Детское экспериментирование в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.
статья по окружающему миру (младшая группа) на тему

Готовцева Мария Александровна

Статья направлена на личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеров). В игровой форме с помощью игр - экспериментов происходит знакомство детей с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья16.3 КБ

Предварительный просмотр:

Готовцева Мария Александровна

 воспитатель

АНО ДО «Планета детства «Лада», д/с № 124 «Мотылёк»

г. Тольятти, Самарская область

Детское экспериментирование в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.

Аннотация:  статья направлена на личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеров). В игровой форме с помощью игр - экспериментов происходит знакомство детей с окружающим миром.

Ключевые слова: познавательно - исследовательская деятельность, личностно-ориентированное  взаимодействие, игры-эксперименты.

Ребенок рождается исследователем. Неутомимая жажда наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения о мире, важнейшие черты детского поведения.

Для младшего дошкольника характерен ярко выраженный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес к природе, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

Современные исследователи (А.И.Иванова, И.Э.Куликовская, Н.А.Рыжова, С.Н.Николаева, Н.Н.Поддъяков и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с детьми. Существует различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». Мы придерживаемся определения предложенным Н.Н.Поддьяковым: «Детское экспериментирование - одно из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой стороны».

           Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции простейший анализ, навыки классификации, обобщения. Опыт использования простейшего экспериментирования в работе с детьми младшего дошкольного возраста показывает, что наиболее привлекательными для детей в этом возрасте являются игры-эксперименты как интегрированный вариант организации детской деятельности.

Ориентация экспериментирования на игру, использования игрового персонажа, постановка в ходе игры познавательных задач и создание игровых обучающих ситуации стимулирует развитие любознательности  и активной познавательной позиции ребенка. С  детьми были проведены такие эксперименты как: «Такая вот вода», «Чудесные превращения капельки», «Поможем ручейку», «Ветер ветерок», « В гости к бумажной Фее», «Новоселье рыбок» и другие. В ходе игрового эксперимента «Такая вот вода» у детей формировалось представление о свойствах воды (льется,  переливается, с водой можно играть и др.) дети познакомились с волшебными представлениями воды в пар, лед, с тем, что снег тоже форма воды. Эксперимент с нарядным «снеговиком» в помещение (в теплой комнате снеговик заметно стал изменяться: изменилась форма, покосился снеговик, потекла вода). Малышам очень понравилось помогать «ручейку», т. е  очищать простейшим образом воду.

В процессе экспериментирования дети удовлетворяют присущую им любознательность, чувствуют себя исследователями. Эксперимент «Ветер ветерок» дает возможность понять: «как образуется ветер?», «почему возникает ветер?», «какой ветер?» (холодный, теплый, колючий, сильный и т. д.).

В исследовании «В гости к бумажной Фее» дети познали свойства бумаги (рвется, мнется, мокнет, горит).

Наш опыт показал, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без тесного взаимодействия с родителями. Экспериментальная деятельность вовлекает не только детей, но и их родителей.

В «День открытых дверей» детского сада в группе была проведена совместная поисково-исследовательская деятельность, на тему: «Такая вот вода»,  с привлечением родителей. Родители увидели  неуемную жажду детей к познанию мир и также были вовлечены в этот увлекательный процесс экспериментирования. Родители вместе с детьми проводили опыт с водой, рассуждали, делали выводы – что вода без цвета, без запаха, переливается, принимает форму в зависимости от емкости и т.д., а самое главное, как с водой можно играть.

Была открыта рубрика в родительском уголке «Исследователь», в которой мы предложили родителям различные формы проведения опытов и экспериментов с детьми в домашних условиях. Организовывали консультации по просьбам  родителей на тему: «Занимательные опыты на кухне». Привлекли родителей к  созданию познавательно-исследовательской среды  в группе. Совместно с родителями и детьми были собраны коллекции: «Волшебные камни», «Пески со всего мира», «Удивительная глина», «Загадочные ракушки» и т. д.

Наш опыт использования игр-экспериментов в работе с детьми младшего дошкольного возраста свидетельствует о несомненном интересе маленьких детей к экспериментированию, которое способствует развитию познавательных интересов, активизации речи, воспитанию самостоятельности, инициативы, умение воздействовать с другими детьми и взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»

Экологическое воспитание детей прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей....

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тема : Использование народного фольклора в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.

КОНСПЕКТНЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ                 ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕТема : Использование народного...

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Первоначальные основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование»

Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна – это тревожный сигнал, призывающий разумно относ...

План по самообразованию "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста "для детей 1 младшей группы

План содержит сетку мероприятй на учебный год по экологическому воспитанию. План разработан для детей первой младшей группы....

Проект по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Дети и природа»

Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему....

Презентация к познавательно-творческому проекту по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста и формированию у них экологической культуры "Эколята-защитники природы".

Взаимоотношение человека с природой актуальный вопрос современности. Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами населения земли. Неблагополучное эк...

Индивидуальный план работы по самообразованию во второй младшей группе воспитателя Крюковой Марины Александровны Тема: «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»

laquo;Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры» Актуальность темы: Экологическое воспитание – одно из приоритетных направлений разв...