Конспект образовательной ситуации по познавательно-речевому развитию старших дошкольников на тему: "Играем, мечтаем - профессию выбираем"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Лазаричева Татьяна Викторовна

Материал будет полезен воспитателям, работающим с детьми 6-7 лет. Цель-ранняя профориентация дошкольников. Форма проведения -  игра-экскурсия в "мир профессий" с выполнением заданий в микрогруппах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_o_professiyah.docx21.46 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

образовательной ситуации

по познавательно-речевому развитию детей 6-7 лет на тему:

«Играем, мечтаем – профессию выбираем»

                                                  (ранняя профориентация дошкольников)

Форма-проведения: игра-экскурсия

Задачи:

образовательные: формирование представлений о профессиональной деятельности, о трудовых действиях и результатах труда представителей различных профессий; расширение кругозора и знаний детей о малоизвестных им профессиях модельера и художника;

развивающие: развитие внимания, памяти, мышления, речевых навыков; обогащение словарного запаса, формирование навыков словообразования, подбор определений, глаголов, слов-противоположностей. Развитие умения самостоятельно  выбирать деятельность в «мире профессий»;

воспитательные: воспитание интереса к труду взрослых, желания приносить пользу людям, умения высказываться, не перебивая друг друга, работать в микрогруппах.

Предварительная работа: беседы о профессиях, просмотр презентаций, рассматривание альбомов, картинок и фотографий по теме, экскурсии на пищеблок, в прачечную, логопункт, медицинский кабинет.

Оборудование: мультимедийное оборудование, видеоролик о людях разных профессий, предметные картинки с изображением инструментов, колокольчик, ширмы (1 большая, и 3 среднего размера), предметы для оборудования рабочих мест парикмахера, врача, художника и модельера, столы детские (4 шт.), стулья детские по 3шт. в каждой профессиональной зоне, колонка, пакет с морковью, материалы для выполнения творческих и практических заданий детьми.

Вводная часть

Воспитатель с помощью колокольчика подзывает детей к себе.

Воспитатель: Ребята, весёлый колокольчик всегда сообщает нам что-то интересное. Оказывается, к нам в группу рано утром приходил курьер. Курьер – это человек, который доставляет по адресу важные документы или какие-то ценные вещи небольшого размера. Видите, он оставил нам приглашения на экскурсию!

(воспитатель раздаёт детям приглашения (предметные картинки с изображением инструментов).

Воспитатель: Чтобы попасть на экскурсию расскажите, что можно делать с помощью инструментов, изображённых на ваших картинках?

Дети называют слова-действия (иглой-шьют, молотком –забивают, ножницами-стригут, граблями –рыхлят и т.д.

Воспитатель: Да, этими инструментами выполняются действия. С их помощью можно трудиться, работать, совершать что-то полезное.

Основная часть

(звучит музыка и на большом экране включается видеоролик, в котором показана работа людей тех профессий, о которых воспитатель рассказывает в сопровождающем ролик стихотворении).

Кто-то режет (портниха ткани),

Кто-то пилит (столяр),

Варит, жарит (повар) и стрежёт (парикмахер),

Кто-то чинит (часовщик часы) и летает (лётчик),

Лечит (врач), учит (учитель), стережёт (охранник).

Каждый в жизни выбирает труд и дело по душе,

Сделаем и мы сегодня

Первый шаг в своей судьбе.

Ребята, любой профессии нужно обучаться. У нас есть пригласительные билеты. Мы открываем двери в интересный мир профессий (открывается ширма) и идём туда на экскурсию.

Дети проходят под музыкальное сопровождение.

(пространство группы разделено с помощью ширм на небольшие зоны, каждая из которых оборудована под рабочее место парикмахера, врача, художника, учителя, модельера. Для демонстрации действий приглашаются дети из другой подготовительной группы или бывшие выпускники детского сада, девочки и мальчики начального звена школы).

Воспитатель: Ребята, как интересно, мы можем понаблюдать за работой людей сразу нескольких профессий. Давайте посмотрим, чем они занимаются.

(звучит негромкая музыка, дети свободно перемещаются по группе, осматривают все зоны, делятся впечатлениями друг с другом и с воспитателем)

Воспитатель: Ребята, я вижу, что вам очень интересно в «мире профессий». И мне очень интересно. Предлагаю внимательно рассмотреть каждое рабочее место, согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда подойдите к парикмахерской. Давайте поздороваемся с мастером. Скажите, как называется профессия этого человека?

