«Работа по воспитанию экологической культуры у детей раннего , младшего, среднего дошкольного возраста»
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа)

Курылева Марина Николаевна

         Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

            Экологическая культура представляет собой систему ценностей, знаний, норм и поведенческих практик, направленных на уважение к природе, сохранение окружающей среды и устойчивое взаимодействие с экосистемами. Она олицетворяет осознанное стремление человека к балансу между своими потребностями и потребностями природы.

В условиях реализации ФОП в ДОУ особенно важно уделять внимание гармоничному всестороннему развитию ребенка. Я считаю, что, мир природы дает максимальные возможности для полноценного развития детей дошкольного возраста. Продуманная, качественная прогулка, организация эффективного экологического обучения развивает мышление, способность видеть и чувствовать красоту окружающего мира. Под умелым руководством взрослого ребенок обогащает свои знания об окружающем мире, у него формируется правильное отношение к живому, появляется желание созидать, а не разрушать.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает :

воспитание гуманного отношения к природе;

- формирование системы экологических знаний и представлений;

- развитие эстетических чувств;

- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

 

Ранний возраст

 

Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребёнка в детский сад. Ранний возраст - самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире.

Ознакомление с объектами природы, их частями, основными свойствами, наглядными способами функционирования в совершенно определённых условиях - это и есть формирование первоначальных экологических представлений, которые являются основой правильного отношения к живым существа, правильного взаимодействия с ними. Правильное отношение к живым существам является конечным результатом, показателем экологической воспитанности. Проявляется это в раннем возрасте лишь в добровольном и активном участии детей в совместной с взрослым деятельности, направленной на поддержание необходимых для обитателей зелёной зоны условий и на общение с ними.

Ребёнок с раннего возраста исследует окружающий мир, тянется к красивому, яркому. Всё это он может увидеть в природе, и всё это для него в первые, всё удивляет и радует. Никогда в последующей жизни у человека не будет такой свежести восприятия, свежести чувств, как в раннем и дошкольном возрасте.

Ведущим видам деятельности в экологическом воспитании детей раннего возраста является  неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Всё, что можно дать детям в руки, нужно  предлагать  им для обследования, в которое включаются как можно больше органов чувств.

Игры с песком и  водой, играя в них  дети  проявляют творческие качества, развивают воображение и сенсомоторные способности, а также мелкую моторику.

 

  • Наиболее эффективными формами работы по экологическому образованию и воспитанию считаются формы, в которых воспитанники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт исследования и использования знаний в практической деятельности. К таким формам организации адресной деятельности по экологическому воспитанию можно отнести:
              Экскурсии;
              Прогулки;
              Экспериментирование;
              Наблюдение;
              Экологические акции;
               Проекты;
    Для получения экологических знаний и последующего их применения в группе созданы уголки:
              Уголок природы (детская и энциклопедическая литература природоведческого и энциклопедического характера, пособия для экспериментирования, картотеки, гербарий, лепбук на тему природа)
              Календарь природы

                     Сезонный «Зеленый огород»

                    Дидактические игры и подвижные игры

Младший возраст

 

Главная задача экологического воспитания в младшем дошкольном возрасте – дать начальные представления об устройстве мира и существующих взаимосвязях в нем, заложить основы знаний о животных и растениях.

 

Основные задачи экологического воспитания детей младшей группы:

  • Формирование у ребенка целостной картины окружающего мира;

представлений о предметах и явлениях природы, растительном и

животном мире, правилах поведения в природе о существующих в ней

взаимосвязях;

  • Развитие познавательных интересов и наблюдательности, любви к

природе, бережного отношения к ней;

  • Воспитывать эмоциональное восприятие окружающей природы нашего

края через художественную литературу.

 

Для успешной реализации  этих задач я использую следующие выше представленные формы. В младшей группе мы проводили:

Экологическую акцию «Синичкин день» совместно с родителями сделали и повесили кормушки на территории детского сада. Воспитываем заботливое и бережное отношение к зимующим птицам  и на протяжении всей зимы подкармливали птиц.

Форма наблюдения и экспериментирования заключается в показе детям натуральных предметов или их изображений. Демонстрацию используют для обобщения и систематизации знаний детей о предметах и явлениях. Проводятся занятия по ознакомлению с глиной, песком, почвой, различными видами камней. Так же эксперемнтирование «Что такое вода?» «Мокрый, сухой песок», «Наблюдение за снегом»

Наблюдение на прогулке: за насекомыми, птицами, деревьями, животными.

