Конспект ОД по исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема: "В мире вулканов"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Анисимова Людмила Владимировна

 

 

 

В материале представлены  цель, задачи образовательной деятельности, предварительная работа детей в подготовке к ОД, подробный ход занятия с обобщением полученных знаний детей.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 9»

Конспект НОД по исследовательской деятельности в подготовительной группе

по теме «В мире вулканов»http://steshka.ru/wp-content/uploads/2012/10/197.jpg

Составила: воспитатель

Анисимова Л.В.

2016 г.

Конспект НОД по исследовательской деятельности

в подготовительной группе

по теме «В мире вулканов»

Разработан в соответствии с тематической неделей

Цель: ознакомление дошкольников с природным явлением вулкан. Повышение интереса к изучению природных явлений.

Задачи:

Образовательные: 

Учить детей определять проблему, добывать информацию по теме с помощью намеченного плана; представлять и защищать полученные результаты.

Формировать представления детей о вулканах, механизме его извержения, видах вулканов, опасностях которые они представляют, а также их пользе, развивать знания вулканах России.

Активизировать детей на собственный исследовательский поиск, поощрять за самостоятельное формирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее знания.

Развивающие:

Развивать логическое мышление, внимание, память, речь, знания о природных явлениях, вулкане, о его особенностях, видах, структуре,  процессе извержения, знания о геометрических фигурах (конус, пирамида).

Воспитательные:

. Воспитывать интерес к познавательно – исследовательской деятельности, формировать равноправные, доброжелательные отношения между сверстниками, умение работать в паре.

Словарь: гора, вулкан, кратер, жерло, магма, лава, газ, пар.

Предварительная работа: беседы о вулканах, рассматривание карты России, иллюстраций, фотографий, чтение детской энциклопедии «Мир вокруг нас», «Большая энциклопедия для детей», просмотр видеофильма «Удивительный мир . Почему извергаются вулканы?»,  подготовка и изготовление с детьми макета вулкана.

Оборудование: проектор, магнитная доска.

Демонстрационный материал: иллюстрация «Методы исследования», «Вулкан», «Части вулкана», видеопрезентации: «Легенда о Гефесте», «Огнедышащие горы», репродукция картины К. Брюллова «Последний день Помпеи» камни и пенза, кристаллы,  миска с водой, макет вулкана, смесь для извержения вулкана: сода, уксус, пищевой краситель (красный), средство для мытья посуды, пластиковые стаканчики, мерные ложечки, пипетки, перчатки, схема опыта.

Раздаточный материал: листочки для наблюдений (зарисовка пиктограмм), цветные карандаши, разрезные картинки о явлениях природы (дождь, гроза,  радуга, облака, туча,  радуга, солнечное затмение), оценки-медали

Виды деятельности:

-познавательная;

-коммуникативная;

-конструктивная;

-хужожественно-эстетическая;

-исследовательская.

Ход занятия

Организационный момент

(в кругу, на ковре).

Собрались все дети в круг

Ты – мой друг и я твой друг!

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

(дети берутся за руки , улыбаются друг-другу)

В. : Сегодня мы с вами будем учиться проводить самостоятельные исследования – также, как это делают взрослые ученые. Наша задача – найти знания с помощью плана, который мы с вами составим, зарисовать их и затем рассказать о чем мы с вами узнали.

-Как это можно сделать?

-Как вы думаете, с чего начинают исследования ученые?

-Что мы должны сделать в начале?

(Коллективное обсуждение с детьми плана исследования с просмотром и проговариванием  карточек, обозначающих методы исследования):

1.Подумать самостоятельно

2.Спросить у специалиста

3.Посмотреть фильм

4.Провести эксперимент

В.: Мы начинаем действовать по намеченному плану.

- Как мы с вами можем записать все что мы узнали? (на маленьких листочках бумаги – пиктограммах цветными  карандашами будем делать рисунки, рисовать буквы, знаки)

Основная часть

1. Подумать самостоятельно.