Дети: Парикмахер.

Воспитатель: посмотрите,  что он сейчас делает, какие действия выполняет с волосами?

Предполагаемые ответы детей: расчёсывает, закалывает.

Воспитатель: А что ещё парикмахер может делать с волосами?

Предполагаемые ответы детей: стричь, завивать, мыть.

Воспитатель: Давайте спросим у парикмахера всё ли мы перечислили?

Парикмахер (девочка школьница): Вы всё правильно назвали, но ещё я волосы укладываю и окрашиваю по желанию клиентов. А вы знаете какие инструменты и оборудование мне нужны для работы?

Ответы детей: ножницы, машинка для стрижки волос, бигуди, расчёски, фен, шпильки, заколки.

Парикмахер: Молодцы, знаете. А что нужно для мытья волос, укладки, окрашивания?

Ответы детей: шампуни, маски, лаки и разные краски для волос.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, посмотрите, как старается парикмахер и как красиво у него получилось! Результат труда радует!

 (демонстрируется простая причёска из длинных волос, оформленная красивыми заколками).

Результат труда парикмахера – это?

Дети: прическа, а ещё стрижка.

Парикмахер: Правильно, а чтобы сделать стрижку или прическу, нужно знать какие бывают волосы (детям предлагается игра «Наоборот»)

Длинные - …… короткие,

Кудрявые - ……гладкие,

Светлые - ………тёмные,

Густые -  ………..редкие.

Молодцы, ребята, приглашаю желающих учиться моему делу.

Воспитатель: Спасибо, придём.

А мы идём дальше и попадаем в чью мастерскую?

Дети: мастерскую художника (дети здороваются).

Воспитатель: Давайте внимательно посмотрим, какие предметы его окружают?

Ответы детей: мольберт, кисти, бумага, картины, палитра, краски, рамки.

Воспитатель, обращаясь к художнику: Скажите, пожалуйста, а какие картины Вы пишете?

Художник: На моих картинах отображена природа родного края в разное время года. Кто знает, как называются такие картины?

Ответы детей: пейзажи.

Художник: Да, я художник-пейзажист. Художник, который пишет пейзажи.

Дети повторяют: пейзажист.

Воспитатель: Ребята, а художника, который рисует иллюстрации (картинки) к книгам как называют? Художник - ….?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: художник-иллюстратор.

Дети повторяют.

Ребята, чтобы появилась картина, что делает художник?

Предполагаемые ответы детей: наблюдает, думает, рисует карандашом и красками.

Воспитатель: Правильно, а ещё путешествует, рассматривает, подбирает краски на палитре.

А что является результатом его труда?

Дети: картины.

Воспитатель: Да, картины, а у художника – иллюстратора?

Дети: картинки к книгам.

Художник: Молодцы. В моей мастерской есть свободные места. Кто желает, заходите потом ко мне – будем учиться красоту создавать!

Воспитатель: Спасибо за приглашение, а мы немного отдохнём.

(проводится динамическая пауза)

У мольберта мы стояли

И немножечко устали,

На носочки все вставайте

Кверху руки поднимайте.

Руки резко опускаем,

Пальцы, кисти расслабляем.

Приседаем, приседаем,

И руками помогаем.

Повернёмся влево-вправо,

Отдохнули? Вот и славно!

А мы идём дальше и попадаем в чей кабинет?

Дети: кабинет врача.

Воспитатель: А как вы догадались?

Предполагаемые ответы детей: здесь много медицинских предметов и сам человек в белом халате и шапочке смотрит горло другого человека.

Воспитатель: Да, это врач. У него много медицинского оборудования, необходимого ему в работе. А какие действия он выполняет?

Предполагаемые ответы детей: проверяет как дышит человек, смотрит горло, измеряет температуру, проверяет глаза (зрение), лечит, даёт лекарства, бинтует руку или ногу (в качестве подсказки на стенах «кабинета» прикреплены картинки с изображением разной работы врачей).

Воспитатель: правильно, а какими медицинскими инструментами и оборудованием врач пользуется?

Предполагаемые ответы детей: слушалка (фонендоскоп), шприц, градусник, бинты, ножницы, зелёнка.

Воспитатель: Да, а ещё маски. Сейчас в больницах строго следят за тем, чтобы все люди их одевали.

Врач: Ребята, а вы знаете, что выписывает врач для укрепления здоровья детей?

Дети: витамины.

Врач: Ребята, витамины можно купить в аптеке, но ещё их много в овощах, фруктах и ягодах. Вы об этом хорошо знаете. Поэтому забирайте с собой в детский сад пакет с морковью. В моркови много витамина А, который укрепит ваше зрение. А желающих учиться моему делу жду в кабинете!

Воспитатель: Спасибо, доктор. А мы идём дальше. Посмотрите внимательно, чем занимается человек в этой мастерской?

Предполагаемые ответы детей.

Воспитатель: Это очень интересная профессия. Благодаря этим людям в магазинах много разнообразной одежды. Её придумывают модельеры. Понаблюдайте за работой модельера и скажите, что он должен уметь делать?

Дети (с помощью воспитателя): красиво рисовать, фантазировать, придумывать разную одежду для детей и взрослых.

Воспитатель: А ещё он должен разбираться в разных видах тканей, меха, ниток и кожи. А что нужно модельеру для работы?

Дети: карандаш, бумага, ткани и другие материалы для оформления одежды.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите на стены в его мастерской, что вы видите?

Дети: рисунки одежды.

Воспитатель: Да, это результат работы модельера – новые модели одежды.

Ребята, как интересно в «мире профессий»! Обратите внимание на то, что для занятий профессиональной деятельностью людям почти всегда требуется спецодежда. Какую специальную одежду вы видите?

Ответы детей: фартуки, накидка, белый халат и шапочка.

А теперь мы можем даже попробовать свои силы, поучиться одной из профессий. Выбирайте, чем будете заниматься.

(Дети делают свой выбор профессии, распределяются по зонам, а школьники, выступающие в роли парикмахера, врача, художника, модельера предлагают им несложные задания).

Парикмахер: игровое упражнение «Подбери причёску»,

Художник: творческое задание «Раскрась вазу яркими красками»,

Врач: практическое задание «Забинтуй рану»,

Модельер: игровое упражнение «Подбери праздничную одежду девочке (мальчику)».

Негромко звучит музыка, соответствующая теме. Воспитатель подходит к каждой микрогруппе, и хвалит ребят за старание при выполнении заданий.

По окончании отведённого на работу в микрогруппах времени, педагог обращает внимание детей на звучание колокольчика, который зовёт ребят вернуться в детский сад. Ребята с воспитателем благодарят «парикмахера», «врача», «художника», «модельера», прощаются с ними и покидают «мир профессий», открывая двери ширмы.

Заключительная часть (рефлексия)

Воспитатель: Вот мы и в детском саду. Мне было интересно на экскурсии, а вам?

Ответы детей.

Воспитатель: Работу людей каких профессий мы видели? Чему они вас учили? Понравилось выполнять их задания?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной ситуации по познавательно – речевому развитию «Вместе дружная семья».

Конспект образовательной ситуации по познавательно – речевому развитию «Вместе дружная семья».Интеграция образовательных новостей с учётом ФГТ: социализация, коммуникация, чтение художественной литера...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст /с использованием здоровьесберегающих технологий/

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому  развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст/с использованием здоровье...

Конспект образовательной ситуации в области познавательного развития старшая группа

Конспект образовательной ситуации в области познавательного развития в  старшей  группе направлен на ознакомление с миром природы, через использование технологий моделирования...

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников. «Расцвел подснежник».

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию старших дошкольников  «Расцвел подснежник». Цель: Познакомить детей с техникой нетрадиционного рисования ...

Конспект образовательной деятельности для детей среднего и старшего дошкольного возраста Тема: «Игра - викторина «О братьях наших меньших»

Форма организации:  игра - викторинаЦель:   расширять знания детей о жизни и содержании домашних и диких животных Самарского края;Задачи:образовательные: обобщать и углубить знания детей о ж...


 

Комментарии

Понарошкин Мир ® Горшкова  Татьяна Евгеньевна

Ребята с воспитателем понарошку погружаются в мир «парикмахера», «врача», «художника», «модельера», в «мир профессий»- представляют себя ими понарошку, а думают по-настоящему_Здорово!