ОД «Лаборатория соли»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Демченко Галина Сергеевна

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе по изучению свойсв соли 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_laboratoriya_soli.docx24.86 КБ
Файл laboratoriya_soli.pptx2.19 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 55 города Благовещенска»

Конспект опытно-экспериментальной деятельности

в подготовительной группе

«Лаборатория соли»

Разработала:

Демченко Г.С.,

воспитатель высшей кв.к.

 

г. Благовещенск

Цель: Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей детей через познавательно-исследовательскую деятельность.

Задачи: 

Образовательные:

1. Систематизировать знания детей о том, что соль минеральное вещество, о происхождении этого минерала, формах существования в природе.

2. На основе исследовательской деятельности помочь выявить основные свойства соли (белого цвета, без запаха, растворяется в воде, может окрашиваться, солёная вода помогает предметам удерживаться на поверхности).

3. Научить использовать соль, как средство для творчества.

Развивающие:

1. Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности.

2. Развивать наблюдательность, познавательный интерес, умение сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы в процессе экспериментирования.

3. Развивать речь,  умение высказывать и обосновывать свои суждения.

Воспитательные:

1. Воспитывать аккуратность в работе, соблюдать правила техники безопасности, испытывать радость от экспериментирования, открывая новое в знакомом.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, соль (морская, каменная, поваренная), мешочки с солью, пипетки, кубики льда, лупы, ½ листа картона с нанесенным на нем контуром предмета, стаканчики с водой, сырые куриные яйца, ложечки, салфетки.

Предварительная работа: рассматривание картинок и фотографий. Беседа о добычи соли, чтение художественной литературы о соли, загадывание загадок.

Форма проведения: организация научно-практической лаборатории.

Методы и приемы:

Наглядно-демонстрационные

Словесные

Практические

Ход занятия:

Воспитатель в центре группы и произносит

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет!» и «Добрый день!»;

Если каждый улыбнётся –

Утро доброе начнётся.

– ДОБРОЕ УТРО!

Воспитатель: Ребята, сегодня наше занятие пройдет в научно-практической лаборатории (СЛАЙД 1). 

- Кто мне скажет, а что такое лаборатория?

Дети: Это место где проводят опыты и эксперименты.

Воспитатель: Совершенно верно! А кто проводит опыты и эксперименты?

Дети: Ученые.

Воспитатель: Молодцы! В лаборатории работают старшие научные сотрудники – ученые  и их помощники лаборанты – младшие научные сотрудники. Сегодня я буду старшим научным сотрудником нашей лаборатории, а вы моими помощниками – лаборантами.

На экран выводится картинка лаборанта за работой (СЛАЙД 2)

Воспитатель: Что необходимо лаборантам для работы?

Дети: Микроскоп, разные приборы и т.д.

Воспитатель: Правильно. А во что одеты сотрудники лаборатории и почему?

Дети: Они одеты в белые халаты, чтобы не испачкать свою одежду, на голове специальная шапочка.  На руках перчатки, чтоб не поранить руки.

Воспитатель: Белые халаты являются не только защитной, но и сменной одеждой, на которой могут оседать частицы бактерий и микробов, попадание которых за пределы лаборатории иногда может привести к опасным последствиям. Поэтому покидая лабораторию, сотрудники  обязательно снимают с себя халаты и сдают их в прачечную на санитарную обработку.  Перчатки защищают руки работника от порезов, ссадин, ожогов, так как иногда лаборантам приходится работать и с очень опасными веществами и кислотами, способными разъедать предметы. Маска защищает лаборантов от паров, образующихся при нагревании различных жидкостей и бактерий, которые легко могут попасть в организм человека при дыхании ртом.

Пройдите, пожалуйста, к своим рабочим местам, оденьте спецхалаты, защитные шапочки и приступим к работе.  

Дети одеваются в спецодежду, которая висит на спинках стульев,  и занимают свои рабочие места

Воспитатель: Перчатки нам сегодня с вами не понадобятся, так как сегодня мы будем работать не со столь опасным и вредным для здоровья веществом. А каким, вы мне скажите сами, отгадав загадку.

На столе стоит всегда,

Внешне, белая она.

И на вкус, не вкусна:

Но в пищу – каждому нужна.

Дети: Соль!  (СЛАЙД 3)

Воспитатель: Правильно это соль.

Но прежде чем приступить к ее изучению, давайте вспомним правила работы в лаборатории:

Дети:

1 – следует соблюдать тишину

2 – нельзя толкать соседа во время работы

3 - сначала посмотри, а потом повтори

4 - выполнил и положи на место

Воспитатель:  Ребята, какие виды соли вам звестны?

Дети: морская, крупная, мелкая.  (СЛАЙД 4)

Воспитатель демонстрирует детям образцы разных видов соли,  дает им пощупать ее и просит дать сравнительную характеристику.

Дети: Морская соль крупная, серая. Мелкая соль белая, похожа на порошок. Крупная соль блестит.

Воспитатель: Сегодня мы будем изучать мелкую поваренную соль, познакомимся с ее свойствами и узнаем, где и как можно ее использовать.

Подвиньте поближе к себе стаканчики с солью. Давайте определим, есть ли у соли запах? Понюхайте её.

Дети: Она без запаха.

Воспитатель: Какая она на вкус?

Дети: соленая.

Воспитатель: Насыпьте немного соли в разеточку. Что вы сделали, насыпали или налили?

Дети: насыпали.

Воспитатель: Значит соль какая?

Дети: сыпучая, рассыпчатая.

Воспитатель: Рассмотрите соль через увеличительное стекло, на что похожа соль?

Дети: Она похожа на зернышки, кристаллы, крупинки.

Воспитатель: Возьмите пипетки и капните на соль. Что произошло?

Дети: соль впитала воду.

Воспитатель: А как вы думаете, почему соль не растворилась от воды, а впитала её?

Дети: Потому что соли много, а воды мало.

Воспитатель: Возьмите стаканчик с водой и насыпьте в неё ложечку соли, размешайте, что произошло с солью?

Дети: Соль растворилась в воде.

Воспитатель: Изменился ли цвет воды?

Дети: нет. Вода осталась прозрачной.

Воспитатель: А как вы думаете какой стал вкус у воды?

Дети: Вода стала солёной.

Воспитатель: Молодцы. А теперь давайте подведем итог, что мы узнали о соли.

Дети: Она сыпучая, рассыпчатая, без запаха, солёная, впитывает не большое количество воды, растворяется в воде и меняет вкус воды (СЛАЙД 5).

Воспитатель: Ребята, а скажите мне, нужна ли людям соль? Где её применяют?

 Дети: Мелкой солью солят еду, делают заготовки на зиму. Морской солью, когда болеешь можно промывать нос. С морской солью можно принимать ванну и парить ноги. (СЛАЙД 6).

Воспитатель: Молодцы! Хотелось бы уточнить, что для консервации овощей на зиму лучше использовать крупную соль. А еще крупная соль является любимым лакомством коров.

А еще соль не заменимый помощник зимой в гололед. А как она помогает, мы сейчас и узнаем.

Перед вами на блюдцах лежат кусочки льда, посыпьте их солью, послушайте, что происходит.

Дети: соль трещит.

Воспитатель: Этот треск говорит о том, что соль начинает растапливать лед. Ну а мы с вами, пока отставим блюдца в сторонку и отдохнем.

Физминутка

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два!

(Ходьба на месте)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем.

(Поднимать и опускать плечи)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем.

 (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно!

(Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем —

Шаг на месте выполняем.

(Ходьба на месте.)

От души мы потянулись,

(Потягивания — руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись.

(Дети садятся.)

Воспитатель: А сейчас ребята я хочу рассказать вам сказку - загадку, а вы слушайте и запоминайте.

Шли домой два ослика и несли груз в мешках. Один нёс мешки с солью, а другой нес мешки с поролоном. Одному ослику было очень тяжело идти, а другому легко. (СЛАЙД 7). Путь к дому проходил через реку, и осликам пришлось переплывать на другой берег реки. Вошли они в воду и поплыли. Мешки с грузом промокли. Одному ослику было легко плыть, и он быстро переплыл реку, а вот другому пришлось приложить много сил чтобы не утонуть и доплыть до берега. (СЛАЙД 8). Когда ослики пришли домой, то оказалось, что только один ослик принес весь груз. А вот какой ослик принес груз, и почему только он мы с вами узнаем в нашей лаборатории. (СЛАЙД 9).

Возьмите мешочки с солью в одну руку, а в другую поролон. Что легче?

Дети: поролон легкий, а соль тяжелая.

Воспитатель: Значит, какому ослику было легко идти?

Дети: ослику, который нес поролон, было легко, а который нес соль, ему было тяжело.

Воспитатель: Возьмите мешочки с солью и опустите их в воду. Что происходит с солью?

Дети: она растворилась в воде.

Воспитатель: А теперь возьмите поролон и намочите его в этой воде. А теперь проверьте, что тяжелее мешочки или поролон? Давайте подумаем какому ослику было легко плыть, а какому тяжело и почему?

Дети: легче было плыть ослику, который нес соль, так как она растворилась.  А ослику, который нес поролон было плыть очень тяжело, потому что поролон впитал в себя воду и стал тяжелым.

Воспитатель: А теперь мы узнаем, что происходит с предметами в соленой воде. Подвиньте к себе  два больших стакана с водой и два сырых яйца. Попробуем узнать, что будет с яйцом, если его положить в воду. Сначала положим яйцо в чистую (не солёную) воду. Что произошло с яйцом?

Дети: оно опустилось на дно.

Воспитатель: Во второй стакан добавим соль, и размешаем. Опустим в этот стакан яйцо. Что произошло с яйцом

Дети: оно плавает на поверхности.

Воспитатель: Соль повышает плотность воды, поэтому в соленой воде многие предметы не тонут.

Ребята, вот сколько мы сегодня узнали про соль. Но у соли есть еще один секрет. Интересно какой?

Дети: Да!

Воспитатель: Еще один секрет соли в том, что она является отличным средством для рисования.

Дети: Как!?

Воспитатель демонстрирует детям технику рисования солью, после чего мальчики рисуют машину, а девочки бабочку.

Воспитатель: Молодцы ребята! Вы сегодня были мне хорошими помощниками в нашей лаборатории.

Что нового вы сегодня узнали про соль?

Какой опыт вам запомнился больше всего и почему? Какой вызвал затруднения?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Научно-практическая лаборатория «Лучики»

Слайд 7

поролон соль

Слайд 8

поролон соль

Слайд 9

поролон

Слайд 11

Научно-практическая лаборатория «Лучики»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе "Соль друг-соль враг."

Занятие в подготовительной группе детского сада«СОЛЬ ДРУГ – СОЛЬ ВРАГ»...

Проект на тему: "Тайнам нет конца. Соль - друг, соль - враг" ( вторая младшая группа).

С помощью этого проекта создать условия для формирования у детей младшего дошкольного возраста готовности изучать окружающий мир, учить решать задачи взаимодействия с при...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Юные исследователи в лаборатории соли»

Цель: Формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность....

Лаборатория маленьких исследователей «Волшебная соль»

Игровая образовательная ситуация  проводится в форме импровизированной непосредственно образовательной деятельности, имеющую нетрадиционную структуру проведения в виде исследовательской лаборатор...

Лаборатория удивительных наук "Чудо - соль" (16.10.2020)

Исследовательская работа позволяет формировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.Методы и приемы организации экспериментально-исследовательск...

НОД «Исследовательская лаборатория. Мука и соль».

НОД «Исследовательская лаборатория. Мука и соль». Форма НОД: групповая. Возрастная группа: _средняя ....

Методическая разработка по детскому экспериментированию : "Лаборатория живой и неживой природы "Обычная и необычная соль"

Методическая разработка по детскому экспериментированию : "Лаборатория живой и неживой природы" "Обычная и необычная соль" Цель: - расширить кругозор...


 

Комментарии

Ефимова Елена Евгеньевна

Очень интересно.Спасибо.