Игра «Сложи картинки».

Воспитатель: на столах у нас лежат интересные картинки, подойдем к ним (перед детьми на столе картинки с изображением природных явлений: грозы, дождя, облака, солнечного затмения, заката, солнечного затмения)

-Ребята, мы не сможем поиграть в эту игру. Картинки разрезаны, мы ничего не увидим. Что нам нужно сделать? (сложить и рассмотреть).

(Дети садятся за столы работают в парах).

Беседа по картинкам:

Воспитатель: что изображено на ваших картинках?(дождь, гроза, облака, солнечное затмение и т.д.)

-Как можно назвать одним словом? (явления природы)

-Что вы знаете о природном явлении дождь, гроза, облако, закат солнца, солнечное затмение?(ответы детей)

- У меня есть еще одна картинка, давайте ее соберем вместе.(Воспитатель вызывает ребенка доске, чтобы он собрал разрезную картинку на доске)

Воспитатель: что  изображено на картинке? (вулкан)

Послушайте стихотворение о вулкане

Вулканы начали «вулканить» -

Из жерла лаву извергать.

По склонам лава потекла

И землю сильно обожгла

Спустя века закашлял злой

Вулкан и пеплом, и золой

Вулкан гремит! Вулкан пыхтит!

Как грозен он сейчас на вид!

Но вот он начал уставать –

Огонь в нем начал угасать

Последний раз огнем дыхнул –

И на десятки лет уснул.

Пройдут века …

И вновь вулкан проснется

И лава из нутра его польется

Воспитатель: что мы с вами уже узнали о вулкане?(Вулкан – тоже явление природы). Зарисуем на наших пиктограммах об этом знании.(дети зарисовывают первую пиктограмму)

Вы хотите узнать о вулкане больше? (Да) Тогда отправляемся к следующему методу исследования.

Смело, мы идем вперед

Где вулкан уже нас ждет

2. Спросить другого человека

Воспитатель: послушайте интересную легенду о боге Гефесте. А расскажет нам ее Милена.(выходит ребенок и рассказывает легенду, в это время запускается презентация «Легенда о Гефесте»).

(Ребенок рассказывает легенду, запускается презентация о боге Гефесте -см. приложение).

«В Древней Греции власть над вулканами принадлежала богу по имени Гефест – огонь. Странный это был бог – некрасивый, хромоногий. Но зато очень трудолюбивый и сильный. Гефест сумел подчинить себе огонь. Он первым начал ковать оружие и делать украшения. А потом научил этому людей. И если над вулканом появлялся пар и огонь, значит, Гефест принялся за работу. Древние Римляне дали этому богу имя Вулкан. Оно тоже означает огонь. И дом его получил название вулкан».

Воспитатель: понравилась вам легенда о вулкане? Давайте зарисуем эту легенду на наших листочках.(дети зарисовывают вторую пиктограмму)

-Какой метод исследования у нас дальше по плану?

3.Посмотреть фильм

Запускается видеопрезентация «Огнедышащие горы» (Просмотр слайдов сопровождается пояснением педагога)

-«В наше время, чтобы не случилось беды, ученые специально наблюдают за вулканами. Свои наблюдения они снимают на видео – камеру.

Вулкан на вид - обычная гора, но внутри у нее есть очень горячая жидкость – магма, пока магма живет в домике, вулкан считается спящим. А это также самая гора только с извергающейся из нее магмой, огнем, дымом – это действующий вулкан. На поверхности горы – вулкана магму называют лавой. Посмотрите, какой формы вулкан, на что похож? (на конус, пирамиду)

А на что похоже верхняя часть? (на большую яму, воронку). Она называется кратер.

Извержение вулкана – это катастрофа для людей. Разрушаются города, гибнут люди. Страшная трагедия, случившаяся в далеком прошлом, произвела огромное впечатление, на художника Карла Брюллова, который изобразил на своем полотне последний день Помпеи. Жители искали укрытия в домах, пытались убежать, но спастись не кому не удалось. Когда извержение закончилось, то оказалось, что цветущие города полностью исчезли с лица земли.

Однако польза для людей от вулканов тоже есть. Благодаря вулканам образуются горные породы, из которых состоит земная кора. Вулканы, как лифты, поднимают на поверхность много полезных веществ. Поэтому почва вокруг них очень плодородная. Из вулканической пыли делают лекарства, удобрения, очистители для воды. Из затвердевшей лавы строят дома. А еще вулканы доставляют нам из земных недр углерод, азот и другие газы, без которых жизнь на Земле невозможна».

- А сейчас мы зарисуем все, что узнали о вулканах.(дети зарисовывают третью пиктограмму).

 Мы с вами приближаемся к последнему методу исследования – эксперименту.

4. Эксперимент

Воспитатель: наблюдать извержение вулкана интересно. Безопасно это делать в кинотеатре или на картинках. А еще можно сделать макет вулкана и понаблюдать за извержением лавы, оживив вулкан. Хотите самостоятельно в лаборатории проделать опыт: извержение вулкана?

-Но для начала давайте вспомним, как мы подготовили макет вулкана к эксперименту (запуск презентации – «Готовим макет вулкана». Воспитатель вместе с детьми вспоминает,как готовили макет вулкана: что взяли за основу, какие материалы и как использовали. Просмотр иллюстраций.)

-Давайте посмотрим, из чего мы предварительно сделали основание вулкана? (мы смяли бумагу и придали ей форму конуса, приклеили на картонную основу)

-Из чего сделаем жерло вулкана? (из красной, цветной мятой бумаги, мы ее рвали на тоненькие полосочки и клеили на бумажный конус. А на самый верх вулкана мы прикрепили половину яичка от киндер-сюрприза-это наш кратер-куда мы будем наливать смесь, которая будет извергаться.)

-А сейчас перейдем к эксперименту, для этого пройдем в нашу Лабораторию. Моими ассистентами будут Ника, Лея, Софья. (Дети проходят к столу, оборудованному д\эксперимента-  одевают халаты, перчатки. Остальные дети становятся рядом.)

Воспитатель: для проведения опыта  взглянем на схему опыта- «Извержение вулкана» (Воспитатель демонстрирует иллюстрацию «Схема опыта-Извержение вулкана», объясняет проведение опыта)

А теперь приступим к опыту.(Воспитатель демонстрирует необходимые компоненты д\проведения опыта: сода, средство для мытья посуды, пищевой краситель(1 пакетик), уксус; материалы, которыми будем набирать компоненты  -ложки, пипетки.

-Набираем 2-3 капли средства для мытья посуды. (Ника набирает компонет). Добавляем 3-5 капель разведенного в воде пищевого красителя (красного).(Набирает компонент чайной ложкой)

-Добавляем немного соды (Добавляет компонент Лея) и уксуса (помогает воспитатель – добавляет 1 чайную ложку).

-Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается ваш вулкан? (появляется красная пена-лава, она быстро стекает по вулкану вниз, ка будто происходит взрыв)

Воспитатель: действительно, взаимодействие компонентов, которые мы выбрали, показывают нам действие вулкана, смесь начинает шипеть, поднимается через кратер и изливается на поверхность, так и происходит действие вулкана.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы были сегодня внимательными юными учеными, работали аккуратно, и у вас все получилось, замечательно! Вам понравилось?

Давайте с вами зарисуем наш эксперимент.(дети проходят к столам и  зарисовывают четвертую пиктограмму)

Заключительный этап

Обобщение полученных данных. 

(Воспитатель вместе с детьми раскладывает на ковре  записи и пиктограммы, которые делали во время изучения вулканов так, чтобы их видели все).

Воспитатель: скажите, что интересного вы сегодня узнали?

Что нового, мы можем рассказать по результатам  нашего исследования? (ответы детей)

-А сейчас мы положим наши заметки(пиктограммы, зарисовки) в «Папку наблюдений. Раздел «Вулканы» (Раскладывание детьми своих записей в папку юного исследователя).

- А теперь необходимо подвести итог. Нам свои доклады свои расскажут Алексей и Софья по очереди, дополняя друг друга, подглядывая в свои записи (делают доклад Алексей  и София), а мы их послушаем, и спросим, если нам что-то непонятно или если мы их хотим дополнить.

Слушатели задают вопросы:

Что такое вулкан? Что такое кратер?  Какой формы бывает вулкан? Какие виды вулканов существуют? Почему происходит извержение вулкана? Где они находятся? Назови вулканы России? В чем заключается польза и вред вулканов? и т.д.

Итог: Поощрить не только тех, кто хорошо отвечал, но и обязательно тех, кто задавал «умные», интересные вопросы. (детям воспитателем раздаются поощрительные призы-медали-оценки (пятерки)

Используемая литература:

1.Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль: Академия развития 2003

2.«Дошкольное образование» № 7 2004год Тематический номер по развитию исследовательских способностей детей

3.Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста ребенка. Методическое пособие – СПБ Детство – ПРЕСС, 2010

Приложение

C:\Users\Людмила\Desktop\нод эксперим исследов деят-ть ПЕД СОВЕТ\методы исследования.jpg

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/133c/00018653-3177fbca/hello_html_m6b52fa4e.jpg

«Легенда о Гефесте»

В Древней Греции власть над вулканами принадлежала богу по имени Гефест – огонь. Странный это был бог – некрасивый, хромоногий. Но зато очень трудолюбивый и сильный. Гефест сумел подчинить себе огонь. Он первым начал ковать оружие и делать украшения. А потом научил этому людей. И если над вулканом появлялся пар и огонь, значит, Гефест принялся за работу. Древние Римляне дали этому богу имя Вулкан. Оно тоже означает огонь. И дом его получил название вулкан.

Подготовка макета вулкана

C:\Users\Людмила\Desktop\иссл деят 1.jpg

C:\Users\Людмила\Desktop\исссл деят 2.jpg

pst_0oRzEdQ

Схема опыта
«Извержение вулкана»

1467992863_Kakogo-razmera-dolzhna-byt-pipetkae75eb7e3ce8e7ce13a219690be18a6fe

ushastiy-nyan-gel-dlya-posudi-500-500x50016300acc7e55a83601b49a47d1eb8f83435360248-21919-thickbox3-391467992863_Kakogo-razmera-dolzhna-byt-pipetka55bdf1227a26e32cb46172393986961a4de830696ae68ca3e52225501467992863_Kakogo-razmera-dolzhna-byt-pipetka


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема «Мебель».

Цель. Закреплять знания детей о названиях и назначении мебели, ее частей; учить образовывать относительные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительные в ф...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема «Транспорт».

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе.Тема «Транспорт».Цель.  Уточнять и закреплять знания детей о транспорте (наземный, воздушный, водный, подземный)...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема «Ранняя весна».

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе.Тема «Ранняя весна».Цель. Расширять представления детей о весне; учить рассказывать о приметах наступающей весны (кап...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема «Школа».

Цель:  Уточнить и закрепить с детьми названия школьных принадлежностей, развивать желание учиться. Продолжать учить детей давать полные ответы на вопросы воспитателя; обогащать словарный зап...

Конспект организации Экспериментально - исследовательской деятельности в подготовительной группе Тема «Варенье для Маши»

Тема: «Варенье для Маши» (интеграция содержания образовательной области «Развитие речи», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развити...

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема: «Свойства воздуха"

Конспект по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе.Тема "Свойства воздуха"...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе. Тема: "Удивительный мир магнита"

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе «Удивительный мир магнита» Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе зна...