 Дети младшей группы активно принимают участие, а посадке мини огорода и дальнейшем ухаживанием и наблюдением за ним. Дети активно помогаю  в ухаживании за комнатными растениями.

В группе проводятся экологические проекты

«Удивительная веса»

«Солнышко»

Не возможно привить экологическую культуру без художественной литературы.  Чтение стихов А. Блока «Зайчик» и А. Плещеева «Осень», Е. Аддиенко «Осень пришла», Л. Толстого «Птица свила гнездо…»  и т.д

Дидактические игры

«Где спрятался зайчик!», «Наши друзья», «Цветочный магазин» и т.д.

Подвижные игры

 «Угадай, что в руке»,

«Вершки – корешки», «Чудесный мешочек», и т.д

Работа над проектами экологической направленности имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Проектная деятельность дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

В моей группе проводились проекты

«Солнышко»

«Удивительная весна»

Проектная деятельность – это действительно продуктивная деятельность, которая приносит важные положительные плоды совместной деятельности.

 

Средняя группа

 

Мои задачи экологического воспитания в средней группе :

       формирование положительного отношения к природе,

       воспитывать защитников природы,

       дать экологические знания,

       научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю,               воду, воздух, флору, фауну), бережно распоряжаться её

богатствами.

Воспитать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства.

Развить интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях родного края, о природном разнообразии страны.

Работая в средней группе я поставила перед собой следующие задачи: это не только дать детям экологические знания, а прежде всего сформировать у них первые представления о целостности природы и о связи человека с природой (человек не может прожить без природы, которая является его «домом» и «домом» животных и растений) , о самых простых природных взаимосвязях(одни животные и растения обитают в лесу, а другие – в озерах, третьи – на лугу); помочь детям установить элементарные причинно- следственные взаимосвязи в природе (птицы улетают на юг, потому что исчезает корм), между состоянием объектом природы и окружающей среды( растениям нужна вода, свет, почва, животным – вода, пища, при этом пища бывает разной, а вода нужна всем) и содействовать развитию личности ребенка в процессе познавательно – исследовательской деятельности. . С точки зрения экологического воспитания наибольшее значение имеют утренние часы (до завтрака), когда дети приходят из дома, - это самое подходящее время для проведения мероприятий в уголке природы, на цветнике, на участке детского сада. Работая в уголке природы, дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы растению, учатся определить, чего ему не хватает в данный момент, учатся практически выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда. Мое общение с детьми сводится к доброжелательному пояснению, четкому показу, помощи в каждом случае, когда ребёнок затрудняется в чем то. И обязательно, я всегда нахожу возможность похвалить ребёнка, причём не один, а несколько раз на протяжении всего мероприятия: в начале похвала вселяет уверенность в ребенке, в середине - это похвала - поддержка, в конце - главная похвала как итог хорошего поступка, который совершил ребенок. Такое педагогическое общение в совместной деятельности по созданию условий для комнатных растений очень быстро повышает экологическую воспитанность детей. В своей работе использую художественное слово: это прежде всего небольшие по содержанию сказки и рассказы о животных, растениях, которые дети с удовольствием слушают.

Особое место занимает непосредственно образовательная деятельность. Это прежде всего занятия по познавательному развитию, где дети получают первые представления о неживой природе: воде, воздухе, камнях, песке. Глине, почве. Именно на этих занятиях дошкольники получают возможность удовлетворить присущую ему любознательность( почему? зачем? как? что будет, если?). Во время опытов всегда стараюсь быть для детей не наставником, а равноправным партнером, что позволяет детям проявить собственную исследовательскую активность. Работа по экологическому воспитанию введется и на занятиях по речевому развитию, (это темы «овощи», фрукты», рассматривание картин о животных, придумывание рассказов и т.д) физическому (дети превращаются в животных во время общеразвивающих упражнений и подвижных играх, продолжают знакомится с повадками и образом жизни этих животных)и художественно эстетическому развитию ( рисуем цветы, животных. Инсценируем сказки. Поем песни и танцы, осенью проведен экологический праздник» Путешествие в осенний лес», где дети превратились в белочек, лисичек, зайчиков и вспомнили правила поведения в лесу)

И в заключение своего выступления хочу сказать, что наряду с традиционными формами и методами экологического воспитания в своей педагогической деятельности(беседы, наблюдения, чтение литературы) я стараюсь применять и инновационные формы и методы это

Содержанию сюжетно – ролевых игр я придаю экологический характер: «Путешествие в лес», «Зоологический магазин», «Ветлечебница», «Витаминный обед» и т.д.

