Конспект НОД "Волшебница зима" с применением методологии ТРИЗ в подготовительной группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Тихонова Алена Петровна

Конспект НОД "Волшебница зима" с применением технологии ТРИЗ в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnitsa_zima.docx25.44 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Тихонова Алена Петровна,

МБДОУ «Детский с ад № 25 «Ромашка» г. Нефтеюганск,

воспитатель

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим  миром с применением технологии ТРИЗ  в подготовительной группе «Волшебница Зима»                                                                                                                 

Задачи:      

  • познакомить детей с зимующей птицей – клестом, с особенностями его внешнего вида и жизненными проявлениями;
  • учить детей формулировать противоречия;
  • закреплять представления воспитанников о деревьях, животных и птицах наших лесов, умение классифицировать;
  • упражнять воспитанников в умении пользоваться различными видами аналогий;
  • развивать умение вычленять из общего рисунка силуэт животного, творческое мышление;
  • воспитывать у детей бережное отношение к природе, чтобы не навредить ей; умение правильно вести себя в лесу.

 Материалы и оборудование:

  • оформление для  зала: ель, береза, поваленное дерево;  
  • открытка, картонные снежинки, мяч, дидактическое пособие шестиэтажный дом  «Эвроритм», дидактические карточки для эвроритма «Снеговик», карточки с отпечатками следов вороны, волка, медведя, клок шерсти лисы, веточка, перо сороки;
  • персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска;
  • презентация «Удивительная птица клёст»;
  •  mp3 - запись с шумом  зимнего ветра  
  • книга с зимней тематикой (подарок для детей)

                                                     

                                                               Ход НОД:

Воспитатель: - Ребята, у меня в руках открытка. Интересно, от кого она? (Ответы детей) Давайте прочитаем.                                                                                                                                                   «Здравствуйте, дети! Приглашаю вас в свой волшебный лес. Вас ждут увлекательные приключения, интересные задания и встреча с моими друзьями».

                                                                                                        Зима.                   

- Хотите отправиться в путешествие? А вы знаете правила поведения в зимнем лесу? Расскажите. (Не шуметь, не пугать птиц и зверей, не бросать мусор, не ломать ветки деревьев).

Воспитатель: - Ребята, я знаю, что друзья Зимы любят мороз и холод. Вы догадались, как их зовут? Какие сказочные герои дружат с волшебницей Зимой? (Снеговик, Снегурочка, Дед Мороз). Верно, а живут они в снежном-преснежном лесу, на холодной-прехолодной поляне. На чём туда можно добраться? (Ответы детей). Машина не проедет, самолёт не сядет. Вот так задача. Может моя загадка поможет вам найти выход? Слушайте внимательно.                                                                                                                                                Лесом наперегонки                                                                                                                                                         Пробежали две доски,                                                                                                                                                 Оставляя на бегу                                                                                                                                                            Две дорожки на снегу.                                                                                                                          

Что это? Правильно, лыжи. Встали на лыжи. Оттолкнулись палками и поехали – вот так. Едут палки, едут лыжи.                                                                                                                                                                               Лес дремучий ближе, ближе.                                                                                                                            Вот поляна, вот сугроб.                                                                                                                                      Стоп!

Воспитатель: - Сядем на поваленное дерево. Посмотрите, как красиво вокруг! Зима – волшебница постаралась. У зимы есть лесной телевизор, в котором она может видеть свои владения и нас с вами. В нашем лесу растут разные деревья, назовите их. (Берёза, рябина, осина…)  А кто скажет, почему деревья зимой стоят голые? (Ответы детей). Правильно, деревья зимой погружаются в глубокий сон, не растут и не питаются. Ребята, а все ли деревья стоят зимой голые? (Нет, на ели остаётся хвоя). Верно, а какие ещё хвойные деревья вы знаете? (Ответы детей). А вы знаете, почему хвоя с ели, пихты, сосны и кедра не опадает? (Нет). Листья хвойных деревьев – иголки очень плотные и на зиму склеиваются смолой, поэтому хвоя не теряет влагу и ей не требуется дополнительное питание. И сосны, ели, кедры и пихты круглый год стоят зелёные.                                                                                  – Ребята, а зима - это хорошо?

                                  Игра «Хорошо - плохо» (ТРИЗ)

 Воспитатель: - Молодцы! А теперь  снова на лыжи. Поехали.  

На поляне ёлка. Воспитатель снимает с ёлки снежинку.                                                                                                                          -  Какая красивая снежинка, и что-то написано. Дед Мороз приготовил для нас задание «Подскажи словечко».        

