Конспект НОД с применением методологии ТРИЗ "Как Незнайка профессию выбирал"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Тихонова Алена Петровна

Конспект НОД с применением методологии ТРИЗ "Как Незнайка профессию выбирал"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_kak_neznayka_professiyu_vybiral.docx26.21 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Тихонова Алена Петровна,

МБДОУ «Детский сад № 25 «Ромашка» г. Нефтеюганск, ХМАО-Югра

воспитатель

НОД  по ознакомлению с окружающим миром с применением методологии ТРИЗ в подготовительной к школе группе «Как Незнайка профессию выбирал»

Цель: формирование  представлений  о строительных профессиях.

Задачи:

Обучающие:

- расширять и конкретизировать  знания о строительных профессиях;

- познакомить с профессией архитектора.

- обогащать  речь детей существительными, обозначающими названия строительных профессий и материалов.

- показать значимость профессии строителя.

Развивающие:

- развивать речевую активность, диалогическую речь;

- развивать пространственную ориентацию воспитанников.

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение к строительным профессиям.

Виды деятельности: познавательно-исследовательская, игровая,  коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Интеграция образовательных областей:  познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.

Методы и приёмы: игровой – игровая мотивация, игра с мячом, физминутка; наглядный – презентация, модель системного оператора, листы с разноуровневыми заданиями; словесный – беседа, вопросы к детям, объяснение, указание, инструкция, художественное слово (загадки, стихотворение), рассказ воспитателя, поощрение, рассказы детей по системному оператору, рефлексия; практический  – работа с разноуровневыми заданиями (ориентировка на листе бумаги), работа с системным оператором, самоконтроль.

Материал и оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация; мяч, маркер;

демонстрационный материал: девятиэкранный системный оператор, нарисованный на доске;

раздаточный материал: листы бумаги с домами, силуэты матрёшек на каждого ребёнка, простые карандаши.
 

Предварительная работа:                                                                                                                            

- беседа о профессиях,

- дидактическая игра «Назови профессию»,

- работа с системным оператором,

- ориентировка на листе бумаги.

Ход занятия:

1.Вводная часть. Игровая мотивация

Дети стоят вокруг воспитателя. Презентация. Слайд 2

Воспитатель: - Незнайка решил пойти работать, но не знает, кем лучше быть? Что делать, как быть?

(Ответы детей)

Воспитатель: - Вы хотите помочь Незнайке? А вы сможете? Расскажите Незнайке, какие вы знаете профессии?

Дети: - Повар, учитель, воспитатель…

Воспитатель: - Как много вы назвали разных профессий.  Профессия – это труд, которому человек посвящает свою жизнь. Давайте поиграем в игру.

Игра с мячом «Кто что делает?»

Воспитатель называет профессию, дети – действие.

Врач - лечит, повар - готовит, пилот – летает, художник – рисует и т.д.

2. Основная часть

Воспитатель: - Незнайка решил стать строителем. Но чтобы начать любое строительство, у строителей должен быть план будущего здания. Кто же этот план разрабатывает?

Ответы детей.

Воспитатель: - Это архитектор. Кто же такой архитектор? (Предположения детей). Хотите я вам расскажу?

Воспитатель: (Презентация. Слайд 3) - «Архитектор» – это греческое слово. Оно означает «главный строитель». Архитектор – очень важная профессия. Архитекторы проектируют, т. е. изображают на бумаге в виде планов и чертежей дома и заводы, мосты и набережные и многое другое.

Чтобы легче было сделать чертёж дома, заполним волшебный телевизор (системный оператор).

На доске нарисован системный оператор с девятью экранами. Педагог задаёт вопросы и приглашает к доске ответивших детей для заполнения пустых экранов.

Воспитатель: - Из каких частей состоит дом?

Дети: - Стены, крыша, фундамент.

Воспитатель: - Частью чего является дом?

Дети: - Города, микрорайона.

Воспитатель: - Какие раньше были дома?

Дети: - Деревянные, одноэтажные.

Воспитатель: - Каким дом может стать в будущем?

Дети: - Небоскрёбом.

