Детское экспериментирование в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.
статья по окружающему миру (младшая группа) на тему
Статья направлена на личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеров). В игровой форме с помощью игр - экспериментов происходит знакомство детей с окружающим миром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Готовцева Мария Александровна
воспитатель
АНО ДО «Планета детства «Лада», д/с № 124 «Мотылёк»
г. Тольятти, Самарская область
Детское экспериментирование в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.
Аннотация: статья направлена на личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеров). В игровой форме с помощью игр - экспериментов происходит знакомство детей с окружающим миром.
Ключевые слова: познавательно - исследовательская деятельность, личностно-ориентированное взаимодействие, игры-эксперименты.
Ребенок рождается исследователем. Неутомимая жажда наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения о мире, важнейшие черты детского поведения.
Для младшего дошкольника характерен ярко выраженный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес к природе, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.
Современные исследователи (А.И.Иванова, И.Э.Куликовская, Н.А.Рыжова, С.Н.Николаева, Н.Н.Поддъяков и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с детьми. Существует различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование». Мы придерживаемся определения предложенным Н.Н.Поддьяковым: «Детское экспериментирование - одно из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой стороны».
Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции простейший анализ, навыки классификации, обобщения. Опыт использования простейшего экспериментирования в работе с детьми младшего дошкольного возраста показывает, что наиболее привлекательными для детей в этом возрасте являются игры-эксперименты как интегрированный вариант организации детской деятельности.
Ориентация экспериментирования на игру, использования игрового персонажа, постановка в ходе игры познавательных задач и создание игровых обучающих ситуации стимулирует развитие любознательности и активной познавательной позиции ребенка. С детьми были проведены такие эксперименты как: «Такая вот вода», «Чудесные превращения капельки», «Поможем ручейку», «Ветер ветерок», « В гости к бумажной Фее», «Новоселье рыбок» и другие. В ходе игрового эксперимента «Такая вот вода» у детей формировалось представление о свойствах воды (льется, переливается, с водой можно играть и др.) дети познакомились с волшебными представлениями воды в пар, лед, с тем, что снег тоже форма воды. Эксперимент с нарядным «снеговиком» в помещение (в теплой комнате снеговик заметно стал изменяться: изменилась форма, покосился снеговик, потекла вода). Малышам очень понравилось помогать «ручейку», т. е очищать простейшим образом воду.
В процессе экспериментирования дети удовлетворяют присущую им любознательность, чувствуют себя исследователями. Эксперимент «Ветер ветерок» дает возможность понять: «как образуется ветер?», «почему возникает ветер?», «какой ветер?» (холодный, теплый, колючий, сильный и т. д.).
В исследовании «В гости к бумажной Фее» дети познали свойства бумаги (рвется, мнется, мокнет, горит).
Наш опыт показал, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без тесного взаимодействия с родителями. Экспериментальная деятельность вовлекает не только детей, но и их родителей.
В «День открытых дверей» детского сада в группе была проведена совместная поисково-исследовательская деятельность, на тему: «Такая вот вода», с привлечением родителей. Родители увидели неуемную жажду детей к познанию мир и также были вовлечены в этот увлекательный процесс экспериментирования. Родители вместе с детьми проводили опыт с водой, рассуждали, делали выводы – что вода без цвета, без запаха, переливается, принимает форму в зависимости от емкости и т.д., а самое главное, как с водой можно играть.
Была открыта рубрика в родительском уголке «Исследователь», в которой мы предложили родителям различные формы проведения опытов и экспериментов с детьми в домашних условиях. Организовывали консультации по просьбам родителей на тему: «Занимательные опыты на кухне». Привлекли родителей к созданию познавательно-исследовательской среды в группе. Совместно с родителями и детьми были собраны коллекции: «Волшебные камни», «Пески со всего мира», «Удивительная глина», «Загадочные ракушки» и т. д.
Наш опыт использования игр-экспериментов в работе с детьми младшего дошкольного возраста свидетельствует о несомненном интересе маленьких детей к экспериментированию, которое способствует развитию познавательных интересов, активизации речи, воспитанию самостоятельности, инициативы, умение воздействовать с другими детьми и взрослыми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста»
Экологическое воспитание детей прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты. Нужно учить ребятишек правильно вести себя в природе и среди людей....
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/04/picture-275252-1378323486.jpg)
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ Тема : Использование народного фольклора в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста.
КОНСПЕКТНЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕТема : Использование народного...
ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Первоначальные основы экологического воспитания детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование»
Природа хрупка и ранима. В последнее время все чаще загрязняются и становятся безжизненными водоемы, теряют плодородие почвы, обедняются флора и фауна – это тревожный сигнал, призывающий разумно относ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/15/picture-755751-1455546870.jpg)
План по самообразованию "Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста "для детей 1 младшей группы
План содержит сетку мероприятй на учебный год по экологическому воспитанию. План разработан для детей первой младшей группы....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/05/picture-731093-1544011985.jpg)
Проект по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста «Дети и природа»
Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/07/picture-1279734-1673101351.jpg)
Презентация к познавательно-творческому проекту по экологическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста и формированию у них экологической культуры "Эколята-защитники природы".
Взаимоотношение человека с природой актуальный вопрос современности. Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами населения земли. Неблагополучное эк...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/16/picture-878348-1484568177.jpg)
Индивидуальный план работы по самообразованию во второй младшей группе воспитателя Крюковой Марины Александровны Тема: «Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры»
laquo;Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры» Актуальность темы: Экологическое воспитание – одно из приоритетных направлений разв...
- Мне нравится (1)