Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе "Полезные ископаемые"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Шевченко Ольга Леонидовна

Данный материал поможет расширить представления старших дошкольников о полезных ископаемых

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poleznye_iskopaemye.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Полезные ископаемые.

Цель. Расширять знания о природе

Задачи.

    Обучающие:.

- познакомить с полезными ископаемыми (уголь, нефть, руда, песок, гранит) ;

- дать первоначальные сведения о рациональном использовании природных ресурсов в быту).

     Коррекционно-развивающие:

-развивать мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; воспитывать умение работать в коллективе.

- развивать умение отвечать на вопросы полным ответом;

- формировать умение ориентироваться в пространстве с

- содействовать развитию связной речи, обогащать словарный запас (полезные ископаемые, руда, гранит, нефть, уголь).

    Воспитательные:

- воспитывать экологически грамотное поведение в быту и природе;

- воспитывать дружелюбие.

     Материалы и оборудование: коллекция «Полезные ископаемые», ноутбук, презентация «Полезные ископаемые», конверт с заданиями, кукла на палочке крот.

      Предварительная работа: чтение сказки Ф. Кривина «Сказки,  добытые из- под земли», рассматривание иллюстраций в энциклопедии «Минералы».

Ход НОД

Структура занятия

Содержание

I Организационный момент

Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй правая рука,

Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

Здравствуй весь наш дружный круг.

II Основная часть

1.Введение игрового момента

Сообщение темы и цели занятия.

2.Игра «Путешествие по карте».

3.Просмотр презентации «Подземные богатства земли»

4.Загадки

5.Игра «Исправь ошибки»

III Подведение итогов

- Я рада вас видеть на занятии по окружающему миру. Тема нашего занятия «Полезные ископаемые»

(Раздаётся стук в дверь, помощник воспитателя отдаёт письмо)

- Ребята, посмотрите, какое большое письмо нам принесли. Интересно, от кого оно пришло?

Всё изрыл – и луг, и сад –

Землеройный аппарат,

В темноте в часы прогулки

Рыл под полем переулки.

(Крот.)

(Воспитатель достаёт из конверта письмо и читает его)

- Дорогие девочки и мальчики приглашаю вас к себе в гости.

- Ребята, а где живёт крот? (Под землёй)

- Значит, он приглашает нас к себе под землю. Как вы думаете, зачем? (Ответы детей)

(Воспитатель читает письмо дальше)

- Я расскажу вам и покажу, какие полезные ископаемые  хранятся под землёй. Вы узнаете, почему они называются полезными.

- Вы согласны отправится в гости к кроту? (Да)

- Во время путешествия вам придётся выполнять интересные задания, слушать рассказ крота, разгадывать загадки. Чтобы наше путешествие прошло хорошо, вы должны быть дружными, друг другу помогать. Не забывайте, что во время занятия нужно смело и чётко говорить, отвечать на вопросы полными ответами.

- Сейчас закройте глаза и скажите волшебные слова:

Крибле, крабли, ди

В гости к кроту попади.

(Воспитатель достаёт игрушку крота)

- Прежде чем, крот расскажет нам о полезных ископаемых, мы должны их отыскать, а поможет нам в этом карта.

(На карте расположены места в группе, где находятся полезные ископаемые)

- Места, где залегают полезные ископаемые, называются месторождения.

   1месторождение.

- Ребята, мы с вами добрались до первого месторождения. И, что же здесь? Это ребята гранит. Потрогайте его. Какой он на ощупь?

Свойства: зернистый, твёрдый, прочный.

(дети смотрят по карте и находят второе место, на каждом месте на карте ставят флажок) .

  2 месторождение.

- Это каменный уголь.

(Рассматривают образец)

Какого цвета уголь? Какой он на ощупь?

Каменный уголь чёрного цвета, твёрдый, но хрупкий.  

  3 месторождение.

- Здесь мы нашли нефть.  (Рассматривают образец)

 Нефть - это густая маслянистая жидкость темного цвета, залегающая на больших глубинах в недрах Земли.

  4 месторождение.

- Это железная руда.

(Рассматривают образец)

-Какого цвета руда? Какая она на ощупь?

Железная руда бурого цвета, твёрдое, плотное вещество, притягивает металлические предметы.

  5 месторождение.

- Что мы нашли?

(Рассматривают образец)

Песок имеет вид крупинок, он сыпучий.

- Как много ископаемых мы нашли. Как вы думаете, почему их называют полезными? (Ответы детей)

- Давайте послушаем, что нам о них расскажет крот.

Физкультурная минутка

По дорожке шли, шли.

Много камешков нашли.

Присели, собрали,

Дальше пошли.

1-й слайд

- Из чего люди строят дома?  Какие природные материалы использует?  (Дерево, кирпич, камень)

- Чем люди отапливают свои дома?

