Главные вкладки

    Конспект занятия по познавательному развитию для детей средней группы "Столовый этикет или Правила поведения за столом"
    план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Галяутдинова Елена Геннадьевна

    В конспекте ставится задача научить детей  выделять существенные признаки посуды, упражнять в умении классифицировать предметы посуды по одному признаку - назначению: кухонная, чайная.  Детям дается  представление о понятии «Столовый этикет», закрепляется  умение правильно сервировать стол, с целью вызвать у детей желание красиво сервировать стол и соблюдать правила этикета. 

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл etiket_galyautdinova.docx23.41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное дошкольное образовательное  учреждение

    Центр развития ребенка – детский сад №30 «Светлячок»

    Конспект

     занятия для детей средней группы

     «Столовый этикет или

    Правила поведения за столом»

    Подготовила и провела воспитатель

    Галяутдинова   Елена  Геннадьевна

    г. Орехово-Зуево - 2018

    Программное содержание:

    - Учить выделять существенные признаки посуды.  Упражнять в умении классифицировать предметы посуды по одному признаку - назначению: кухонная, чайная.  

    - Дать детям представление о понятии «Столовый этикет»,

    -Закрепить умение правильно сервировать стол, вызвать у детей желание красиво сервировать стол и соблюдать правила этикета.

    - Развивать речь, внимание, память, логическое мышление.

    - Воспитывать у детей культуру принятия пищи.

    Материал и оборудование: 

    Костюм Федоры (взрослый), различная посуда: кастрюли, сковорода, тарелки, чашки, стаканы, ложки, вилки, ножи; картинки с изображением пищи (для игры «Что чем едят», фартуки для дежурных, шапочки, разрезные картинки, картинки с изображением посуды, скатерть для сервировки стола, мультимедийный  проектор,  музыкальный центр, аудиозаписи детских песен.

    Предварительная  работа: чтение произведения К.Чуковского «Федорино горе», рассматривание  сюжетных картин «День рождения куклы», «Завтрак в детском саду».

    Ход  занятия:

    Воспитатель:

    Я с утра пришла сюда,

    Здравствуйте, мои друзья,

    Здравствуй, солнце и земля,

    Это я... (по очереди дети называют себя по имени)

    Здравствуйте!

    Воспитатель: Ребята, вы любите ходить в гости?  А у кого вы бывали в гостях?

    (Ответы детей: у бабушки, у дедушки, у друзей, у родственников и т.д.)

    Воспитатель: а у сказочного героя вы были в гостях?( Ответы детей.)

    -Сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к сказочному герою. А к кому мы пойдем,  вы  узнаете, если отгадаете мою загадку:

    Уж не буду, уж не буду

    Я посуду обижать.

    Буду, буду я посуду

    И любить, и уважать!

                                            (Ответы детей: это бабушка Федора!)

    Воспитатель: Правильно. Мы пойдем в гости к бабушке Федоре.  Но как мы попадем в сказку? Я предлагаю отправиться  на ковре-самолете, но, сначала, с помощью волшебной палочки, скажем волшебные слова.

    Закройте  глаза и скажите волшебные слова: крибле, крабле, бумс!

                                               (Появляется Федора.)

     Федора: Здравствуйте дорогие гости! Как я рада вас видеть.

    Дети: Здравствуй, дорогая Федора Егоровна.

    Федора: А вы дети воспитанные, знаете как правильно вести себя?

     Воспитатель: Нет, мы только учимся себя  правильно вести.. Вот, узнали , что есть даже такая премудрость, «этикет» называется.

     Что такое этикет?

     Знать должны мы с детских лет

    Это – нормы поведения:

    Как ходить на День рождения?

    Как знакомиться? Как есть?

    Как звонить? Как встать?  Как сесть?

    Как здороваться со взрослым?

    Много разных есть вопросов.

    И на них дает ответ

    Этот  самый  ЭТИКЕТ.

    Федора:  Я приготовила вам игры,  проверю,  какие вы внимательные.

    Дидактическая игра "Что чем едят" 

     (На доске карточки с изображением различных продуктов и блюд, дети должны правильно назвать  - что едят руками,  что едят ложкой,  что едят вилкой, что едят вилкой и ножом)

     

    Физкультминутка.

    Воспитатель: - А теперь давайте мы превратимся в посуду, я буду показывать, вы повторяйте.

    Вот большой стеклянный чайник:
    (Дети надувают животик.)
    Очень важный, как начальник!
    (Ставят одну руку на пояс, другую изгибают, как носик.)

    Вот фарфоровые чашки:
    Очень хрупкие бедняжки!
    (Приседают, одна рука на поясе.)

    Вот фарфоровые блюдца:
    Только стукни - разобьются!
    (Кружатся, рисуя руками круг.)

    Вот серебряные ложки:
    Голова на тонкой ножке.
    (Потягиваются, руки вверху смыкают над головой.)

    Вот пластмассовый поднос:
    Он посуду нам принес!
    (Наклоняются вперед, руки, как с подносом, тоже вытягивают вперед.)

    Федора: Молодцы. Ну что же, пора стол накрывать, да чай пить. Вы мне поможете? Что сначала нужно сделать?

