Главные вкладки

    Конспект НОД "Пришла весна- прилетели птицы"
    методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

    Короткина Лариса Ивановна

    Ознакомление детей с миром природы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл gosudarstvennoe.docx40.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 40 Приморского района  г .Санкт - Петербурга

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы в средней группе

     Тема: «Пришла весна – прилетели птицы»

    Образовательные области: Познавательное развитие

                                    Речевое развитие

                                          Физическое развитие

                 Образовательные технологии: Игровая технология,

                                                  Развивающее обучение,

                                                        Обучение в сотрудничестве,

                                                            Здоровьесберегающая технология

                                              Разработала:  воспитатель

                                                Короткина Лариса Ивановна

    Санкт – Петербург

    2018

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы в средней группе  на тему «Пришла весна – прилетели птицы»

     Интеграция образовательных областей: познавательное (ознакомление с миром природы), социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие.

    Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

    Образовательные технологии: игровая технология, развивающее обучение, обучение в сотрудничестве, здоровьесберегающая технология.

    Цель: уточнить и расширить знания детей о весне и прилетающих птицах.

     Задачи:

     Познавательное развитие:

     - продолжать знакомить детей с характерными признаками весны;

     - закреплять знания детей о перелетных птицах, об их жизни в весенний период, строении их тела;

    - употреблять обобщающие слова (перелетные, зимующие); - уточнять и расширять словарь по теме «Перелетные птицы»

    Социально-коммуникативное развитие:

     - развивать внимание,  память, мышление (игра «Вопрос-ответ», «Чего не хватает?», «Четвертый лишний», «Где гнездо?», «Собери картинку»).

    . Речевое развитие:

    - пополнять словарный запас у детей по теме «Перелетные птицы»;  совершенствовать грамматический строй речи;

     - продолжать обучение составлению описательного рассказа;  употреблять простые предлоги на, под, в

    . Физическое развитие:

     - повышать эмоциональный фон и предупреждать ранее умственное и физическое  утомление

     - развитие общей и мелкой моторики (физ. минутка, пальчиковая гимнастика).

     Словарь: грач, скворец, ласточка, ворона, воробей, голубь, синица, гнездо, насекомые, перелётные, строить, выводить (птенцов), прилетают.

     Форма проведения: групповая форма организации обучения.

     Предварительная работа:

    -беседы на темы: «Перелетные птицы», «Приметы весны», рассматривание иллюстраций; чтение и заучивание  стихов о птицах; наблюдение за птицами во время прогулок; загадывание загадок о птицах, прослушивание записей «Голоса природы», игры: «Перелет птиц», «Зимующие и перелётные», «Ласточка», физминутка и пальчиковая игра «Перелетные птицы»

     Оборудование:  картинки с признаками весны, картинки гнезда птиц, разрезные картинки перелетных птиц; звуковая запись: «Звуки леса», «волшебная палочка», поощрительные призы.

    Ход НОД

    Вводная часть

    Организационный момент: сообщение темы. Игра «Вопрос – ответ».

        Основная часть

    .Прогулка в весенний парк

    Посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся. У меня для вас приготовлена загадка, отгадав ее, узнаете кто я.  Слушайте внимательно.  

     Она приходит с ласкою  

     И со своею сказкою ,              

      Волшебной палочкой взмахнёт,                

     В лесу подснежник расцветёт.                

     Рыхлый снег на солнце тает                

     Ветерок в ветвях играет,

     Звонче птичьи голоса,              

     Значит, к нам пришла (Весна)

     - Я,  Весна-Красна, в гости к вам пришла, здравствуйте. Для вас я приготовила интересные игры и задания, вы готовы их выполнять? Давайте вспомним и назовем признаки весны.

     Игра «Мой вопрос, ваш ответ». – (выставляются картинки-признаки весны) Сейчас у нас какое время года? - Что весной темнеет, тает, водой убегает? - Что весной бежит, журчит, поёт? - Что с крыши свисает, капает, тает? - Что весной голубое, высокое, чистое? - Что весной греет, светит, припекает? - Что появляется на деревьях? - Кто прилетает весной и начинает строить гнезда? Молодцы, ребята, вижу, что вы хорошо знаете признаки весны, Ребята предлагаю вам отправиться на прогулку в весенний парк, вы согласны? Давайте все вместе произнесем волшебные слова:                  

      Мы идем все друг за другом                  

     В парк весенний погулять                  

      1-2-3-4-5 - будем в парке мы играть.(  Фонограмма «Пение птиц»  )

       - Ребята, вы слышите… Как вы думаете, что это за звуки? Почему им так весело? Чему они радуются? (весне)

    Выставляются картинки: Весна. Снег. Ручьи. Сосулька. Небо. Солнце. Зеленые листики. Птицы.

    Весна: поют птицы. Наступила весна.

    Презентация о перелетных птицах .Загадки. Рассказы детей.

    -А как называются птицы, которые прилетают к нам весной? Правильно, ребята, одним из главных признаков весны является возвращение птиц с теплых краев. Скажите, почему птицы весной возвращаются? Птицы это мои друзья, давайте узнаем, какие птицы возвращаются первыми, попробуйте отгадать загадки.

    .Всех прилётных птиц черней,

     Чистит пашню от червей.

     Взад-вперёд по пашне вскачь,

     А зовётся птица…(грач).

     Ребята, опишите грача, какой он? Грач– перелетная, крупная птица. Его тело покрыто черными перьями. У него крупный клюв, короткий хвост. У грача сильные крылья. Клюв и лапы светлые.

    .На шесте – дворец,

     Во дворце – певец,

     а зовут его…(скворец)

     Ребята, опишите скворца, какой он? Скворец – перелетная маленькая птица, перья черного цвета с белыми крапинками. Клюв и хвост небольшого размера.

    .Кто прилетает к нам с теплом,

     Путь проделав длинный ,

     Лепит домик под окном из травы и глины (ласточка).

    -. Опишите, ребята, какая она? Ласточка-перелетная птица, небольшого размера, спинка черная, а грудка белая, хвостик длинный похож на вилочку, крылышки острые . Молодцы, спасибо за интересные рассказы.

     Скажите, что общее есть у всех птиц?(алгоритм «птица»: туловище,  голова, клюв, крылья, лапы, хвост и тело покрыто перьями).

     - Сейчас будьте предельно внимательны, посмотрите на картинки и постарайтесь правильно назвать птицу и определить, чего не хватает у птицы.

    .Игра «Чего не хватает?»

     Грач – без клюва. Чего не хватает у птицы?

      Скворец без лапок .Чего не хватает у птицы?

     - Ласточка без хвоста. Чего не хватает у птицы?

    .Физкультминутка  «Перелетные птицы»

     Физкультминутка в кругу :

    Птички прыгают, летают (дети прыгают).

     Крошки птички собирают («клюют»).

    Пёрышки почистили, клювики почистили  (изображают)

    . Птички летают, поют (машут руками)

    .Зёрнышки клюют (наклоняются).

    Дальше полетели и на место сели . (улетают», садятся)

    Дидактическая игра «Четвертый лишний? »

     . А теперь закройте глаза, птички поиграют с вами в прятки.

     Игра «Четвертый лишний? Будьте внимательны, необходимо выбрать из четырех картинок кто лишний и объяснить почему. Назовите птиц, каких вы видите на картинках?  - Ласточка, воробей, грач, скворец. Кто лишний и почему? . - Ворона, скворец, грач, ласточка;  - Грач, скворец, ласточка, голубь;  - Синица, ласточка, скворец, грач

    . Воспитатель: Молодцы, ребята, вы были очень внимательными. Ребята, скажите, что делают птицы, когда прилетают к нам весной? Верно, а для чего птицы вьют и строят гнёзда? Давайте вспомним и назовем какое гнездо вьет грач, скворец, ласточка.

     Игра «Где гнездо?»

     - Грач вьет свое гнездо на дереве. Где грач вьет гнездо?  Скворец вьёт своё гнездо в скворечнике. Где скворец вьет гнездо?  Ласточка строит гнездо под крышей дома. Где ласточка вьет гнездо? Молодцы, вы отлично показали свои знания.

