Проект "Исследовательско-познавательная деятельность в работе с детьми подготовительно группы"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Буянова Валентина Викторовна

Реализация проекта способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ

        "ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ         

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАБОТЕ С ВОСПИТАННИКАМИ

 ПОДГОТОВИТЕЛЬНО ГРУППЫ»  

 «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способности сами ставить вопросы

и получать на них фактические ответы, оказываясь

на более высоком умственном и нравственном

уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

К.Е.Тимирязев.

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал.

ФГОС ДО направляет нас на использование инновационных технологий: проектная деятельность, экспериментирование, информационно-компьютерные, экологическое развитие, развивающее обучение, и др. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательского поиска значительно прочнее и надёжнее для ребёнка тех сведений о мире, что получены репродуктивным путём.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

        В совершенстве владеть всеми экспериментальными умениями под силу не каждому старшему дошкольнику, но определенных успехов можно добиться в результате тех усилий и условий, которые в данной ситуации может выстроить экспериментальная деятельность.

Экспериментальная деятельность старших дошкольников является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Образовательный процесс строится как самостоятельный поиск воспитанниками нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности, процесс исследования становится определяющим для построения обучения.

  

Цель проекта:

Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, потребности в умственных впечатлениях детей, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.

Задачи проекта:

- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира.

- Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода и т.д.).

- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

- Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.

- Развитие у детей умений пользоваться приборами - помощниками при проведении игр-экспериментов.

- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

- Привлекать родителей к совместной деятельности

Описание проекта:

Актуальность

Мир, в котором мы живем, сложен, многогранен и изменчив. Люди – часть этого мира открывают все новые и новые объекты, явления и закономерности окружающей действительности. При этом каждый человек вращается в рамках сформировавшегося у него образа мира.

Образ мира — это сложная целостная система знаний о человеке, о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности.

В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.

Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Главное достоинство работы в рамках проектной деятельности это познание реальных представлений о различных сторонах изучаемого объекта. В этом проекте педагог и дети выполняют общее дело: изучая окружающий мир, учатся беречь природу, охраняя ее.

Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели.

Общая характеристика проекта:

Тип проекта:

Долгосрочный (срок реализации: проект рассчитан на 1 год), информационно-практико-ориентированный.

Вид проекта:

Информационно-исследовательский

Участники проекта: воспитанники подготовительной к школе группы, педагоги, родители.

Формы взаимодействия:

• С детьми: игровая деятельность, продуктивная деятельность, педагогические мероприятия, образовательные события.

• С родителями: консультации; открытые показы образовательных событий, совместные мероприятия, подготовка исследовательских макетов.

• С педагогами: семинары; открытые образовательные события; консультации.

Объем проекта:

Работа основывается на годовом планировании ДОУ, что отражается в комплексно-тематическом планировании совместной деятельности педагогов и детей. Срок реализации с сентября по май, совместная деятельность воспитателя с детьми организуется 1 раз в неделю по 25-30 минут.

Методы проведения:

• Поисково-исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые эксперименты, ответы на детские вопросы;

• Проведение опытов (практических);

• Беседы (конструктивные).

Этапы проекта:

1)Подготовительный этап:

  1. создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы);
  2. аналитико-диагностическое исследование особенностей организации проектной деятельности у старших дошкольников;
  3. определение целей и задач проекта.

2) Реализация проекта:

1. теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов

2. практическая часть:

• познавательные мероприятия с элементами экспериментирования: рисование, лепка, аппликация, конструктивная деятельность;

• связь с другими видами деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская (опыты), коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы), речевое развитие, рисование, лепка.

• организация кружковой работы «Мы-исследователи».

3) Заключительный этап:

 проводится повторное наблюдение для оценки результатов проведённой работы (результативно-сравнительный анализ).

Ожидаемые результаты:

  1. Высокий уровень познавательной активности у воспитанников, усвоение основ целостного видения окружающего мира;
  2. Проявление познавательного интереса к занятиям, улучшение речевого развития, углубление знаний, умений, навыков, предусмотренных основной образовательной программой ДОУ; Обогащение предметно – развивающей среды в группе.
  3. Пополнение научно-методической базы ДОУ по данному методу исследования.

Реализация проекта:

1 этап – подготовительный:

1.1. Изучение теоретических аспектов по данной проблеме в педагогике. Знакомство с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования.

1.2. Разработка и проведение аналитической работы с детьми, с целью фиксации личностного роста и объема полученных умений у детей.

1.3. Определение цели и задач данного опыта работы, ожидаемых результатов.

1.4. Определение основных форм работы с детьми.

1.5 Разработка перспективного плана по внедрению в практическую повседневную деятельность детей опытов и экспериментов, разработка конспектов ОС с элементами экспериментирования.

1.6. Обогащение предметно-развивающей среды для реализации на практике опытно-экспериментальной деятельности детей, оснащение центра экспериментирования:

  • специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки);
  • природный материал (камешки, песок, семена и т.п);
  • утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки…);
  • прочие материалы - лупы, термометры.

Грамотное сочетание материалов и оборудования в центре экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательной деятельности, способам действий, обследованию объектов, расширению познавательного опыта.

1.7.Подборка практического материала, включающего:

Работу с детьми:

  • конспекты ОС с элементами экспериментирования;
  • перспективный план по проведению непосредственно опытов и экспериментов;
  • картотека опытов и экспериментов.

Работа с родителями:

 консультации для родителей по данной теме; памятки, совместные мероприятия.

Работа с воспитателями:

 консультации.

2 этап – основной:

Реализация поставленных задач осуществляется в трех основных формах:

- образовательная деятельность;

- дополнительная образовательная деятельность детей (кружковая работа);

- совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником.

Образовательные события.

Очень важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости. После таких событий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив.

Для организации самостоятельной познавательной деятельности детей в условиях развивающей среды особую значимость имеют приемы, стимулирующие развитие их познавательной активности. Например, наличие модели последовательности деятельности помогает детям самостоятельно провести опыты, проверить свои предположения, почувствовать себя исследователями.

Совместная деятельность наиболее привлекательна форма организации работы с детьми в опытно-экспериментальной деятельности.

Позитивные моменты:

- закрепление ранее полученного (усвоенного) материала;

- продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях;

- свобода действий, как для взрослого, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана);

- роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнер);

- в процессе экспериментальной деятельности дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а что будет, если), почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно)).

Работа проводится с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

Методика проведения опытов и экспериментов.

Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения текущих дидактических задач. Затем  выбираем объект, с которым знакомимся заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно осваиваем технику экспериментирования, если она не знакома.

Предлагая детям поставить опыт,  сообщаем им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать.

Дается время на обдумывание, и затем  привлекаем детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

В процессе работы необходимо поощрять детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускать из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.

Выводы делаются в словесной форме и (или) можно использовать графическое фиксирование результатов, т.е. оформление в рисунках, схемах.

Работа с родителями

Данная работа предусматривает активное вовлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи.

Так, например, можно предложить детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.

Кроме этого, родители могут помочь в оформлении разнообразных коллекций. Они собирают экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к занятию.

Кроме этого, родители привлекают детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье.

Для просвещения родителей проводятся консультации по темам:

 «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

«Экспериментирование с водой»

«Знакомим с воздухом»

«Играем с магнитом»

         Выставка работ родителей и детей: «Береги воду!»,  

        Изготовление макета  пустыни  совместно с родителями

Помощь родителей в сборе иллюстраций, фотографий для изготовления альбома о разнообразных предметах из глины, песка (керамика, предметы из стекла)

Изготовление совместно с родителями метеоплощадки на групповом участке.

Изготовление макета солнечной системы

Изготовление знаков экономии электроэнергии.

Работа с педагогами

Мастер-класс по организации детской опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном учреждении Тема: «Ознакомление со свойствами воздуха»

Обобщение опыта работы по теме.