В средней группе учувствовали  в акциях

«Желудь»

«Сбережем лес» (сбор макулатуры)

«День Земли»

«Синичкин день» (кармушки)

Принимали участие в региональном конкурсе «День эколят»

Участие детей в экологических акциях и конкурсах позволяет развивать у детей эмоциональную сферу, формирует отношения, влияет на систему ценностей ребёнка, побуждает к эмпатии (сопереживанию – сочувствию – содействию) и рефлексии (самоанализу)

В средней группе так же используем проектную деятельность.

«Как растет зеленый луг»

«Домашние животные»

   Проектная деятельность позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать  себя нужным, а значит, проявить себя нужным, а значит появиться уверенность в своих силах.

    И в заключении считаю, что экологическое направление в работе с дошкольниками, перспективная, наиважнейшая задача. И в процессе решения этой задачи мы сможем воспитать экологически грамотного человека, способного любить, ценить и рационально использовать природное богатство.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.zip2.4 МБ

Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Работа по воспитанию экологической культуры у детей раннего , младшего, среднего дошкольного возраста» Выполнила воспитатель Структурного подразделения МАОУ «Образовательный центр №3 «Созвездие» г. Вольска Саратовской области – детский сад «Капелька» Курылева Марина Николаевна

Слайд 2

Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.

Слайд 3

Экологическое воспитание предполагает воспитание гуманного отношения к природе формирование системы экологических знаний и представлений участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы развитие эстетических чувств;

Слайд 4

Ранний возраст

Слайд 6

Формы экологической деятельности Экскурсии Прогулки Экспериментирование Наблюдение Экологические акции Проекты

Слайд 8

Календарь природы Уголок экспериментирования

Слайд 9

задачи экологического воспитания детей младшей группы : Любви к природе Представлений о предметах и явлениях природы Воспитывать эмоциональное восприятие окружающей природы Развитие познавательных интересов и наблюдательности бережного отношения к природе Формирование у ребенка целостной картины окружающего мира

Слайд 10

Наблюдение на прогулке за насекомыми Наблюдение за распустившейся веточкой берёзы

Слайд 12

задачи экологического воспитания детей средней группы : Воспитать у детей эмоциональную отзывчивость Воспитывать защитников природы Любить и беречь природу Научить детей быть милосердными Дать экологические знания Формирование положительного отношения к природе, ,

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ д/с-к/в № 7 г. КРОПОТКИН ЖУЧКОВОЙ В.С. ПО ТЕМЕ "ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ МБДОУ д/с-к/в № 7 г. КРОПОТКИН ЖУЧКОВОЙ В.С. ПО ТЕМЕ "ВОСПИТАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"...

"Воспитание экологической культуры у детей с младшего дошкольного возраста"

В докладе представлениы формы работы с детьми младшего доошкольного возраста в области экологичекого воспитания и образования в летний период....

Мастер-класс по экологическому воспитанию Тема: «Экологическая игрушка – «Травянчик», как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

Тема мастер-класса:  «Экологическая игрушка - Травянчик, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»Цель мастер - класса: распространение и передача...

Мастер-класс по экологическому воспитанию на тему: «Экологическая игрушка, как форма воспитания экологической культуры у детей дошкольного возраста»

laquo;Не природе нужна наша защита.Это нам необходимо её покровительство:чистый воздух, чтобы дышать,кристальная вода, чтобы пить,вся природа, чтобы жить».Реймерс Николай Фёдорович (1931-1993) ...

Обобщение опыта работы. Тема: «Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность».

 Мы уже несколько лет углубленно работаем по экологическому воспитанию дошкольников. Цель нашей работы: воспитание экологически грамотного, социально активного ребён...

Статья на тему «Воспитание экологической культуры у детей раннего возраста через создание коллекции макетов»

Основы экологической культуры закладываются в раннем возрасте - это сложный и длительный процесс. Начинать экологическое воспитание необходимо с момента прихода детей в ясельную группу. Чтобы обеспечи...