Зимушка Зима
план-конспект занятия по окружающему миру по теме

Аверкина Наталья Владимировна

Конспект НОД «Здравствуй Зимушка-Зима!»

Программное содержание:

1. Расширять представления детей о зимних явлениях в природе;

2. Учить наблюдать за объектами природы в зимний период;

3. Дать элементарные представления о взаимосвязи человека и природы;

4. Закреплять умение рисовать красками, передавать образ зимних деревьев.

5. Развивать фантазию, воображение.

Материалы и оборудование: проектор, зайчик (игрушка, «пень»«елка»«рябина»«береза»«домик Зимушки-зимы»Зимушка-зима (костюм).

Раздаточный материал: краски, кисти, бумага для акварели (А4, стаканчики, салфетки.

Методические приемы:

Практические: практическая организация деятельности детей, направленная на решение и усвоение определенных способов действий;

Наглядные: показ иллюстраций;

Словесные: беседа с детьми, вопросы к детям;

Игровые: словесные, наглядные и практические.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение х/литературы, познание, социализация, физ. Культура, здоровье.

 

Ход занятия.

Воспитатель: ребята, посмотрите, к нам в гости пришел маленький зайчик. Какая красивая на нем белая шубка.

Скажите мне пожалуйста, а почему на нем белая шубка, а не серая? (ответы детей)

В какое время года зайчики меняют свою шубку? (ответы детей)

Педагог обобщает ответы детей: «пришла зима и зайчик поменял свою летнюю шубку на более теплую зимнюю. А цвет шубки поменялся, чтобы его не нашла хитрая лиса».

Воспитатель: на улице стало морозно и холодно. Отгадайте, о каком времени года говорится в загадке?

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила.

Воспитатель: правильно, о зиме! Солнце реже появляется, светит, да не греет. Идет снег.

Вот как в своем стихотворении «Зима» И. З. Суриков описывает это удивительное время года:

Воспитатель читает отрывок из стихотворения И. З. Сурикова «Зима», при этом на проекторе показываются зимние иллюстрации.

Белый снег, пушистый

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падая, ложится.

И под утро снегом

Поле побелело,

Точно пеленою

Все его одело.

Темный лес что шапкой

Принакрылся чудной

И заснул под нею

Крепко, непробудно…

Божьи дни коротки,

Солнце светит мало,

Вот пришли морозцы –

И зима настала.

Воспитатель: вы знаете, ребята, зайчик мне сейчас шепнул на ушко, что приглашает нас к себе в гости в лес, чтобы мы посмотрели, как зимушка-зима посеребрила деревья и кустарники, увидели, как живут лесные жители, да и просто подышали свежим, чистым воздухом. Вы согласны? Сейчас подойдет волшебный паровозик. Занимайте места!

Дети строятся в «Паровозик» и под музыку «едут» в зимний лес.

Дети выходят из «Паровозика» и осматривают лес.

Воспитатель: Солнышко в небе зимнем блестит.

Чей-то загадочный домик стоит.

Кто в этом доме, узнать мы хотим,

В дверь потихоньку сейчас постучим.

Звучит музыка. Воспитатель стучит в домик. Оттуда выходит Зимушка-зима.

Зимушка-зима: Долго я вас, дети, ждала

И чуть-чуть не прозевала.

Загадки мои вы внимательно слушайте,

Откройте глаза, прочистите ушки!

Загадки мои отгадайте скорей,

Тогда мы гулять пойдем побыстрей.

Загадки Зимушки – зимы:

Одеяло белое

Не руками сделано.

Не ткалось и не кроилось,

С неба на землю свалилось.

-= Снег =-

И не снег, и не лед,

А серебром деревья уберет.

-=Мороз =-

С неба – звездой,

В ладошку – водой.

-= Снежинка =-

Без досок, без топоров

Чрез речку мост готов.

Мост – как синее стекло:

Скользко, весело, светло.

-= лед =-

Без рук, без ног,

А рисовать умеет.

-= Мороз =-

Жил я посреди двора,

Где играет детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей.

-= Снеговик =-

Зима на крыши серые

Бросает семена -

Растит морковки белые

Под крышами она.

-= Сосулька =-

На проекторе показываются отгадки.

