Методическая разработка-проект "Зимующие птицы"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Марина Николаевна Порошина

Цель проекта познакомить детей с зимующими птицами, их образом жизни в зимнее время, расширять представления детей о зимующих птицах родного края их повадках, создать условия для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Зимующие птицы»

Информационная карта проекта.

Наименование проекта

«Зимующие птицы»

Вид проекта

Краткосрочный

Основание для разработки проекта

-закон РФ «Об образовании»;

-«Конвенция о правах ребёнка»;

-ООПДО МБОУ «Д\с№19»

Цель проекта

-познакомить детей с зимующими птицами, их образом жизни в зимнее время.

-создать условия для посильной помощи нашим пернатым друзьям, разместить «птичью столовую» на территории ДОУ.

Задачи проекта

-обогащать предметную среду стимулирующим и активизирующим дидактическим материалом.

-совершенствовать экологическую среду ДОУ (Создание птичьего городка);

-расширять представления детей о зимующих птицах родного края; повадках   птиц; о видах кормушек, способах их изготовление из разного материала и т.д.

-вовлекать родителей в образовательную деятельность ДОУ, укреплять заинтересованность в сотрудничестве с детским садом;

Сроки реализации проекта

01 февраля – 28 февраля 2018 года (4 недели)

Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный:

- анализ предметной среды группы;

- беседа с детьми и родителями;

- формулирование целей и задач проекта;

- подбор и изучение литературы по теме проекта.

II этап - основной этап:

- создание в группе условий для реализации проекта;

- деятельность в соответствии с планом проекта.

III этап - итоговый этап:

- конкурс: викторина «Знатоки птиц»

- викторина с участием родителей: «Птичий базар»

- организация фотоотчёта (совместная работа детей и родителей).

Участники проекта

Дети, родители, воспитатели ДОУ.

Место реализации проекта

г. Коркино, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №19»

Разработчик проекта

Порошина М.Н.

Ожидаемые результаты

Повысится познавательная  активность детей, расширятся   их знания о зимующих птицах. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из разных источников. Систематизировать полученные знания и применять их в различных видах деятельности.

Актуальность данной работы.

Птицы – едва ли не самые интересные объекты для наблюдения в природе. Звери редко попадаются на глаза, а птицы то и дело оказываются у нас на виду. Мы так привыкли к ним, что зачастую не замечаем: они живут рядом с нами и порой нуждаются в нашей помощи и защите. Наблюдения за жизнью птиц может подарить человеку незабываемые ощущения.

На территории нашего детского сада, можно встретить таких птиц как: воробьи,  вороны, голуби, а в зимней период  ещё и снегирей, синичек, свиристелей.

Для чего же нужны птицы? Какую пользу они несут?

В первую очередь неоценима роль птиц в природы – это главные санитары. Именно птицы уничтожают опасных вредителей – различные виды насекомых.

Даже если не брать во внимание ту колоссальную пользу, которую приносят птицы, разве не замечательно, что они просто живут рядом с нами, удивляя нас, заставляя задумываться, переживать, радоваться. Может быть, именно поэтому мы называем птиц своими друзьями!

К сожалению, чем ближе зима, тем сложнее птицам добывать себе корм. Но летом огромное количество птиц лечат лес и уничтожают вредителей, именно поэтому мы должны поддержать их зимой, помочь дожить до лета.

Голодная птица сильно страдает от холода. Поэтому мы должны помогать своим маленьким, слабым пернатым друзьям. Им много не надо. Кто даст зернышек, сальца, кто – хлебных крошек.

Ребята нашего детского сада постарались не остаться в стороне, и решили помочь птицам, став активными участниками акции «Подкормите птиц».

 Гуляя на прогулках с детьми и наблюдая  за птицами, мы выяснили, что  птицы собираются в стаи и, совершая небольшие перелеты, улетают на юг. Но есть и такие птицы, которые не собираются улетать. Этот факт очень заинтересовал ребят. Но подойти ближе, чтобы рассмотреть птиц, они не смогли. Пернатые, услышав посторонние звуки, улетали прочь.

Судьба этих птиц вызвала бурное обсуждение у детей, искреннее сострадание. У них возникли тысячи вопросов: Как птицы переживут зиму? Чем они питаются? Где добудут себе корм? Как изготовить кормушки? Как их лучше расположить и где? Сможем ли за ними наблюдать, во время кормления, не пугая их?

Таким образом, перед детьми встала проблема:

Что дети могут сделать, чтобы помочь зимующим птицам?

Цель данного проекта:

-познакомить детей с зимующими птицами, их образом жизни в зимнее время.

-создать условия для посильной помощи нашим пернатым друзьям, разместить «птичью столовую» на территории ДОУ.

-обогащать предметную среду стимулирующим и активизирующим дидактическим материалом.

-совершенствовать экологическую среду ДОУ (Создание птичьего городка).

-обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта «Зимующие птицы».

Задачи проекта:

Воспитанники

Образовательные:

  • расширять представления детей о зимующих птицах родного края;
  • обобщать знания воспитанников, полученные при наблюдении за повадками птиц;
  • расширять представление воспитанников и родителей о видах кормушек, способах их изготовление из разного материала.

Развивающие:

  • формировать у детей умения и навыки по уходу за птицами в зимний период (правильно их подкармливать);
  • формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково - познавательной деятельности.
  • развивать исследовательскую деятельность дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;

Воспитательные:

  • способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами;
  • воспитывать гуманное, заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях;
  • осваивать с детьми трудовые навыки и умения по уходу за живыми объектами;

Родители:

  • вовлекать родителей в образовательную деятельность ДОУ, укреплять заинтересованность в сотрудничестве с детским садом;
  • заинтересовывать родителей природоохранной деятельностью, разъяснять необходимость воспитания у детей бережного отношения к птицам.

Сроки и этапы реализации проекта:

I этап – начальный (констатирую-щий)

01-09 февраля 2018г.

Начальный этап предполагал обнаружение проблемы, анализ теоретической и методической литературы, изучение передового опыта, подбор диагностического инструментария для проведения исследований в рамках проекта, создание творческой группы, составление плана работы над проектом, создание команды детей: «Птичий десант».

Конспекты НОД; консультации, беседы, наглядный иллюстрированный материал, дидактические игры, наблюдения, прослушивание аудиозаписи.

II этап – основной (формирующий)

12-22

февраля 2018г.

На формирующем этапе была проведена апробация методов и приемов, способствующих повышению уровня сформированности у дошкольников представлений о зимующих птицах родного края, умений и навыков по уходу за птицами в зимний период, навыков и наблюдений в процессе поисково - познавательной деятельности,

освоение трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами.

Открытые мероприятия; наполнение дидактическими играми предметно - развивающей среды, чтение художественной литературы, опыты, исследования, продуктивная деятельность.

 III этап –  

 заключительный   

 (контрольный)

26-28 февраля 2018г.

Обрабатывались и обобщались полученные данные, формулировались выводы, подводились итоги исследования.

Итоговые мероприятия с участием родителей, обобщение результатов работы, фотоотчёт для родителей.

Самоанализ.

Ожидаемые результаты:

Работа с детьми.

1.Повысить познавательную активность детей: углубить знания о зимующих птицах.

2.Способствовать развитию мышления, памяти, речи, кругозора детей, интереса к окружающему миру, воспитанию любви, уважение к природе.

3.Разработать перспективный  план  по ознакомлению  детей старшего дошкольного возраста с зимующими птицами.

4.Подобрать конспекты и сценарии НОД по образовательному проекту «Зимующие птицы»

5.Организовать  развивающую среду в группе по проекту «Зимующие птицы»

Работа с родителями.

1. Привлечь родителей к оформлению ППРС группы в рамках проекта «Зимующие птицы»– повысить творческую активность участия в проекте.

2. Беседы с родителями на тему: «Воспитание экологической культуры у детей», «Из чего сделать кормушки?»

3. Проведение акций: «Кормушка»,  «С каждого по зёрнышку»,  «Покормите птиц зимой».

4. Проведение совместных мероприятий: познавательная викторина для детей и родителей «Знатоки птиц»,  «Птичий базар», открытое интегрированное занятие по конструированию: «Летательные аппараты».

5. Консультация для родителей        

6. Памятки для родителей.

Таким   образом,   взаимодействие   с   родителями   приведёт   к повышению  уровня знаний детей о зимующих птицах (особенности внешнего вида, место обитания, пища).

Реализация проекта.


Развитие речи и чтение художественной литературы:

  • Беседа: «Зимующие птицы»
  • Детская  энциклопедия: «Как появились птицы?»
  • Рассказы, стихи, сказки:
  • Владимир Зотов - «Лесная мозаика».
  • Николай Сладков - «Бюро лесных услуг», «Дятел», «Вежливая галка», «Синичка необыкновенная», «Приёмыши»
  • Виталий Бианки «Синичкин календарь», «Красная горка», «Хитрый Лис и умная Уточка», «Сумасшедшая птица», «Холодно в лесу, голодно»
  • Николай Носов - «Когда мы смеёмся»
  • Георгий Скребицкий - «Появились синички»
  • Сергей Михалков - «Птичья столовая»
  • Александр Яшин-«Покормите птиц зимой» и др.

Профессии, связанные с данной темой:

Орнитолог, биолог, эколог.

Моделирование из конструктора «Лего»

Рассказ детей о профессиях

Работа с родителями

  • Акция: «Кормушка»
  • Акция: «С каждого по зёрнышку»
  • Акция: «Покормите птиц зимой»
  • Открытое интегрированное занятие по конструированию: «Летательные аппараты»
  • Викторина для детей и родителей: «Птичий базар»
  • Консультации для родителей: «Зимующие птицы», «Из чего сделать кормушки?», «Воспитание экологической культуры у детей»
  • Познавательная викторина для детей и родителей «Знатоки птиц»

Игры

  • Игра-драматизация: «Ворона и лисица»
  • Дидактические игры: лото: «Птицы», «Четвёртый лишний», «Сдуй птичку», «Составь слово», «Испорченные слова»,  пазлы: «Зимующие птицы», «Выложи птиц из фасоли»
  • Сюжетно-ролевая игра: «Бюро лесных услуг»
  • Подвижные игры: «Сова», «Совушка-сова», «Воробышки»и т.д.
  • Пальчиковые игры: «Птичья кормушка», «Я зимой кормлю всех птиц» и т.д.
  • Музыкально - дидактическая   игра: «Воробышек»

Реализация проекта

«Зимующие птицы»

Продуктивная деятельность:

  • Рисование зимующих птиц
  • Изготовление поделки из картона и ниток: «Весёлые вороны»
  • Изготовление оригами: «Голубь», «Воробей»,
  • Аппликация из листьев: «Птицы»
  • Лепка: «Сова»
    Конструирование птиц с опорой на схемы
  • Раскрашивание раскрасок: «Зимующие птицы»
  • Изготовление «Торта» из снега для птиц

Опытническо-исследовательская деятельность:

  • Наблюдения за птицами на участке во время прогулки
  • Наблюдение за птицами в лесу (на лыжной базе)
  • Выяснение опытным путём предпочтение птиц при кормлении
  • Исследование корма для птиц(чем кормят птиц)
  • Опыты с перьями: «Как устроены перья у птиц», «Как с гуся вода»
  • Решение проблемной ситуации: «Почему человек не летает?», «Почему ящерицы дальние родственники птиц?»

Региональный компонент:

  • Рассматривание альбома: «Зимующие птицы средней полосы России»
  • Прослушивание аудиозаписи: «Голоса птиц» наших лесов:

Снегирь - https://goo.gl/yu1uNL

Синица - https://goo.gl/juM3ie

Дятел – https://goo.gl/b47cwC

Свиристель - https://goo.gl/tGHYiQ

Ворона - https://goo.gl/ALiHw1

Нравственное воспитание и ОБЖ:

  • Выпуск газеты: «Правила поведения в природе»
  • «Красная книга» для птиц - руками детей

Пополнение предметно-пространственной среды группы:

Изготовление макета: «Птицы на кормушке».

Картотеки: «Пальчиковые игры: «Зимующие птицы», «Наблюдения за птицами», «Подвижные игры»

Атрибуты к сюжетно-ролевой игре: «Бюро лесных услуг»

Предметные картинки, альбомы, числовые карточки, алгоритмы, схемы, маски, элементы костюмов, бросовый материал, книги,  дидактические игры и упражнения.

Перспективное планирование на февраль

Чт.01.02.18

Изготовление макета кормушки

Пт. 02.02.18

Д/и. «Накорми птиц»

Пн.05.02.18

Беседа с детьми: «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать»

Консультация для родителей «Из чего делать кормушки?»

Вт.06.02.18

Слушаем голоса птиц

П/и. «Совушка-сова»

Чтение пословиц о птицах

Загадывание загадок о птицах

Ср.07.02. 18

Д/и. «Четвёртый лишний», «Зимующие птицы»

Изготовление поделки «Весёлые вороны»

Наблюдение за вороной

Чт.08.02. 18

Опытническая работа: «Как устроены перья у птиц?»

Наблюдение за синицей

Пт.09.02.18

Занятие по конструированию: «Летательные аппараты»

Наблюдение за сорокой

Пн.12.02. 18

Составление рассказа о зимующих птицах по алгоритму

Консультация для родителей «Воспитание экологической культуры у детей»

Вт.13.02. 18

Разучивание муз.-дид.игры

«Воробышек»

П/и «Воробышки»

Рассказ детей о профессиях: орнитолог, эколог, биолог

Наблюдение за воробьём

Ср.14.02. 18

Игра-драматизация по басне И.Крылова «Ворона и лисица»

Аппликация из листьев: «Птицы»

Чт.15.02. 18

Разучивание стихотворения «Снегири» по алгоритму

Сравнение снегиря и синицы

П/и «Сова»

Пт.16.02. 18

Акция «Кормушка»

Д/и «Составь слова», «Сдуй птичку»

Конструирование птиц с опорой на схемы

19.02. 18

Рисуем синицу, снегиря

Д/и пазлы «Зимующие птицы»

Консультация для родителей «Зимующие птицы»

Вт.20.02. 18

Акция «Корм для птиц»

Исследовательская деятельность «Какой корм любят птицы?»

Наблюдение за голубями

Ср.21.02. 18

Чтение худ.литературы о зимующих птицах

«Красная книга»-руками детей

Чт.22.02. 18

Игры на развитие мелкой моторики «Выложи из фасоли, «Забавная мозаика»

Изготовление оригами: «Голубь», «Воробей»

Пн.26.02. 18

Викторина для детей и родителей «Птичий базар»

Лепка «Сова»

Чтение худ.литературы о зимующих птицах

Вт.27.02. 18

Конкурс- викторина: «Знатоки птиц»

Пальчиковые игры

Сюжетно-ролевая игра: «Бюро лесных услуг»

Ср.28.02. 18

Рассматривание альбома

«Птицы средней полосы России»

Изготовление газеты «Правила поведения в природе»

Фотоотчёт для родителей.


Презентация проекта.

  1. Реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями.
  2. Обобщение и распространение опыта работы.
  3. Презентация проекта в ДОУ. (приложение №1).

Результаты проектной деятельности

  • Систематические наблюдения, беседы, рефлексивная оценка родителей показали, что у детей после проводимой работы стало преобладать эмоционально - положительное отношение к объектам природы.
  • Работа над проектом способствовала развитию мышления, памяти, речи, кругозора детей, интереса к окружающему миру, воспитанию любви, уважение к природе.

Вывод: взаимодействие и связь всех участников проекта: педагогов, детей и родителей, объединенных одной проблемой, позволяет добиться высоких результатов.

  • У детей появился интерес к представителям животного мира (зимующим птицам).
  • У детей появилось желание общаться с природой и отражают свои впечатления через различные виды деятельности.
  • Дети усвоили нормы и правила взаимодействия с окружающим миром.
  • Дети научились бережно и заботливо относиться к птицам.
  • Дети научились сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно - следственные связи, делать обобщение.
  • У дошкольников значительно расширился словарный запас.
  • Научились составлять рассказы, используя распространённые предложения.
  • Научились делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.

Подобран наглядно-иллюстрированный материал, дидактические игры, конспекты и сценарии НОД, консультаций, бесед и другого дидактического материала и оборудования.


Центр дидактических игр, игр с правилами:

  • Д/у: «Зоркий глаз», «Какая птичка улетела из домика?»
  • Альбом «Зимующие птицы»
  • Лото «Птицы»
  • Д/и «Четвёртый лишний»

Центр природы и наблюдений:

  • Альбом «Зимующие птицы. Кто что ест», «Птицы наших лесов»
  • Предметные картинки
  • Макет кормушки
  • Памятки: «Чем питаются птицы», «Строение птиц»
  • Д/у «Накорми птиц», «Найди, чьё гнездо»
  • Картотека наблюдений за птицами

Центр речевого развития:

  • Д/и «Сдуй птицу», «Составь слова», «Зимующие птицы», «Испорченные слова»
  • Д/у «Какой голос подают птицы?», «Лабиринт», «Чей клюв?»
  • Алгоритм стихотворения «Снегири»
  • Алгоритм для составления рассказов о птицах
  • Предметные картинки зимующих птиц
  • Альбом по развитию связной речи
  • Картотека пальчиковых игр

Центр физической культуры:

  • Картотека подвижных игр: «Зимующие птицы»
  • Маски зимующих птиц для игр.

Центры самостоятельной практической деятельности детей

Центр занимательной математики:

  • Числовые карточки «Зимующие птицы»
  • Альбом «Реши задачи»

Центр нравственно - патриотического воспитания:

  • Газета: «Правила поведения в природе»,
  • «Красная книга», созданная руками детей.

Центры ИЗО и ручного труда:

  • Альбом «Алгоритмы рисования зимующих птиц»,
  • Изготовление птиц способом «Оригами»,
  • Алгоритмы аппликации и лепки зимующих птиц,
  • Алгоритмы изготовления поделок из природного и бросового материалов по теме «Зимующие птицы»,
  • Природный и бросовый материал для реализации замысла детей.

Центр экспериментирования

  • Схема строения пера птиц: перо маховое и пуховое
  • Корм для птиц (ягоды, семечки, овёс, просо, пшено, сухие крошки хлеба)

Центр мелкой моторики:

  • Мелкий конструктор «Лего»
  • Пазлы: «Зимующие птицы»
  • Д/и «Выложи  из фасоли», «Забавная мозаика», «Весёлые прищепки», «Сухой бассейн из желудей»
  • Мозаика «Цветочек», «Цепочка»

Центр строительно-конструктивных игр:

  • Схемы постройки птиц из конструктора,
  • Конструктор «Лего» крупный,
  • Конструктор деревянный двух размеров
  • Конструктор пластиковый

Центр театральных  и сюжетно-ролевых игр, литературно-художественный центр:

  • Произведения русских писателей о природе,
  • Альбомы о Н.Носове, В.Бианки
  • Атрибуты для театрализации басни И.Крылова «Ворона и лисица», маски птиц,
  • Сюжетно-ролевая игра: «Бюро лесных услуг»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "День птиц"

1 апреля каждый год мы с детьми отмечаем "День птиц". Слушаем музыку зимнего и весеннего леса, сравниваем её. Учим стихи, песни о перелётных птицах. В этом году  мы разучили игру "лесной оркестр"...

Методическая разработка "Покормите птиц зимой!"

Сценарий открытого совместного со школьниками мероприятия в рамках Недели Добрых Дел. Участники - кадетская группа детского сада  и ВПК "Русич" МАОУ СОШ....

Учебно-методическое пособие"ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Бывают птицы разными:Одни боятся вьюгИ улетают на зимуНа добрый, тёплый юг.Другие – те народ иной:В мороз над лесом кружат,Для них разлука с родинойСтрашнее лютой стужи.К их пёрышкам взъерошеннымНе пр...

Учебно - методическое пособие "ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ"

Еще в глубокой древности люди обратили внимание на ежегодные перелеты птиц. Это явление в жизни природы действительно замечательно. С наступлением осенних холодов многие из птиц, живших летом в н...

Методическая разработка: "Зимующие птицы"

Уточнить представления детей о жизни зимующих птиц. Воспитывать заботливое отношение к птицам....

Методическая разработка «Зимующие птицы».Конспект непосредственно образовательной деятельности: познавательное развитие для детей средней группы № 2

Конспект непосредственно образовательной деятельности проводился в январе на тематической недели,посвященной перелетным птицам. Группа детей среднего возраста 4-5 лет.Все дети активно учавствовали в б...

Методическая копилка тема: "Птицы"

способствовать у детей умения составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения;  развитию сравнения по признакам, закрепленным в модели, умению испо...