                             Игра с мячом «Подскажи словечко»           

Воспитатель: - Ребята, а каких зимующих птиц вы знаете? (Ответы детей). А я хочу познакомить вас с новой зимующей птицей – клестом.

                           Презентация «Удивительная птица клёст»

        Клест  - постоянный житель зимних лесов. Оперенье у клестов-самцов нарядное – ярко-вишнёвое, самочки окрашены скромно – в жёлто-зелёный цвет.                                                       У клеста удивительный клюв – очень крепкий, толстый, сжатый с боков. Кончик верхней части клюва загнут крючком вниз, а нижняя, более сильная часть клюва загнута вверх, вот и получается клюв в виде креста.                                                                                                                              
Клест больше всего любит семена ели. Своим крестообразным клювом-открывалкой клест поднимает чешуйки еловых шишек и языком достаёт нежные, мягкие семена. Этими семенами он и птенцов выкармливает.                                                                                                  Своё гнездо клест устраивает на вершине ели под густыми ветвями. Самец и самка вместе строят гнездо, прилежно собирая маленькие веточки ели, сухие стебельки, мох.                                   Удивляет в клестах и то, что птенцов они выводят зимой, в самые трескучие морозы. Вот какая это удивительная птица!

Воспитатель: - А я вижу здесь ещё одну снежинку. От кого она? От Снегурочки. Снегурочка очень любит играть и предлагает вам поиграть  с волшебным телевизором. Вы согласны? В волшебном телевизоре можно рассматривать любые предметы. Снегурочка поместила в телевизор клеста. Вот он. А нам нужно заполнить пустые экраны. Если вы правильно ответите, на экране появится картинка.

                      Игра с интерактивной доской  «Системный оператор»

- Молодцы, ребята. А теперь снова на лыжи. Поехали.

Воспитатель: - А кто оставил эту снежинку? Снеговик. Ребята, снеговик рассказал мне интересную историю, которая произошла с ним. Наш снеговик очень любит путешествовать. Как-то раз бродил он по свету и попал в волшебный дом. В этот (показывает на дом).

                                            Работа с эвроритмом.

Во время работы с этажами эвроритма педагог поэтажно выставляет дидактические карточки для эвроритма «Снеговик».                                                                                                                   1 этаж. - А какой наш снеговик? Опишите его. (Белый, холодный, красивый…) Итак, наш снеговик красивый, холодный, белый. Всем нравится. Для чего он нужен? Для чего его сделали? (Играть с ним, хороводы вокруг водить…) Верно. Довольный собой снеговик отправился гулять по этажам.                                                                                                                                      2 этаж. На втором этаже случилось непредвиденное, снеговик испортился. Как вы думаете, что могло случиться со снеговиком? (Растаял, мальчишки сломали, нос отпал…) Расстроился снеговик: никому не нравится быть плохим. «Бежать отсюда надо!» - подумал он.                                                                                                                                                         3 этаж. И очутился на третьем этаже. Здесь всё было как в сказке. Весь мир был из снега. Всё вокруг только из него. Множество снега! Давайте закроем глаза и представим себе, что всё вокруг из снега. Открывайте глаза. Саша, что ты представил? (Компьютер из снега). Оля, что ты представила? (Платье из снега). Как вы думаете, это хорошо? Это удобно? Итак, весь мир из снега. Это и ваша постель, и ваше платье. Если вы захотите вымыть руки, то из крана посыплется снег. Хорошо ли это? Почему нет? (Можно заболеть, простудиться…) Верно, ребята. Так случается всегда, когда чего-то много. Во всём должна быть мера.                                                                                                                                                     4 этаж. Отправился снеговик дальше на четвёртый этаж. Здесь он был один. Единственный в мире. Все на него посмотреть хотят, потрогать. Один мальчик даже лизнуть пытался. Но если каждый снеговика потрогает, что с ним станет? (Растает). Никому нельзя будет показать, что такое снеговик. Дети  и взрослые в будущем никогда не узнают, что существовал такой снеговик.                                                                                                         – Как поступают люди, когда чего-то становится мало? (Берегут, заносят в Красную книгу)                                                                                                                                                                  - Что ещё делают люди, чтобы оставить память о том, чего уже не осталось совсем или вот-вот исчезнет? (фотографируют, рисуют, книги пишут, в музее хранят…)                                                                                    Нашего снеговика решили повозить по миру и показать. В тех странах, где холодно, показывать его было удобно. А как показать снеговика в жарких странах? (В холодильнике). Можно. И как только его вынешь из холодильника, он тут же растает. Нужно достать и показать его людям, но нельзя достать и показать его, потому что он растает. Как быть? Как разрешить эту задачу? Дети приходят к выводу, что холодильник должен быть стеклянным.                                                                                                                                                                                5 этаж. Скучно жить одному на всём белом свете. Ни поговорить, ни поиграть не с кем! Побежал  снеговик выше на пятый этаж. А там его ждут друзья – разные снеговики. Какие? (маленькие, большие, веселые, молодые, старые…)                                                                                                                                               6 этаж. Очень устал снеговик, но всё-таки на последний шестой этаж поднялся. Это был этаж дружбы: здесь все друг с другом дружили и дарили подарки. Цветы подарили снеговику свой запах. Каким же теперь будет снеговик? (Ароматным, запашистым). Воздушный шар подарил умение летать. Что в этом хорошего? (Захотят мальчишки сломать снеговика, а он возьмёт и улетит). Вот такая интересная история произошла со снеговиком.                                                                                                                                                  А нам пора в путь. Поехали.

