НОД по познавательному развитию "Бумажная страна"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Митенькина Елена Николаевна

Поисково-исследовательская деятельность с бумагой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_bumazhnaya_strana.doc241 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Бумажная  страна»

(старший дошкольный возраст)

Цель: формирование элементарных представлений детей старшего дошкольного возраста о бумаге и ее свойствах  посредством активного включения в экспериментально-исследовательскую деятельность.

Задачи:

 1. Познавательная:

 - Дать элементарные знания из области экспериментирования;

 - Осуществлять познавательное развитие детей в процессе экспериментально-исследовательской деятельности;

 - Расширять кругозор детей  ( о бумаге и ее свойствах) через поисково-исследовательскую деятельность.

2. Развивающая:

 - Развивать в экспериментальной деятельности умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, описывать, строить предположения, устанавливать причинно-следственные связи;

 - Формировать способность анализировать результаты наблюдений и экспериментов.

3. Воспитывающая:

-  Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;

-  Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.

 Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие .

 Оборудование: емкость с водой, бумага разной фактуры, ножницы, цветная бумага (для аппликации), клей, фрагмент релаксационной музыки.

                                                               

                                                   Ход занятия

1.Оргмомент.

Воспитатель: - Ребята, я предлагаю сегодня нашу группу превратить в центр юных исследователей. Как вы думаете, кто такие исследователи? Чем они занимаются?

Дети:  (ответы детей) Это люди, которые что-то исследуют.

Воспитатель - Я согласна с вами. Исследователи - это люди, которые занимаются научными исследованиями, с помощью опытов, наблюдений, экспериментов узнают что-то новое, получают новые знания. Сегодня мы с вами тоже будем исследователями. Чтобы угадать, что мы будем рассматривать, исследовать, внимательно послушайте загадки.

Я белая, как снег, дружу с карандашом.

Где он пройдет, там заметку кладет.

                                                           (Бумага)

Склеите корабль, солдата,

Паровоз, машину, шпагу.

А поможет вам, ребята,

Разноцветная...

                                            (Бумага)

Дети:  (ответы детей). Это бумага.

(Дети садятся за столы) 

2.Основная часть

Воспитатель: Ну, что ж, заседание клуба юных исследователей начинает свою работу, и мы отправляемся в  «Бумажную страну».

- Закройте глаза….(шелест бумаги).

- Что это за шум? Верно, так шелестит бумага.

Возьмите все по листочку, пошелестите вместе – какой красивый звук – это волшебный звук бумаги.

Замечательно! Садитесь удобнее, мы начинаем. Известный детский поэт

С. Михалков одно из своих стихотворений посвятил бумаге. Оно называется:

                                                «ЛИСТ БУМАГИ»:

                                        Простой бумаги свежий лист

                                        Ты бел, как мел. Не смят и чист,

                                        Твоей поверхности пока

                                       

                                       

                                        Ничья не тронула рука.

                                        Чем станешь ты? Когда, какой

                                        Исписан будешь ты рукой?

                                        Однажды карандаш цветной

                                       

                                         Пройдется по всему листу,

                                         Его, заполнив пустоту.

                                         И синим, будет пароход,

                                         И черным будет в небе дым,

                                         И солнце будет золотым.

Воспитатель: Какое красивое стихотворение.

Беседа о бумаге:

Воспитатель: Ребята, для чего нужна бумага?

Дети:  (ответы детей) для того, чтобы на ней писать и рисовать и т. д.

Воспитатель: Как вы думаете, а бумага была всегда?

Дети: (Ответы детей)

Воспитатель: ребята, как вы думаете, на чем писали древние люди?

Дети: (предположительные ответы) (На камнях)

Воспитатель: Сейчас, ребята, мы с вами отправимся в  путешествие в далекие дни  прошлого и узнаем  много нового и интересного. Древние люди вместо бумаги использовали бересту. Береста- это наружная часть  березовой коры. Люди составляли грамоты, писали письма.  Выцарапывали буквы костяными инструментами. Но такой способ письма был не удобен. Люди придумали листы  из тонкой кожи животных и назвали его «пергамент». Это очень прочный материал, но  тяжеловат при оформлении на нем текста, труден для переплета. Появился новый материал, который тоньше пергамента и более удобный - бумага.

Воспитатель: ребята, как вы думаете,  из чего делают бумагу?  (Ответы детей) (Из дерева)

- Где ее изготавливают?

Дети: предполагаемые ответы  (На бумажной фабрике)

Воспитатель: правильно, ребята, бумагу изготавливают на  бумажных фабриках

Экспериментально-исследовательская  деятельность. «Бумага, какая она?»

Воспитатель:   Дети, подойдите к столу для экспериментирования. Сейчас мы будем ставить первый опыт и познакомимся с первым свойством бумаги – бумага мнется. Вот у нас лежат несколько образцов бумаги разной плотности и назначения, попробуем ее помять. Какая бумага легче мнется, тонкая или плотная (бумага мнется вся, но тонкая бумага легче мнется, и пальцы не устают).   Первое свойство- бумага мнется.