Воспитатель: - Частью чего является одноэтажный         деревянный дом?

Дети: - Деревни.

Воспитатель: - Частью чего является небоскрёб?

Дети: - Огромного города, мегаполиса.

Воспитатель: - Верно. Вот мы и заполнили волшебный телевизор. Кто хочет рассказать о развитии дома?

Рассказы детей по системному оператору

Воспитатель: - Чтобы в новый дом вселились жильцы, строителям придётся много потрудиться. А именно разровнять площадку для будущей стройки. Какие машины могут это сделать?

Дети: - Трактор, бульдозер.

Воспитатель: (Презентация. Слайд 4) - Для начала, чтобы дом был прочным, нужно заложить фундамент (основу), а для этого нужно вырыть в земле котлован (большую, глубокую яму) при помощи экскаватора. А кто управляет экскаватором, ребята?

Дети: - Экскаваторщик.

Воспитатель: (Презентация. Слайд 5) - Котлован для фундамента вырыт и к работе приступают бетонщики. Чем они занимаются? Они заливают котлован бетоном, привозит его водитель на бетономешалке. А почему корпус бетономешалки всё время вращается? Когда бетон застынет, получится фундамент для здания. Фундамент у нашего дома есть, теперь нужно ставить стены, кто же это сделает? (Презентация. Слайд 6)

Дети: - Каменщик кладёт (строит) из кирпича стены, крановщик на подъёмном кране подаёт кирпичи наверх.

Воспитатель: - Ребята, а как называется состав, которым каменщик скрепляет между собой кирпичи?

Дети: - Цемент.

Воспитатель: - Каким инструментом пользуется каменщик?

Дети: - Мастерок.

Воспитатель: - Ребята, из чего ещё в городе строят дома?

Дети: - Из бетонных плит.

Воспитатель: - У дома уже есть стены и фундамент, чего ещё не хватает? Правильно, крыши. Кто же из строителей нам поможет? (Презентация. Слайд 7)

Дети: - Крановщик.

Воспитатель: - Да, крановщики на подъёмном кране легко поднимают вверх огромные металлические конструкции, а строители-монтажники соединяют их между собой. (Презентация. Слайд 8) Работа у них тяжёлая и опасная: ведь они трудятся и в жару, и в холод на большой высоте. Поэтому в монтажники идут работать только смелые люди.

Воспитатель: - Устал наш Незнайка, пора ему отдохнуть. Выходите на ковёр.

Физкультминутка «Не пропусти профессию»

Дети встают в круг, воспитатель называет слова, когда встречается название профессии, дети подпрыгивают на месте: Лампа, водитель, ножницы, строитель, берёза, токарь, столяр, болтун, крановщик, архитектор, одеяло, стрекоза, маляр, огонь, гроза, плотник, листок, электрик, тетрадь, врач, экскурсовод, цветок, учитель.

Воспитатель: - Но чтобы наш дом достроить, ещё много мастеров   должно потрудиться. А каких? Мы сейчас с вами  узнаем. А для этого нам нужно загадки отгадать. ( Воспитатель  читает загадки, а когда дети ее отгадают,  на интерактивной доске появляется картинка с изображением профессии или машины)

Стен поверхность он равняет,

Кладёт шпаклёвку, зачищает.

                               (Штукатур)

         (Презентация. Слайд 9)

Есть у мастера сноровка –

Водит кистью очень ловко.

Тянет следом за собой

Ленту краски голубой.

                        (Маляр)

Топором, рубанком

Выстругивает планки,

Сделал подоконники

Без сучка-задоринки.

                   (Плотник)

(Презентация. Слайд 10)

Вдруг погас в квартире свет.
Как нам быть, кто даст совет?
Мы его скорей зовём.
Он приходит сразу в дом.
Ремонтирует проводку.
                 
(Электрик)

(Презентация. Слайд 11)

Воспитатель: - Незнайка приготовил для вас задание. (На столах перед каждым ребёнком находятся силуэты матрёшек и  листы бумаги с разноуровневыми заданиями. Это дома с шестью- и двенадцатью окнами).

