"Воспитание экологической культуры у детей с младшего дошкольного возраста"
учебно-методический материал по окружающему миру (младшая группа) на тему

Ольга Владимировна Якимова

В докладе представлениы формы работы с детьми младшего доошкольного возраста в области экологичекого воспитания и образования в летний период.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА П.Г.Т. ПЕТРА-ДУБРАВА

СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД» «СОЗВЕЗДИЕ» 

Тема: «Воспитание экологической культуры у детей с младшего дошкольного возраста в летний период»          

                                 

                                   

                           Воспитатель:

Якимова Ольга Владимировна

В соответствии с ФГОС - Ознакомление дошкольников с окружающим миром природы рассматривается в рамках образовательной области «Познавательное развитие»  и предусматривает решение таких задач как:

  • формирование первичных представлений о живой и неживой природе;
  • воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности.

При работе с детьми младшего дошкольного возраста следует помнить, что ведущей деятельностью ребёнка является игра.

Эффективность экологического воспитания в данный возрастной период во многом зависит от эмоционального отношения детей к воспитателю, поэтому первоначально мы «погружаем» детей в интересную деятельность и создаём эмоционально-положительный фон для восприятия «природного» материала.

Основными формами работы с детьми летом являются прогулки, экскурсии, викторины (на свежем воздухе, в течение прогулки можно расположить детей в теньке передохнуть и провести словесную викторину (знание названий животных, птиц, растений – соответствующие возрасту), праздники летнего календаря, краткосрочные проекты, экологические игры, сбор листьев и цветов для гербариев.

К прогулкам, экскурсиям предъявляются определенные требования, которые мы соблюдаем с особой строгостью (количество сопровождающих, время, маршрут, отсутствие на наблюдаемом участке ядовитых растений, грибов, дорог и т.д.).

Экологическое воспитание дошкольников в режимных моментах

На прогулке

Работая по экологическому воспитанию детей мы пришли к выводу, что наибольшее значение имеют:

  • утренние часы (до завтрака), когда дети приходят из дома, - это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы или на опытнических грядках, цветниках;
  • Непосредственно прогулка.
  • Вечернее время после полдника.         

Прогулки в летний период включают:

  • наблюдения, которые формируют конкретные знания, развивающие мышление, интерес и любовь к природе, чувство красоты природы;
  • дидактические игры и эксперименты, которые позволяют закрепить знания об окружающем мире у ребёнка, дают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами внешней среды;
  • подвижные игры, которые помогают снять умственное напряжение от занятий, включают детей в коллективную деятельность
  • художественное слово, которое помогает детям познавать мир, развивает любознательность;
  • трудовое воспитание, которое помогает овладеть навыками и  умениями. Содержание и формы организации труда зависят от погоды и времени года.
  • Самостоятельная деятельность детей.

Летом открываются новые возможности для ознакомления детей  с природой: в природе происходит много изменений. Увеличивается время пребывания детей на участке (до 3,5-4 часов), поэтому мы  заранее продумываем  деятельность взрослых и детей на прогулке.

На прогулках мы знакомим ребят с теми явлениями природы, представление о которых складывается длительное время.

Наблюдение – это ведущая форма работы по экологическому воспитанию, которую мы применяем на прогулке. Её можно разделить на наблюдения за живой и неживой природой.

Наблюдения за живой природой включают:

  • Наблюдения за растениями (в том числе на огороде);
  • Наблюдения за животными;
  • Наблюдения за птицами;
  • Наблюдения за насекомыми;

Наблюдения за неживой природой включают:

  • Наблюдения за сезонными изменениями в природе;
  • Наблюдения за погодными явлениями;
  • Игры и экспериментирование с водой, песком, глиной, камнями, ракушками и т.п.

Помимо этого, мы выделяем такие виды наблюдений:

  • Наблюдение за трудом взрослых;
  • Наблюдение за жизнью улицы. Целевые прогулки

Так же в своей работе по экологическому воспитанию применяем такую форму работы как – экскурсия (по территории детского сада  - «луг», «сад», «поле», огороды групп старшего дошкольного возраста, экологическая тропа, экскурсия в парк, на площадь посёлка и т.д.) Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать явление природы, сезонные изменения, увидеть, как человек преобразует природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит людям.  

Основная часть экскурсии – коллективное наблюдение. Здесь решаются основные задачи. Мы помогаем детям подметить и осознать характерные признаки предметов и явлений. При необходимости дополняем наблюдения своим рассказом и пояснением.

Помимо этого в процессе наблюдений и экскурсий мы используем детскую художественную литературу (так как это экскурсия во время прогулки, чаще всего используем детский фольклор - песенки, потешки, заклички - обращение к солнцу,  дождю, радуге, птицам, подражание голосам  птиц и животных. («Солнышко-ведрышко», «Радуга-дуга» «Дождик-дождик пуще»).

По окончанию основной части даём детям возможность удовлетворить любознательность в индивидуальных и самостоятельных наблюдениях и сборе природоведческого материала (дети могут собрать необычные камушки для коллекции камней в группе; листочки и цветы для гербария). Однако, давая задание собрать материал, следует строго ограничивать его количество, с тем чтобы сосредоточить внимание ребят только на определённых растениях, не рвать, не мять растения - бережно относиться к природе.

Игры на прогулке.

Обилие разнообразного природного материала - песка, воды, шишек, веток, желудей, камешков и т. д. - способствует развитию творческого замысла в игре, осуществлению задуманного сюжета. Тематика игр летом значительно богаче и разнообразнее.

Важной предпосылкой для организации игровой деятельности является создание среды. На групповых участках мы создаём все  условия для всех видов игр. Размещая на участке различные сооружения и приспособления для игр, мы оставили просторную площадку для свободной деятельности детей, подвижных игр и игр с моторными игрушками. С большим удовольствием дети играют в сюжетно-ролевые игры в уютных беседках, под навесами, в домиках.

Труд

В летний период мы  предлагаем детям выполнять трудовые действия разной мотивации: 

  • помощь взрослому (поможем дворнику полить цветник) 
  • забота о каком-либо живом существе (во время прогулок на участке или во время экскурсий на площадь можно встретить голубей и воробьёв  - дети с удовольствием кормят птиц – проявляют заботу в любое время года; или напоить бездомную кошку молоком, например и т.п.)
  • сооружение построек с целью развертывания сказочных сюжетов (по сказке «Теремок» и т. д.)
  • украшение участка (красивые флажки, цветы и т.д.) 
  • работа на огороде (полив, прополка, рыхление)
  • работа в цветниках (полив, прополка, рыхление, сбор семян)

На родительских собраниях и в индивидуальных беседах, отмечаем, что лето – это подходящее время для экологического воспитания и развития детей, и важно не упустить те возможности, которое оно предоставляет.

Чтобы формировать у детей «экологически гуманное чувство» – чувство сопричастности ко всему живому, осознание планеты Земля «общим домом»; привить детям этическую и моральную ответственность перед каждым живым существом, будь то растение или животное, мы используем также прием «экотренинга». Данный вид работы с детьми дает заметный оздоровительный эффект, снимает психологическую напряженность и настраивает на доброжелательное отношение ко всему живому.

Понять муравья, бабочку, травинку ребенок сможет тогда, когда себя представит в их роли, посмотрит на мир их глазами. Для этого можно предложить детям вообразить себя попугайчиком, хомячком и т.д. Человек для них - великан. «Представьте, что человек берет попугайчика Сашу, хомячка Иру в ладонь и начинает дергать их за хвост, за лапки, кричать. Что вы чувствуете?» Дети обычно отвечают так: «Я могу оглохнуть», «Я могу умереть».

Так ребенок учится ставить себя на место слабого, на место того, кто нуждается в уходе и защите, и понимать, что жестокость по отношению к живому – это зло. После этого они начинают бережно относиться к природе, к живым существам.

В соответствии с ФГОС первым этапом системы непрерывного экологического образования является дошкольного экологическое воспитание. От того, как и в каких условиях развиваются дети в первые годы своей жизни, зависит не только то, каким уровнем развития они будут обладать, но и возможно ли вообще вести речь о привитии им экологической культуры.

Используемая литература

  1. Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.
  2. Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - М.: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил.
  3. Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - М.: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
  4. Воронкевич, О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 3.- С. 23-27
  5. Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С.10-12.
  6. Павлова, Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2002. -№ 10. - С.40-49.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста при изучении домашних животных

Презентация на тему "Воспитание экологической деятельности у детей младшего возраста при изучении домашних животных"ЦЕЛЬ;1 воспитывать у детей бережное отношение к животным2 Формировать первые предста...

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...

План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей старшей группы дошкольного возраста»

Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу....

Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...

«Работа по воспитанию экологической культуры у детей раннего , младшего, среднего дошкольного возраста»

       Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окру...