Конспект совместной деятельности с детьми дошкольного возраста "Путешествие в зимний лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Новикова Елена Александровна

Цель: Создание условий     для систематизации знаний  детей   о сезонных изменениях, происходящих в жизни диких животных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_zimniy_les.docx31.12 КБ

Предварительный просмотр:

Алтайский край, город Рубцовск

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида № 14 «Василек»

Конспект

образовательной деятельности по образовательной области

 «Речевое развитие»

по теме: «Путешествие в зимний лес»

воспитателя Новиковой Е.А

2016г

Образовательная область: «Речевое развитие»

Тема: «Путешествие в зимний лес»

Цель: Создание условий     для систематизации знаний  детей   о сезонных изменениях, происходящих в жизни диких животных.

Задачи:

Коррекционно- образовтельные:

Систематизирвать знания детей о жизни диких животных, их семьях, о том как дикие животные готовятся к зиме, об изменениях  в их жизни с приходом зимы.

Коррекционно – развивающие:

1.Образовывать притяжательные прилагательные от существительных

2.Активизировать словарь по теме «Дикие животные»

3.Развивать  мелкую моторику рук

4. Активизировать звук «П» фо фразовой речи;

5.Развивать мышление , внимание, воображение.

Коррекционно-воспитательные:

1.Воспитывать  сострадание к животным, бережне отношение   к природе.

2.Воспитывать дружелюбие, доброту, отзывчивость.

Форма организации совместной деятельности: путешествие, игра

Форма организации детей: подгрупповая (6 детей)

Методы организации совместной деятельности:

Коммуникативный: загадывание загадок, беседа, произношение чистоговорки, рассказ воспитателя,

Игровой: «Собери картинку», «Чей?Чья?Чьи?» «Сложи елку по образцу»

Двигательный: физ.минутка ,

Лексический материал:

 названия диких животных «заяц», «лиса», «медведь», «белка», «волк», «еж», «барсук»;  название детенышей «зайчонок, зайчата», «лисенок, лисята», «медвежонок, медвежата», «бельчонок, бельчата», «волчонок, волчата»

название семей «заячья», «лисья», «медвежья», «белечья», «волчья», 

названия жилищ «логово», «берлога», «дупло», «нора»; «мышкует», «линька», «хищные», «травоядные», «дикие»

Материальное обеспечение:

коллаж зимнего леса, изображения диких животных, счетные палочки, разрезные картинки, магнитофон, мольберт, мяч

Предварительная работа с детьми:

-беседа с детьми о диких животных,

-рассматривание иллюстраций диких животных,

- разучивание физ.минутки, чистоговорки,

-проигрывание в дидактическую игру «Чья?Чей?Чьи?»

Деятельность педагога

Деятельность детей

Примечание

Организационный момент

-Ребята, отгадайте мою загадку

С каждым днем все холоднее,

Греет солнце все слабее,

Всюду снег, как бахрома, —

Значит, к нам пришла... 

-Назови первый зимний месяц?

-Второй зимний месяц?

-Третий зимний месяц?

-Если на улице идет снег, то погода какая?

-Если на улице дует ветер, то погода каккая?

-  Ребята вы хотите совершить необычную прогулку по зимнему лесу.

-Но, чтобы нам туда отправится, нам нужно с вами потеплее одеться

Теплые штаны наденем,

Шапку, шубу, валенки.

Руки в варежках согреем

И завяжем шарфики.

Осталось все нам застегнуть

И отправиться всем в путь

- У меня есть  волшебный снежок, который поможет нам перенестись в зимний лес, давайте все вместе произнесем волшебные слова

Ты лети, лети снежок

Через запад на восток.

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли,

Быть по- нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались в зимнем лесу

Дети заходят в группу и образуют груг.

- зима

-Декабрь

-Январь

-Февраль

-Снежная

-ветренная

Да

Дети выполняют движения согласно тексту.

Дети вместе с воспитателем произносят слова – заклинание.

Введение в игровую ситуацию

 Игра с мячом. Дети передают мяч друг другу, отвечая на вопросы воспитателя.

Звучит музыка превращения и музыка зимнего леса.На мольберте появляется коллаж с изображением зимнего леса.

Основная часть

-Вот мы и попали с вами в зимний лес,а кого мы можем встретить в лесу?

Правильно, а каких зверей мы там можем встретить вы узнаете, отгадав мои загадки. Присаживайтесь на пенечки и послушайте мои загадки.

1 загадка:

Комочек пуха,

длинное ухо,

прыгает ловко,

любит морковку.

 -С кем живет заяц?

Как заяц готовится к зиме?

 Правильно. Это называется Линька. Ребята, повторите «Линька». Значит заяц что сделал ? Полинял.

- А зачем ему менять окраску меха?

 - Как заяц спасается от хищников?

-Для спасения от врагов у зайца есть длииные  уши, которыми он улавливает малейший звук, шорох, но и длинные, задние ноги, при помощи которых, заяц очень быстро  убегает от врагов.

А заяц строит себе дом?

 

-А  заяц делает запасы на зиму?

Значит заяц это какое животное?

И я вам приготовила одну игру. Давайте пройдем за столы и поиграем.

зверей

заяц

-папа заяц, мама зайчиха, а детеныши зайчата.

-меняет окраску меха, летом он серый, а зимой белый

Чтобы прятаться от хищников: лиса, волк

Быстро убегает

Нет. Днем спит в снежной яме, а в морозы зарывается в сугроб- там теплее.

нет, он разгребает снег до земли, находит съедобные корешки и кору с веток ест.

Травоядное.

На коллаж воспитатель помещает картинку зайца

Игра с разрезными картинками «Собери картинку»

2 загадка

Хвост пушистый бережёт

Да зверюшек  стережёт:

Все знают, рыжую в лесу –

Уж очень хитрую …

- С кем живет лиса?

-Как же лиса готовится к зиме?

-Чем питается Лиса зимой?

-Значит лиса какое животное?

-А где она мышей  находит?

Любит лиса «мышковать» - т.е. мышей из под снега доставать. У лисы очень хорошо развит слух. Как только услышит, где-то под снегом пищит мышь – она останавливается,прислушиввается, делает бросок в снег и хватает добычу. Чтобы лисе наесться ей нужно поймать в день 20 мышей. Отсюда и появилось выражение лиса мышкует.

-Давайте повторим хором «лиса мышкует»

- А где живет лиса?

-лису

папа лис, мама лиса, детеныш лисенок

Лиса тоже линяет, шерсть у лисы вырастает более густая и теплая

зайцами и мышами.

-лиса это хищное животное

(ответы детей)

- лиса мышкует

-Лиса живет в норе.

Игра «Чья?Чей?Чьи?»

Нос лисы - … (лисий нос).
Лапа лисы - … (лисья лапа).
Глаза лисы - … (лисьи глаза).
Нора лисы - … (лисья нора).

3 загадка:

Он  в берлоге спит зимой,

под большущею сосной,

а когда придет весна,

просыпается от сна?

Можно ли встретить медведя в зимнем лесу.Почему?

-Ребята, а как медведь готовится к зиме? 

-А чем питается медведь?

-С кем живет медведь?

-Ребята , а сейчас я вам предлагаю немного погреться?

-медведь

-он впадает в спячку и спит в берлоге

-он усиленно питается и накапливает жир на всю зиму.

-ягодами, грибами, муравььями, жуками, рыбой.

-папа медведь, мама медведица, детеныш медвежонок.

Физминутка

Наш мишутка потянулся,

раз нагнулся, два нагнулся,

лапы в стороны развел,

видно меду не нашел.

Мишка в улей влез и вот

Каплет с лапы сладкий мед

  какие животные еще впадают в спячку? 

Совершенно верно. Барсук к зиме сильно жиреет, натаскивает большую кучу листьев в нору и делает большой запас пищи.

Еж тоже утепляет свою нору сухими листьями и мхом и засыпает на всю зиму. Запасов еж не делает, потому что зимой он не просыпается. Ему хватает жира, котрый он наел перед спячкой.

-Давайте вспомним с вами чистоговорку про ежа

Ежик спит в своей норе

па-па-па

Видит сны он о весне

пу-пу-пу

Весной закапает капель

пе-пе-пе

А зимой метет метель

пи-пи-пи

5 загадка

Сам зверек поменьше кошки,

хвост пушистый и большой,

ну и быстрые же ножки,

скачут по лесу стрелой!

-С кем живет белка?

-А как белка готовится к зиме?

-Белка делает запасы на зиму?

-А зачем белке такой пушистый хвост? 

-А где прячется белка зимой?

Любит белка селиться в дупле, но если она не находит дупло, приходится ей строить гнездо. Она ловко орудует лапками, сплетая тонкие

веточки между собой. Устилает его мягким пухом, шерстью, перьями птиц, листьями. Для строительства своего гнезда Белка выбирает высокую елочку, чтобы никакой враг не смог до него добраться

Игра со счетными палочками «Собери елку»

5 загадка:

Кто в лесу зубами щелк,

это бродит серый

С кем живет волк?

-Как же волк готовится к зиме?

-А зачем ему такая теплая шерсть нужна?

-А как называется жилище волка? 

-А кто знает  как волк охотится?

Ребята волк охотится в стаях, несколько волчьих семей обьединяются в стаи, чтобы охотится сообща. В стае есть главный волк , который зовется вожаком это самый сильный, самый быстрый, самый смелый и хитрый волк. А охотится  волк выходит ночью  - а охотится помогают ему зркие глаза и быстрые ноги.

-На кого охотятся волки ? 

-Значит волк это какое животное?

-Ребята, в народе существует пословица «Волка ноги кормят», как вы думаете, почему так гогворят?

-Вот и закончилось наше необычное путешествие, я вижу вы совсем замерзли, давайте мы с вами погреемся

Сильный мороз заморозил наш нос    Носик погреем, подышим скорее -

(Вдох через нос, шумный выдох в ладошку)

Отогрели нос, а подбородок замерз (Глубокий вдох через нос, втянуть нижнюю губу под верхнюю)             Ладошки погреем – дышим веселее    (Выдох на ладошки

Мерзнут ножки наши – весело попляшем

А теперь нам пора отправляться в детский сад, давайте возьмем наш волшебный снежок и произнесем слова

Ты лети, лети снежок

Через запад на восток.

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли,

Быть по- нашему вели.

Вели, чтобы мы оказались в детском саду

-Вот мы и всаду.

-Где мы свами были?

-А кого мы там встретили?

-Что вам больше понравилось?

-и мне очень понравилось наше путешествие, вы все были большие молодцы. Я для вас приготовила карандаши, краски и альбомы для того чтобы вы зарисовали наше путешествие.

еж и барсук

 Дети проговаривают вместе  с воспитателем.

-белка

-папа белка, мама бельчиха, детеныш бельчонок

Белки линяют, и меняет окраску меха. летом они носят легкую рыжую шубку, а поздней осенью это рыжая шубка становится серой, густой и теплой

.Да, запасает корм  грибы и орехи

-когда на улице сильные морозы, она всворачивается в клубочком укрывает свой нос пушистым, теплым хвостом

-в дупле

каждый ребенок собирает елку из счетных палочек по образцу.

-это волк

- папа волк, мама волчица, детеныш волчонок.

-Он линяет, а шерсть его за лето и осень отрастает и становится очень густой и теплой.

-Волк  спит прямо на снегу, закрыв хвостом нос и лапы.

-жилище волка называется логово

(ответы детей)

- волки охотятся на зайцев.

-волк это хищное животное.

-ответы детей.

(Дети проговаривают и выполняют действия в соответствии с текстом стихотворения, ориентируясь на действия воспитателя)

-Мы были в зимнем лесу.

-Диких животных

(ответы детей)

дети выходят из группы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми дошкольного возраста с диагнозом моторная алалия по теме "Дорога в весенний лес"

Конспект занятия с детьми дошкольного возраста с диагнозом моторная алалия по теме "Дорога в весенний лес"....

Конспект совместной деятельности с детьми дошкольного возраста с диагнозом заикание по теме "Зоопарк"

Конспект логоритмического занятия с детьми с диагнозом заикание по теме "Зоопарк", этап: свободная самостоятельная речь....

Конспект совместной деятельности с детьми по ритмопластике «В ЗИМНЕМ ЛЕСУ»

Развитие музыкальности, двигательных качеств и умений; умение ориентироваться в пространстве. Развитие позитивного самоощущения....

Конспект совместной деятельности с детьми дошкольного возраста "Идем на прогулку в лес"

Цель:  Создание условий для систематизации знаний о сезонных изменениях в природе с приходом зимы, о традиции празднования Нового Года....

Конспект совместной деятельности с детьми дошкольного возраста "В гости к первоцветам"

Цель:  Создание условий для систематизации знаний о сезонных изменениях в природе с приходом весны, расширять знания о превоцветах....

Конспект совместной деятельности с детьми дошкольного возраста средней группы на тему «Маленькие пешеходы».

Конспект  совместной деятельности с детьми дошкольного возраста средней группы на тему «Маленькие пешеходы»....

Конспект совместной деятельности с детьми (экологический досуг) «Здравствуй, зимний лес, полный сказок и чудес!»

Задачи:Закреплять и обобщать знания детей о зиме, зимних явлениях в живой и неживой природе, представление об особенностях приспособления птиц и животных к окружающей среде в холодное время года;Закре...