– Горные породы и минералы человек использует в хозяйстве. Места, где в глубинах залегают полезные ископаемые, называют месторождениями.

2-й слайд. Где люди берут эти материалы?

3-слайд. Гранит.  Твёрдый. Зернистый.

4-й слайд. Гранит издавна использовался при строительстве домов  и сооружении памятников. Из гранита изготавливают мебель, плитку для тротуаров.

5-й слайд. Каменный уголь чёрный, твёрдый, хрупкий

6-й слайд.  Каменный уголь используют для отапливания помещений. Для изготовления красок, духов и даже лекарств.

7-й слайд. Нефть.

8-й слайд. Из нефти делают топливо для машин, самолётов, кораблей.

9-й слайд. Железная руда.

10-й слайд. Из железной руды получают металл, который используется для изготовления станков, рельсов, ножниц, столовых приборов и т. д.

11-й слайд. Песок

12-й слайд. Песок применяют при строительстве домов и дорог. Из песка делают стекло. Если песок сильно нагреть, то он начнет плавиться, превращаться в стекло. Стеклу над огнем можно придать любую форму. Стеклодувы делают посуду, вазы из стекла, и даже стеклянные сувениры. В песок любят играть дети.

- Какую пользу приносят полезные ископаемые людям?

Гимнастика для глаз.

Глазкам нужно отдохнуть.    (Ребята закрывают глаза)

Нужно глубоко вздохнуть.   (Глубокий вдох . Глаза все так же закрыты)

Много-много раз моргнут  (Частое моргание глазами)

Глазкам стало хорошо  (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)

Увидят мои глазки все!  (Глаза распахнуты.  На лице широкая улыбка)

- Крот приготовил вам игру и загадки, хочет проверить, все ли были внимательными во время экскурсии.

1.Очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны.

(Гранит.)

2.Он несет в дома тепло,

От него кругом светло.

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Черный, блестящий –

Труженик настоящий.

(Уголь.)

3. Без нее не побежит

Ни автобус, ни такси,

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это.

(Нефть.)

4. Не зря она варилась

В доменной печи,

На славу получились

Ножницы, ключи.

(Руда.)

5. Он очень  нужен детворе,

Он на дорожке во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже.

(Песок.)

(Дети отгадывают загадки и показывают образцы полезных ископаемых)

-Сейчас я прочитаю вам предложения, если вы согласны с тем, что я вам прочитала – похлопайте в ладоши, если не согласны, то потопайте.

Уголь по цвету белый.  

Углём отапливают помещения.

Нефть  твёрдая.

Из гранита делают бензин.

Железная руда хрупкая.

Из железной руды делают металлические предметы.

Дети любят играть с песком.

- Молодцы! Вы справились со всеми заданиями крота. Нам пора отправляться  домой. Давайте поблагодарим крота.  (Дети благодарят крота)

- Скажем волшебные слова.

Крибле, крабли, ди

В детский сад  попади.

- Сегодня мы узнали много нового, интересного.

-Где мы с вами побывали?  (Ответы детей)

- Да, тема нашего занятия  «Полезные ископаемые»

-Где находятся полезные ископаемые?

-Какие полезные ископаемые вы запомнили?

- Спасибо вам ребята!  Вы сегодня были очень внимательными и сообразительными. На все вопросы ответили правильно.  А сейчас каждый из вас  возьмёт на память о нашем занятии раскраску.

Те ребята, которые считают, что они сегодня внимательно слушали, смело и чётко отвечали на вопросы, возьмут большую раскраску. Те ребята, которые, ещё забывают отвечать на вопросы полными ответами, не всегда внимательны, возьмут маленькую раскраску.

 (Каждый из детей берёт раскраску и объясняет, почему он взял именно такую раскраску.)

- Наше занятие закончено, на следующем занятии мы с вами отправимся в путешествие с красавицей весной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе. Тема занятия: «Мир вещей вокруг нас».

Цели; закрепить знания  о назначении  предметов и материалов, из которых они сделаны, продолжить знакомство со свойствами металла, стекла, керамики, пластмассы. Систематизировать знания дете...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема занятия: «Север - царство снега и льда»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миромв подготовительной группеТема занятия: «Север - царство снега и льда»...

Конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе №4 Тема: "Как много в мире есть профессий"

Конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе №4Тема: "Как много в мире есть профессий"Пожалова Раиса СергеевнаЦель:...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Дикие животные нашего края», приложение к конспекту

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе «Дикие животные нашего края», приложение к конспекту...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема занятия: «Как и для чего человек дышит»

Цель: освоение детьми знаний о дыхательной системе человека через проведение опытовЗадачи:Познакомить детей с дыхательной системой человека.Научить детей правильному дыханиюПродолжать развивать у...