     Игра «Собери разрезную картинку»

    Игра «Собери разрезную картинку» И последнее ваше задание, вы должны собрать изображение птицы из разрезных деталей и правильно назвать. (Самостоятельная деятельность воспитанников) Как называется птица? Молодцы, ребята, вы правильно собрали и назвали птиц.

     Заключительная часть. Подведение итогов занятия.

     А теперь пора настала снова в детский сад попасть .

    В круг быстрее становитесь ,на носочки поднимитесь,

     И два раза повернитесь, 1-2-3-4-5- снова в группе окажитесь.

     Понравилась ли вам наша прогулка? Каких перелетных птиц вы запомнили? О каком времени года мы говорили? Мне понравилось, как вы работали, справились со всеми заданиями, внимательно слушали, думали, отвечали. Молодцы!

    СТИХИ О ПТИЦАХ.

    Воробей.

    Воробьи, воробышки,

    Серенькие перышки!

    Клюйте, клюйте крошки

    У меня с ладошки!

    Нет, с ладошки не клюют

    И погладить не дают.

    Как бы нам поладить,

    Чтоб дались погладить.

    Воробей.

    Среди сизых голубей,
    Скачет шустрый воробей
    Воробушек-пташка,
    Серая рубашка.

    Откликайся, воробей,

    Вылетай-ка, не робей!

    Вороны. 

    Ласточка.

    Милая певунья,

    Ласточка родная

    К нам домой вернулась

    Из чужого края.

    Под оконцем вьется

    С песенкой живою:

    «Я весну, я солнце

    Принесла с собою».

    Ласточка.

    Вместе с весной в гости к нам прилетает,

    Черною черточкой в небе мелькает.

    Быстрая птица, хвостик стрелой,

    Ловко охотится за мошкарой.

    Голуби

    Голуби, голуби.

    Раз, два, три.

    Прилетели голуби-сизари,

    Сели и нахохлились

    У дверей.

    Кто накормит крошками сизарей?

    Грач.

    На расправу скор, горяч

    Местный забияка грач.

    Острый клюв, шаги легки-

    Берегитесь, червяки!

    Грач.

    Ветка -раз, пушинка- два-

    Просто кругом голова!

    Отчего грачи кричат,

    Строят гнезда для грачат.

    Синица.

    Скачет весело синица

    И мороза не боится:

    Нипочем ей холода,

    Коль в кормушке есть еда!

    Синица.

    Посмотрите, детки,

    Вон сидят на ветке

    Птички невелички

    Желтые синички.

    Прилетай же.

    Милый скворушка-скворец,

    Прилетай же, наконец!

    Для тебя я дом построил-

    Не скворечник, а дворец!

    Перелетные птицы (пальчиковая гимнастика)

    Тили-тели, тили-тели -

    С юга птицы прилетели!

    Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.

    Прилетел к нам скворушка -

    Серенькое перышко.

    Жаворонок, соловей

    Торопились: кто скорей?

    Цапля, лебедь, утка, стриж,

    Аист, ласточка и чиж -  Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки.

    Все вернулись, прилетели,  - Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.

    Песни звонкие запели! - Указательным и большим пальцами делают клюв –

    «птицы поют».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по экологии "Пришла весна, прилетели птицы". ( старшая группа)

    Данное занятие расширяет и уточняет представления детей о весенних изменениях в природе, знания о птицах. Учит  выделять и называть характерные особенности птиц. Формирует представление о том, чт...

    Конспект занятия «Пришла весна, прилетели птицы» (для детей старшего возраста)

    Открытое мероприятие для студентов ЗПК им.В.В.ВиноградоваКонспект по изодеятельностиТема: «Пришла весна, прилетели птицы»(для детей старшего возраста)Программное содержание:• Учить детей передавать в ...

    Конспект занятия по развитию ориентировки в пространстве у детей с нарушением зрения 6-7 летнего возраста.Тема: «Весна. Прилетели птицы».

    Работа то теме перелетные птицы. Весна. развитие ориентировки в пространстве.Обогощение чувственного опыты....

    НОД Конспект"Пришла весна прилетели птицы"

    Конспект НОД по ФГОС  для ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ...