Конспект занятия по познавательному развитию для детей средней группы "Столовый этикет или Правила поведения за столом"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Галяутдинова Елена Геннадьевна

В конспекте ставится задача научить детей  выделять существенные признаки посуды, упражнять в умении классифицировать предметы посуды по одному признаку - назначению: кухонная, чайная.  Детям дается  представление о понятии «Столовый этикет», закрепляется  умение правильно сервировать стол, с целью вызвать у детей желание красиво сервировать стол и соблюдать правила этикета. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etiket_galyautdinova.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное  учреждение

Центр развития ребенка – детский сад №30 «Светлячок»

Конспект

 занятия для детей средней группы

 «Столовый этикет или

Правила поведения за столом»

Подготовила и провела воспитатель

Галяутдинова   Елена  Геннадьевна

г. Орехово-Зуево - 2018

Программное содержание:

- Учить выделять существенные признаки посуды.  Упражнять в умении классифицировать предметы посуды по одному признаку - назначению: кухонная, чайная.  

- Дать детям представление о понятии «Столовый этикет»,

-Закрепить умение правильно сервировать стол, вызвать у детей желание красиво сервировать стол и соблюдать правила этикета.

- Развивать речь, внимание, память, логическое мышление.

- Воспитывать у детей культуру принятия пищи.

Материал и оборудование: 

Костюм Федоры (взрослый), различная посуда: кастрюли, сковорода, тарелки, чашки, стаканы, ложки, вилки, ножи; картинки с изображением пищи (для игры «Что чем едят», фартуки для дежурных, шапочки, разрезные картинки, картинки с изображением посуды, скатерть для сервировки стола, мультимедийный  проектор,  музыкальный центр, аудиозаписи детских песен.

Предварительная  работа: чтение произведения К.Чуковского «Федорино горе», рассматривание  сюжетных картин «День рождения куклы», «Завтрак в детском саду».

Ход  занятия:

Воспитатель:

Я с утра пришла сюда,

Здравствуйте, мои друзья,

Здравствуй, солнце и земля,

Это я... (по очереди дети называют себя по имени)

Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, вы любите ходить в гости?  А у кого вы бывали в гостях?

(Ответы детей: у бабушки, у дедушки, у друзей, у родственников и т.д.)

Воспитатель: а у сказочного героя вы были в гостях?( Ответы детей.)

-Сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к сказочному герою. А к кому мы пойдем,  вы  узнаете, если отгадаете мою загадку:

Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать.

Буду, буду я посуду

И любить, и уважать!

                                        (Ответы детей: это бабушка Федора!)

Воспитатель: Правильно. Мы пойдем в гости к бабушке Федоре.  Но как мы попадем в сказку? Я предлагаю отправиться  на ковре-самолете, но, сначала, с помощью волшебной палочки, скажем волшебные слова.

Закройте  глаза и скажите волшебные слова: крибле, крабле, бумс!

                                           (Появляется Федора.)

 Федора: Здравствуйте дорогие гости! Как я рада вас видеть.

Дети: Здравствуй, дорогая Федора Егоровна.

Федора: А вы дети воспитанные, знаете как правильно вести себя?

 Воспитатель: Нет, мы только учимся себя  правильно вести.. Вот, узнали , что есть даже такая премудрость, «этикет» называется.

 Что такое этикет?

 Знать должны мы с детских лет

Это – нормы поведения:

Как ходить на День рождения?

Как знакомиться? Как есть?

Как звонить? Как встать?  Как сесть?

Как здороваться со взрослым?

Много разных есть вопросов.

И на них дает ответ

Этот  самый  ЭТИКЕТ.

Федора:  Я приготовила вам игры,  проверю,  какие вы внимательные.

Дидактическая игра "Что чем едят" 

 (На доске карточки с изображением различных продуктов и блюд, дети должны правильно назвать  - что едят руками,  что едят ложкой,  что едят вилкой, что едят вилкой и ножом)

 

Физкультминутка.

Воспитатель: - А теперь давайте мы превратимся в посуду, я буду показывать, вы повторяйте.

Вот большой стеклянный чайник:
(Дети надувают животик.)
Очень важный, как начальник!
(Ставят одну руку на пояс, другую изгибают, как носик.)

Вот фарфоровые чашки:
Очень хрупкие бедняжки!
(Приседают, одна рука на поясе.)

Вот фарфоровые блюдца:
Только стукни - разобьются!
(Кружатся, рисуя руками круг.)

Вот серебряные ложки:
Голова на тонкой ножке.
(Потягиваются, руки вверху смыкают над головой.)

Вот пластмассовый поднос:
Он посуду нам принес!
(Наклоняются вперед, руки, как с подносом, тоже вытягивают вперед.)