3 этап – заключительный:

В конце года проводится повторное обследование детей, чтобы увидеть динамику развития детского экспериментирования.

Количественные данные позволят проследить эффективность работы, отследить детский результат и спланировать свою дальнейшую работу.

Дальнейшее развитие проекта.

Развитие поисково-познавательной деятельности детей младшего дошкольного возраста:

1) создание условий в группах  для поддержания и развития познавательного интереса;

2) разработка перспективного планирования по развитию поисково-познавательного интереса детей  младшего дошкольного возраста;

3) организация совместной деятельности детского сада и семьи по данной тематике.

Работа коллектива ДОУ по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников:

1) разработка рабочей программы дополнительной образовательной деятельности для воспитанников старшего возраста «Мы-исследователи»;

2) оборудование  на участке «Метеостанции», обучение воспитанников способам и приемам работы на ней.

Используемая литература:

1. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. - М.: ТЦ «Сфера», 2005.

2. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников/Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2013.

3. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова - М.: ТЦ «Сфера», 2004.

4. Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом - «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. №

6. Рыжова Н. А. Волшебница – вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 1997 .

7. Рыжова Н.А. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. — № 2.

8. Рыжова НА.. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. — № 2.

9. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.

10. Интернет ресурсы

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тема

Задачи:

Материал:

Литература

Сентябрь

Тема: “ Вещество. Камни“

Ожидаемые результаты:

Приобретение детьми знаний о свойствах камней, об особенностях их внешнего вида, а также о пользе камней в природе и жизни человека.

Формирование  познавательного интереса к окружающему миру, формирование  навыков наблюдения и экспериментирования.

1

«Знакомство с камнями. Какими бывают камни?»

Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый). Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог. Познакомить с ценными камнями, которые используются для украшения построек и изготовления памятников, сувениров (гранит, мрамор). Показать изделия из драгоценных камней. Учить классифицировать камни по разным признакам. Поддерживать интерес к опытнической работе. Развитие тактильных ощущений, умение делать выводы, отстаивать свою точку зрения.        

Наборы речных и морских камней. Сосуд с водой, лупа. Салфетки на каждого ребенка, пластилин, керамзит, гранит, лимон, кремень, сахар, соль, «Ящик ощущений». фото: памятник А.С.Пушкину, Памятник неизвестному солдату и т.д. 

Рыжова Н. А. «Что у нас под ногами» с. 77, Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой – М., 2003 г., с.23

2

«Живые камни» 

Познакомить с камнями, происхождение которых связано с живыми организмами, с древними ископаемыми.        

Мел, известняк, жемчуг, каменный уголь, разные ракушки, кораллы. Рисунки папоротников, хвощей, древнего леса, лупы, толстое стекло, янтарь. 

Рыжова Н. Песок, камень, глина. //Дошкольное воспитание, 2003 г, № 10.

На прогулке:

1.Рассматривание камней (вид, форма, структура, свойства)

2. Выкладывание рисунков из камней

3.Строительные игры (строительство и украшение построек)

3

«Замерзшая вода двигает камни »

Узнать, как замерзшая вода двигает камни.

Вода, пластилин, соломинка,

морозильник

 

План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду.стр.193

4

«Опыт по знакомству со свойствами почвы: имеет разный состав (глинистая, песчаная, чернозем)»

Подвести детей к пониманию того, что почва имеет неоднородный состав.

Три стеклянные банки, ёмкости с разными видами почвы, бутыль воды.

О.А.Воронкевич

«Добро пожаловать в экологию!»

стр.165

Чтение художественной литературы: 

П.П. Бажов «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка» ;

И.Н. Рыжов «О чем шептались камни»;

Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами».

Чтение стихов о камнях.

Художественное творчество:

Работа в арт-салоне (поделки из камня, роспись камней).

Выставка совместных работ родителей и детей "Малахитовая шкатулка".

Составление панно и коллажа из камней.

Игровая деятельность:

Д\и с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики: "Отыщи такой же камень", "Узнай на ощупь";

Пазлы «Что из чего сделано»;

Сюжетно-ролевые игры: "Геолог", "В гостях у гномов", "Шахтеры"

Опыты:

"Выращивание кристаллов соли"

 Продукт проекта: Создание коллекции камней, совместно с родителями.

Октябрь

Тема: «Вещество. Вода и ее свойства»

Ожидаемые результаты:

Формирование  представления детей о свойствах и состояниях воды.

 Расширение представления о круговороте воды в природе, экологии воды

1

«Вода в природе и в быту».

Уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту по одному из свойств текучести. Закрепить знания свойств воды: прозрачность, текучесть, способность растворять. Выработать умение определять температуру воды (холодная, горячая, теплая) на ощупь. Продолжать развивать познавательный интерес, наблюдательность, мыслительную деятельность. Учить детей делать простейшие умозаключения, активизировать словарный запас: прозрачная, тает, переливается, холодная, горячая. Соблюдение правил по технике безопасности.        

Стакан с молоком, чайник с холодной водой, чайник с горячей водой, 2 тазика, стаканы, бокалы и ложки по количеству детей, коробочки с солью и сахаром, шипучая таблетка, малиновый аромат, схемы.        

Экологическое воспитание дошкольников /Под ред. Прохоровой Л.Н. – М., 2003 г., с.44.

Дыбина О.В. Неизведанное рядом. – М, 2005 г., с.82.

 

2

«Вода – помощница»

 

Обобщить, уточнить знания детей о воде: течет, без цвета, без запаха. Используя модели, закрепить знания о воде, как средство обитания некоторых животных. Рассказать об использовании воды, о том, что воду надо беречь, что можно пить только чистую и кипяченую воду. Воспитывать у детей желание беречь воду, закрывать плотно кран.        

 Вода, баночки, молоко; иллюстрации «Морское дно» и «Река».        

Смирнова В.В. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. – СПб, 2003 г., с. 61.

 

3

«Вода – источник жизни»

Показать значение воды в жизни живой природы. Рассказать о том, какой путь проходит вода, прежде чем попадает в наши дома. Закрепить знания о воде и о том, как человек ее использует. Формировать привычку бережно и разумно использовать воду.        

3-х литровая банка с водой, 2 стакана с чистой и грязной водой, поваренная морская соль, поднос, лейка, бумажные цветы, стаканчики с водопроводной водой.        

Дошкольное воспитание - 2005 г, № 7, с.30.

Зенина Т.Н. конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами. – М., 2006 г., с.11.

4

Опыт: «Вода – растворитель»

 

Уточнить знания детей о значении воды в жизни человека. Закрепить свойства воды – вода растворитель. Объяснить, почему вода иногда нуждается в очистке и дать элементарные представления о процессе фильтрации. Развивать навыки лабораторных опытов, по схемам – закрепить умение работать с прозрачной стеклянной посудой, соблюдая правила техники безопасности с незнакомыми растворами.        

 

Прозрачные сосуды цилиндрической формы разного сечения (узкие, широкие), сосуды фигурной формы, стеклянные воронки и стеклянные палочки, фильтрованная бумага, лупа, сахар, соль, настойка календулы или ромашки, настой мяты, растительное масло.        

Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Вода» - М., 2003 г., с.16.

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с.83.

Чтение художественной литературы

  • Н. Рыжова «Вы слыхали о воде»
  • Берегите воду
  • Трудолюбивая вода
  • Воду нужно уважать! Стихотворение Путешествие капельки
  • Оксана Борщ   Что такое вода?

Игровая деятельность.

  1. Моделирование: «Как рождается речка» (выкладывание из широких и длинных полосок ткани).
  2. Подвижная игра: «Ходят капельки по кругу».
  3. Игра-дискуссия: «Хорошо — плохо» (деление детей на 2 команды).
  4. Математические игры:
  • «Путешествие капельки» (ориентировка в пространстве).
  • «Веселые капельки» (порядковый счёт).
  • «Волшебные цифры» (выкладывание цифр из капелек).