Зимушка-зима: все загадки мои вы отгадали правильно, а теперь я вас приглашаю на прогулку по зимнему лесу, чтобы вы посмотрели, какие изменения произошли там.

Зимушка-зима: перед нами пень. А как вы думаете, где жители этого пня? (ответы детей).

Воспитатель: конечно, они спрятались и ждут весеннего потепления. Зимой все насекомые спят.

Зимушка-зима: дети, а какие растения есть еще в зимнем лесу? (ответы детей).

На проекторе показываются иллюстрации зимнего леса.

Воспитатель: конечно, это красавица береза. (на проекторе показывается береза). Зимой на березе листьев нет. Деревья зимой отдыхают. Но и зимой березу всегда можно узнать по цвету ствола, береза белоствольная, тоненькие веточки свисают вниз. Береза – очень красивое дерево! Вот как в стихотворении «Береза» С. Есенин описывает это восхитительное дерево:

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

А заря лениво,

Обходя кругом,

Обсыпает ветки

Новым серебром.

Воспитатель: вам понравилось стихотворение? В нем поэт очень красиво и образно описал березу.

Зимушка-зима: дети, посмотрите, в лесу есть еще дерево, на котором зимой висят ягоды (на проекторе показывается рябина). Какое это дерево? (ответы детей).

Воспитатель: правильно, это рябина. Обратите внимание, как красиво выглядят гроздья ягод, на которых лежит снег.

Зимушка-зима: дети, а как вы думаете, для кого это здесь развешаны кормушки? (ответы детей).

Воспитатель: люди смастерили кормушки и подкармливают птиц зимой, потому что зимой птицам особенно трудно найти корм, т. к. он замерз или находится под снегом.

Ребята, а какие птицы прилетают к нам на участок? (ответы детей).

Зимушка-зима: далее мы отправляемся к елочкам (на проекторе показываются елки и ели). Как вы думаете, елка сбросила свои хвоинки? (ответы детей).

Воспитатель: зимой на елках остаются зеленые иголки. Елочка зимой и летом одним цветом. Посмотришь, стоит зеленая красавица, укутавшись в снежное покрывало, тепло ей под снегом. Ребята, а вы знаете, что в лесу под елкой часто медведь устраивает себе берлогу и спит там всю зиму.

Зимушка-зима предлагает детям поиграть в игру «Как на горке люд».

Дети произносят стихотворение и выполняют соответствующие движения.

Как на горке снег, снег, (складывают руки домиком над головой.)

И под горкой снег, снег, (присаживаются руки в стороны.)

И на елке снег, снег, (складывают руки домиком над головой.)

И под елкой снег, снег. (присаживаются, руки в стороны.)

А под снегом спит медведь(сидя складывают руки ладошку в ладошку и прикладывают их к щеке.)

Тише, тише – не шуметь! (грозят пальцем.)

Игра повторяется несколько раз.

Зимушка-зима: ну как вам понравилось гулять у меня в лесу? А теперь мне пора идти по своим делам, да и вас наверно уже заждался волшебный паровозик. До свидания ребята.

Дети прощаются с Зимушкой-зимой, строятся в «паровозик» и под музыку «едут» в группу.

Воспитатель:

ребята, вам понравилось в зимнем лесу? (ответы детей);

что же интересного вы там видели(ответы детей);

какие деревья мы встречали? (ответы детей).

А теперь нарисуйте то дерево, которое вам больше всего понравилось.

После того как дети нарисуют, все работы вывешиваются на стенд и обсуждаются.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимушка-зима, зима снежная была...

Конспект НОД в подготовительной группе...

Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"

Закрепление знаний детей о временах года....

Конспект педагогического мероприятия «Зимушка- зима» (итоговое мероприятие проекта «Русская зима») Подготовительная к школе группа.

Данное мероприятие является итоговым в ходе реализации проекта "Русская зима". В рамках мероприятия решались задачи: расширение, уточнение и конкретизация знаний о смене времён года, подготовки зверей...

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группе Разработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М. Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группеРазработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М.Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»...

конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"

Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...

Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"

Цель: Обобщить знания детей о зиме как времени года. Задачи: 1. Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликатьс...