Загадочный космос
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Загадочный космос

 интегрированное занятие в старшей группе

по образовательным областям «Познавательное, речевое, художественно -эстетическое, социально - коммуникативное развитие»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosmos_zanyatie.docx30.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

«Управление дошкольного образования»  исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района РТ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением

квалифицированной коррекции детей с нарушениями зрения № 70»

Загадочный космос

 интегрированное занятие в старшей группе

по образовательным областям «Познавательное, речевое, художественно -эстетическое, социально - коммуникативное развитие»

                                                Подготовила:

                                                                              Ермолаева Ольга Михайловна,  

                                                    воспитатель высшей

           квалификационной категории      

                                           Нижнекамск

                                         

Количество детей: 14 человек.

Возраст детей: 5-6 лет.

Вид организационно-образовательной деятельности:

Интегрированное занятие по ФЦКМ с элементами ФЭМП, развития речи, аппликации.

Интегрированные образовательные области:  

«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Форма деятельности: групповая, индивидуальная.

Виды деятельности: коммуникативная, продуктивная, игровая.

Программные задачи:

Воспитательные:  

воспитывать желание принимать участие в общей работе, добиваясь хорошего качества;

учить внимательно слушать педагога и ответы других детей, не перебивая товарища;

воспитывать чувство уверенности при выполнении заданий.

Развивающие:

развивать любознательность, связную речь, зрительное внимание, образное и логическое мышление, слуховую и зрительную память;

упражнять в аккуратном бумаги;

развивать слуховое восприятие, умение быстро реагировать и  отвечать на вопросы воспитателя;

продолжать развивать интерес к окружающему миру, вызывать желание получать новые знания;

развивать тактильное восприятие, глазодвигательные функции, мелкую моторику, творчество, эстетическое восприятие, развивать координацию движений и ориентировку детей  в пространстве.

Образовательные: закреплять знания о существовании космического пространства, планетах, звездах;

закреплять умение детей  сравнивать предметы;

формировать умение согласовывать прилагательные с существительными;

расширять и обогащать словарный  запас  детей;

учить детей употреблять в речи однокоренные слова, подбирать рифму;

закреплять прямой, обратный и порядковый счет до десяти;

закреплять названия геометрических фигур;

совершенствовать умение работать с интерактивной доской;

вырабатывать четкие координированные движения во взаимодействии с речью.

Методы и приемы:

Словесный   (вопросы к детям, уточнения, поощрения);

наглядно-демонстрационный (различные изображения космического пространства на интерактивной доске, образец аппликации, образец с мозаикой);

дидактическая игра («Да - нет»  «Подбери рифму»);

практический (выполнение аппликации из геометрических фигур);

игровой (игра-путешествие);

самоконтроль  (самоанализ выполненных работ);

контроль (оценивание педагогом деятельности детей).

Словарная работа:  

Обогащение словаря: космос, планеты, созвездия, однокоренные слова от слова звезда.

Активизация словаря: луна, солнце, путешествие.

Демонстрационный материал:

Слайды с изображением иллюстраций космической тематики.

Образец аппликации «ракета».

Раздаточный материал: Комплект разноцветных геометрических фигур на каждого ребенка,  лист картона А4.

Инструменты:  клей, кисточки.

Оборудование:   клеенки, салфетки, мозаика крупного размера зеленого и красного цветов с доской на каждого ребенка.

Техническое оснащение: аудиозапись, аудиомагнитофон, интерактивная доска, ноутбук.

Предварительная работа педагога с детьми:

Чтение стихов и загадок на космическую тему;

беседы о первом космонавте,

просмотр мульфильма «Белка и Стрелка»;

плановые занятия по ФЭМП, ФЦКМ, развитию речи, аппликации;

рассматривание альбомов про космос;

упражнение детей в использовании интерактивной доски;

совершенствование умения выполнять аппликации из геометрических фигур.

Индивидуальная работа:

Воспитывать у Рамазана чувство уверенности в себе.

Помочь Роме в формировании усидчивости при выполнении аппликации.

Помочь Кириллу в выполнении аппликации.

Предшествующая работа педагога:

Изготовление образца для аппликации; подбор загадок, стихов, музыкального сопровождения; создание слайдов с изображением иллюстраций космической тематики, разработка дидактических игр.

Структура занятия:

  1. Вводная часть
  1. Организационный момент.
  2. Постановка цели и задачи.

  1. Основная часть
  1. Дидактическая игра «Подбери рифму»
  2. Практическая часть – аппликация.
  3. Офтальмологическая пауза «Далеко – близко».
  4. Блиц-игра с мозаикой.
  5. Физкультминутка «Космонавты».
  6. Дидактическая игра «Семейка слов»
  7. Работа  с интерактивной доской.    

  1. Заключительная часть
  1. Беседа по содержанию занятия.
  2. Оценивание работы детей.

Ход:

  1. Вводная часть

1.1.  Организационный момент.

Воспитатель:   Дети, скажите, пожалуйста, какой праздник скоро приближается? (1 слайд)

Дети:  День космонавтики.

Воспитатель: Правильно, ребята, он отмечается 12 апреля. И я предлагаю вам сегодня вместе со мной  отправиться в космос, и увидеть все то, что видят космонавты и узнать, что же находится там за облаками нашей любимой планеты.

  1.2.  Постановка цели и задачи.

Чтобы отправиться в космическое путешествие, нужна предстартовая подготовка.

  1. Основная часть

2.1.Дидактическая игра «Подбери рифму»  

Воспитатель:  Космонавт должен быть очень образованным. Я прочту вам стихи, а вы подберите в конце рифму.

 Среди поля голубого –

Яркий блеск огня большого.

Не спеша огонь тут ходит,

Землю – матушку обходит,

Светит весело в оконце.

Ну конечно, это

Дети: солнце

Воспитатель:  Астроном — он звездочет,
Знает все наперечет!
Только лучше звезд видна
В небе полная …

Дети: луна

Воспитатель: Ясными ночками

Гуляет мама с дочками.

Дочкам не твердит она:

- Спать ложитесь, поздно! –

Потому, что мать – луна,

А дочурки

Дети: звезды

Воспитатель: До Луны не может птица
Долететь и прилуниться. 
Но зато умеет это 
Делать быстрая ...

Дети: ракета

2.2.   Практическая часть -  аппликация

Воспитатель: Ребята,  у нашей ракеты случилась непредвиденная поломка корпуса. Нужно срочно отремонтировать.

Перед детьми на столах лежат «детали ракеты» -  геометрические формы разного цвета, лист картона.

Воспитатель: Соберите из геометрических фигур ракету на картоне.

Дети выполняют аппликацию. Во время работы воспитатель следит за правильной осанкой детей, этапами выполнения работы, обращает внимание на аккуратность наклеивания фигур  и работы с клеем. Несколько фигур должны остаться лишними.

 Воспитатель: Какие детали пошли на восстановление ракеты?

Дети: Прямоугольник, квадрат, два круга, шесть треугольников.

Воспитатель: Сколько всего деталей вам понадобилось для постройки  ракеты?

Дети: 10

Воспитатель: Все ли детали вы использовали?

Дети: Осталось 2 детали: овал и трапеция.

2.3. Упражнение «Далеко-близко» (офтальмологическая пауза)

  Воспитатель: Посмотрите на образец на доске и на свои ракеты, сравните, правильно ли вы собрали детали.

2.4. Блиц-игра с мозаикой «Да-нет»(2 слайд)

Воспитатель: Ну вот,  корпус космического корабля  готов. Теперь восстановим панель управления.

Дети отвечают на вопросы при помощи мозаики, выкладывая ее на дощечках в два ряда. «Да»- зеленая в верхнем ряду, «Нет» - красная в нижнем ряду.

  • Первого космонавта звали Юрий Гагарин. (да)
  • Самолет летает быстрее ракеты. (нет)
  • Собак, которые летали в космос звали Шарик и Жучка. (нет)
  • Земля - это планета. (да)
  • После зимы наступает весна (да)
  • У квадрата четыре угла. (да)
  • Четыре плюс один будет шесть. (нет)
  • Звезды видны ночью. (да)
  • Летом всегда идет снег. (нет)
  • Человека летающего в космос называют космонавтом. (да)
  •  Группа звезд называется - созвездие. (да)
  •  Луна – это звезда. (нет)
  •  После понедельника идет среда. (нет)
  •  Наш детский сад называется «Витаминка». (да)
  •  Солнце похоже на треугольник. (нет)
  •  До луны можно долететь на луноходе. (нет)

Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли вы восстановили панель управления.

(На доску выставляется образец.  Дети сравнивают.)

 Каких кнопок получилось больше?

Дети: поровну.


2.5.  Физкульминутка «Космонавты»

Воспитатель: Что ж космический корабль готов к полету. А вот мы с вами нет. Каждый космонавт должен быть сильным и здоровым, а что для этого нужно делать?

Дети: Конечно же зарядку!

       Чтоб космонавтом стать.

       Нужно с малых лет

       Приучать себя к порядку:

Дети шагают на месте

       Застилать свою постель.

       Выполнять физкультзарядку.

Бег на месте

       Встанем, прямо, плечи шире,

       Руки так, держись прямей.

Дети стоят, руки на поясе

       От таких вот упражнений

       Станешь крепче и сильней.

Сгибание рук к плечам

Упражнение «Делай так»

 звучит музыка из к/ф «Усатый нянь», дети выполняют упражнения  по показу карточек со схематичным изображением человека в движении

2.6. Дидактическая игра «Семейка слов»

Воспитатель:  Последнее задание перед стартом.

Давайте поиграем и образуем слова одной семейки к слову «звезда». 
• Как можно ласково назвать Звезду? (звездочка)
• Если на небе много Звезд, то мы скажем, какое оно? (звездное
• Как называется корабль, который летит к звездам? (звездолет)
• Как в сказках называют волшебника, который предсказывает будущее по звездам? (звездочет)

2.7   Работа с интерактивной доской 

Воспитатель: Устраиваемся поудобнее  в креслах космической ракеты, закрываем глаза, начинаем хором обратный отсчет времени: 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1-  Старт!!!! Звучит ритмичная музыка (3слайд)

Воспитатель: Вот  мы с вами и в космосе. (Звучит релаксационная космическая музыка)  Летим, посмотрите в иллюминаторы. (4 слайд)

Это наша земля - одна из планет Солнечной системы. Солнечная система – это множество планет и их спутников – вращающихся вокруг звезды – Солнца. (5слайд)

 Вот и луна – спутник земли. (6, 7слайд)

Ребенок:  «Верный спутник, ночей украшенье

Дополнительное освещенье.

Мы, конечно, признаться должны:
Было б скучно Земле без Луны»

Воспитатель: Что часто смотрит нам в оконце? Ну, конечно, это солнце!  (8 слайд)

Воспитатель: Что такое звёзды?
Если спросят вас -
Отвечайте смело:
Раскалённый газ.
И ещё добавьте,
Что притом всегда
Ядерный реактор -
Каждая звезда! (9, 10 слайд)

 А это что за группы звезд?

Дети: созвездия.

Воспитатель: На что они похожи?

Дети: На ковш большой и маленький.

Воспитатель: А как они называются?

Дети: Большая и малая медведицы.

Воспитатель: Кто может показать полярную звезду?

(Ребенок указкой показывает полярную звезду.)

Воспитатель: Посмотрите в иллюминаторы, прямо перед вами парад планет!   Давайте вместе вспомним считалочку про планеты.

Дети: По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз — Меркурий,
Два — Венера,
Три — Земля,
Четыре — Марс.
Пять — Юпитер,
Шесть — Сатурн,
Семь — Уран,
За ним — Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.  (11,12 слайд)

Воспитатель: Какая по счету от солнца Земля, Венера….

дети отвечают (четвертая, пятая…)

Воспитатель:  Ну вот и настала пора нам возвращаться домой.

Звучит космическая музыка.

  1. Заключительная часть

3.1. Беседа по содержанию занятия. 

Воспитатель: Понравилось вам дети космическое путешествие? А что больше всего запомнилось?

Дети высказывают свое мнение

Воспитатель: Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету -
Ведь другой, похожей, нету! (13слайд)
   3.2.Оценивание работы детей

Воспитатель: Вы сегодня все были молодцы! Каждый из вас  заработал настоящую звездочку. Давайте отпустим их в небо, и у нас получится еще одно созвездие «Витаминка».

Дети прикрепляют на магнитную доску звездочки, аплодируют появлению нового созвездия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-тематический праздник «Загадочный космос» в старшем дошкольном возрасте.

Развлечение посвящёное 12 апреля "День космонавтики". Развлечение проводилось с эстафетами, опытами и играми цель которого: Познакомить детей с российским праздником - День космонавтики, героями космо...

Олимпиада для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов, посвященная 55-летию первого полета человека в космос «Этот загадочный космос».

Основной целью викторины является формирование осознанного отношения к празднику День космонавтики, закрепление и расширение знаний детей о космических первопроходцах, о людях, благодаря которым наш м...

Краткосрочный проект к 60-летию полета в космос Ю. А. Гагарина «Этот загадочный космос»

Краткосрочный проект к 60-летию полета в космос Ю. А. Гагарина «Этот загадочный космос»...

Краткосрочный проект к 60-летию полета в космос Ю. А. Гагарина «Этот загадочный космос» в средней группе «Любознайки»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №57» городского округа Самара   Краткосрочный проект к 60-летию полета в космос  Ю. А. Гагарина «Это...

Проект «Покорение космоса. Этот загадочный космос. Эти неведомые дали.»

Проект «Покорение космоса. Этот загадочный космос. Эти неведомые дали.»...

Методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в средней группе на лексическом материале Космос. Тема занятия: «Этот загадочный космос»!

Данная работа представляет собой конспект занятия по обучению детей с общим недоразвитием речи III-IV уровня в подготовительной группе детского сада. Это комплексное фронтальное занятие по обучению до...