Заключительный праздник: «Уроки Берегоши».

Цель: Систематизировать представление у детей о воде и её свойствах, о роли чистой воды в жизни всех существ на Земле. Уточнить природоведческие и экологические представления. Формировать осознанное отношение к природе, реализация свободы выбора дошкольников, актуализация имеющихся знаний, развитие положительной познавательной мотивации.

  1. Выставка работ родителей и детей: «Береги воду!»

Ноябрь.

Тема: «Человек»

Ожидаемые результаты: 

Дети  различают понятия «часть тела» и «орган», с помощью опытов,формируются знания для чего нужны те или иные органы, формируются способности приобретать знания путем наблюдения и экспериментирования.

1

«Наши руки»

Дать понятия о важности человеческой руки. О тесной связи руки и мозга, о том, что с помощью рук можно выразить различные чувства (ласка, жалость, брезгливость, успокоение, приветствие, ухаживание). Развивая руку, мы развиваем речь. Рука как орган познания, осязания, ощупывает, совершает действия. Опытническим путем активизировать внимание детей на функциональной значимости рук человека.       

Дидактическая игра «Поговорим без слов».

Дидактическое упражнение «Кто быстрее сосчитает пуговицы».        

 

Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. – М., 2005 г., с.59.

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие.– Воронеж, 2004 г., с.65.

2

«Что можно почувствовать кожей?»

Дать детям элементарные знания о роли кожи в жизни человека, о чувствительности кожи. Упражнять детей в развитии тактильной чувствительности. Сформировать убеждение о том, что о коже человека надо заботиться. Научить детей оказывать первую помощь при ранениях и ушибах. Развивать умения устанавливать связь между состоянием кожи и состоянием организма. Учить детей разрешать самим проблемную ситуацию в процессе исследовательской деятельности. Развивать пытливость, любознательность, находчивость, внимание.  

 Лупы на каждого ребенка, предметы из разных материалов, дощечки на развитие тактильных ощущений, чудесный мешочек с набором предметов, стакан с холодной, теплой и горячей водой.        

 

Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. – Воронеж, 2004 г., с.88.

Смирнова В.В. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. – СПб, 2003 г., с. 73.

 

3

«Наши помощники»

Опыт: «Слушай во все уши»

 

 Дать детям представление об органах слуха – ухо (улавливает и различает звуки, слова и т.д.). Познакомить со строением уха человека и животного, уточнить, что уши у всех разные, учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков. Закрепить знания о правилах ухода за ушами, составить коллективные рекомендации по предупреждению нарушения слуха.        

 

Схема человеческого уха, картинки животных (слона, зайца, волка), д/и «Определи по звуку», гитара, бумажные листы на каждого ребенка, баночки с разными предметами (скрепки, деревянные палочки, поролон, песок, аудиозапись со звуками леса, реки, птиц и т.д.        

 Мой организм. Авт.-сост. Козлова С.А. – М., 2000 г., с.58.

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие.– Воронеж, 2004 г., с.68.

4

Опыт: «Как мы чувствуем запахи?»

 

 Познакомить детей с особенностями работы органа обоняния – носа, органа позволяющего определить запахи, сравнить с особенностями восприятия запахов некоторыми животными. Сформировать вместе с детьми рекомендации по охране этого важного органа. Способствовать формированию эмоционально-положительного отношения к процессу  экспериментирования

 Продукты с явно выраженными характерными запахами (чеснок, лук, перец и т.д.), матерчатые мешочки, туалетное мыло, флакончик из-под духов, картинки животных (утконоса, лисы).        

 

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие.– Воронеж, 2004 г., с.68.

Чтение художественной литературы:

  • Георгий Юдин "Главное чудо света
  • Доннер Тайны анатомии
  • Гай Макдональд  Мое великолепное тело. занимательная анатомия для детей
  • Есть четыре помощника на службе у тебя.
  • Быть у каждого должна очень умной голова

Игровая деятельность:

Игра «Найди на ощупь названную часть тела». 

Игра «Часть и целое»(Целое – лицо человека (в кругу). Части – лепестки (ухо, рот, нос, глаз), выкладывают в виде цветка).

Игра «Назовите орган», (который держит голову) и т.д ?

Рассматривание схемы тела человека, схемы строения тела человека с внутренними органами

Игра «У кого что?»(у человека у животного-рот-пасть)

Игра «Каждому органу своё место (расположи на схеме)

Досуг «Путешествие по царству здоровья»

Декабрь

Тема: «Магнетизм»

Ожидаемый результат

формирование представлений детей о природном объекте - магните;

формирование познавательного интереса;

обогащение словарного запаса.

1

«Магнит – фокусник»

 

 Познакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами и веществами.        

 

 Магнит, мелкие кусочки бумаги, пластмасса, ткань, стакан с водой, емкость с песком, скрепки, мелкие проволочки,

Опыты: «Магнитные силы», «Мы – фокусники», «Притягиваются – не притягиваются»

 

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для  дошкольников . – М., 2005, с.94., Рыжова Н. А. «Что у нас под ногами» с. 133

На прогулке: находим предметы, к которым притягивается  магнит.

2

«Стальной барьер»

Продолжать знакомить детей с магнитом. Выявить его свойства, взаимодействия магнита с разными материалами  (алюминий и сталь).       

 

Четыре металлические скрепки, алюминиевая фольга, прямоугольный магнит, стальной шпатель.

Т.М.Бондаренко

«Экологические занятия с детьми 5-6 лет»стр.157

3

«Волшебная монета»

Познакомить детей с таким свойством металла, как теплопроводность.

Шесть медных монет.

Т.М.Бондаренко

«Экологические занятия с детьми 5-6 лет»стр.156.

4

«Как работает термометр»

Посмотреть, как работает термометр.

Уличный термометр или термометр для ванной, кубик льда, чашка.

План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду.стр.192

Чтение художественной литературы:

Стихотворение магнит

Легенда о магните

Игровая деятельность: 

Игра «Притягивает – не притягивает».

игра «Ловись, рыбка»

Составление схемы: «Какие предметы притягивает магнит»

Игра-опыт «Не замочив рук»

Игра-опыт «Бумажные гонки» (Положите машинку на лист картона, магнит под картон. Двигайте машинку по нарисованным дорожкам).

Презентация «Где работает магнит»

Январь

Тема: «Вещество. Песок и глина» 

Ожидаемые результаты:

Формирование  знаний детей о свойствах песка и глины (песок- сухой сыпучий, состоит из мелких крупинок; мокрый – тяжелый, остаются следы, отпечатки на нем. Глина- сухая- твердая, крошится; мокрая- мягкая. липка, мажется), расширение представлений детей об окружающем мире, природном окружении, развитие наблюдательности детей, умения сравнивать, анализировать объекты.

       

1

«Песок и глина»

 

  Показать разнообразие объектов неживой природы. Сравнение песчинок по форме, цвету, размеру. Учить детей делать выводы, соблюдать технику безопасности при проведении опытов.        В процессе исследовательской деятельности формировать у детей знания о свойствах глины. Предоставить ребенку возможность самому найти ответы на вопросы: «Как и почему?» и сделать выводы; при проведении опытов развивать мышление, логику, творчество ребенка. Наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Активизировать словарь : «вязкая, пластичная, маслянистая, гибкая» и т.п.

 Образцы речного, морского и других видов песка, небольшие подносы, клеенки, лупы. Подносы с глиной на каждого ребенка (глина сухая и влажная), салфетки влажные, лупы, карточки с предметами живой и неживой природы.        

 

 Рыжова Н. Песок, камень, глина // Дошкольное воспитание, 2003 г., № 7, с.17.

 

2

Сравнение свойств Опыты: «песка и глины»

 

 Познакомить детей со свойствами и качеством песка, глины, учить делать выводы о свойствах, сравнивая их экспериментальным путем. Стимулировать самостоятельное формирование выводов при проведении опытов. Воспитывать соблюдение техники безопасности.        