Воспитатель: - Красивый новый дом готов, осталось расселить жильцов. Поместите матрёшку в красном платке в правое верхнее окно, матрёшку в зелёном платке – в нижнее левое окно, матрёшку в жёлтом платке поместите в среднее окно (в центре), а матрёшку в синем платке – в правое нижнее окно. В левом верхнем углу нарисуйте любой предмет, который вы хотите взять с собой в новый дом.

Педагог уточняет у воспитанников, в каких окнах находятся нарисованный предмет и матрёшки в разных платках. Воспитанники проверяют правильность выполнения задания.

 

Воспитатель: - Вот, ребята, как много людей трудилось, чтобы построить новый красивый дом. И, конечно же, без помощи машин при строительстве дома не обойтись. Ребята, а какие машины помогают людям строить дома?

Дети: - Кран, бетономешалка, экскаватор.

Воспитатель: - Профессия строитель имеет огромное значение в нашей жизни. Давайте еще раз назовем Незнайке все строительные профессии.

Дети: - Каменщик, бетонщик, маляр, штукатур, крановщик, электрик, монтажник…

Воспитатель: - Молодцы, все профессии назвали правильно. Какие же дома должны строить для людей строители?

Дети: - Крепкие, надежные, прочные, красивые, теплые.

Воспитатель: - Правильно.

Точно в срок построит он:

Небоскрёб и стадион.

Детский садик и больницу,

Магазинов вереницу.

Даже дом, скажу вам я,

Где живет моя семья,

(и другие жители)

Строили – строители!

                   И. Ильх

 

3.Рефлексия    (Презентация. Слайд 12)

Воспитатель: - Смогли мы помочь Незнайке?

Дети: - Да, мы рассказали Незнайке о профессиях.

Воспитатель: - Теперь Незнайка смог выбрать профессию, он будет крановщиком. А кто-нибудь из вас хочет стать строителем?

Дети: - Да. (Дети называют строительные профессии).

Воспитатель: - Что нового вы сегодня узнали? (Ответы детей) Где вам пригодятся новые знания?

Дети: - Во время игры; в школе; когда будем выбирать, где работать; можно друзьям рассказать, родителям, брату или сестре.

Воспитатель: - Кто сегодня испытывал затруднения и в чём? Кому было легко? Ответы детей

Незнайка благодарит всех за помощь и прощается с нами.

 

Использованная литература и интернет-источники

1.Вострухина Т. Н., Кондрыкская Л. А. Знакомим с окружающим миром детей 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2018.

2. Никитина А. В. Занятия с детьми 6-7 лет по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. . – СПб.: КАРО, 2012.

3. zanimatika.narod.ru/Narabotki14_stroiteli_stihi.htm

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "профессию выбираю в детском саду" Профессия-фермер.

Фермер сегодня - это не только тот, кто выращивает овощи и фрукты или занимается животными, это полноценный бизнесмен! То есть мы говорим об уникальной, профессии, в рамках которой уживаются эколог, э...

Конспект НОД "Волшебница зима" с применением методологии ТРИЗ в подготовительной группе

Конспект НОД "Волшебница зима" с применением технологии ТРИЗ в подготовительной группе...

Фотопроект"Мой ребенок в будущей профессии" глазами родителей, в рамках проекта "Профессию выбираю с детства"

Всем родителям хочется обеспечить благополучное будущее своим детям. Семья- это то пространство, где формируется отношение ребнка к работе и к своему будущему выбору профессии. Уже в самом раннем детс...

Конспект образовательной ситуации по познавательно-речевому развитию старших дошкольников на тему: "Играем, мечтаем - профессию выбираем"

Материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми 6-7 лет. Цель-ранняя профориентация дошкольников. Форма проведения -  игра-экскурсия в "мир профессий" с выполнением заданий в м...

Интегрированное занятие с применением методологии ТРИЗ "Мастерская Василисы Премудрой" для детей старшего дошкольного возраста.

Интегрированное занятие с применением методологии ТРИЗ "Мастерская Василисы Премудрой" для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия в старшей группе по музыке" Мы выбираем профессии"

Конспект занятия в старшей группе по музыке" Мы выбираем профессии"...