    (Ответы детей: вымыть руки, протереть стол влажной тряпкой, постелить скатерть, расставить блюдца. На них поставить чашки, разложить чайные ложки, поставить сахарницу,  чайничек.)

    Воспитатель: Давайте покажем Федоре,  как нужно мыть руки перед едой.

    Мышка плохо лапки мыла:
    Лишь водичкою смочила,
    Мылом мылить не старалась –
    И на лапках грязь осталась.

    Полотенце в черных пятнах!
    Как же это неприятно!
    Попадут микробы в рот,
    Может заболеть живот.

    Так что, дети постарайтесь
    Чаще с мылом умывайтесь!
    Надо теплою водой
    Руки мыть перед едой!

                                                (Дети  «моют «руки)

    Воспитатель: Зачем мыть руки перед едой? Для чего нужно мыло?

    Почему нельзя вытираться чужим полотенцем?  (Ответы детей)

           (Дети накрывают на стол. Кладут скатерть, салфетки, ложки, ставят чашки. )

    Дыхательное упражнение  «Самовар»

    Пока вы накрывали стол, у Федоры самовар закипел. Смотрите, как он кипел: сначала он пыхтел потихоньку, а потом  выпустил весь пар: «ПФ-пф-пф». Давайте вместе покажем, как кипел самовар.

    Воспитатель: Отгадайте загадку, без чего чаепитие не состоится.

    Я пыхЧу, пыхЧу, пыхЧу,
    Больше греться не хоЧу.
    Крышка громко зазвенела.
    Пейте Чай, вода вскипела!  
    (Чайник)

                                   (Повторение  чистоговорки  со звуком «Ч»)

    Воспитатель: Теперь нужно вежливо пригласить гостей к столу. А после чаепития следует  помыть посуду. А то посуда убежит от нас,  как  от  Федоры.

    Пальчиковая гимнастика «Моем посуду»

    Раз, два, три, четыре,
    Мы посуду перемыли:
    Чайник, чашку, ковшик, ложку
    И большую поварешку.
    Мы посуду перемыли,
    Только чашку мы разбили,
    Ковшик тоже развалился,
    Нос у чайника отбился.
    Ложку мы чуть-чуть сломали —
    Так мы маме помогали

    Рефлексия.

    Воспитатель: Вот, мы и вернулись в детский сад. Понравилось вам ходить в гости? Давайте повторим  правила поведения за столом.

    Известно с детства это всем:

    «Когда я ем, я глух и нем».

    Жуешь -  закрытым рот держи.

    Проглоти - потом скажи.

    -Блюдо с хлебом далеко,

    Дотянуться нелегко.

    Рукавом в салат не лезь,

    За столом соседи есть

    Попроси их вежливо.

    И припомни снова,

    Вежливое слово.

    Не вытирай свой рот рукой-

    Салфетка есть перед тобой.

    Облизывать не стоит пальцы,

    Которые за все хватались.

    Учитесь ЭТИКЕТУ, детки:

    Для рук положены салфетки.

    Чтобы что-то резать, нож

    В руку правую берешь,

    Вилку  в руку левую,

    Сидишь королевою.

    Кто дома есть научится,

    В гостях не будет мучиться.

    Не вертись, спокойно кушай.

     И не чавкай, словно хрюша.

    Ложка в чашке – не пропеллер,

    Не спеша помешивай.

    Чтобы люди не смотрели

    На тебя насмешливо.

    Чтобы не упасть случайно

    На пол в час веселья,

    Ты на стуле не качайся

    Это не качели.

    Воспитатель:  Я уверена ,  вы твердо запомнили правила столового этикета, и будете применять их всегда.

                                        Занятие окончено.

    Литература: 

    Курочкина И.Н. Дошкольнику о хороших манера х и этикете.

    Насонкина С.А. Уроки этикета.

    Давай познакомимся! тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников  4 – 6 лет / автор-составитель Пазухина И.А.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей средней группы "Вершки и корешки" с использованием ИКТ

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию в средней группе "Вершки и корешки"...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей средней группы "Транспорт".

    Конспект НОД по познавательному развитию детей средней группы  с использованием  ИКТ. Тема: "Транспорт"...

    Конспект познавательной деятельности детей средней группы «Путешествие Снеговика»

    Программное содержание:расширять представление детей о том, что в мороз вода превращается в лед, снег в теплом помещении тает.Развивать интерес к зимним явлениям неживой природы. Учить анализиров...

    Перспективное планирование по познавательному развитию детей средней группы (познавательно-исследовательская деятельность)

    Перспективное планирование по познавательному развитию детей средней группы(познавательно-исследовательская деятельность)...

    Конспект непосредственно – образовательной деятельности в средней группе. Тема: «Как хлеб к нам на стол пришел».

    Познакомить детей с процессом выращивания пшеницы. Расширять и обогащать знания детей о хлебе и его изготовлении....

    Викторина для детей среднего дошкольного возраста по теме "Правила поведения"

    Викторина "Правила поведения" Возрасная группа: средняя группа (4-5 лет)Цель - закрепить знания детей о правилах поведения на улице и дома....