Главные вкладки

    План-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему:
    Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию "Птицы нашего края"

    Наталья Калмыковская

    Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию "Птицы нашего края"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_ptitsy.docx24.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию

    для детей старшей группы «Птицы нашего края»

    Цели: развивать интерес и любовь детей к природе; формировать реалистическое представление о птицах, о дятле; расширить знания детей об особенностях внешнего вида, повадках птицы, приспособлении ее к среде обитания; обогащение словарного запаса; учить детей давать ответы на вопросы; активизировать внимание и память (через элементы раскрашивания запоминать внешний облик птицы); учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи.

    Материал: таблички: дятел, лесной доктор, березовая птица, заботливый сосед.

    Ход занятия

    Вводная беседа

    Снится ночью червяку

    Чудо-юдо на суку:

    Длинный клюв и два крыла...

    Прилетит — плохи дела!

    А кого червяк боится?

    Угадали? Это... (птица).

    Сегодня мы будем говорить о птице нашего края. О какой, узнаете чуть позже. А сейчас ответьте на такой вопрос: какие птицы обитают в нашем краю?

    Загадки

    • А сможете ли вы отгадать, о каких птицах эти загадки?

    Озороной мальчишка                Эта птица никогда

    В сером армячишке                Для птенцов не вьет гнезда.

    По двору шныряет,                        Сядет где-то на суку

         Крохи собирает. (Воробей)        И кричит: «Ку-ку! Ку-ку!» (Кукушка)

    Не сверкает опереньем,                    Зимой на ветках — яблоки!

    Не приятен он на вид,                    Скорей их собери!

    А чудесным звонким пеньем            Но вдруг вспорхнули яблоки,

    Всех на свете удивит.                    Ведь это... (снегири).

    Можно слушать без конца

    Знаменитого певца. (Соловей)

    Кто летает, кто стрекочет —

    Рассказать нам новость хочет? (Сорока)

    А кого в лесу недаром

    Называют санитаром?

    О себе загадку нам

    Загадать он хочет сам:

    — По деревьям я скачу,

    Проверяю их, лечу.

    Клювом я стучу: тук-тук!

    Где тут, где тут вредный жук? {Дятел)

    Рассказ воспитателя о дятле

    Пришла весна. Одни птицы нашего края возвратились на родину после долгой отлучки, другие пережили суровую зиму и радуются весеннему теплу.

    Набухают быстро почки,

    Появляются листочки,

    Всюду гомон, птичья трель —

    Это в лес пришел апрель.

    Звонкий хор веселых птичьих голосов пришел в лес вместе с весной Щебетание и посвистывание перекликаются с громкой барабанной дробью. Кто же это барабанит в лесу? (Ответы детей.)

    Да, барабанную дробь выбивает своим крепким клювом большой пестрый  дятел.

    Это он присел на сук  и стучит: тук-тук! Тук-тук!

    (Рассматривание изображения дятла и перенос цветовой гаммы на свои раскраски.)

    • А кто из вас видел дятла? Как он выглядит? Расскажите. (Расскaзы для детей.)
    • Посмотрите на картинку. Дятла можно назвать красавцем. Спинка у него черная. Раскрасим на страничке книжки-раскраски спинку дятла. Крылья у дятла тоже черные, но с белыми крапинками.

    Брюшко этой птицы белое с черным крапинками. Нарисуйте крапин ки на брюшке. А на голове у дятла ярко-красное пятнышко, точно беретик. Нарисуйте его.

    Хвост у дятла большой и упругий. Почему? (Ответы детей.)

    Из-за окраски дятла называют «березовой птицей». Как вы думаете, почему? (Ответы-рассуждения детей.)

    Представьте, что дятел сел на березу. Сложно его заметить: то белые, то черные крапинки — совсем как ствол березы.

    У дятла большой и крепкий клюв. Вы, конечно же, понимаете почему?

    Только крепкий клюв может сделать дырочку в достаточно твердом стволе дерева. А язычок у дятла длинный, иначе трудно будет проникнуть в щель в коре и ловко достать жуков-короедов и других насекомых из-под коры

    Крепкий клюв помогает дятлу мастерить себе жилище. Двенедели надо дятлу, чтобы выдолбить большое дупло. Весной в этом дупле появляются у дятла птенцы.

    Они родятся слепыми, неоперившимися. Родители старательно будут  выкармливать их мошками, муравьиными яйцами, личинками жуков и бабочек. Но скоро птенцы подрастут и начнут сами добывать себе корм.

    Целый день дятлы перестукиваются в лесу, отыскивая, чем бы прокормиться. Любит дятел весной полакомиться березовым соком.

    На березе поутру

    Дятел продолбил кору,

    И полился на песок

    Ароматный сладкий сок.

    Тут как тут лесной народ:  

    Сок прозрачный дружно пьет.

    Дятел — длинным язычком,

    Бабочка пьет хоботком.

    Муравьи и мошкара

    Будут тут сновать с утра,

    Так бегать по дорожке,

    Что замочат ножки.

    Всех береза напоила,

    Силой крепкой наделила.

    А за сок спасибо дятлу:

    Постарался он для всех,

    Напоил он насекомых,

    Напоил он птичек всех.

    • Все лето дятел кормится насекомыми. А зима наступит — чем ему кормиться? (Предположения детей.)
    • Зимой дятлы остаются в наших краях и не улетают именно потому, что вместо живого корма — насекомых — есть в лесу много сосновых и еловых шишек с семенами. Сорвет дятел шишку, закрепит ее в расщелине дерева, начнет своим крепким клювом вылущивать из шишки вкусные семена. Часть семян уронит — не беда. Вслед за дятлом прилетят к тому месту другие птицы и начнут подбирать упавшие на снег семена, еловые и сосновые. Оказывается, дятел не только о себе позаботился...

    Итог занятия

    •             Вот и все, что я хотела рассказать вам сегодня.
    • Что же нового, интересного вы узнали о дятле?

    Литература:

    1. 100 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов- Ярославль, 2001.
    2. Курзин А.В., Кишко С.В. Экологическое воспитание детей среднего и старшего дошкольного возраста средствами ТРИЗ–педагогики- Мозырь, 2003.
    3. Нуждина Т.Д. Экология для малышей «Чудо- всюду». Мир животных- Ярославль, 2001.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию

    Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию  во второй младшей группе «Насекомые» с использованием ЭОР...

    Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию. "В лес за грибами"

    Общеознакомительное занятие с детьми по темам "лес" и "знакомство с миром грибов"...

    Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей с применением проектной деятельности «Цветочное наслаждение».

    Хочется чтобы данный материал помог педагогам побуждать детей к проявлению творчества, фантазии, к высказыванию своих идей....

    Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей с применением проектной деятельности «Жалобная книга» (для детей подготовительной группы)

    Формировать представление о том, что в природе всё взаимосвязано.  Закреплять умение устанавливать причинно - следственные связи между природными явлениями. Воспитывать умение правильно вести себ...

    Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию в подготовительной группе детского сада (опытно-экспериментальная деятельность) Тема: «Волшебная бумага»

    Тема: «Волшебная  бумага»Цель: Продолжать расширять, формировать и закреплять основы знаний и представлений о свойствах бумаги. Учить детей проводить опыты и эксперименты с бумагой.Задачи:Образов...

    Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию в подготовительной группе детского сада (опытно-экспериментальная деятельность) Тема: «Волшебница Вода»

    Тема: «Волшебница Вода»Цели: 1. Уточнить знания детей о воде, о её свойствах (форма, цвет, растворитель, запах, отражатель, текучесть и т.д), признаках и разных состояниях.Задачи:Образовательные: Дать...

    Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию старших дошкольников «Прогулка по экологической тропе»

    учить детей различать и называть деревья  и кустарники на участке своей группы и на территории детского сада, лекарственные травы....