 

Рыжова Н. А. «Что у нас под ногами» с. 29

 

3

«Животные и песок»

Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе, о пустыне. Объяснить зависимость внешнего вида животного от факторов неживой природы. Развивать способность делать умозаключения, анализировать, сравнивать, классифицировать.        

 

Макет солнца, Земли, две воронки, прозрачная емкость, песок и глина, ткань светлых и темных тонов, рукавички из драпа черного и светлого цвета, модель взаимосвязи живой и неживой природы.

 

Литература: Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для  дошкольников . – М., 2005, с.89.

Рыжова Н. Песок, камень, глина // Дошкольное воспитание, 2003 г., № 7, с.23.

4

«Выращивание растения из морковных верхушек»

Вырастить из морковных верхушек растения.

Песок, мелкая ёмкость,

верхушки моркови.

План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду.стр.196

Чтение художественной литературы:

 Г. Люшнин «Песчаный дом»

Танайсичук В «Где у саксаула листья?»

 С. Маршак «Желтая страница»

Л. Квитко «На песке»

М. Т. Грабенко «Песочная страна»,

В. Хауф «Караван»

В. Степшина «О глине»

Игровая деятельность

Игры с водой, песком и глиной

Художественный труд

Лепка глиняных изделий

«Радуга в бутылочке» (разноцветный песок)

Изготовление макета  пустыни  совместно с родителями

Помощь родителей в сборе иллюстраций, фотографий для изготовления альбома о разнообразных предметах из глины, песка (керамика, предметы из стекла)

Выставка изделий из глины

Февраль

Тема: «Вещество. Воздух и его свойства»  

      

1

«Знакомство со свойствами воздуха»

 

 Продолжить знакомство детей со свойствами воздуха,  и ролью в жизни человека, растений, животных. Дать знания о неживой природе и о том, что воздух – условие жизни всех существ на земле. Опытническим путем закрепить знания детей о воздухе. Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность.        

 Воздушные шары на каждого ребенка, банка с водой, стаканчики и соломинки, свистки, бутылки, небольшие листочки бумаги, духовые инструменты.        

 

Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. – Воронеж, 2004 г., с.94.

Волчкова В.Н. Познавательное развитие. – Воронеж, 2004 г., с.159.

 

2

Опыты: «Где теплее?», «Подводная лодка», «Упрямый воздух», «Что быстрее?»

Цель: выявить, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх.

Цель: Обнаружить, что воздух легче воды, выявить, как воздух вытесняет воду Цель: Обнаружить, что воздух сжимается.

Цель: Обнаружить атмосферное давление

 

 

 

 

Материал: Два термометра, посуда с горячей водой

Материал: Изогнутая трубка для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой

Материал: Пипетки, шприц, подкрашенная вода

Материал: Два листа бумаги

Дыбина О.В. Неизведанное рядом стр.84-86

 

3

«Воздух занимает место»

Показать, что воздух занимает место

Двухлитровая миска, пробка (натуральная ), прозрачный стакан.

План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду.стр.195

4

«Неизвестное – рядом»

 

 Расширять знания детей о жизни древнего человека, об открытии человеком огня. Как огонь дошел до наших дней, как он помогает человеку. Формировать представление о том, что при горении изменяется состав воздуха (кислорода становится меньше), что для горения нужен кислород. Познакомить со способами тушения пожара. При горении образовывается пепел, зола, угарный газ. Соблюдение правил безопасности при проведении опытов.        

 Камни, свеча, банка, бутылка с отрезанным дном, спички, зажигалка

 Волчкова В.Н. Познавательное развитие.– Воронеж, 2004 г., с.165.

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М., 2005, с.145.

 

Чтение художественной литературы:

Воздух – это-то, чем дышим.

Может пахнуть апельсином,

Наблюдения на прогулке:

определение направление ветра,

наблюдение за облаками,

работа на метеоплощадке.

Игровая деятельность:

«Игры с соломинкой» Цель: обнаружить воздух внутри человека

«Чей парусник быстрей плывёт» Цель: Учить детей играть в несложные игры – соревнования.

 «Весёлые вертушки» Цель: Продолжить знакомить со свойствами воздуха.  Развивать дыхание.

Изготовление совместно с родителями метеоплощадки на групповом участке.

Март

Тема: «Солнце. Земля и ее место в солнечной системе»  

Ожидаемые результаты:

Развитие  познавательного интереса детей в процессе знакомства с глобусом Земли, картой мира;— формирование  у детей элементарных представлений о Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве.      

1

«Солнце, Земля и другие планеты»

 

 Дать детям первоначальные представления о строении Солнечной Системы о том, что Земля уникальная планета. Развивать любознательность. На основе опытов дать представление о холодности планет. Чем дальше планеты от Солнца, тем они холоднее и чем ближе, тем горячее.        

 

 Настольная лампа, шары, схема Солнечной системы

Зенина Т.Н. Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами (подготовительная группа). – М. , 2006 г. , с.19.

Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. – М., 2003 г., с.39. 

Гризик Т.И. Познаю мир. – М., 2001 г., с.136.

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада.  

2

«Этот загадочный космос»

 

 Познакомить детей с символикой созвездий. Вызвать интерес к космическому пространству. Расширять представления о профессии космонавта. Активизировать словарный запас: космос, космонавт, космическая невесомость.        

 

Фотографии космоса, Солнечной системы, Ю.Гагарина, космических кораблей.        

 

Гризик Т.И. Познаю мир. – М., 2001 г., с.112.

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж, 2004 г., с.163.

3

«Почему солнце можно видеть до того, как оно поднимется над горизонтом»

Установить, почему солнце можно видеть до того, как оно появляется над горизонтом.

Чистая литровая стеклянная банка с крышкой, стол, линейка, книги, пластилин.

План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду.стр.195

4

«Звезды светят постоянно»

Показать, что звезды светят постоянно.

Дырокол, лист картона 10х15, белый конверт, фонарик.

План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду.стр.190

Чтение художественной литературы:

Сказка «Как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили».

Космические загадки

Викторина о космосе

Презентация «Планеты солнечной системы»

Изготовление макета солнечной системы.

Досуг «Космические спасатели»

Апрель

Тема: «В мире электричества»

Ожидаемые результаты:

Формирование представлений об электричестве, формирование потребности экономии электроэнергии.  

1

«Как увидеть и услышать электричество»

Опыты: «Чудо прическа», «Волшебные шары», «Вертушка»

 

Познакомить детей с электричеством, как особой формой энергии. Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства с явлениями электричества, с его историей. Познакомить с понятием «электрический ток». Объяснить природу молнии. Формировать основы безопасности при взаимодействии с электричеством.        

 Воздушный шарик, ножницы, салфетки, линейка, расчески, пластилин, большая металлическая скрепка, шерстяная ткань, прозрачная пластмассовая салфетка, зеркало, вода, антистатик.

 

 Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.– М., 2005, с.98 - 100.

 

2

«Электроприборы»

 

 Развивать способности ребенка обращаться с элементарными электрическими приборами. Формировать представление о материалах, проводящих электрический ток (металлы, вода) и изоляторах – материалах вообще не проводящих электричество (дерево, стекло и др.). Познакомить с устройством некоторых электрических приборов (фен, настольная лампа). Совершенствовать опыт безопасного использования электрических приборов (нельзя прикасаться к оголенным проводам, вставлять в розетку металлические предметы с электрическими проводами, можно взаимодействовать только сухими руками). Развивать любознательность.        

 Дерево, стекло, резина, пластмасса, металлические предметы, вода, электроприборы.        

 

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. – Воронеж, 2004 г., с.167.

 

3

«Выяснение причины роста зеленых растений океана  на глубине до ста метров»

Выяснить, почему зеленые растения, растущие в океане, не живут глубже ста метров.

