Отчет из опыта работы: «Работа по воспитанию экологической культуры детей дошкольного возраста при ознакомлении с природой родного края»
материал (подготовительная группа)

В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, воспитание экологической культуры детей, как никогда, является одной из актуальных проблем современности.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту: многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.

Ознакомление с природой родного края ─ одно из самых мощных средств воспитания у детей сознательной любви к Кубани как части великой Родины.

Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала. Интерес побуждает детей получить как можно больше информации о родном крае, что способствует воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих, в свою очередь, потребность, желание узнать как можно больше нового о своей малой Родине.

 

Главная цель экологического воспитания в дошкольном возрасте – воспитание гуманного отношения к окружающей природе.

В нашей группе не прекращается разнообразная работа по экологическому воспитанию при ознакомлении детей с природой родного края.

В группе имеется уголок природы, где находятся комнатные растения. Наблюдение в уголке природы ведутся за комнатными растениями на основе различных сравнений. Дети узнают об условиях, которые необходимы растениям и наблюдают, помогают ухаживать за ними. Внимание детей обращается на то, что растениям для роста нужны свет, вода, земля и тепло. Регулярно ведут уход за растениями: поливают цветы, обрывают увядшие листья, палочкой рыхлят землю. Самостоятельно отмечают погоду в календаре природы.

Заполнение календаря природы - еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней. В календаре учим находить и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления.

Имеется разнообразный материал для экспериментирования и опытнической деятельности.

Для систематизации полученных знаний используем чтение художественных произведений, беседы, рассматривание картин и  иллюстраций о природе родного края. Все это дает возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. При ознакомлении детей с природой используются дидактические, предметные, а также художественные картины. Цель использования картин состоит в том, чтобы сформировать у детей эстетическое отношение к природе, умение видеть её красоту, воспринимать образно-художественный смысл картины, видеть яркие средства выразительности. Рассматривание художественной картины может сопровождаться слушанием музыки или поэтических произведений:

И. И. Шишкин «Рожь»;

И. И. Левитан «Золотая осень»;

А. К. Саврасов «Грачи прилетели»;

И. И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»;

В группе подобрана библиотека художественных произведений, иллюстраций, энциклопедий по ознакомлению детей с природой Кубани. Вместе с детьми мы читаем художественную литературу, рассматриваем иллюстрации в книгах о живой и неживой природе, птиц и животных, рыб, растительность, домашних и диких животных, коллекции насекомых. Проводим беседы, обсуждаем прочитанное.

Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей.

Были выучены стихотворения кубанских поэтов: Т.Голуб, И.Варавы, В.Степанова, И.Белякова, В.Нестеренко, Л.Мирошниковой.  Очень важно донести до детей смысл произведений.

При знакомстве с поэзией детям легче и проще дается возможность почувствовать прелесть, неповторимость природы, значение ее в жизни человека, где они учатся сравнивать, как отражено одно и то же природное явление в разных поэтических строках. Это и народное творчество: загадки, пословицы, поговорки, легенды. Через литературу ребенок учится правильно выражать свое мнение, озвучивать чувства.

 

В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, активизируют и обогащают словарь.

Предметные игры - игры с листьями, семенами, цветами,  фруктами и овощами: «Чудесный мешочек», «Чьи детки на этой ветке?». Настольно-печатные игры: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Ягоды и фрукты», «Растения» - дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Словесные игры «Кто летает, бегает, прыгает», «Нужно - не нужно» - проводятся с целью закрепления знаний. Подвижные игры природоведческого характера - связаны с подражанием, повадкам животных, их образу жизни.

 

Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включенность детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. В нашей группе проводилось развлечение «Кубанские посиделки», где, после проведения пикника, закрепили правила поведения в природе.

 

Для воспитания экологической культуры детей широко использовались прогулки и экскурсии с детьми в природу во время которых дети знакомились с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей).

На прогулках организовывались игры с природным материалом (песок, вода, листья, плоды).

Играя, ребёнок познает многоликий мир природы, учиться общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы. Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживание ребят, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного мира.

Для таких игр на участке имеется оборудование: песочница, ведерки, совочки, формочки, небольшая емкость с водой.

Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки - корешки», «Загадки о животных, растениях», на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром, определять силу и направление ветра, его контрастность.

 

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями мы стараемся использовать больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда.

Труд в природе организуется в форме индивидуальных и коллективных поручений. Индивидуальные поручения дают возможность более тщательно руководить действиями детей, коллективный труд даёт возможность формировать трудовые умения и навыки одновременно у всех детей группы. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах, воды, растений, песка об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

 

Помогают детям в получении знаний о природе родного края и экологическая тропа на территории нашего сада. Работа была начата с изготовления карты-схемы прохождения маршрута и описания всех объектов на нём. Объекты самые разные: деревья и кустарники, где дети упражняются в правилах поведения в природе, огород и цветники, где занимаются и трудовой, и опытнической деятельностью, есть место для отдыха и занятий спортом.

Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию.

 

 

Работа по воспитанию экологической культуры при ознакомлении с природой родного края  с детьми дала положительный результат:

-сформировано начало экологической культуры у детей;

-сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

-дети научились практическим действиям по охране природы;

 -развивались умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

-у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

 

Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах детей на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования Динской район «Детский сад №63»

353211, Краснодарский край, Динской район, Станица Новотитаровская, ул. Степная, 21/1

Отчет из опыта работы:

«Работа по воспитанию экологической культуры детей дошкольного возраста при ознакомлении с природой родного края»

Воспитатель:

Великохацкая Д.И.

Ноябрь 2024 г.

В наши дни, когда мир находится на грани экологической беды, воспитание экологической культуры детей, как никогда, является одной из актуальных проблем современности.

Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту: многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.

Ознакомление с природой родного края ─ одно из самых мощных средств воспитания у детей сознательной любви к Кубани как части великой Родины.

Краеведческий материал имеет большое значение в расширении кругозора детей, развитии их интеллектуального потенциала. Интерес побуждает детей получить как можно больше информации о родном крае, что способствует воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих, в свою очередь, потребность, желание узнать как можно больше нового о своей малой Родине.

Главная цель экологического воспитания в дошкольном возрасте – воспитание гуманного отношения к окружающей природе.

В нашей группе не прекращается разнообразная работа по экологическому воспитанию при ознакомлении детей с природой родного края.

В группе имеется уголок природы, где находятся комнатные растения. Наблюдение в уголке природы ведутся за комнатными растениями на основе различных сравнений. Дети узнают об условиях, которые необходимы растениям и наблюдают, помогают ухаживать за ними. Внимание детей обращается на то, что растениям для роста нужны свет, вода, земля и тепло. Регулярно ведут уход за растениями: поливают цветы, обрывают увядшие листья, палочкой рыхлят землю. Самостоятельно отмечают погоду в календаре природы. 

Заполнение календаря природы - еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы, когда ведутся наблюдения за ней. В календаре учим находить и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления.

Имеется разнообразный материал для экспериментирования и опытнической деятельности.

Для систематизации полученных знаний используем чтение художественных произведений, беседы, рассматривание картин и  иллюстраций о природе родного края. Все это дает возможность подробно рассмотреть явления природы, длительно сосредоточить на них внимание, что часто бывает невозможно сделать при непосредственном наблюдении в силу динамичности и изменчивости природы. При ознакомлении детей с природой используются дидактические, предметные, а также художественные картины. Цель использования картин состоит в том, чтобы сформировать у детей эстетическое отношение к природе, умение видеть её красоту, воспринимать образно-художественный смысл картины, видеть яркие средства выразительности. Рассматривание художественной картины может сопровождаться слушанием музыки или поэтических произведений:

И. И. Шишкин «Рожь»;

И. И. Левитан «Золотая осень»;

А. К. Саврасов «Грачи прилетели»;

И. И. Шишкин «Утро в сосновом лесу»;

В группе подобрана библиотека художественных произведений, иллюстраций, энциклопедий по ознакомлению детей с природой Кубани. Вместе с детьми мы читаем художественную литературу, рассматриваем иллюстрации в книгах о живой и неживой природе, птиц и животных, рыб, растительность, домашних и диких животных, коллекции насекомых. Проводим беседы, обсуждаем прочитанное.

Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей.

Были выучены стихотворения кубанских поэтов: Т.Голуб, И.Варавы, В.Степанова, И.Белякова, В.Нестеренко, Л.Мирошниковой.  Очень важно донести до детей смысл произведений.

При знакомстве с поэзией детям легче и проще дается возможность почувствовать прелесть, неповторимость природы, значение ее в жизни человека, где они учатся сравнивать, как отражено одно и то же природное явление в разных поэтических строках. Это и народное творчество: загадки, пословицы, поговорки, легенды. Через литературу ребенок учится правильно выражать свое мнение, озвучивать чувства.

 

В дидактических играх дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных. Многие игры подводят детей к обобщению и классификации. Дидактические игры способствуют развитию внимания, памяти, наблюдательности, активизируют и обогащают словарь.

Предметные игры - игры с листьями, семенами, цветами,  фруктами и овощами: «Чудесный мешочек», «Чьи детки на этой ветке?». Настольно-печатные игры: «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Четыре времени года», «Ягоды и фрукты», «Растения» - дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях неживой природы. Словесные игры «Кто летает, бегает, прыгает», «Нужно - не нужно» - проводятся с целью закрепления знаний. Подвижные игры природоведческого характера - связаны с подражанием, повадкам животных, их образу жизни.

Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включенность детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. В нашей группе проводилось развлечение «Кубанские посиделки», где, после проведения пикника, закрепили правила поведения в природе.

Для воспитания экологической культуры детей широко использовались прогулки и экскурсии с детьми в природу во время которых дети знакомились с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей).

На прогулках организовывались игры с природным материалом (песок, вода, листья, плоды).

Играя, ребёнок познает многоликий мир природы, учиться общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы. Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживание ребят, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного мира.

Для таких игр на участке имеется оборудование: песочница, ведерки, совочки, формочки, небольшая емкость с водой.

Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения: «Найди по описанию», «Что, где растёт», «Узнай и назови», «Вершки - корешки», «Загадки о животных, растениях», на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.). Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром, определять силу и направление ветра, его контрастность.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями мы стараемся использовать больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда.

Труд в природе организуется в форме индивидуальных и коллективных поручений. Индивидуальные поручения дают возможность более тщательно руководить действиями детей, коллективный труд даёт возможность формировать трудовые умения и навыки одновременно у всех детей группы. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах, воды, растений, песка об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

Помогают детям в получении знаний о природе родного края и экологическая тропа на территории нашего сада. Работа была начата с изготовления карты-схемы прохождения маршрута и описания всех объектов на нём. Объекты самые разные: деревья и кустарники, где дети упражняются в правилах поведения в природе, огород и цветники, где занимаются и трудовой, и опытнической деятельностью, есть место для отдыха и занятий спортом.

Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию.

Работа по воспитанию экологической культуры при ознакомлении с природой родного края  с детьми дала положительный результат:

-сформировано начало экологической культуры у детей;

-сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;

-дети научились практическим действиям по охране природы;

 -развивались умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;

-у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах детей на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект " Работа по воспитанию эколгической культуры детей дошкольного возраста при ознакомлении с природой родного края"

В проекте представлен опыт работы по организации сотрудничества педагога с родителями в вопросах художественно-эстетического развития детей....

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края

В дошкольном возрасте формирование экологической культуры проходит через ознакомление детей с природой, а это является важным аспектом всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. Чем больш...

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»

Базой данного курса, адресованного  дошкольникам  3 – 7 лет, является программа экологического воспитания в детском саду С.Н.Николаевой «Юный эколог». Данная программа...

Система работы по теме «Использование проектной деятельности для развития экологического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»

Система работы по теме «Использование проектной деятельности для развития экологического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»...

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края.

Экологическая культура - это качество личности, включающее в себя совокупность знаний о природе и  способах ее защиты, интерес к проблемам охраны и грамотной деятельности человека в природе, окру...

«Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»

Планирование работы по экологии младший возраст- подготовительная к школе группаОбострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у н...

План по самообразованию. Тема: «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края» на 2023-2024 учебный год

План по самообразованию «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста  через ознакомление с природой родного края»...