Федора: Молодцы. Ну что же, пора стол накрывать, да чай пить. Вы мне поможете? Что сначала нужно сделать?

(Ответы детей: вымыть руки, протереть стол влажной тряпкой, постелить скатерть, расставить блюдца. На них поставить чашки, разложить чайные ложки, поставить сахарницу,  чайничек.)

Воспитатель: Давайте покажем Федоре,  как нужно мыть руки перед едой.

Мышка плохо лапки мыла:
Лишь водичкою смочила,
Мылом мылить не старалась –
И на лапках грязь осталась.

Полотенце в черных пятнах!
Как же это неприятно!
Попадут микробы в рот,
Может заболеть живот.

Так что, дети постарайтесь
Чаще с мылом умывайтесь!
Надо теплою водой
Руки мыть перед едой!

                                            (Дети  «моют «руки)

Воспитатель: Зачем мыть руки перед едой? Для чего нужно мыло?

Почему нельзя вытираться чужим полотенцем?  (Ответы детей)

       (Дети накрывают на стол. Кладут скатерть, салфетки, ложки, ставят чашки. )

Дыхательное упражнение  «Самовар»

Пока вы накрывали стол, у Федоры самовар закипел. Смотрите, как он кипел: сначала он пыхтел потихоньку, а потом  выпустил весь пар: «ПФ-пф-пф». Давайте вместе покажем, как кипел самовар.

Воспитатель: Отгадайте загадку, без чего чаепитие не состоится.

Я пыхЧу, пыхЧу, пыхЧу,
Больше греться не хоЧу.
Крышка громко зазвенела.
Пейте Чай, вода вскипела!  
(Чайник)

                               (Повторение  чистоговорки  со звуком «Ч»)

Воспитатель: Теперь нужно вежливо пригласить гостей к столу. А после чаепития следует  помыть посуду. А то посуда убежит от нас,  как  от  Федоры.

Пальчиковая гимнастика «Моем посуду»

Раз, два, три, четыре,
Мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли,
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали —
Так мы маме помогали

Рефлексия.

Воспитатель: Вот, мы и вернулись в детский сад. Понравилось вам ходить в гости? Давайте повторим  правила поведения за столом.

Известно с детства это всем:

«Когда я ем, я глух и нем».

Жуешь -  закрытым рот держи.

Проглоти - потом скажи.

-Блюдо с хлебом далеко,

Дотянуться нелегко.

Рукавом в салат не лезь,

За столом соседи есть

Попроси их вежливо.

И припомни снова,

Вежливое слово.

Не вытирай свой рот рукой-

Салфетка есть перед тобой.

Облизывать не стоит пальцы,

Которые за все хватались.

Учитесь ЭТИКЕТУ, детки:

Для рук положены салфетки.

Чтобы что-то резать, нож

В руку правую берешь,

Вилку  в руку левую,

Сидишь королевою.

Кто дома есть научится,

В гостях не будет мучиться.

Не вертись, спокойно кушай.

 И не чавкай, словно хрюша.

Ложка в чашке – не пропеллер,

Не спеша помешивай.

Чтобы люди не смотрели

На тебя насмешливо.

Чтобы не упасть случайно

На пол в час веселья,

Ты на стуле не качайся

Это не качели.

Воспитатель:  Я уверена ,  вы твердо запомнили правила столового этикета, и будете применять их всегда.

                                    Занятие окончено.

Литература: 

Курочкина И.Н. Дошкольнику о хороших манера х и этикете.

Насонкина С.А. Уроки этикета.

Давай познакомимся! тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников  4 – 6 лет / автор-составитель Пазухина И.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей средней группы "Вершки и корешки" с использованием ИКТ

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию в средней группе "Вершки и корешки"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию детей средней группы "Транспорт".

Конспект НОД по познавательному развитию детей средней группы  с использованием  ИКТ. Тема: "Транспорт"...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в средней группе. Тема: «Как хлеб к нам на стол пришел».

Познакомить детей с процессом выращивания пшеницы. Расширять и обогащать знания детей о хлебе и его изготовлении....

Викторина для детей среднего дошкольного возраста по теме "Правила поведения"

Викторина "Правила поведения" Возрасная группа: средняя группа (4-5 лет)Цель - закрепить знания детей о правилах поведения на улице и дома....

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Воспитание культуры поведения за столом. Чайная церемония»

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Воспитание культуры поведения за столом. Чайная церемония»Цель: совершенствование культуры поведения детей за столом...

Конспект непосредственной - образовательной деятельности по познавательному развитию для средней группы на тему: «Страна Правил Дорожного Движения»

Цель: формировать у детей знания о правилах дорожного движенияЗадачи:-расширять и закреплять знания детей о сигналах светофора;  -познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать ...