Главные вкладки

    Зимушка Зима
    план-конспект занятия по окружающему миру по теме

    Аверкина Наталья Владимировна

    Конспект НОД «Здравствуй Зимушка-Зима!»

    Программное содержание:

    1. Расширять представления детей о зимних явлениях в природе;

    2. Учить наблюдать за объектами природы в зимний период;

    3. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы;

    4. Закреплять умение рисовать красками, передавать образ зимних деревьев.

    5. Развивать фантазию, воображение.

    Материалы и оборудование: проектор, зайчик (игрушка, «пень»«елка»«рябина»«береза»«домик Зимушки-зимы»Зимушка-зима (костюм).

    Раздаточный материал: краски, кисти, бумага для акварели (А4, стаканчики, салфетки.

    Методические приемы:

    Практические: практическая организация деятельности детей, направленная на решение и усвоение определенных способов действий;

    Наглядные: показ иллюстраций;

    Словесные: беседа с детьми, вопросы к детям;

    Игровые: словесные, наглядные и практические.

    Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение х/литературы, познание, социализация, физ. Культура, здоровье.

     

    Ход занятия.

    Воспитатель: ребята, посмотрите, к нам в гости пришел маленький зайчик. Какая красивая на нем белая шубка.

    Скажите мне пожалуйста, а почему на нем белая шубка, а не серая? (ответы детей)

    В какое время года зайчики меняют свою шубку? (ответы детей)

    Педагог обобщает ответы детей: «пришла зима и зайчик поменял свою летнюю шубку на более теплую зимнюю. А цвет шубки поменялся, чтобы его не нашла хитрая лиса».

    Воспитатель: на улице стало морозно и холодно. Отгадайте, о каком времени года говорится в загадке?

    Запорошила дорожки,

    Разукрасила окошки,

    Радость детям подарила

    И на санках прокатила.

    Воспитатель: правильно, о зиме! Солнце реже появляется, светит, да не греет. Идет снег.

    Вот как в своем стихотворении «Зима» И. З. Суриков описывает это удивительное время года:

    Воспитатель читает отрывок из стихотворения И. З. Сурикова «Зима», при этом на проекторе показываются зимние иллюстрации.

    Белый снег, пушистый

    В воздухе кружится

    И на землю тихо

    Падая, ложится.

    И под утро снегом

    Поле побелело,

    Точно пеленою

    Все его одело.

    Темный лес что шапкой

    Принакрылся чудной

    И заснул под нею

    Крепко, непробудно…

    Божьи дни коротки,

    Солнце светит мало,

    Вот пришли морозцы –

    И зима настала.

    Воспитатель: вы знаете, ребята, зайчик мне сейчас шепнул на ушко, что приглашает нас к себе в гости в лес, чтобы мы посмотрели, как зимушка-зима посеребрила деревья и кустарники, увидели, как живут лесные жители, да и просто подышали свежим, чистым воздухом. Вы согласны? Сейчас подойдет волшебный паровозик. Занимайте места!

    Дети строятся в «Паровозик» и под музыку «едут» в зимний лес.

    Дети выходят из «Паровозика» и осматривают лес.

    Воспитатель: Солнышко в небе зимнем блестит.

    Чей-то загадочный домик стоит.

    Кто в этом доме, узнать мы хотим,

    В дверь потихоньку сейчас постучим.

    Звучит музыка. Воспитатель стучит в домик. Оттуда выходит Зимушка-зима.

    Зимушка-зима: Долго я вас, дети, ждала

    И чуть-чуть не прозевала.

    Загадки мои вы внимательно слушайте,

    Откройте глаза, прочистите ушки!

    Загадки мои отгадайте скорей,

    Тогда мы гулять пойдем побыстрей.

    Загадки Зимушки – зимы:

    Одеяло белое

    Не руками сделано.

    Не ткалось и не кроилось,

    С неба на землю свалилось.

    -= Снег =-

    И не снег, и не лед,

    А серебром деревья уберет.

    -=Мороз =-

    С неба – звездой,

    В ладошку – водой.

    -= Снежинка =-

    Без досок, без топоров

    Чрез речку мост готов.

    Мост – как синее стекло:

    Скользко, весело, светло.

    -= лед =-

    Без рук, без ног,

    А рисовать умеет.

    -= Мороз =-

    Жил я посреди двора,

    Где играет детвора,

    Но от солнечных лучей

    Превратился я в ручей.

    -= Снеговик =-

    Зима на крыши серые

    Бросает семена -

    Растит морковки белые

    Под крышами она.

    -= Сосулька =-

    На проекторе показываются отгадки.

    Зимушка-зима: все загадки мои вы отгадали правильно, а теперь я вас приглашаю на прогулку по зимнему лесу, чтобы вы посмотрели, какие изменения произошли там.

    Зимушка-зима: перед нами пень. А как вы думаете, где жители этого пня? (ответы детей).

    Воспитатель: конечно, они спрятались и ждут весеннего потепления. Зимой все насекомые спят.

    Зимушка-зима: дети, а какие растения есть еще в зимнем лесу? (ответы детей).

    На проекторе показываются иллюстрации зимнего леса.

    Воспитатель: конечно, это красавица береза. (на проекторе показывается береза). Зимой на березе листьев нет. Деревья зимой отдыхают. Но и зимой березу всегда можно узнать по цвету ствола, береза белоствольная, тоненькие веточки свисают вниз. Береза – очень красивое дерево! Вот как в стихотворении «Береза» С. Есенин описывает это восхитительное дерево:

    Белая береза

    Под моим окном

    Принакрылась снегом,

    Точно серебром.

    На пушистых ветках

    Снежною каймой

    Распустились кисти

    Белой бахромой.

    И стоит береза

    В сонной тишине,

    И горят снежинки

    В золотом огне.

    А заря лениво,

    Обходя кругом,

    Обсыпает ветки

    Новым серебром.

    Воспитатель: вам понравилось стихотворение? В нем поэт очень красиво и образно описал березу.

    Зимушка-зима: дети, посмотрите, в лесу есть еще дерево, на котором зимой висят ягоды (на проекторе показывается рябина). Какое это дерево? (ответы детей).

    Воспитатель: правильно, это рябина. Обратите внимание, как красиво выглядят гроздья ягод, на которых лежит снег.

    Зимушка-зима: дети, а как вы думаете, для кого это здесь развешаны кормушки? (ответы детей).

    Воспитатель: люди смастерили кормушки и подкармливают птиц зимой, потому что зимой птицам особенно трудно найти корм, т. к. он замерз или находится под снегом.

    Ребята, а какие птицы прилетают к нам на участок? (ответы детей).

    Зимушка-зима: далее мы отправляемся к елочкам (на проекторе показываются елки и ели). Как вы думаете, елка сбросила свои хвоинки? (ответы детей).

    Воспитатель: зимой на елках остаются зеленые иголки. Елочка зимой и летом одним цветом. Посмотришь, стоит зеленая красавица, укутавшись в снежное покрывало, тепло ей под снегом. Ребята, а вы знаете, что в лесу под елкой часто медведь устраивает себе берлогу и спит там всю зиму.

    Зимушка-зима предлагает детям поиграть в игру «Как на горке люд».

    Дети произносят стихотворение и выполняют соответствующие движения.

    Как на горке снег, снег, (складывают руки домиком над головой.)

    И под горкой снег, снег, (присаживаются руки в стороны.)

    И на елке снег, снег, (складывают руки домиком над головой.)

    И под елкой снег, снег. (присаживаются, руки в стороны.)

    А под снегом спит медведь(сидя складывают руки ладошку в ладошку и прикладывают их к щеке.)

    Тише, тише – не шуметь! (грозят пальцем.)

    Игра повторяется несколько раз.

    Зимушка-зима: ну как вам понравилось гулять у меня в лесу? А теперь мне пора идти по своим делам, да и вас наверно уже заждался волшебный паровозик. До свидания ребята.

    Дети прощаются с Зимушкой-зимой, строятся в «паровозик» и под музыку «едут» в группу.

    Воспитатель:

    ребята, вам понравилось в зимнем лесу? (ответы детей);

    что же интересного вы там видели(ответы детей);

    какие деревья мы встречали? (ответы детей).

    А теперь нарисуйте то дерево, которое вам больше всего понравилось.

    После того как дети нарисуют, все работы вывешиваются на стенд и обсуждаются.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Зимушка-зима, зима снежная была...

    Конспект НОД в подготовительной группе...

    Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"

    Закрепление знаний детей о временах года....

    Конспект педагогического мероприятия «Зимушка- зима» (итоговое мероприятие проекта «Русская зима») Подготовительная к школе группа.

    Данное мероприятие является итоговым в ходе реализации проекта "Русская зима". В рамках мероприятия решались задачи: расширение, уточнение и конкретизация знаний о смене времён года, подготовки зверей...

    Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группе Разработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М. Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»

    Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группеРазработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М.Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»...

    конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"

    Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...

    Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"

    Цель: Обобщить знания детей о зиме как времени года. Задачи: 1. Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликатьс...