Главные вкладки

    Проект социально – значимой деятельности на тему: «Игровая деятельность детей раннего дошкольного возраста»
    презентация урока для интерактивной доски по окружающему миру (младшая группа) на тему

        Ранний возраст является самым благоприятным для развития ребёнка,  как личность человека. Уникальность раннего возраста определяется в формировании доверительных и продуктивных контактов ребёнка с миром взрослым во время игры  Актуальность данного проекта нашла свое отражение в том, что без игры не может быть полноценного умственного развития. Общеизвестно, что в дошкольном возрасте игра – основной вид деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Именно в игровой деятельности особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили: девочкам ближе тихие игры на семейно-бытовые темы, истинно «мужские игры» мальчиков – шумные, наполненные движением. Важно учитывать эти особенности при организации предметно-развивающей среды группы. Девочкам достаточно маленького уголка, так как они, раскладывая перед собой свои «богатства» - кукол, посуду, тряпочки, играют в ограниченном пространстве. Мальчикам необходимо более обширное пространство, как правило, неограниченное и незамкнутое, так они бегают, бросают предметы в цель, собирают и разбирают игрушки и т.д. и используют при этом все предоставленное им пространство. Игра воспроизводит стабильное и инновационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры – в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает основу развития ребенка. Инновационное же идет от установки игры, которая способствует тому, чтобы ребенок верил или не верил во все, что происходит в сюжете игры. А.Н.Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра – сфера их социального творчества, общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективе сверстников, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию. Для того чтобы игра стала эффективным средством  воспитания, необходимо совместно со взрослыми и самостоятельно включаться в игру. Игровая деятельность ребёнка , по средством которой он органично развивается, познаёт огромный пласт человеческой культуры взаимоотношений, помогает решать образовательные задачи. Поэтому все «уроки» воспитания для детей раннего возраста должны проходить в игре

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл proekt_dimitrieva_1b.docx30.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ «Детский сад №122 «Солнечный лучик»

    общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности

    по познавательно-речевому развитию детей г. Чебоксары

    Проект   социально – значимой деятельности на тему:

     «Игровая деятельность детей раннего дошкольного возраста»

             

                                                                          Автор проекта:

                                                                      Димитриева Татьяна Николаевна  

                                                                           воспитатель

    Чебоксары – 2018

    Проект   социально – значимой деятельности на тему:

    «Игровая деятельность детей раннего дошкольного возраста»

    ( 2 группа раннего возраста)

     1.Информационная карта проекта

    1. Полное название проекта: «Цветы жизни»
    2. Автор проекта:  Димитриева Т.Н, воспитатель 1 категории, 2 группа раннего возраста
    3. Город, представивший проект: город Чебоксары
    4. Название организации: МБДОУ «Детский сад №122 «Солнечный лучик» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности познавательно-речевому развитию детей г. Чебоксары

    1. Адрес  организации: 428900, г. Чебоксары, Чувашская Республика, ул. Ленинградская 16
    2. Вид, тип проекта: групповой, краткосрочный
    3. Образовательная  область: «Познание»
    4. Участники проекта:  дети, воспитатели
    5. Условия проекта:
    6. Педагогические: чтение стихов, дидактические  игры,  строительные игры, подвижные игры, пальчиковые игры, рассматривание  иллюстраций.

    Цель  и задачи проекта:

     Создать условия для обеспечения психологического благополучия детей раннего возраста путём использования игровых технологий и методов. Задача воспитания, обучения и развития ребёнка раннего возраста состоят в том, чтобы стимулировать активность каждого ребёнка, вызвать его желание действовать, играть.

    1.     Учить ребёнка устанавливать продуктивные контакты с окружающим миром, действуя со взрослым и самостоятельно;

    2.     Развивать у детей интерес к играм и игрушкам, игровые умения и навыки. Формы игрового взаимодействия со взрослым и самостоятельно;

    3.     Стимулировать психическое развитие ребёнка посредством игр с разными игрушками

    4.     Обеспечить профилактику проблем развития у детей, развитие их адаптационных возможностей

    2. Актуальность, новизна, практическая и социальная значимость проекта.

         

          Ранний возраст является самым благоприятным для развития ребёнка,  как личность человека. Уникальность раннего возраста определяется в формировании доверительных и продуктивных контактов ребёнка с миром взрослым во время игры  Актуальность данного проекта нашла свое отражение в том, что без игры не может быть полноценного умственного развития. Общеизвестно, что в дошкольном возрасте игра – основной вид деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Именно в игровой деятельности особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили: девочкам ближе тихие игры на семейно-бытовые темы, истинно «мужские игры» мальчиков – шумные, наполненные движением. Важно учитывать эти особенности при организации предметно-развивающей среды группы. Девочкам достаточно маленького уголка, так как они, раскладывая перед собой свои «богатства» - кукол, посуду, тряпочки, играют в ограниченном пространстве. Мальчикам необходимо более обширное пространство, как правило, неограниченное и незамкнутое, так они бегают, бросают предметы в цель, собирают и разбирают игрушки и т.д. и используют при этом все предоставленное им пространство. Игра воспроизводит стабильное и инновационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры – в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает основу развития ребенка. Инновационное же идет от установки игры, которая способствует тому, чтобы ребенок верил или не верил во все, что происходит в сюжете игры. А.Н.Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра – сфера их социального творчества, общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективе сверстников, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию. Для того чтобы игра стала эффективным средством  воспитания, необходимо совместно со взрослыми и самостоятельно включаться в игру. Игровая деятельность ребёнка , по средством которой он органично развивается, познаёт огромный пласт человеческой культуры взаимоотношений, помогает решать образовательные задачи. Поэтому все «уроки» воспитания для детей раннего возраста должны проходить в игре

    3. Соответствие проекта направлениям государственной политики в образовании, сформулированным в основополагающих документах.

    В соответствии с направлениями современных подходов к дошкольному образованию  воспитание – процесс, направленный на формирование качеств и свойств, определяющих необходимое обществу отношение ребёнка к игре. Воспитание рассматривается как комплексная психофизическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты. Специфика процесса социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжения и на других этапах развития ребенка. Организация игровой деятельности  должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого - либо из ее компонентов. Именно поэтому важен принцип интеграции задач образовательных областей, предложенных в современной педагогике.

    Очевидно, что работа педагога в данном направлении предусматривает разнообразие форм и методов воспитания и обучения детей, которые обеспечивают разностороннее личностное развитие:

    - здоровье и физическое развитие;

    - социально-личностное;

    - познавательно-речевое развитие;

    - художественно-эстетическое.

              Необходимо отметить, что, несмотря на изменение направлений государственной политики, игра продолжает занимать важное, если не сказать центральное, место в жизни ребёнка раннего возраста, являясь преобразующим видом его самостоятельной деятельности.

              В игре происходит:

    - развитие ребенка;

    - развиваются его действия в представлении;

    - происходит ориентация в отношениях между детьми;

    - уважительное отношение к окружающим;

    - коммуникативность, чувство собственного достоинства;

    - навыки самоорганизации и здорового образа жизни;

    - открытый внешнему миру доброжелательный и отзывчивый.

    4. Срок реализации проекта: будет реализован (сентябрь 2017-май 2018)

    5. План реализации.

             Сентябрь

    - составить тематический план работы по игровой деятельности  на учебный год;

    - подбор  методической литературы по теме;

            Октябрь

    - согласовать тему с методистом;

            Ноябрь

    - психолого-педагогические исследования по развитию игровой деятельности;

    - создание предметно-игровой среды в семье и детском саду;

            Декабрь

    - совместная игровая деятельность педагога и детей «Праздничное представление»;

           Январь

    - беседы на тему «Зимние сказки»;

     Февраль

    - народные хороводные игры, игры - забавы («Снег кружится, белая вся улица», «Зашагали ножки»)

           Март

    - проведение праздника «Мамин день»

          Апрель

    - организация  музыкальных и двигательных игр («Давай с тобой подружимся», «поссорились-помирились»);

     Май

    - проведение итогового занятия «Вместе весело играть»;

    6. Предполагаемые результаты.

         Ожидаемы в конце проекта конкретные результаты:

    . Дети должны знать:

    -названия образных игрушек, спортивных, театральных, музыкальных, дидактических, строительных игрушек;

    -особенности использования разных видов игрушек;

    -правила бережного отношения к игрушкам;

    -названия некоторых любимых игр.

    Дети должны уметь:

    -эмоционально откликаться на предложение взрослого поиграть, участвовать в совместных играх;

    -готовить игрушки и место для игры;

    -соблюдать несложные правила игрового взаимодействия( не спешить, ждать своей очереди, меняться игрушками);

    - играть рядом и вместе с другими детьми;

    -использовать в игре игрушки в соответствии их назначении;

    -подражать взрослому, действовать в игре по речевой инструкции взрослого

    -самостоятельно инициировать игру;

    -создать условия для игр.

    В игровую деятельность входят адаптационные игры, игры на сенсорное развитие, развитие предметно-манипулятивной деятельности, развитие речи, ознакомление с окружающим, физическое развитие, сюжетные игры, социальное развитие, игры-развлечения, музыкальные игры.

     

    7. Востребованность результатов реализации проекта:

    Востребованность этого проекта  научить детей играть со взрослыми, со сверстниками , бережно относиться к игрушкам, а также обеспечить профилактику развития адаптационного периода, благодаря играм у ребёнка развивается речь, память, мышление, воображение.

      8. Опыт работы по предложенному направлению.

          Анализ материалов из опыта работы «Игра, как средство развития творческих способностей дошкольников» выявил положительные тенденции работы в этом направлении с учетом подхода детей раннего возраста в игре: разработаны формы и методы организации различных видов игр, создаются условия для развития умственных и творческих способностей с учетом потребностей детей раннего возраста. Вместе с тем далеко не всегда осуществляется взаимодействие взрослого и ребенка на уровне сотворчества, содействия в игровой, конструктивной и познавательной деятельности. Это деятельность является эпизодическим и второстепенным компонентом жизни детей в учреждении. Встречаются трудности в подборе объектов для творческой деятельности, ограничена сфера воспитания дошкольников. Достаточно  полного представления о сущности воспитания нет как у воспитателей, так и у родителей,  воспитание игровой деятельности  детей раннего возраста еще не стало ведущим в образовательном процессе .

           Создавая этот проект, я сделала вывод, что, педагогическое взаимодействие детей раннего возраста развивается в процессе игры

      9. Возможность и перспективы широкого распространения наработанных материалов.

    - Анкетирование воспитателей в доме ребенка  для выявления их отношения к игровой деятельности в раннем возрасте.

    - Знакомство педагогов дома ребенка с особенностями организации игровой деятельности детей раннего возраста.

    - Для ознакомления педагогов по игровой деятельности детей раннего  возраста будет проведен семинар «Игровое развитие детей в раннем возрасте в детском саду».

          Цель: познакомить педагогов с особенностями развития детей раннего возраста в игровой деятельности, вызвать интерес у педагогов к планированию образовательного процесса в ДОУ.

          План проведения семинара:

    воспитание в детском саду.

    Мальчики и девочки.

    Роль игры в жизни детей раннего возраста.

    Игрушки для детей.

    С чего начать

    - Деловая игра «Педагогический комментарий»

       Цель: Актуализировать практический опыт педагогов и направить его на поиск методов и приемов воспитания и обучения детей раннего возраста.

    - Консультации для родителей «Наш малыш, какой он?» (Особенности психического развития детей раннего возраста), «Три года: трудный возраст?» (Основные характеристики кризиса трёх лет), «Все дети разные: значение индивидуально-типологических особенностей в развитии ребенка», «Почему у ребёнка нарушается поведение? (защитные механизмы детской психики)

       Цель: познакомить с опытом народной педагогики. Обратить внимание на то, что родительские отношения и образцы воспитания являются теми традициями, которые передаются из поколения в поколение и играют важную роль в воспитании ребенка и в том числе в появлении и становлении у него гендерной идентичности.

    - Предложить проведение городского методического объединения на предстоящий учебный год по теме развитие игровой деятельности детей раннего возраста».

     Примерное перспективное планирование занятий  по обучению игровым действиям  детей  3-го года жизни.

    Тема занятия

    Цели и задачи

    Календарные сроки

    Катя проснулась»

    «Напоим Катю чаем»

    В совместной игре с педагогом закреплять умение детей действовать с предметами и  игрушками. Продолжать формировать игровые действия с предметами. Учить объединять в игре с куклой  два игровых действия. Катя проснулась и  умылась.

    Развивать у детей  желание  ежедневно  заботится о кукле. Учить  объединять игровые  действия с куклой в несложный сюжет

    Сентябрь

    «Оденем Катю на прогулку»

    «Научим куклу Катю раздеваться после прогулки»

    Развивать умение переносить знакомые действия с куклой в новые  игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью.

    Продолжать учить выполнять в игре два три знакомых действия с куклой ( кукла гуляла, пришла домой, будет  раздеваться, умываться)

    Октябрь

    «Покатаем кукол с горки»

    «Покатаем кукол на машине»

    Приучать  детей в играх с куклами использовать  сооружение из строительного материала. Формировать умение играть вместе, совместно пользоваться игрушками.

    Учить детей  объединяться по  двое для  самостоятельных игр. Продолжать  развивать умение переносить  знакомые  действия со  строительным  материалом в  новые  игровые ситуации.

    Ноябрь

    «Новая комната для кукол»

    «Купание куклы Кати»

    Продолжать   объединять  единым сюжетом игры со строительным  материалом, куклами и сюжетными игрушками. Подводить детей  к совместным играм.

    Учить  объединять игры единым сюжетом: сначала куклу надо раздеть, выкупать. Одеть, уложить спать. Закреплять разнообразные действия с куклой. Учить играть вместе.

    декабрь

    «Стирка кукольного белья»

    «Катя заболела»

    Учить объединяться по  двое  для   самостоятельных игр. Способствовать становлению  сюжетной  игры   с куклой.

    Развивать ролевое участие  детей  в игре с куклой.  Способствовать  обогащению сюжета  детских игр.

    январь

    «Построим куклам дом»

    «Сделаем Кате красивую прическу»

    Продолжать  развивать интерес  к играм с  куклой  и строительным  материалом. Учить подбирать игрушки  и атрибуты для игры. Учить объединятся  по двое трое  для совместных игр.

    Обогащать  содержание  игр с куклой. Учить объединяться для  совместной игры.

    февраль

    «День рожденья куклы Кати»

    «Куклы на прогулке»

    Продолжать обогащать содержание игры. Способствовать  объединению  детей  для совместных игр.

    Продолжать развивать интерес к играм  с куклой и строительным материалом. Учить пользоваться приобретенными умениями при

    сооружении несложных построек.

    март

    «Добрый доктор Айболит»

    «Полечим мишку»

    «Магазин игрушек»

    «Магазин  одежда»

    Учить детей играть  с  элементами  сюжета, в процессе которых  расширяется  и  уточняется активный словарь.

    Развивать ролевое участие  детей в игре  с игрушкой. Способствовать обогащению сюжета.

    Учить  детей  играть в игры  с  элементами  сюжета, в процессе  которых  расширяется  и  употребляется словарь. Продолжать  развивать  речь детей

    Учить играть детей с  элементами  сюжета

    апрель

    «Покатаем кукол с горки»

    «Покатаем кукол на машине»

    Приучать  детей в играх с куклами использовать  сооружение из строительного материала. Формировать умение играть вместе, совместно пользоваться игрушками.

    Учить детей  объединяться по  двое для  самостоятельных игр. Продолжать  развивать умение переносить  знакомые  действия со  строительным  материалом в  новые  игровые ситуации.

    май


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

    Министерство образования и науки Самарской областиСИПКРО   Итоговая работапо курсам повышения квалификациипо ИОЧ ИБ«Основные направления региональной образовательной политики в контекст...

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

    Министерство образования и науки Самарской областиСИПКРО   Итоговая работапо курсам повышения квалификациипо ИОЧ ИБ«Основные направления региональной образовательной политики в контекст...

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ на тему: «Развитие мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

    Министерство образования и науки Самарской областиСИПКРО   Итоговая работапо курсам повышения квалификациипо ИОЧ ИБ«Основные направления региональной образовательной политики в контекст...

    Проект как форма планирования образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по познавательному развитию "Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста"

    Система, направленная на восприятие окружающего мира, называется сенсорной (чувствующей), а формированию полноценного восприятия окружающего мира служит сенсорное воспитание....

    Проект социально – значимой деятельности на тему: «Игровая деятельность детей раннего дошкольного возраста"

    Игра является основным видом   деятельности  детей.Уникальность раннего возраста определяется в формировании доверительных и продуктивных контактов ребёнка с миром взрослым во время игры ...

    Картотека игр по развитию предметной деятельности и познавательных способностей у детей раннего дошкольного возраста.

    В раннем возрасте ведущей является предметная деятельность, то есть деятельность, направленная на овладение различными способами действий с предметами. Предметная деятельность является ведущей потому,...

    Выступление на ГМО "Раннего развития детей в возрасте детей до трех лет"по теме: «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей раннего дошкольного возраста».

    Материал может быть полезен воспитателям, работающим с детьми раннего дошкольного возраста, так как повышает компетентность и успешность педагогов в развитии речи детей раннего возраста; знакомит с со...