Открытое занятие по ФЦКМ
план-конспект занятия по окружающему миру на тему

Ильясова Людмила Александровна


Открытое занятие по ФЦКМ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_ftskm_v_podgotovitelnoy.docx16.85 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие по формированию целостной картины мира в подготовительной группе

«По следам осени».

Подготовила: Ильясова Л.А.

г. Сургут 2016

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
• Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь (словарь: черешок,  хлорофилл)
• Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)
• Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
Оборудование и материал:
Колокольчик,  шарик, кленовые листья с приметами и пословицами, лупы,  две коробки( с сухими и свежими листьями), белая бумага, сложенная пополам, деревянные кубики, листья настоящие крупные и мелкие, разной формы, кисточки, гуашь.
Предварительная работа:
• На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
• Сбор листьев разной формы и окраски.
• Беседы об осени;
• Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.Соколов-Микитов,
«Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
• Разучивание стихов и поговорок об осени;
• Пение песен об осени и слушание музыки;
• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев
• Наблюдение за деревьями на прогулке.

Воспитатель:

Мой звоночек звенит, заливается

И ребята вокруг собираются

Собрались все дети вокруг

Ты мой друг и я твой друг

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Ребята, давайте поздороваемся друг с другом и с гостями.

Теперь в группе, словно солнышко поселилось! Пусть каждый сейчас закроет грудь ладошкой и оставит в своем сердечке солнечный лучик, который мы только что своими улыбками там поселили.

- Ребята, отгадайте загадку, про какое время года в ней говорится?

Утром мы во двор идем

Листья сыплются дождем

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

Дети: (Осень).

В: Молодцы! Назовите пожалуйста приметы этого времени года.

Дети: на деревьях и кустах желтеют листья и опадают, небо серое, хмурое, часто идут дожди, птицы улетают на юг, дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, а некоторые ложатся в спячку.

В: А как называется явление, когда опадают листья?

Дети: листопад.

В: Назовите, пожалуйста месяца осени.

Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь.

В: Ребята, в простонародье сентябрь называю рябинник, октябрь – листопадник, ноябрь -  зимник, как вы думаете, почему?

Дети: Сентябрь – рябинник, потому что в это время спеет рябина.

Октябрь – листопадник, потому что опадают листья.

Ноябрь – зимник, потому что становится холодно, как зимой.  

В: Ребята, я предлагаю вам отправится в осенний лес, а поможет нам в этом волшебный клубочек, но для этого нужно сказать волшебные слова:

«Вертись, вертись, клубок – катись».

В: Вот это чудо мы попали с вами в волшебный лес, но здесь творится, что-то странное, весь лес запутан.

Посмотрите на картинки и скажите в правильной ли последовательности они расположены. Почему, как вы думаете.

Дети: первая картинка ранняя осень (листва на деревьях зеленая).

Вторая картинка-золотая осень (листва на деревьях разноцветная).

Третья картинка – осень поздняя (листва облетела, птицы).

В: Молодцы, справились с заданием, продолжаем путешествие, а поможет нам в этом наш волшебный клубочек: «Вертись, вертись, клубок-катись».

Ребята, посмотрите пожалуйста, у нас деревья уже сбросили листву, нам с вами нужно определить к какому дереву они относятся.

(Березовый листочек к березе, дубовый к дубу и т.д.)

В: Молодцы, скажите пожалуйста, как называется лес, в котором растут только березы?

Дети: березовый.

Дубы.

Дети: дубовый.

И т.д.

В: Молодцы, продолжаем движение.

Дети: «Вертись, вертись, клубок-катись».

В: Ребята, а вы знаете почему листья опадают? Давайте с вами проведем эксперимент.

Эксперимент1.

Возьмем с вами лист бумаги, сложенный в двое, а в него положим зеленый лист и слегка постучим по нему. Теперь откройте лист бумаги, что вы видите?

Дети: на бумаге остались зеленые пятна.

Вывод, ребята, в листьях находится вещество, которое окрашивает листву в зеленый цвет, оно называется хлорофилл. Когда наступает осень и становится холодно и меньше солнечного света это вещество постепенно уменьшается пока не пропадет совсем, тогда лист желтеет и опадает.

Эксперимент 2.

 Скажите, а что случается с опавшими листьями?

Дети: они высыхают.

А вы смогли бы на слух определить шелест сухих и только что опавших листьев.

(Две коробочки с листьями, в одной сухие, в другой только что опавшие листья, дети по очереди пробуют трясти коробочки).

Вывод: сухие листья шелестят сильнее.

Эксперимент 3.

А как вы думаете, какие листья опадают больше зеленые или желтые?

Дети: больше желтые.

В: правильно, как мы уже говорили, что листья желтеют от недостатка солнечного света, а еще у основания черешка образовывается пробка, которая отделяет черешок от основного ствола веточки, когда образуется это пробка, то при легком ветерке лист легко отрывается и падает на землю.  Я предлагаю вам взять лупы и посмотреть.

Вывод: листья падают, потому что образуется пробка.

В: Давайте мы с вами превратимся в осенние листочки.

(Дети встают в круг)

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим,

Дунул ветер –полетели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял,

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

Молодцы, ребята, я приглашаю вас за столы, чтобы нарисовать гуашью осенний лист.

Выставка, детских работ, анализ проделанной работы. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по ФЦКМ "Старинные предметы быта" средняя группа

Конспект открытого занятия по ФЦКМ "Старинные предметы быта" средняя группа...

Конспект открытого занятия по ФЦКМ Наша Родина - Россия

формирование представления детей о России, как о родной стране. ...

"Морское путешествие", конспект открытого занятия по ФЦКМ, старшая гуппа

Данный материал может быть полезен для воспитателей и родителей детей 5 - 6 лет....

"Что мы знаем о воде" - конспект открытого занятия по ФЦКМ

Расширение представлений о воде, её свойствах. На занятии используются  приемы: игровой - дети принимают участие в  путешествии;  практический – проводят опыты с водой....

Конспект открытого занятия по ФЦКМ в подготовительной группе №8 «Лилия» «По следам осени»

Конспект открытого занятия по ФЦКМ в подготовительной группе №8 «Лилия»«По следам осени»...

Конспект открытого занятия по ФЦКМ на подготовительной группе «Незабудки» Тема: «Дикие животные наших лесов».

Тема «Дикие животные наших лесов». Цель: Систематизировать и закреплять знания детей о диких животных,  их детёнышах, проживающих в  наших лесах, о месте их обитания, внешне...

Открытое занятие по ФЦКМ "Что мы знаем об электричестве" с испоьзованием ИКТ технологий

Открытое занятие по ФЦКМ в старшей группе "Что мы знаем об электричестве" с использовнаием ИКТ технологий....