Конспект занятия по познавательному развитию для детей средней группы "Столовый этикет или Правила поведения за столом"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Галяутдинова Елена Геннадьевна

В конспекте ставится задача научить детей  выделять существенные признаки посуды, упражнять в умении классифицировать предметы посуды по одному признаку - назначению: кухонная, чайная.  Детям дается  представление о понятии «Столовый этикет», закрепляется  умение правильно сервировать стол, с целью вызвать у детей желание красиво сервировать стол и соблюдать правила этикета. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etiket_galyautdinova.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждение

Центр развития ребенка – детский сад №30 «Светлячок»

Конспект

 занятия для детей средней группы

 «Столовый этикет или

Правила поведения за столом»

Подготовила и провела воспитатель

Галяутдинова   Елена  Геннадьевна

г. Орехово-Зуево - 2018

Программное содержание:

- Учить выделять существенные признаки посуды.  Упражнять в умении классифицировать предметы посуды по одному признаку - назначению: кухонная, чайная.  

- Дать детям представление о понятии «Столовый этикет»,

-Закрепить умение правильно сервировать стол, вызвать у детей желание красиво сервировать стол и соблюдать правила этикета.

- Развивать речь, внимание, память, логическое мышление.

- Воспитывать у детей культуру принятия пищи.

Материал и оборудование: 

Костюм Федоры (взрослый), различная посуда: кастрюли, сковорода, тарелки, чашки, стаканы, ложки, вилки, ножи; картинки с изображением пищи (для игры «Что чем едят», фартуки для дежурных, шапочки, разрезные картинки, картинки с изображением посуды, скатерть для сервировки стола, мультимедийный  проектор,  музыкальный центр, аудиозаписи детских песен.

Предварительная  работа: чтение произведения К.Чуковского «Федорино горе», рассматривание  сюжетных картин «День рождения куклы», «Завтрак в детском саду».

Ход  занятия:

Воспитатель:

Я с утра пришла сюда,

Здравствуйте, мои друзья,

Здравствуй, солнце и земля,

Это я... (по очереди дети называют себя по имени)

Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, вы любите ходить в гости?  А у кого вы бывали в гостях?

(Ответы детей: у бабушки, у дедушки, у друзей, у родственников и т.д.)

Воспитатель: а у сказочного героя вы были в гостях?( Ответы детей.)

-Сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к сказочному герою. А к кому мы пойдем,  вы  узнаете, если отгадаете мою загадку:

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать.

Буду, буду я посуду

И любить, и уважать!

                                        (Ответы детей: это бабушка Федора!)

Воспитатель: Правильно. Мы пойдем в гости к бабушке Федоре.  Но как мы попадем в сказку? Я предлагаю отправиться  на ковре-самолете, но, сначала, с помощью волшебной палочки, скажем волшебные слова.

Закройте  глаза и скажите волшебные слова: крибле, крабле, бумс!

                                           (Появляется Федора.)

 Федора: Здравствуйте дорогие гости! Как я рада вас видеть.

Дети: Здравствуй, дорогая Федора Егоровна.

Федора: А вы дети воспитанные, знаете как правильно вести себя?

 Воспитатель: Нет, мы только учимся себя  правильно вести.. Вот, узнали , что есть даже такая премудрость, «этикет» называется.

 Что такое этикет?

 Знать должны мы с детских лет

Это – нормы поведения:

Как ходить на День рождения?

Как знакомиться? Как есть?

Как звонить? Как встать?  Как сесть?

Как здороваться со взрослым?

Много разных есть вопросов.

И на них дает ответ

Этот  самый  ЭТИКЕТ.

Федора:  Я приготовила вам игры,  проверю,  какие вы внимательные.

Дидактическая игра "Что чем едят" 

 (На доске карточки с изображением различных продуктов и блюд, дети должны правильно назвать  - что едят руками,  что едят ложкой,  что едят вилкой, что едят вилкой и ножом)

 

Физкультминутка.

Воспитатель: - А теперь давайте мы превратимся в посуду, я буду показывать, вы повторяйте.

Вот большой стеклянный чайник:
(Дети надувают животик.)
Очень важный, как начальник!
(Ставят одну руку на пояс, другую изгибают, как носик.)

Вот фарфоровые чашки:
Очень хрупкие бедняжки!
(Приседают, одна рука на поясе.)

Вот фарфоровые блюдца:
Только стукни - разобьются!
(Кружатся, рисуя руками круг.)

Вот серебряные ложки:
Голова на тонкой ножке.
(Потягиваются, руки вверху смыкают над головой.)

Вот пластмассовый поднос:
Он посуду нам принес!
(Наклоняются вперед, руки, как с подносом, тоже вытягивают вперед.)

Федора: Молодцы. Ну что же, пора стол накрывать, да чай пить. Вы мне поможете? Что сначала нужно сделать?

(Ответы детей: вымыть руки, протереть стол влажной тряпкой, постелить скатерть, расставить блюдца. На них поставить чашки, разложить чайные ложки, поставить сахарницу,  чайничек.)

Воспитатель: Давайте покажем Федоре,  как нужно мыть руки перед едой.

Мышка плохо лапки мыла:
Лишь водичкою смочила,
Мылом мылить не старалась –
И на лапках грязь осталась.

Полотенце в черных пятнах!
Как же это неприятно!
Попадут микробы в рот,
Может заболеть живот.

Так что, дети постарайтесь
Чаще с мылом умывайтесь!
Надо теплою водой
Руки мыть перед едой!

                                            (Дети  «моют «руки)

Воспитатель: Зачем мыть руки перед едой? Для чего нужно мыло?

Почему нельзя вытираться чужим полотенцем?  (Ответы детей)

       (Дети накрывают на стол. Кладут скатерть, салфетки, ложки, ставят чашки. )

Дыхательное упражнение  «Самовар»

Пока вы накрывали стол, у Федоры самовар закипел. Смотрите, как он кипел: сначала он пыхтел потихоньку, а потом  выпустил весь пар: «ПФ-пф-пф». Давайте вместе покажем, как кипел самовар.

Воспитатель: Отгадайте загадку, без чего чаепитие не состоится.

Я пыхЧу, пыхЧу, пыхЧу,
Больше греться не хоЧу.
Крышка громко зазвенела.
Пейте Чай, вода вскипела!  
(Чайник)

                               (Повторение  чистоговорки  со звуком «Ч»)

Воспитатель: Теперь нужно вежливо пригласить гостей к столу. А после чаепития следует  помыть посуду. А то посуда убежит от нас,  как  от  Федоры.

Пальчиковая гимнастика «Моем посуду»

Раз, два, три, четыре,
Мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли,
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали —
Так мы маме помогали

Рефлексия.

Воспитатель: Вот, мы и вернулись в детский сад. Понравилось вам ходить в гости? Давайте повторим  правила поведения за столом.

Известно с детства это всем:

«Когда я ем, я глух и нем».

Жуешь -  закрытым рот держи.

Проглоти - потом скажи.

-Блюдо с хлебом далеко,

Дотянуться нелегко.

Рукавом в салат не лезь,

За столом соседи есть

Попроси их вежливо.

И припомни снова,

Вежливое слово.

Не вытирай свой рот рукой-

Салфетка есть перед тобой.

Облизывать не стоит пальцы,

Которые за все хватались.

Учитесь ЭТИКЕТУ, детки:

Для рук положены салфетки.

Чтобы что-то резать, нож

В руку правую берешь,

Вилку  в руку левую,

Сидишь королевою.

Кто дома есть научится,

В гостях не будет мучиться.

Не вертись, спокойно кушай.

 И не чавкай, словно хрюша.

Ложка в чашке – не пропеллер,

Не спеша помешивай.

Чтобы люди не смотрели

На тебя насмешливо.

Чтобы не упасть случайно

На пол в час веселья,

Ты на стуле не качайся

Это не качели.

Воспитатель:  Я уверена ,  вы твердо запомнили правила столового этикета, и будете применять их всегда.

                                    Занятие окончено.

Литература: 

Курочкина И.Н. Дошкольнику о хороших манера х и этикете.

Насонкина С.А. Уроки этикета.

Давай познакомимся! тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников  4 – 6 лет / автор-составитель Пазухина И.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина для детей среднего дошкольного возраста по теме "Правила поведения"

Викторина "Правила поведения" Возрасная группа: средняя группа (4-5 лет)Цель - закрепить знания детей о правилах поведения на улице и дома....

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Воспитание культуры поведения за столом. Чайная церемония»

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Воспитание культуры поведения за столом. Чайная церемония»Цель: совершенствование культуры поведения детей за столом...

Конспект занятияпо познавательному развитию во второй группе раннего возраста на тему: Домашние животные

Конспект НОД по познавательному развитию во второй группе раннего возраста на тему: Домашние животныеАвтор: Симонова Анна АлександровнаЦель: формирование понятия о пользе молока..Задачи:• пр...

Конспект непосредственной - образовательной деятельности по познавательному развитию для средней группы на тему: «Страна Правил Дорожного Движения»

Цель: формировать у детей знания о правилах дорожного движенияЗадачи:-расширять и закреплять знания детей о сигналах светофора;  -познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать ...

Краткосрочный проект для детей средней группы «Столовая для птиц»

Краткосрочный проект "Столовая для птиц" предназначен для совместной деятельности детей средней группы, их родителей (законных представителей), воспитателей....

КОНСПЕКТ по познавательному развитию детей средней группы Тема: « Посылка с секретом»

Цель:  Создать условия для познавательной активности дошкольников.Образовательные  задачи:Уточнить знание номера телефона пожарной службы, причин возникновения пожара, качеств, присущих пожа...

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе "Путешествие в страну Правил Дорожного Движения"

Обучение детей Правилам дорожного движения призвано подготовить грамотного и дисциплинированного участника дорожного движения, способного обеспечить личную безопасность и безопасность окружающих его л...