"Организация эффективной предметно-пространственной среды в ДОУ как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста"
статья по окружающему миру на тему

Лапочкина Светлана Алексеевна

         Основная цель экологического воспитания – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

          Грамотно организованная  предметно-развивающая среда  экологического содержания обеспечивает формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, помогает сформировать познавательное отношение к ней и обеспечивает становление ценностного отношения ко всему живому. Вот почему в работе по экологическому воспитанию дошкольников основной упор должен быть сделан на организацию эколого-развивающей среды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лапочкина Светлана Алексеевна,

заведующий,

МДОУ детский сад № 28

ГО Богданович

Демина Ольга Юрьевна,

старший воспитатель,

МДОУ детский сад № 28

ГО богданович

Организация эффективной предметно-пространственной среды в ДОУ как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Ф.Тютчев

Природа окружает ребенка с ранних лет. Ребенок - дошкольник живет в конкретной социальной, культурной, природной среде. И сила природы, ее воздействие на формирование личности ребенка хорошо известна. Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы, формируется чувство прекрасного. В процессе экологического образования у детей формируются познавательные действия, развивается познавательная мотивация и интерес к миру природы, любознательность, творческая активность.

Основная цель экологического воспитания – сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, экологическую грамотность, способность любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

Грамотно организованная  предметно-развивающая среда  экологического содержания обеспечивает формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, помогает сформировать познавательное отношение к ней и обеспечивает становление ценностного отношения ко всему живому. Вот почему в работе по экологическому воспитанию дошкольников основной упор должен быть сделан на организацию эколого-развивающей среды.

Эколого-развивающая среда, должна соответствовать следующим требованиям: предоставлять ребенку свободу, оказывать влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье. Среда должна быть удобной, информированной, настраивать на эмоциональный лад, обеспечивать гармоничные отношения между ребенком и окружающей природой. Предметно развивающая среда должна создавать условия для:

-познавательного развития ребенка;

-эколого-эстетического развития ребенка;

-оздоровления ребенка;

-формирования нравственных качеств ребенка;

-формирования экологически грамотного поведения;

-экологизации различных видов деятельности ребенка.

Любая развивающая среда состоит из разнообразных элементов,

каждый, из которых выполняет свою функциональную роль.

В дошкольных группах созданы экологические центры, центры науки, «зеленые зоны», в зимнее время в каждой группе организуются «огороды на окне», в группах имеется методическая, справочная и детская литература, наглядные пособия экологического содержания.

В ДОУ имеется зимний сад, где дети с огромной любознательностью и интересом познают окружающую природу. Такой зеленый уголок  наполнен всевозможными видами растений разных климатических зон и представляет собой отдельное  помещение - для знакомства детей с различными комнатными цветами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Зона релаксации – это уголок с фонтаном,предназначенная для отдыха детей.

В детском саду организована и оснащена экологическая комната, где представлены: экологический план села, макеты природно-климатических зон, уголок сельского подворья, имеется уголок, в котором собраны красочные книги, энциклопедии для детей, атласы, периодические издания, собраны гербарии и  коллекция природных и ископаемых материалов.

Здесь дети выращивают рассаду для теплицы и цветников, учатся выращиватькомнатные цветы черенками, сегментами листа, семенами.

Живой уголок -самое любимое место ребят, где они могут наблюдать за его обитателями: морской и сухопутной черепахами, рыбками, кроликом, шиниллами,  волнистыми попугайчиками и другими обитателями.Насыщенная многообразием живых объектов среда позволяет дошкольникам не только наблюдать за рыбками,птицами и растениями, но и принимать непосредственное участие в уходе заними под руководством педагогов. Такая деятельность способствуетформированию у детей бережного отношения к природе, воспитываетдоброту и отзывчивость.

На базе дошкольного учреждения в рамках образовательного процесса функционирует кружок эколого - биологической направленности «Мы – друзья природы», на занятиях которого,  реализуется программа «Всюду жизнь!» для детей дошкольного возраста.

На территории детского сада создана экологическая тропа. В качестве объектов экологической тропы взяты разнообразные деревья, кустарники, цветы, птицы, муравейники, насекомые, населяющие участки, огород, теплица.Составлена карта-схема экологической тропинки с нанесением маршрутов и всех ее объектов. Изготовлены  выносные знаки, обозначающие каждую точку. По каждой точке экологической тропы разработаны паспорта и реализованы проекты.На тропе проводятся наблюдения, эксперименты, игры, театрализованные занятия, экскурсии, дети трудятся на огороде и в теплице.

Также  в ДОУ созданы благоприятные условия для выращивания растений цветника, теплицы и огорода: обеспечено обновление грунта, продумана и организована  система полива, имеется рабочий инвентарь для работы детей и взрослых.

Дети проявляют активный интерес к экологии именно потому, что тут они могут многое сделать своими руками, они задают интересующие вопросы и сами же ищут на них ответы.

Родители принимают активное участие в создании условий на экологической тропе. Ремонтируют оборудование на участках, высаживают деревья, цветы.

Продолжением наблюдений, исследований является экологические  маршруты в естественных условиях. Они включают в себя березовую рощу, реку Кунара и Соловьюшка, близлежащие сельскохозяйственные поля, сосновый бор - все это уникальная возможность показать детям всю красоту нашей местной природы и познакомить их с «местными жителями» флоры и фауны.

Экскурсии — один из основных видов деятельности и особая форма организации работы по экологическому воспитанию. На экскурсиях мы знакомим детей с растениями,животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развиваетсянаблюдательность, возникает интерес к природе.

Наличие экологической тропы позволяет осуществлять разработку и реализацию разнообразныхэкологических проектов,таких как: «Деревья – мои друзья», «В гостях у божьей коровки»,         «Зеленая аптека».Проектная деятельность как никакая другая поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает замысел оформить в виде культурно-значимого продукта.Технология проектирования помогает вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения, ведь обязательное условие проектной деятельности - участие родителей.

В ДОУ проводятся экологические акции, направленные на сохранение и сбережение родной природы: «Сохраним березовую рощу», «Покормите птиц зимой!», «Цветы для мамы».В процессе этой деятельности дошкольники осознают свою позитивную роль в жизни природы родного края, что окажет благотворное влияние не только на развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер, но и на развитие духовности и нравственности.

Ежегодно ДОУ принимает участие в экологической кейс-игре для дошкольников GreenTeam проводимой  МБУ ДО Центр детского творчества «Креатив», где занимают призовые места (1 место, заповедные уголки моего детства проект «Березовая роща – любимый уголок моего детства», 2017г., 1 место, проект «Защитники растений», 2018г.)

В рамках взаимодействия с ГБОУ ДОП СО «Центр дополнительного образования детей «Дворец Молодежи» экологического отделения,  являемся постоянными участниками семинаров и конференций по распространению практик экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Таким образом, грамотная организация эколого-развивающей среды и осуществление в ней совместной эколого содержательной деятельности детей и воспитателя обеспечит формирование у каждого ребенка потребности во взаимодействии, общении с объектами природы, поможет сформировать познавательное отношение к ней и обеспечит становление ценностного отношения ко всему живому.

Список литературы

1. Кунченко Н. С., Кошелева А. А. Зимний сад в экологическом образовании дошкольников // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 46-47.

2.  Николаева  С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 96с.

3. Рыжова Н.А. Экологический проект «Мое дерево»/ Текст публикуется в авторской реакции. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», ТЦ «СФЕРА», 2006. – 256с., 8 л.ил.