Конспект итогового занятия по проекту «Древние ремёсла в названиях московских улиц»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Морозова Людмила Николаевна

Конспект занятия "Древние ремесла в названиях московских улиц"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_-_drevnie_remesla_v_nazvaniyah_moskovskih_ulits.docx32.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итогового занятия по проекту «Древние ремёсла в названиях московских улиц» в подготовительной группе №1

Дети входят в зал под песню «Дорогая моя столица». Садятся полукругом.

Ход занятия:

Воспитатель:- Здравствуйте, ребята!

Мы с вами живем в самой большой и прекрасной стране на Земле! Вы уже знаете, как называется наша страна? (Россия)

- Правильно, у нашей страны удивительно  красивое, звучное  имя – Россия. В нашей стране много  разных городов, но есть среди них один - самый главный, его называют столицей. Какой это город? (Москва).

-Да, это Москва, город, в котором живём мы с вами (слайд 1). А вы, юные москвичи, - будущее столицы.

- Ребята, вы каждый день гуляете по московским проспектам, улицам и переулкам.А какие улицы Москвы вы знаете? (ответы детей)Скажите, ребята, а как улицы получают свои названия? (ответы детей)

- А вы знаете, чем знаменита Профсоюзная улица в Москве? (ответы детей) Это самая длинная улица – более 10 км. Если мы с вами поедем по этой улице, никуда не сворачивая, то окажемся возле стен древнего Кремля. (слайд 2)

-А что такое Кремль? (Крепость) И если мы пройдём вдоль Кремлёвской стены, то окажемся на главной площади нашей страны. (слайд 3)

-Как она называется? (Красная площадь)

-Почему она так называется? (ответы детей)

-А кто знает, что это за чудесный дворец на Красной площади? (слайд 4) (ответы детей)

- Это, ребята, Государственный Исторический музей. Он находится на Красной площади. Как вы думаете, почему музей называется Историческим? (ответы детей)

- Правильно. Он называется Историческим, потому что в нем собраны старые вещи, документы, картины. Они рассказывают о прошлом нашей страны – России, о том, какие люди в ней жили, как они выглядели, какую одежду носили, чем прославились. В этом музее «встречаются прошлое и настоящее».

- Ребята, предлагаю вам зайти в музей на экскурсию. Зайдем? (ответы детей) Тогда прошу вас встать со стульчиков и с песней «Я шагаю по Москве» отправиться в путь. (Дети змейкой идут за воспитателем).


- Вот мы и подошли к музею. Заходите, ребята! (слайд 5).

Экскурсовод:

Друг мой, бывал ли ты

На башне университета?

Видал ли с этой высоты

Столицу нашу в час рассвета?

Когда за дымкой голубой,

А в летний зной — совсем лиловой

Москва-река перед тобой

Лежит серебряной подковой.

Текла река в лесах, в лугах,

Ладьи скользили по теченью,

А на высоких берегах

Виднелись тут и там селенья.

Славянский люд в них проживал

С десятого, быть может, века…

- Здравствуйте, ребята, мы рады вас видеть в Государственном Историческом музее! Сейчас мы окажемся в древней Москве, когда еще не было машин и электричества, магазинов и заводов. Все необходимое для жизни люди делали своими руками. Были замечательные мастера своего дела.

-Как называлось их мастерство?

-Ремесло – это ручное изготовление различных предметов, необходимых для жизни. Ремеслу учились с детства. Бабушки и дедушки передавали свое мастерство детям и внукам.

 Пожалуйста, обратите внимание на первый стенд. (слайд 6) Что вы там видите? (горшки, кружка, игрушка-свистулька …). Как вы думаете, для чего были нужны эти вещи? (ответы детей) Из чего сделаны эти вещи? (ответы детей) И как назывался мастер, который сделал эти предметы? (ответы детей) Правильно, гончар. (слайд 7) Эти все предметы были необходимы в каждом доме и беднякам, и богатым. Гончары населяли Гончарную слободу, здесь было много гончарных мастерских. Эти мастера изготавливали не только посуду для приготовления пищи, но и огромные горшки для хранения зерна и других продуктов, а также игрушки для детей. В качестве украшения использовали орнамент в виде линий или волн, кружков, зубчиков, ямочек и т.д. Гончарное дело на Руси было одним из самых важных и нужных ремёсел, поэтому память об этих мастерах сохранилась в названии улиц до наших дней. В районе бывшей Гончарной слободы находятся Гончарная улица и Гончарные переулки.

- Есть ещё витрина справа,

У высокого окна.