                         

                           

 Воспитатель: Ребята, возьмите любой кусок бумаги и начните ее рвать. Легко ли рвать плотную бумагу, или легче рвать тонкую? Сейчас мы опустим в воду плотную бумагу, и через несколько минут начнем ее рвать. Как она стала рваться после намокания?

Дети: предполагаемые ответы (бумага рвется легче, чем до намокания.)

 Второе свойство бумаги – бумага рвется.

Воспитатель: Ребята, а сейчас возьмите ножницы и  аккуратно, осторожно разрежьте лист бумаги пополам. Что произошло? (бумага разрезалась легко). А сейчас возьмите лист картона и разрежьте его. Легко или трудно режется картон (ответы детей). Картон режется трудно. Какой вывод мы с вами сделаем?

Третье  свойство бумаги - бумагу можно разрезать ножницами ( тонкая бумага режется

легко, а плотная тяжелее).

           

     Воспитатель: Ребята,  помойте в емкости с водой кисточку с зеленой краской, а потом опустите в эту воду белую бумагу.  Что произошло?

Дети: бумага намокла и закрасилась.

Воспитатель: Правильно, ребята, бумага сразу впитала  в себя жидкость и стала зеленой.

Какое  же  четвертое свойство бумаги мы можем назвать?

Четвертое свойство бумаги – бумага  намокает, впитывает в себя влагу.

             

Пятое свойство бумаги – бумага горит и легко воспламеняется. Это свойство бумаги мы экспериментировать не будем. Как вы думаете, почему? Потому что это очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму глаз и др. А если это где-то произойдет, вы обязательно должны помочь,  вызвать пожарников и скорую помощь.

- По каким номерам вы будете звонить и просить о помощи? (номер 01, номер 02, номер  03).

Воспитатель: А сейчас, ребята, мы с вами поиграем в игру, которая называется «Найди на ощупь». Мы будем определять на ощупь плотность и фактуру бумаги. Помогать нам будут подушечки пальцев, глаза мы закроем шарфиком.

Дети подходят к столу, воспитатель завязывает глаза, дает им в руки кусок бумаги, и дети определяют, какая бумага (шероховатая, глянцевая, тонкая, бархатная, гофрированная  и др.)

Физкультминутка «Буратино»

 Буратино потянулся,

 Раз – нагнулся,

 Два – нагнулся,

 Три – нагнулся.

 Руки в сторону развел,

 Ключик, видно, не нашел.

 Чтобы ключик нам достать,

 Нужно на носочки встать.

Воспитатель:

Творческая коллективная работа «Бумажная страна»

-Ребята мы с вами познакомились с бумагой, ее свойствами, узнали,  что из нее можно сделать различные поделки своими руками. Давайте все вместе сделаем  красивую работу из бумаги, которую назовем «Бумажная страна». А выполним ее мы  в технике обрывной аппликации.

Звучит тихая релаксационная музыка.

 (Дети объединяются в 2-3 группы, каждый ребенок выбирает вид бумаги, определяет какой домик будет делать, травку, дорожку, цветы и т. д. )  Итог

       

Воспитатель: Какая красивая. Волшебная страна получилась! Вот так бумага! Это самый распространенный и доступный материал для изготовления различных поделок. И так, какими же свойствами обладает бумага?

Дети: (ответы детей)

Вся бумага рвется, мнется, горит, складывается, склеивается, скатывается, скручивается, намокает, режется, плавает, тонет.

Воспитатель: Ребята, мы с вами проделали нелегкий путь  по следам истории, от древних людей до современного общества. Познакомились с бумагой,ее свойствами.

 Результатом нашей работы стала прекрасная поделка «Бумажная страна».

Молодцы, ребята!

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательному направлению «Страна знаний» для детей 6-7 лет

Цель: закрепление полученных знания детей.Задачи:-  продолжать развивать умение составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр;- закреплять умение выделять в...

Познавательное развлечение"Странный сон Сороки-Белобоки"

Познавательное развлечение"Странный сон Сороки-Белобоки"...

Занятие по познавательному развитию "Страна Игралия"

Открытое занятие по познавательному развитию с детьми среднего возраста "Страна Игралия"...

Конспект ООД по познавательному развитию "Страна знаний"

Конспект по образовательной области "Познавательное развитие" (ФЭМП)...

Конспект занятия по познавательному развитию «Страна дорожных знаков» старшая группа

Цель:- Углубить знания детей о переходе дороге, её особенностях;- Повторить правила поведения в общественном транспорте, основные сигналы светофора. Определить знаки, которые помог...

Конспект ООД по познавательному развитию "Страна правил дорожного движения"

Безопасность детей в наших руках. И мы просто обязаны научить их правилам поведения на улицах города......