проект " Работа по воспитанию эколгической культуры детей дошкольного возраста при ознакомлении с природой родного края"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Борисова Галина Николаевна

В проекте представлен опыт работы по организации сотрудничества педагога с родителями в вопросах художественно-эстетического развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word_5.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательный проект на тему :

«Работа по воспитанию экологической культуры детей

Дошкольного возраста при ознакомлении с природой

Родного края».

(старший дошкольный возраст).

Актуальность.

Одна из задач нравственного воспитания дошкольников - воспитание патриотических чувств, которая включает в себя воспитание у детей любви к близким, к детскому саду, к родному дому, городу, краю,  родной стране. Возникает вопрос: в чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольники могут эти чувства выразить? Дошкольный возраст – это  период формирования личности ребенка.  Именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности ребенка. Упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе гораздо сложнее или не удается совсем. А ведь именно от того, как дети воспринимают окружающий мир в детстве, в большей степени зависят их школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.

        Не надо забывать, что дети дошкольного возраста воспринимают окружающую  действительность эмоционально, а значит и  патриотические чувства у них проявляются в чувстве восхищения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с ними: жителями дома, города, работниками образовательных учреждений, библиотек, музеев. Формирование чувства  любви к родному городу, краю происходит через  воспитание положительного отношения к тем местам, где он родился и живет,  умения  видеть и понимать красоту окружающей жизни, желания больше узнать об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природе. Психологи считают, что нравственные качества не возникают путем естественного «созревания». Их развитие осуществляется в процессе накопления  и  освоения конкретных фактов, а  зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок.

Участники проекта:

Дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели группы.

Вид проекта: Познавательный.

Длительность: сентябрь - май

Цель: создание экологической  тропы, обеспечивающей у детей дошкольного возраста формирование экологической культуры и любви к родным местам.

Условиями реализации цели проекта необходимо считать следующие:

1.Использование окружающей дошкольное учреждение природной и социокультурной среды как ресурса экологического воспитания и  развития детей.

2.Отбор содержания экологического воспитания в соответствии с выделенными компонентами (познавательный, ценностный, нормативный, деятельностный), включая аспекты не только природного , но и социокультурного мира.

3. Подготовка педагогов и родителей к реализации цели проекта по экологическому воспитанию детей, включающую социальный, специальный, психолого- педагогический и методический аспекты.

4.  Организация  систематизированного педагогического процесса экологического воспитания детей.

5.Осуществление постоянного мониторинга результатов экологического образования.

Задачи:

- приложить силы к формированию нового поколения созидателей, хранителей и творцов жизни;

- способствовать внедрению и развитию  вариативных форм работы с детьми;

- способствовать повышению уровня профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения  экскурсий по объектам экологической тропы;

- учить детей оценивать  воздействие человека на природу;

- формировать чувства близости к природе и  сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе;

- познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром;

- способствовать познавательному развитию ребенка ; формированию  нравственных качеств, расширению кругозора, знаний об особенностях живой и неживой  природы родного края (ХМАО);

- воспитывать у ребенка любовь к природе, родным местам  малой Родина – Югры;

- повысить экологическое просвещение родителей;

- способствовать сохранению и укреплению здоровья детей.

Этапы реализации проекта:

I этап -  подготовительный:

- подбор специальной тематической и художественной литературы  о родном крае, систематизация материала;

- составление перспективного плана работы с детьми и родителями с учетом разнообразия форм и методов работы;

- подбор диагностического инструментария.

II этап – практический:

- реализация мероприятий по проекту

III этап  итоговый:

- создание в группе фотогалереи «Мой родной край»;

- создание видеотеки «Символика и достопримечательности городов Ханты-Мансийского округа»;

- оформление альбомов: «Стихи о родном крае», «Город в котором я живу»;

- организация передвижной библиотеки «Югра – моя малая Родина».

Формы и методы реализации проекта:

Занятия с детьми по познавательному развитию, продуктивной деятельности: рисованию, аппликации.

Познавательные беседы.

Дидактические игры по патриотическому воспитанию.

Рассматривание иллюстраций, альбомов, картин, репродукций журналов и газет о родном крае.

Чтение познавательной и художественной литературы об истории, культуре, профессиях людей родной земли.

Использование аудио – и видеоаппаратуры для ознакомления детей с символикой, достопримечательностями родного края.

Ожидаемые результаты:

Повышение уровня знаний детей об истории, достопримечательностях, природных богатствах, социально-экономической значимости, символике родного края.

Эмоциональная отзывчивость и возникновение стойкого интереса у детей к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.

Заинтересованность родителей к истории города, края.

Перспективный план мероприятий.

п/п

Мероприятия с детьми

Мероприятия с родителями

1.

Познавательное развитие: «Наш родной город – Урай!»

Цель: Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного города, его историей. Воспитывать любовь к родному городу, чувство ответственности за свой город.

Предложить родителям список познавательной литературы по теме проекта.

2.