Два маленьких одинаковых зеленых растения в горшочках.

План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду.стр.197

4

«Установление способности растения к поиску света»

Установить, как растение ищет свет.

Домашнее растение.

План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду.стр.189

Чтение художественной литературы:

Стихотворение «Вижу розетку внизу на стене»

В Берсенева «Есть помощники у нас»

Просмотр мультфильма «Уроки тетушки совы» посвященный йправилам безопасности дома.

Игровая деятельность:

Дидактическая игра «Виды транспорта»

Дидактическая игра «Кто больше назовёт?»

Игра «Можно или нельзя»

Изготовление знаков экономии электроэнергии.

Май

Тема: «Свет и цвет»

1

«Откуда радуга берется?».

 

 Развивать аналитические способности детей. Познакомить их с солнечной энергией и особенностями ее проявления. Воспитывать интерес к познанию закономерностей, существующих в неживой природе.        

 

Пульверизатор,  фонарик, лист белой бумаги, хрустальный стакан, трехгранная призма.        

 

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для  дошкольников .– М., 2005, с.150.

Куликовская И.Э., Совгир И.Н. Детское  экспериментирование .–М., 2005 г., с.63

2

Опыт: «Волшебный круг».

 

Показать детям, что солнечный свет состоит из спектра. Развивать интерес к неживой природе. Формировать умение делать выводы, выдвигать гипотезы

 Цветовой волчок или юла.        

 

Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для  дошкольников .– М., 2005, с.151.

 

3

«Свет вокруг нас».

 

Дать детям представление о свете. Определить принадлежность источников света к природному или рукотворному миру, их назначение. Опытническим путем определить строение рукотворных источников света. Классификация предметов, дающих свет на рукотворный и природный мир. Закрепить умение работать в группе. Обогащать и активизировать словарь детей.        

Картинки с изображением источников света (солнце, луна, звезды, месяц, светлячок, костер, лампа. Игрушечный фонарик и несколько предметов, которые не дают света.        

 

 Ковалева Т.А. Воспитывая маленького гражданина. – М., 2004 г., с.18.

 

4

«Из каких цветов состоит солнечный луч»

Узнать, из каких цветов действительно состоит солнечный луч.

Противень, плоское карманное зеркальце, лист белой бумаги.

План-программа образовательно-воспитательной работы в детском садустр.196

Чтение художественной литературы:

«Рассказ солнечного лучика о долготе дня»

 «Сказка о фонарике и разноцветных Светиках»

«День и ночь»

 «Сказка о фонарике и разноцветных Светиках»

«Сказка про свет и елку»

«Песок и солнечный свет»

Игровая деятельность

Смешивание красок  на палитре.

Игры с тенью на улице:  «Догонялки» «Повторяшки»

Игры с солнечными зайчиками

Развлечение театр теней.

Фотовыставка «Мы открываем мир»

Приложение

Художественная литература к реализации проекта.

И.Н.Рыжков

О чем шептались камешки

В одной семье жила Девочка. Она была веселая и непоседливая и, как все девочки, очень любила разные украшения: блестящие сережки, красивые колечки, разноцветные ленточки. Как-то раз на день рождения Девочке подарили маленький сиреневый камешек. Все называли его красивым именем Аметист. Для него заказали в мастерской специальную цепочку, и Девочка стала носить его, как кулончик, на шее. Летом Девочка вместе с папой и мамой отправилась к теплому морю. Она часто бегала на берег, где волны лениво перекатывали круглые камешки. Однажды Девочка бросала камешки далеко в воду, они делали «бульк!» и скрывались из глаз в темно-зеленой глубине. От резкого движения цепочка разорвалась, и Аметист выскользнул на берег, а Девочка не заметила этого. Еще немного побродила она по берегу, где теплая соленая пена шуршала у ее ног. Наконец, Девочка вернулась в дом на берегу моря. А потерянный сиреневый Аметист так и остался лежать среди круглых и мокрых камешков.

Сначала ему стало страшно. Быть может, его никогда не найдут, он так и останется в окружении незнакомых молчаливых камней. Никогда уже не будет у него такой красивой цепочки. Волны станут перекатывать его с боку на бок, обточат его сверкающие грани и сделают похожим на осколок бутылочного стекла. От горя Аметист заплакал: «Динь-динь!» Это набежавшая большая волна подхватила Аметист, и вместе с ней он легко коснулся другого камешка и тихо зазвенел. От этого звука все вокруг неожиданно преобразилось. Темные, молчаливые камни и камешки зашевелились.

— О, да среди нас новенький! — закричал темно-коричневый красавец Кремень, камешек с острыми краями. Он очень гордился своей внешностью, ведь все остальные камни на берегу были круглые и гладкие.

— Да, действительно, — новый камешек в нашей семье, — подхватил черный Базальт. — Не бойся, мы все твои друзья, а некоторые из нас даже родственники тебе.

Аметист не очень обрадовался такому приему, но плакать перестал и ответил неприветливо:

— Что-то я не вижу здесь родственников. Моя родня — драгоценные сверкающие камни. Они живут в черных бархатных коробочках, ярко освещенные в витринах ювелирных магазинов. Если кому-нибудь из них очень повезет, ему сделают дорогую оправу. Он украсит платье или прическу красавицы на балу, быть может, даже на королевском.

— Ого! — воскликнул Базальт. — Вот это успех у наших братьев, камешков!

— Какие там братья, — возмутился Аметист. — Ничего общего ни я, ни они с вами не имеем, вы — сплошная серость! В ювелирный магазин вас и на порог не пустят!

Все замолчали. Тягостную паузу прервал красновато-черный камень, слегка поседевший от времени. Все очень уважали его за мудрость и большой опыт, называя дедушкой Гранитом. Он имел суровый характер, говорил мало, но всегда очень правильные слова.

— Украшать людей — это приятно, — сказал Гранит, — но кто-то должен и работать.

— А мы, драгоценные камни, по-вашему, не работаем? — запальчиво возразил Аметист. — Мы такие твердые, с нами ничто не сравнится! Алмаз, например, режет стекло, словно масло. Нужно отверстие проделать в каменной стене, — пожалуйста; точные часы или другой прибор сделать — мы и тут поможем. И в технике, и в науке без нас, драгоценных камней, — никуда! — Аметист гордо сверкнул своими гранями и замолчал.

— Это все правда, — согласился седой Гранит. — Только у нас, обычных камешков, есть свои интересные свойства. Бывают камешки твердые и мягкие, светлые и темные, шершавые и гладкие, легкие и тяжелые. Внутри самых тяжелых камешков, например, прячутся разные металлы, даже золото и серебро. Вот тебе и украшения. А главное — из особых камешков, из руды, можно получить и железо, и медь, и алюминий. Подумай, что важнее: алюминиевая кастрюля каждый день или драгоценный камешек на один праздничный вечер?

— Да-а, — задумчиво протянул Аметист, — это я, получается, обидел вас?

— Ничего, — сказал Гранит, — нас обидеть не так-то просто. У нас, у камешков, характер твердый. Главное, что ты понял: камни разные нужны, камни всякие важны! Это наше общее правило.

— А откуда берутся такие разные камешки? — спросил Аметист.

Тут молодой, горячий Базальт не утерпел и вмешался в разговор:

— Я родился внутри вулкана, где шипела и брызгалась раскаленная каменная каша. Однажды она убежала через край горы-вулкана и вытекла наружу. Пока мы, базальты, были горячими, полными сил, то двигались вниз по склону горы, но очень скоро остыли, устали и остановились. Во-о-н там, где берег выступает далеко в море, есть островок. Это все, что осталось от нашей семьи. Штормовые волны отламывали от острова кусочек за кусочком и разнесли нас по всему берегу. Так я с вами и оказался.