Наша гордость, наша слава

В ней навек сохранена.

Из колец, сплетённых туго,

Одеянье там лежит.

Это древняя кольчуга,

А над нею шлем и щит.

Им от поля Куликова

Сохраниться довелось.

Медью был тот щит окован,

Шлем копьём пробит насквозь. (слайд 8)

- Да, ребята, время тогда было неспокойное: Москве часто грозили враги. Ребята, а как называлась железная рубашка, которая защищала воина? (ответы детей) Правильно, это кольчуга (слайд 9). Кузнец сначала через маленькие отверстия протягивал металлический прут, затем нарезал проволоку, а потом кропотливо ковал маленькие колечки и соединял их одно с другим, пока не получалась готовая кольчуга. Носить тяжёлую железную «рубашку» мог только сильный человек, зато надёжно защищала она его и  от вражеского меча, и от стрелы. На Руси доспехи по-другому назывались бронёй. Кузнецов, делающих латы и оружие, называли бронниками. (слайд 10) Слободу, где они жили, называли Бронной слободой. Славное ремесло этих мастеров увековечено в названиях двух московских улиц – Большая и Малая Бронная.

- МОлодцы, теперь немного давайте отдохнём и представим, что мы кузнецы.

Физминутка:

Я стучу, стучу, стучу (наклоны вперёд, руки как будто держат молот)

Кузнецом я быть хочу. (показать какие сильные)

Раздувайтесь меха (развести руки в стороны)

Разгорайся огонь (руки снизу вверх, потрясти ладошками)

Постучи мой молоток (кулачок о кулачок)

Получись-ка завиток  (показать завиток в воздухе)

-Ну что же представили, что мы кузнецы? («да»)

- Ребята, продолжаем нашу экскурсию - переходим к следующему стенду Исторического музея. (слайд 11) Обратите внимание, что находится на этом стенде? (ответы детей) Правильно, вы видите здесь прялку, ткацкий станок, красивую ткань. Как вы думаете, для чего был нужен ткацкий станок? (слайд 12) (ответы детей) Из чего ткали ткань? (ответы детей) Здесь представлены ткани изо льна. В старину лён и ткани, сделанные изо льна, называли «хам». А люди, которые ткали льняные ткани, назывались хамовники, поэтому слободы мастеров стали называться «хамовническими». В Замоскворечье был построен большой хамовный дом, где работало сразу много ткачей. Льняные полотна мастера из Хамовников поставляли в царский дворец, тонкое белое полотно шло на рубашки самому царю и царской семье, из него шили скатерти, полотенца, постельное бельё. Полотно могло быть чисто белым, с узорами, могли окрашивать яркими цветами.  Узоры вышивали вручную. И в память об этих мастерах также остались улица Хамовнический Вал и район Хамовники.

-Мне кажется, ребята, мы немного проголодались за время нашей экскурсии. Может быть, нам удастся полакомиться у следующего стенда? (слайд 13)  Что же здесь у нас такое вкусное? (ответы детей) Ребята, а каждый человек в Древней Москве мог купить себе белую булку? (ответы детей) Калач всегда служил символом богатства, сытости, поскольку пекли его из белой муки, а из ржаной, как обычно. Калачи были лакомством, которое бедные люди могли позволить себе только по праздникам. Калачи выпекались в форме большого замкА с круглой дужкой, за которую как за ручку, держались горожане, съедая вкусный хлеб. (слайд 14) Ребята, а почему у калача такая форма, как вы думаете? (ответы детей) Совершенно верно, ребята. А как же назывались люди, которые выпекали калачи? (ответы детей) Правильно, калашники. И жили они, как вы думаете, где? (ответы детей: в Калашной слободе) А вот и нет, жили они в Дворцовой слободе.Там жили все мастера, которые обеспечивали царский двор всем необходимым. И в память об этих мастерах остались улицы: ПоварскАя, Хлебная, СкАтертный переулок, НожОвый переулок и наш, Калашный переулок.

Воспитатель: - Ребята, а теперь проверим, внимательно ли вы слушали нашего экскурсовода?

Дидактическая игра «Кому - что нужно для работы».

Ход игры: Дети делятся на четыре группы. По сигналу воспитателя нужно разложить картинки – орудия труда к картинке – нужной профессии. Затем дети по очереди объясняют свой выбор.

- Молодцы, ребята, справились с заданием. Наша экскурсия подошла к концу, мы покидаем Исторический музей. Но вы можете сходить в Исторический музей с родителями и еще много узнать интересного из прошлой жизни нашей страны. А сейчас давайте посмотрим, как улицы, о которых мы говорили, выглядят сегодня.

