (поворачиваются вокруг себя).

В: Мы приближаемся к  лаборатории. Садитесь на стулья.  Мы с вами будем экспериментировать. Узнаем, какими чудесными свойствами обладает вода.

Опыт № 2

Взять стакан с чистой водой и понюхать её.

В: Имеет ли вода  запах?

Д: (Нет, вода не пахнет).

В: Вода не имеет запаха.

Опыт № 3

Положить в стакан ложку  сахара или соли, размешать.

В: Что произошло с сахаром ( солью) в воде?

Д: (Сахар растворился).

В: Сахар растворился так, как вода является растворителем некоторых веществ.

Опыт № 4

Поставить на картинку стакан с водой и стакан с молоком.

В: вам видно, что нарисовано на картинке?

Д: (Там, где вода, видно, а где молоко – нет).

В: Следовательно, можно сделать вывод, что вода прозрачная.

Опыт № 5

Разлить воду по разным сосудам

В:  Какую форму приняла вода?

Д: (Форму той посуды, в которую её налили).

В:  Вода не имеет постоянной формы, она принимает форму того сосуда, в который её налили.

В: Какими свойствами обладает вода?

Д: (ответы детей).

В: Итак, вода не имеет запаха, вода – прозрачная, принимает форму сосуда и является растворителем некоторых веществ.

Итог занятия

В: Ребята, чем мы с вами занимались на занятии.

Д: (Экспериментировали).

В:  Итак, мы познакомились со свойствами воды и воздуха.

Литература

  1. А.И. Иванова. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду» М., 2008 г.
  2. Н.А. Рыжова. «Волшебница вода» М., 1997 г.
  3. А.И. Иванова. «Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду» М., 2008 г.

4.  О. Йозова. «Дети экспериментируют». // Дошкольное воспитание.

      2008 г. № 5 с.64-70

5.  Л. Лазарева. «Экспериментирование с воздухом и водой».

      // Дошкольное воспитание. 2008 г. № 5 с.64-70