Беседа: «Символика родного края»

Цель: Учить детей различать гербы и флаги городов Ханты-Мансийского округа. Закреплять умение отвечать на вопросы полными ответами. Воспитывать нравственно-патриотические чувства.

3.

Познавательное  развитие: «Край, в котором мы живем!»

Цель: Уточнить представления детей о географическом положении Ханты-Мансийского округа, климатических особенностях. Учить находить столицу ХМАО на карте, формировать знания о значении флага. Подвести детей к пониманию того, что города – это творение рук человека. Воспитывать любовь и уважение к родному краю.

Выставка познаватель-ной и художественной литературы: «Югра – моя малая Родина!»

4.

Рассматривание альбома о родном городе:

Цель: Расширять знания детей о родном городе. Закреплять умения находить любимые уголки города.

5.

Коллаж: «Наш микрорайон»

Цель: Предоставить детям возможность проявить инициативу и самостоятельность. Закрепить умение работать коллективно. Развивать творческое воображение. Воспитывать желание беречь и любить свою малую родину.

Оформление фотовыставки: «Мой родной край Югорский».

6.

Дидактическая игра: «Гербы и флаги городов».

Цель: Закрепить знание детей о символике городов Югры, умение различать гербы и флаги. Развивать внимание, память, сообразительность.

7.

Рисование: «Улицы нашего города».

Цель: Расширять интерес детей к изобразительной деятельности. Совершенствовать умение рисовать архитектурные сооружения. Побуждать передавать в рисунке особенности архитектуры Урая. Воспитывать любовь к  родному городу.

Участие родителей в создании альбомов: «Символика городов ХМАО», «Достопримечательности и история городов Югры».

8.

Чтение художественной литературы: «Путешествие в страну нефти» Т.Царенко.

Цель: Закреплять умение детей внимательно слушать произведение, участвовать в беседе по прочитанному. Воспитывать уважение к работникам нефтяной промышленности.

9.

Познавательное развитие: «Профессии нашего края – нефтяник».

Цель: Закрепить представления детей о профессии нефтяник, почему она является основной в нашем крае. Расширять словарь детей: бурильщик, скважина. Воспитывать уважение, гордость за свой город, край, людей, которые живут и работают в Югре.

Консультация на тему: «Значение гражданско – патриотического воспитания для детей старшего дошкольного возраста».

10.

Беседа: «Черное золото Югры».

Цель: Расширять знания о полезных ископаемых Югорского края. Закреплять понятие о том, что природные богатства (нефть и газ)  дают человеку возможность жить. Воспитывать бережное отношение к дарам Земли Югорской.

Участие родителей в викторине: «Моя родина».

11.

Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие по городу».

Цель: Побуждать детей отображать в ролевых играх приобретенные знания и умения. Закреплять умение совместно договариваться о сюжете игры, распределять роли. Воспитывать дружеские отношения в игре.

12.

Дидактическая игра: «Знаю все профессии»

Цель: Закрепить знания детей о профессиях своих родителей. Развивать внимание, умение выражать свои мысли грамотно, четко произнося все звуки.

Семейная экскурсия по любимым уголкам Урая.

13.

Самостоятельная художественная деятельность: «Мои любимые уголки Урая».

Цель: Развивать творческое воображение, умение самостоятельно подбирать материал для работы. Воспитывать желание выражать свои чувства с помощью речи, движения, изобразительных средств.

14.

Литературный вечер: «Люблю тебя, мой край родной!»

Цель: Познакомить детей с творчеством местных поэтов. Побуждать передавать посредством художественного слова свои чувства, отношение к родному краю.

Участие родителей в литературном вечере.

Литература:

1. Балмышева Н, Синельникова М. Аура Урая « У истоков  сибирской нефти» 2.Сикорская Г.П. Экологическое сафари по Югорскому краю. – Екатеринбург: Аква-Пресс, 2005.

3. Т. М. Бондаренко Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада Изд.: Учитель Год: 2009 г.

4. Царенко Т.М. Путешествие в страну нефти. – Сургут: Рекламно-издательсктй информационный центр «Нефть приобья» ОАО «Сургутнефтегаз», 2002 г.

5. «Мир животных и растений Югры»  «Сократ» Екатеринбург 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края

В дошкольном возрасте формирование экологической культуры проходит через ознакомление детей с природой, а это является важным аспектом всестороннего и гармоничного развития личности ребёнка. Чем больш...

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»

Базой данного курса, адресованного  дошкольникам  3 – 7 лет, является программа экологического воспитания в детском саду С.Н.Николаевой «Юный эколог». Данная программа...

Система работы по теме «Использование проектной деятельности для развития экологического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»

Система работы по теме «Использование проектной деятельности для развития экологического воспитания детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»...

Аналитические материалы по теме "Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста посредством ознакомления с природой родного края".

Краткое описание работы по созданию педагогических  условий воспитания патриотизма у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ....

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края.

Экологическая культура - это качество личности, включающее в себя совокупность знаний о природе и  способах ее защиты, интерес к проблемам охраны и грамотной деятельности человека в природе, окру...

«Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края»

Планирование работы по экологии младший возраст- подготовительная к школе группаОбострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у н...