                                               Игра «Следопыты»

Воспитатель: - Ребята, чьи это следы на поляне, кто их оставил? (Волк, медведь). А чей это клок шерсти? (Лисы). Кто-то веточку обгрыз, кто это? (Заяц). А какая птица оставила это перо? (Сорока).

Воспитатель: - Ребята, а вот и сами звери. Посмотрите на волшебный телевизор. Все звери спрятались, нужно их отыскать.        

                      Игра с интерактивной доской  «Найди по силуэту»

Слышны завывания ветра и голос Зимы.                                                                                                                                                Зима: - Ребята, я – Зимушка-зима, внимательно наблюдала за вами. Какое задание вам больше всего запомнилось и понравилось? Что было трудным? А мне очень понравилось, что вы такие смелые, умные, находчивые. Вы справились со всеми заданиями и заслужили подарок. Он находится под ёлкой. А я с вами прощаюсь. До свидания!                                  (Дети с воспитателем находят подарок).

Воспитатель: - Ну вот, ребята, и нам пора возвращаться в детский сад. Становимся на лыжи. Поехали.                                                                                                                                                                                                       Едут лыжи, едут лыжи,                                                                                                                    Детский сад всё ближе, ближе.                                                                                                                     Вот калитка, поворот.                                                                                                                                Стоп.

Список используемой литературы:

1. А. Дитрих, Г. Юрмин. Почемучка. Москва, издательство «Педагогика-Пресс», 1997 г.                               2. А. Брем. Жизнь животных. Москва, издательство «Эксмо». 2003 г.                                                    3. М. Аксёнова, С. Исмагилова. Энциклопедия для детей. Биология. Москва, издательство «Аванта +», 1994 г.                                                                                                                            4. А. И. Никашин. А. М. Страунинг. Системный подход в ознакомлении с окружающим миром и развитии фантазии. Ростов – на –  Дону, фирма «Аспект - ТРИЗ». 1992 г.                                               5. А. М. Страунинг. Методы активизации мышления. Ростов – на –  Дону, фирма «Аспект - ТРИЗ». 1994 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия с элементами ТРИЗ в подготовительной группе

Конспект комплексного занятия с элементами ТРИЗ в подготовительной группе.Задачи: Развивать способность декодировать (расшифровывать) информацию, изображенные на карточке. Умение выбирать блоки по зад...

Конспект занятия с использованием технологий ТРИЗ в подготовительной группе «Путешествие капельки»

Конспект занятия с использованием технологий ТРИЗ в подготовительной группе «Путешествие капельки»...

Конспект НОД с применением технологии ТРИЗ в средней группе «Путешествие в страну веселой Математики»

Учить выкладывать цепочку фигур по заданной схеме. Развивать умение сравнивать количество предметов. Развивать устойчивое внимание, логическое мышление, активизировать в речи детей слова-прилагательны...

Конспект комплексного занятия с элементами ТРИЗ в подготовительной группе

Это занятие будет интересно воспитателям подготовительных групп и может быть использовано как итоговое занятие в конце учебного года....

Конспект комплексного занятия с элементами ТРИЗ в подготовительной группе.

Закрепление пройденного материала по математике, развитие речи,ознакомление с окружающим,художественной литературе с использованием элементов ТРИЗ....

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТРИЗ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «КРЫМ - МОЙ РОДНОЙ КРАЙ» Подготовил воспитатель: Габриелян А.Н.

ЦЕЛЬ: Формировать  представления детей о  родном  крае - КРЫМ.Программное содержание:-Расширять и углублять знания детей о крае, в котором мы живем, о Крыме.-Формировать представления о...

Конспект НОД с применением методологии ТРИЗ "Как Незнайка профессию выбирал"

Конспект НОД с применением методологии ТРИЗ "Как Незнайка профессию выбирал"...