Неожиданно с обрыва на морской берег свалился широкий и плоский камешек с обломанными краями. Он долго охал, переваливаясь с одного бока на другой, наконец, улегся и затих. Это был худощавый на вид Сланец черно-зеленого цвета с полосками. Он как будто надел морскую тельняшку и долго в ней возился с угольной пылью. Полежав немного среди камней на берегу, он начал хныкать и жаловаться:

— Конечно, приятно быть крепким и твердым как ты, Базальт. Но мне в жизни не повезло. Лежал я себе миллионы лет на дне моря, среди других таких же сланцев. Сверху накрывали нас целые слои камешков и камней, и так тихо, спокойно было там, так хорошо! Вдруг задрожало все кругом, все камешки перепутались: кто в трещину провалился, кто перевернулся. Словом, голову от страха все потеряли. И оказался я в конце концов в самой глубине, в самой тесноте. Кругом камни чужие, незнакомые, давят на меня, пыхтят, возмущаются. А у меня — сами видите — характер слабый. Я и стал поддаваться, одному уступил немного места, другому. А давят все сильнее, горячо стало кругом. Вот и оказался я после всех приключений таким плоским. И трещинки во мне появились. Теперь любая волна может от меня кусочек отколоть.

— Да ладно, не хнычь! — перебил его суровый Гранит. — Вот я, например, целых сто миллионов лет терпел такую жару, что тебе и не снилась, но только крепче становился. Правда, с возрастом потрескивать стал, слишком долго я лежу здесь с вами на берегу. Возраст, возраст дает себя знать. — Он зевнул, растолкал всех своими круглыми боками, улегся и замолчал надолго.

Аметист очень хотел узнать, что же такого интересного повидал Гранит за свою долгую жизнь.

— Как бы его растормошить? — обратился он к соседнему остроугольному камешку. Это был Кремень.

— Разбудить его непросто, — ответил тот. — Если только при нем завести разговор о красавце Мраморе. Ох, как не любит седой Гранит такие разговоры! Сразу просыпается, начинает сердиться. Может, и нам с тобой достанется от него.

— Ну, давай рискнем, — стал уговаривать его Аметист, — так хочется узнать побольше про разные камешки!

— А не боишься? — спросил Кремень.

— Камней бояться — в горы не ходить! — гордо ответил Аметист.

— Ладно, раз так, давай, будто нарочно, станем расхваливать мраморные статуи, лестницы, дворцы. Глядишь, Гранит и не выдержит, — согласился Кремень.

Услышав имя Мрамора, своего давнего соперника, Гранит шевельнулся.

— Да я и не спал вовсе. А Мрамор что? Мрамор — выскочка, да и только! — проворчал Гранит. — Украшения разные, вазы да статуэтки в парках — только на это он и годится! 
А если крепость надо построить или прочный замок на горе? Тогда к нам, гранитам, люди приходят и говорят: «Давайте поработаем». 
И мы всегда согласны помочь. Лежим себе в древних крепостных стенах, держим набережные и мосты своими пестрыми боками. А если кто захочет памятник красивый или, там, вазу выточить, мы и здесь не подведем. Вон рисунок у нас на боках — и розовый есть, и зеленый, и серый, и даже голубоватый. Если отполировать их получше, то никакой Мрамор не сравнится с нами!

— Ну, это ты зря, — перебил его колючий Кремень. — Мрамор людям очень нравится, да и выточить из него что-нибудь намного легче.

— Вот именно, — проворчал Гранит, — кто мягкий да уступчивый, тот всем и нравится. Уж кому это и знать, как не нам с тобой!

— Это верно, — согласился Кремень. — Со мною только и делали с давних пор, что разбивали на куски с острыми краями. Я же не виноват, что не могу быть мягким да гладким! Зато мои острые края так хорошо служили древним людям: и ветку можно срубить, и шкуру с убитого зверя снять. Даже волосы подстригали! Что у нас, кремней, характер твердый — это точно. Как сойдутся два кремня, — ни за что друг другу не уступят! Будут биться до того, что искры посыплются. Вот эти самые искры и стали использовать древние люди для добычи огня. До сих пор в зажигалках маленький камешек называют «кремень», хоть он и делается из другого материала. 
И про упрямого человека говорят: «Этот — у-у, кремень, а не характер!» Ну не могу я быть мягким, что тут поделаешь!

 Мягкие камешки тоже на дороге не валяются, — неожиданно вмешался в разговор белый Мергель. Все камешки засмеялись, потому что Мергель как раз и лежал на дорожке, по которой Девочка спускалась к берегу моря с обрыва.

— Ну что, что в тебе хорошего? — наперебой кричали твердый Базальт и прочный колючий Кремень. — Позоришь только нашу крепкую каменную семью! Тебя не то что молотком, а обыкновенной лопатой можно раскрошить. Вон сколько пыли от тебя на дорожке. Козы утром пробегут, так под их копытами ты уже и рассыпался, рад стараться, чтобы им помягче было бегать!

— А что же в этом плохого, — обиделся белый Мергель. — Должен же кто-нибудь из камешков и помягче быть, без острых углов, чтобы вот Девочке удобно было посидеть на берегу.

— Да, вообще-то верно, — согласился черный Базальт. Он был горячий по характеру, но быстро остывал.

Мергель обрадовался, что с ним согласились, и продолжил.

— Вот, например, надо построить из нас, из камней, крепкую высокую стену. Но вы все твердые по характеру, неуживчивые, каждый сам за себя. Вместе лежать не будете, рассыплетесь, раскатитесь в разные стороны. Какая уж тут стена — куча камней, да и только! Тогда берут люди мягкий Мергель, толкут его в порошок, обжигают в горячей печке и получают цемент. Этот мой дальний родственник очень любит воду. Как напьется воды, ни за что его потом с места не сдвинешь, застынет, как скала. А если в гости к нему попадут другие камешки, вот как вы, например, так и останутся у него навсегда! Такая крепкая компания получится, водой не разольешь! Бетон, а не компания. Так что и мягкий камешек кое на что годится! — с гордостью заметил Мергель.

— Да-а, — протянул задумчивый Гранит, — век лежи — век учись! — Сказав это, он повернулся на своих круглых боках, улегся поудобнее и опять заснул. Замолчали и все остальные камешки. Аметист задумчиво спросил у соседа:

— Получается, что разные камешки по-своему очень важны?

— Конечно, — отозвался Кремень. — Я-то знаю, что наши братья-камешки с давних пор укрывали людей от дождя и ветра, прятали от свирепых хищников в пещерах. Самые первые инструменты делали как раз из кремня: и ножи, и топоры, и наконечники для стрел.

— А посуда-то, посуда, — вдруг раздался чей-то голос среди камней. Это мягкий Кусок Глины впервые заявил о себе. — Посуду древние люди лепили из глины, обжигали на костре, и она служила им долго и прочно.

— Это верно, — согласился Кремень, — мы, камешки, служим долго, что инструментом или украшением, что на стройке или в музее. На нас можно положиться, мы — надежная опора для всего, что есть на свете!

— Опора, конечно, — с иронией протянул Базальт. — Только есть среди нас неустойчивые, непрочные камешки. Чуть тронь его, он и рассыплется. Вон лежит у самой воды, пестренький такой, неприметный. Песчаником его зовут. То-то я гляжу, лежит и молчит, видно, нечего ему сказать в нашей твердокаменной компании.

— Вечно ты пристаешь к другим камешкам, — вступился за бедного невзрачного родственника Мергель. — Лежит наш Песчаник у самой воды, потому его тихий голос и не слышно из-за шума волн. Зато у него есть своя, особая работа — в промежутках между песчинками хранить воду или воздух, газ природный или нефть, например. Собирает Песчаник, впитывает глубоко под землей нефть и потом отдает ее потихоньку людям. А то, что он невзрачный такой, серенький и скромный — так не всем же быть блестящими красавцами, как наш новенький, Аметист. Вот мы, Мергели, Глины и Песчаники, не блещем красотой. Наша родина — морское дно. Там мелкие частички, остатки ракушек и водорослей оседают в мутной воде слой за слоем. На глубине темно, холодно, где уж нам о красоте своей заботиться. Но каждый из нас свое дело знает хорошо и исправно его исполняет.

— Ну ладно, извини, погорячился, — проговорил Базальт, — обидно, понимаешь, за нашу прочную каменную семью. Есть в ней, оказывается, и мягкие, почти рыхлые родственники. Язык не поворачивается назвать их гордым именем «камень».

— Ну и не называй, раз не нравится, — отозвался Мергель. — Люди говорят про нас — горные породы, тоже красиво. Кроме нас, мягких камешков, так можно сказать и про глину, и про песок. Да мало ли еще горных пород на свете! Ведь вы, твердые и блестящие камешки, — тоже горные породы, разве не так?

— Конечно, — согласился Базальт. — Только мы с Гранитом и Сланцем родились в раскаленной глубине Земли, а вы — на ее поверхности или на морском дне. Мы — прочные, твердые, а вы — мягкие и рыхлые. Да, видно, так уж вам на роду написано...

— Мы, камешки, очень разные, — сказал Кремень, — мы живем очень давно, везде-везде, даже в Космосе и в глубине Земли. Мы не боимся ни сильного холода, ни огненной жары. И мы рады, что среди нас есть такие красивые братья-камешки, как ты, Аметист. Украшать жизнь людей — тоже важное дело.

— Спасибо вам за все, — растроганно произнес Аметист, — я буду о вас всегда вспоминать. Если, конечно, вернусь домой, — с грустью подумал он.

— Мы тоже будем помнить о тебе, — сказали Гранит и Базальт, Кремень и Мергель, другие камешки. — Но есть у нас одно условие. Ты никогда и никому не должен рассказывать о том, что услышал на морском берегу. Это будет наша общая тайна. Люди называют ее — Тайна Природы.

— Честное слово Аметиста! — серьезно сказал Аметист.

Стемнело на морском берегу. Под ровный шум набегающих волн камешки успокоились, улеглись поудобнее и заснули. Заснул и маленький сиреневый Аметист. И снилось ему голубое море, на дне которого мирно спят Глина и Песчаники, снились ему и огненные вулканы, где горячий, раскаленный докрасна Базальт булькал и дышал обжигающим паром. Глубоко внутри Земли под тяжестью других горных пород ворчали и охали Гранит и Сланец.

А над Землей уже вставало Солнце, радостное и теплое. Аметист почувствовал, что это уже не сон, а солнечный рассвет над морем. И вдруг он услышал шорох камешков. Грустная Девочка шла по берегу моря и внимательно смотрела себе под ноги! Аметист изо всех сил закричал: «Я здесь, здесь!» Но Девочка не услышала его за шумом морского прибоя. Тут луч Солнца коснулся Аметиста, заиграл на его блестящих гранях. Девочка радостно вскрикнула и бросилась к маленькому сверкающему камешку. «Нашелся, ура, нашелся!» — повторяла она. Потом, немного успокоившись, Девочка положила камешек на ладошку. «Ну расскажи, расскажи, что ты видел среди других камешков на берегу!» — просила она. Но Аметист ничего не ответил. Ведь он дал честное слово своим братьям-камешкам. А честное слово крепче всего на свете, даже крепче камня.

Обсуждение текста

  • Вспомните как можно больше героев этой сказки.
  • Какие камешки были твердыми, а какие — мягкими?
  • Для чего нужны камешки, о которых идет речь в сказке?
  • Пусть дети скажут, какой камешек им нравится больше всего и почему.
  • Откуда берутся камешки?
  • Кто из ребят видел камни на улице? Дома? На кого из героев сказки они были похожи?

Задания

1. Собрать коллекцию камней, в которую войдут и некоторые камешки из сказки, рассмотреть их через лупу, попробовать на твердость.

2. Нарисовать иллюстрации к сказке.

3. Собрать выставку декоративных изделий из камешков.

Оксана Борщ  Что такое вода?

Что такое вода — интересно ребятам,
Это то, без чего нам, друзья, не прожить.
Человечеству послана она во благо,
И водой мы, конечно, должны дорожить.
Что такое вода? Это реки и море,
Это лед Антарктиды, это снег или град.
Это синее озеро там, на просторе,
И красивый и громкой речной водопад.
И весенний ручей, и осенняя лужа,
Что такое вод? — Я отвечу легко.
Это то, что, бесспорно, нам жизненно нужно,
Что в судьбу человека вошло глубоко.

*  *  *

Вода — основа жизни на Земле,
Она необходима всем вокруг:
Растениям, животным, человеку,
Расходуй ее бережно, мой друг!

Стихотворение Путешествие капельки

Вот капелька-малышка
На землю с туч упала.
Бедняжка растерялась,
Что делать ей не знала.
Но мимо пробегал вдруг
Веселый ручеек,
Расстроенную капельку
С собой он уволок.
Куда ее повел он,
То капелька не знала,
Но вскоре миллионы
Таких же увидала,
Похожих друг на друга.
Тут перед ней гигант.
И догадалась капелька,
Что это океан.
Жить в океане тесно
И капелька устала.
Однажды в день чудесный
Так солнце припекало,
Что капелька вдруг стала
Тихонько уменьшаться.
А как уменьшилась она,
Ввысь стала подниматься.
Наверх попала капелька,
А вы узнали вот:
В природе происходит как
Воды круговорот

Воду нужно уважать! 

Воду нужно уважать —
Это должен каждый знать!
Совершенно не секрет —
Без воды нам жизни нет!

Ни умыться, ни напиться,
И не сможем насладиться
Ни природой, ни пейзажем
Без воды угаснет каждый!

Трудолюбивая вода

Вечерком нашей водице,
Нужно будет потрудиться.
Ванну станем принимать,
Ножки, ручки отмывать.
С мылом спинку мы потрем,
Грязь везде-везде найдем.
Нелегко воде бывает,
Но дело свое она знает!
Знаем точно, что водица
Грязь не признает на лицах.
Кто красивым хочет стать,
Воду должен уважать!

Берегите воду

Вода — это то, что дает людям жизнь,
Водой дорожи, за сохранность борись!
Пусть будет чиста или очень грязна,
Какой ни была бы, полезна она.
В болоте, в грязи, где лягушки живут,
Вода грязна очень, для них там уют.
Для рыбок в реке и животных морских,
Вода всегда чистой должна быть для них.
А что в Антарктиде замерзла совсем,
И та, в виде льда, что знакома нам всем,
И эта вода ведь полезная тоже,
Она охлаждает, взбодрить быстро может.
Какую бы воду, друзья, не встречали,
Мы все за сохранность ее отвечаем.
Иначе закончиться может вода,
И жизнь на планете затихнет тогда

Н. Рыжова

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

 Как сосулька, замерзает,

В лес туманом заползает,

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся,

Мы привыкли, что вода

Наша спутница всегда.

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить.

Есть четыре помощника на службе у тебя,
Не замечая, их используешь шутя:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,

Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик – запах различать.

Быть у каждого должна

Очень «умной» голова.

Я верчу ей как умею

Голова сидит на шее.

(показывает голову и шею)

Животик, спинка, грудь,

Их вместе всех зовут – туловище.

(показывает туловище)

Съел еду я всю, и вот

Мой наполнился живот.

На прогулке не забудь

Закрывать от ветра грудь.

(показывает грудную клетку)

Руки – чтоб ласкать, трудиться,

Воды из кружечки напиться.

(показывает руки)

У меня один лишь нос.

Много тоненьких волос.

По пять пальцев на руках

И по пять на двух ногах.

(показывает нос, пальцы на руках и ногах)

Бегут по дорожке

Резвые ножки.

Спотыкнулся через Генку

И ушиб себе коленку.

Как мне нравится магнит

Он так меня манит

Камня маленький кусок,

Невзрачный, серенький брусок.

Легенда о магните

В старину был пастух; звали его Магнис. Пропала у Магниса овца. Он пошёл в гору искать. Пришёл на одно место, где одни белые камни. Он пошёл по этим камням и чувствует, что сапоги на нём прилипают к этим камням. Он потрогал рукой – камни сухие и не липнут к рукам. Пошёл опять, - опять сапоги прилипают. Он сел, разулся, взял сапог в руки и стал эти камни трогать.

Тронет кожей и подошвой – не прилипают, а как тронет гвоздями, так прилипнет.

Была у Магниса палка с железным наконечником. Он тронул камень деревом – не прилипает; тронул железом – прилипло так, что отрывать надо. Магнис рассмотрел камень, видит, что похож на железо, и принёс куски камня домой. С тех пор узнали этот камень и прозвали его магнитом. Магнит находят в земле с железной рудой. Там, где есть магнит в руде, и железо самое лучшее. Из себя магнит похож на железо.

Если положить кусок железа на магнит, то железо станет притягивать другое железо. А если положить стальную иголку на магнит да подержать подольше, то иголка сделается магнитом и станет к себе притягивать железо.

Если два магнита сводить концы с концами, то одни концы будут отворачиваться друг от друга, а другие будут сцепляться…..

Пока не знали магнита, корабли не плавали по морям вдаль от берега; а когда узнали магнит, то сделали иголку магнитную на шпеньке, чтоб она вольно ходила. По этой иголке стали узнавать, в какую сторону плывут. С магнитной иголкой стали ездить дальше от берегов и с тех пор много новых морей узнали.

На кораблях всегда бывает магнитная иголка (компас) и есть мерная верёвка с узлами на конце корабля. И верёвка приделана так, что она разматывается и по ней видно, сколько корабль проехал.

Так что, когда плывут на корабле, всегда знают, на каком теперь месте корабль, далеко ли от берега и в какую сторону (Лев Толстой.)

А в интернете нашла такую легенду про магнит. В старину рассказывали, будто есть на краю света, у самого синего моря, огромная гора. У подножия этой горы давным-давно люди нашли камни, обладающие невиданной силой-притягивать к себе некоторые предметы.

Неподалёку от горы был город Магнессии (теперь он город Маниса в Турции).

В нём жил храбрый рыцарь Магнитолик. Он носил доспехи, сделанные из железа. И ничего он не боялся: ни стрел, ни животных. Магнитолик гулял, где хотел, и решил он пойти к горе, которая притягивала к себе всех рыцарей и никого не отпускала. Был он храбрым и любопытным. Магнитолик хотел узнать, что за колдовство там скрыто. Он поспорил, что вернётся живым и невредимым. Но как ни старался Магнитолик, гора всё равно притянула его к себе.

Магнитолик был не только храбрым, но и умным, он нашёл способ, как выбраться и освободил других рыцарей.

А вы догадались? Нет? Тогда скажу. Магнитолик снял доспехи и рыцарей то же самое попросил сделать. И гора всех отпустила.

Воздух – это-то, чем дышим.
Через воздух звук мы слышим.
В воздух, в небо и в полет
Улетает самолёт.

Птица в воздухе летает.
Разным воздух наш бывает,
Воздух может быть прозрачным,
Пахнуть может дымом дачным.

Может пахнуть апельсином,
Кофе, завтраком, бензином.
Он из фена вылетает,
Тёплым он тогда бывает.
А когда вокруг мороз,
Щиплет больно он за нос.

Шторой в комнате играл,
Бурю в море он поднял…
Воздух разный, он такой!
Где найдём его с тобой?

Космические загадки

Без огня горит, без крыльев летит. (Солнце)

 

Поле не меряно,

Овцы не считаны,

Пастух рогат. Что это? (Небо, звезды, месяц)

 

На этой планете такая жара,

Что там оказаться опасно друзья

(Меркурий)

 

Эту планету – холод страшный сковал,

Теплом её солнечный луч не достал.

(Плутон)

 

Эта планета нам всем дорога,

Нам жизнь подарила планета … (Земля)

 

А эта планета гордится собой,

Поскольку считается самой большой.

(Юпитер)

 

Кольцами себя окружила

И этим себя от других отличила. (Сатурн)

 

А эта планета зелёного цвета. (Уран)

 

Морской царь названье ей дал,

Именем своим планету назвал. (Нептун)

 

Ночь на небе один

Золотистый апельсин.

Миновали две недели,

Апельсина мы не ели,

Но осталась в небе только

Апельсиновая долька. (Луна)

Викторина  для старших дошкольников

  • Как называется планета, на которой мы живем?
  • Как называется ближайшая к нам звезда?
  • Что такое Солнечная система?
  • Какие планеты ты знаешь в Солнечной системе? Какая из них самая большая?
  • Какую планету называют красной? Почему? Эту планету римляне назвали в честь бога войны Марса. Как ты думаешь, почему?
  • Какая планета находится ближе всех к Солнцу?
  • Как называется спутник Земли? Что ты о нем знаешь?
  • Какие созвездия нашего неба ты знаешь?
  • Что такое метеориты?
  • Какая звезда считается у моряков путеводной? Почему?
  • Кто был первым космонавтом Земли?
  • Когда впервые человек полетел в космос?
  • Каких российских космонавтов ты знаешь?
  • Какие стихи ты знаешь о космосе?
  • Ты бы хотел стать космонавтом? Почему?
  • Как ты считаешь, какими качествами должен обладать космонавт?

Вижу розетку внизу на стене

И интересно становиться мне,

Что за таинственный зверь там сидит,

Нашим приборам работать велит!

 

Зверя зовут электрический ток,

Очень опасно играть с ним дружок!

Руки подальше от тока держи,

Пальцы в розетку совать не спеши!

 

Если попробуешь с током шутить,

Он разозлиться и может убить.

Ток – для электроприборов, пойми,

Лучше его никогда не дразни!

А. Береснева

Очень любим дом мы свой,

И уютный, и родной.

Но не каждый бы сумел

Переделать массу дел.

Нужно дома нам убирать,

Приготовить, постирать,

А ещё бельё погладить…

Как со всей работой сладить?

И чудесно, что сейчас

Есть помощники у нас.

Они труд нам облегчают,

Время наше сберегают.

И приходится им, братцы,

Электричеством питаться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительной коррекционно-развивающей деятельности учителя – логопеда с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности № 1 на 2014-2015 уч.г. в условиях работы логопедического кружка «По ступенькам грамоты»

Материал будет полезен учителям-логопедам дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего видов, ведущим дополнительную коррекционно-образовательную деятельность с детьми 7-го...

Использование сказки как жанра детского фольклора в работе с детьми подготовительной группы. Из опыта работы.

В данной статье расссматривается сказка как особый жанр  устного народного творчества, используемый наиболее часто в дошкольном учреждении. В рамках проекта "Детское книгоиздательство" на примере...

Перспективный план работы с детьми подготовительной группы по развитию театрализованной деятельности

Перспективный план работы с детьми подготовительной группы по развитию театрализованной деятельности...

Памятка для педагогов «Методика работы с детьми подготовительной группы по театрализованной деятельности»

Театрализованные игры являются играми-представлениями, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемого детьми в лицах. В них, как в настоящем искусстве, с помо...

Отчет о работе с детьми подготовительной группы в процессе проектной деятельности «Дерево здоровья»

Приобщение к здоровому образу жизни детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности....

Опытно-экспериментальная работа с детьми подготовительной группы детского сада на тему "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

Работа включает в себя теоретическое введение, объемный опытно-экспериментальный основной раздел с тремя этапами исследования (констатирующим, формирующим и контрольным) и приложения в виде практическ...

Планирование работы с детьми подготовительной группы в рамках познавательно-творческой проектной деятельности «Школа».

Поступление в школу - это новый этап в жизни ребёнка. Многие дети с трепетом, тревогой и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию – шк...