Приложение. Достопримечательности на улице Гончарной:

(слайд 15) Храм Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах (Гончарная улица, д. 29).

(слайд 16) Усадьба Клаповской — усадьба в Москве  (Гончарная улица, дом 14-16). Объект культурного наследия федерального значения.

(слайд 17) Городская усадьба Н. Е. Зельина — В. А. Безсоновой  (на пересечении Гончарной улицы и 1-го Гончарного переулка д. № 35/5, стр. 1). Имеет статус объекта культурного наследия федерального значения.

(слайд  18) Храм Никиты Мученика на Швивой горке за Яузой (Афонское подворье) (Гончарная улица, д. 4-6).

Достопримечательности на улице Малая Бронная:

(слайд 19) Угол Тверского бульвара с Малой Бронной (Романовка). В Романовке размещались дешевые меблированные комнаты, в которых селились ученики консерватории и Московского училища живописи, ваяния и зодчества.

(слайд 20) Жилой комплекс «Патриарх» расположен в уникальном историческом районе Москвы рядом с Патриаршими прудами.

(слайд 21) Московский драматический театр на Малой Бронной — один из наиболее известных драматических театров в Москве.

        Достопримечательности на улице Большая Бронная: (слайд 22)

(слайд 23) Бывшая усадьба А. А. Яковлева, XVIII—XIX век (Большая Бронная, 18).

(слайд 24) Привлекает внимание особняк баронов Поляковых  на Большой Бронной, построенный в неоклассическом стиле (Большая Бронная,10).

        Достопримечательности района Хамовники:

В Хамовниках расположены Новодевичий монастырь (основан в 1524 г.) (слайд 25)  и Зачатьевский монастырь (основан в 1584 г.) (слайд 26), воссозданный храм Христа Спасителя (слайд 27)храм Николая Чудотворца в Хамовниках (слайд 28)

В пределах современного района расположены: Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (слайд 29)Государственный музей Л. Н. Толстого (слайд 30)Мемориальный музей-усадьба Л. Н. Толстого «Хамовники». (слайд 31)

        Достопримечательности Калашного переулока: (слайд 32)

(слайд 33) Дом Моссельпрома в Москве — памятник русского конструктивизма и авангарда, расположенный на углу КалашногоНижнего Кисловского и Малого Кисловского переулков. В настоящее время в здании находятся один из факультетов Академии театрального искусства и мастерская художника Ильи Глазунова.

(слайд 34) Главный дом городской усадьбы В. В. Думнова — Н. Л. Маркова с оградой.  Здание занимает Посольство Нидерландов в России.

 - Сегодня мы познакомились только с малой частью улиц, переулков, названия которых напоминают о занятиях москвичей в древности. Познавать Москву можно и нужно не только по книгам, фильмам, занятиям – ходите в московские музеи, театры, парки, гуляйте по знаменитым московским проспектам, улицам и переулкам. (слайд 35) Они хранят много тайн и историй, узнавайте много нового и интересного.

        Подведение итога:

 - Скажите, пожалуйста, о чем мы сегодня с вами говорили?

 - Что нового и интересного вы узнали?

 - Что вам больше всего понравилось?

 - Куда бы вы хотели поехать с родителями в ближайший выходной?

- Наше занятие закончено. Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект итогового занятия по проекту "Моя семья"

Данный материал предназначен для совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста....

Конспект итогового занятия к проекту «Осень в гости к нам пришла» для детей 3-4 лет: «Поможем кукле Тане»

Конспект итогового занятия к проекту «Осень в гости к нам пришла» для детей 3-4 лет:  «Поможем кукле Тане»...

Конспект итогового занятия по проекту «Дорога и дети» в подготовительной группе

Задачи:  - Формировать знания о ПДД; - Закреплять знания о дорожных знаках; - Воспитывать культуру поведения на дороге и в общественном транспорте....

Старинные ремёсла в названиях московских улиц.

Патриотическое воспитание детей одна из основных задач современной педагогики. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравствен...

Конспект итогового занятия по проекту "Древние ремесла в названиях московских улиц"

Данное занятие проводится в завершении долговременного проекта "Древние ремесла в названиях московских улиц"....

Проект Древние ремёсла в названиях московских улиц, выступление на семинаре

Проект Древние ремёсла в названиях московских улиц, выступление на семинаре...

Презентация итогового занятия по проекту «Древние ремёсла в названиях московских улиц»

Презентация "Древние ремесла в названиях московских улиц"...