Знакомство с народами России
материал по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Дать детям представление о людях, населяющих нашу страну, о их национальных традициях и культуре разных народов;

Формировать позитивное отношение к другим народам; основы национального самосознания и любви к своей малой Родине через взаимопонимание, уважение и дружбу между людьми разных национальностей.

Развивать интерес к истории России;

Воспитывать чувства собственного достоинства и уважительного отношения к личности другого человека;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 63 Приморского района Санкт-Петербурга

        

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тема: «Знакомство с народами России»        

Область: Ознакомление с предметным и социальным окружением

        

        Воспитатель: Кононович Ю. С.

        

Санкт-Петербург

2018г.

Тип ООД:

«Мы все разные – и в этом наша прелесть,

мы все вместе – и в этом наша сила!»

Цель: Познакомить с народами РФ.

Задачи:

1. дать детям представление о людях, населяющих нашу страну, о их национальных традициях и культуре разных народов;

2. формировать позитивное отношение к другим народам; основы национального самосознания и любви к своей малой Родине через взаимопонимание, уважение и дружбу между людьми разных национальностей.

3. развивать интерес к истории России;

4. воспитывать чувства собственного достоинства и уважительного отношения к личности другого человека;

Материал: фонограмма песен, атрибуты для проведения игр. карта РФ, коллаж «Народы России».

        

ХОД ООД:

  1. Организационный момент.

Звучит музыка песни «Дорогою добра»

Стихотворение

Е. Серов «Мой дом»

У меня есть родной

Удивительный дом:

Нет стены ни одной

В этом доме моём.

Только есть потолок-

Голубой – голубой,

Только много дорог –

Знай шагай по любой!

Очень дом мой огромен –

От песков и до льдин!

Хорошо, что в том доме

Я живу не один.

  1. «Мы все разные – и в этом наша прелесть, мы все вместе – и в этом наша сила!»

- Ребята, как вы думаете, а с чего начинается Родина?

  • В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город. Улица, дом, где он родился.
  • Это его маленькая, малая родина, а из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая, великая Родина. Родина начинается там, где ты появился на свет.
  • Родина – высокое понятье,

Но и в малом есть её отсвет.

Главное – ценить, любить и знать

Те места, где появился ты на свет!

Стихотворение:

Холмы, перелески, луга и поля –

Родная, зелёная наша земля.

Земля, где я сделал свой первый шажок,

Где вышел когда-то к развилке дорог

И понял, что это раздолье полей –

Частица Великой Отчизны моей.

  1. Основная часть. «Народы России»

1.Беседа. Карта РФ

Вопросы:

1.Какая республика самая большая? (Якутия)

2.Какая республика самая северная? (Карелия)

3.Какая республика самая теплая? (Дагестан)

4.Какие республики Вы еще знаете?

5. Есть ли у республик герб и флаг?

6.Какие пословицы и поговорки про Родину вы знаете? (Жить Родине служить; Пословицы: Если дружба велика, будет Родина крепка; Язык дружбы не нуждается в переводе. Дружба и братство лучше богатства.)

7.Вспомните пословицы о дружбе народов?

2. Стихотворение «Российский край моя Земля!»

3.Россия – удивительная страна! Она стала общим домом для многих народов. При этом, большинство из них сохранило свой язык, свои обычаи, свою культуру. Величие России – в крепкой дружбе всех живущих в ней народов. Нам всем прежде всего, нужно сохранять свои традиции, помнить свои национальные черты, самобытность своего народа и его духовность. Именно через это мы учимся любить свою родину, свой родной город, все то, что оставили в дар наши предки.

Культур разных народов интересна, многообразна Все народы должны жить в мире и дружбе. Готовясь к сегодняшнему занятию мы познакомились с республикой РФ. Мы увидели, что мир вокруг нас так разнообразен, что мы так не похожи друг на друга, но у нас так много общего.

4.Игра «Баба Яга»

В центре зала стоит Баба Яга, в руках у нее помело (веточка). Дети двигаются по кругу и приговаривают:

Бабка Ежка, костяная ножка,

С печки упала, ножку сломала!

А потом и говорит: «У меня нога болит!»

Пошла на улицу – раздавила курицу,

Пошла на базар – раздавила самовар,

Вышла на лужайку – испугала зайку!

Дети разбегаются, а Баба Яга, прыгая на одной ноге, пытается осалить детей своим помелом. Бабой ягой становится тот, кого водящий перенесет в круг.

5. Сибирь (Байкал). Республика Бурятия

Сибирь и Дальний Восток. Народы: ханты, манси, буряты, якуты и др.

У народов Сибири очень древний и своеобразный фольклор, сейчас вы в этом убедитесь.

Послушайте якутсткую народную сказку «Кукша». Кукша – птичка.

Давно это еще было. Пришла лиса на птичье собрание и хитростью, обманом заманила птиц к себе в дом.

Завела их в дом, а сама улеглась поперек двери: мол, как только они уснут, я их съем.

День караулит лиса своих гостей, другой – птицы глаз не смыкают. Больше того: выбрали они чуткую, бессонную кукшу – по-другому говорят, сойку -  и попросили ее поближе к хозяйке дома расположиться.

На третье сутки сама лиса не выдержала, начала дремать. Тогда кукша с пронзительным криком: «Охотник пришел! Спасайся!» - долбанула лису клювом в глаз. Лиса испугалась и – давай бог ноги! – убежала из дома.

Выбрались птицы на волю, похвалили кукшу. А еще и так ей сказали:

- Надо ли тебе тратить силы на перелеты в теплые страны? Ты и здесь не прорадешь, оставайся. Пусть оперенье у тебя будет под цвет трав и листвы, питайся соком и смолой деревьев, а чтобы тебе одной не скучно было – научись голосу сорока четырех птиц.

С тех пор кукша и зимой остается на Севере и умеет подражать голосу самых разных птиц.

-Понравилась сказка?

-О чем узнали из сказки?

7. Народная игра «Продаём горшки»

Играющие разделяются на две группы. Дети – «горшки». Встав на колени или усевшись на пол, они образуют круг. За каждым «горшком» - его хозяин, руки за спиной. Водящий подходит к одному из них и начинает разговор:

- Эй дружок, продай горшок!

- Покупай!

- Сколько дать тебе рублей?

- Три отдай.

 Водящий три раза (или столько, за сколько рублей согласился продать горшок его хозяин, но не более трех) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу в противоположные стороны, т.е навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Правила игры. Бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег влево, запятнанный должен бежать вправо.

8.Знакомство с Чукотским фольклором. (народное творчество – сказки, былины, легенды, загадки, пословицы, поговорки)

Чукотский фольклор. (тихо звучит музыка)

-Мы будем отгадывать загадки народов Севера.

Загадки о природе:

Летит золотая тарелка. (Солнце)

На гладком льду рыбу покрошили. (Звезды на небе)

На крыше щербатый ковш лежит, говорят. (Месяц)

Всех светлее, всех жарче. (Солнце)

Какой же олень всех быстрее бегает? (Ветер)

На землю упали, исчезли. (Дождь)

Белое одеяло всю землю покрыло. (Снег)

Везде обманывает, вечно хвастается. (Лисица)

Много говорит, а бездомная. (Кукушка)

Интересные загадки? Чем? Трудно было отгадывать загадки? Почему?

Русские загадки:

Катится по голубому блюдечку золотое яблоко.

Светит, сверкает, всех согревает. (Солнце)

Ночью ходит, а днём спит.

Ярко светит, а не греет.

У бабушки над избушкой

Весит хлеба краюшка. (Луна)

Без рук, без ног, а дерево гнет. (Ветер)

У кого из зверей хвост пушистей и длинней. (Лиса)

Интересно, отличаются от русских, которые мы знаем.

9.Татарстан.

Татарстан славится своими достопримечательностями. Но главное богатство республики – это люди, трудолюбивые, умеющие дружить и веселиться.

Какие праздники, связанные с весной, вы знаете? (Ответы)

Есть такой праздник и у татарского народа. История его древняя, как и сам татарский народ. Это Сабантуй («сабан» - плуг и весенний сев, «туй» - праздник). Праздник земледелия, почитания матушки-земли, день поклонения ей.

В этот день все дышит красотой: и весенняя природа, и нард.

Зазвенел теплом июнь.

Здравствуй, праздник Сабантуй!

После сева летним днем

Мы станцуем и споем.

Победит, кто будет сильным,

Смелым, ловким, удалым.

Пригодится здесь сноровка

И отвага молодым.

Эстафета «Бег в мешках».

Дети делятся на две команды. По сигналу слезают в мешки и прыгают до отметки и обратно.

Передают мешки следующим членам команд. Чья команда выполнит задание быстрее та и победит.

  1. Заключительная часть

«Россия»

Моя любимая страна, из сотен стран на свете,

Ты, словно мать, у нас одна и все мы – твои дети!

Гляжу на карту на стене, смотрю в окно на дали,

И все чужие люди мне родными сразу стали!

Люблю, страна, твои края – от края и до края,

Трель соловья и плеск ручья, где бьёт вода живая!

Страна родная – отчий дом. Вот нам бы постараться

И хоть однажды за столом одной семьёй собраться!

-Россия – удивительная страна! Она стала общим домом для многих народов. При этом, большинство из них сохранило свой язык, свои обычаи, свою культуру. Величие России – в крепкой дружбе всех живущих в ней народов. Нам всем прежде всего, нужно сохранять свои традиции, помнить свои национальные черты, самобытность своего народа и его духовность. Именно через это мы учимся любить свою родину, свой родной город, все то, что оставили в дар наши предки.

Культура разных народов интересна, многообразна. Все народы должны жить в мире и дружбе. Быть может, не всё мы успели, быть может не всё получилось. Но главное свершилось. Готовясь к сегодняшнему занятию, мы познакомились с республиками РФ.

Мы увидели, что мир вокруг нас так разнообразен, что мы так похожи друг на друга, но у нас так много общего.

  1. Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

  1. У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

  1. Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовить мёд.

4.Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина – Россия,

У нас у всех одна.

Давайте будем дружить друг с другом,

Как птицы – с небом,

Как травы – с лугом,

Как ветер – с морем,

Поля – с дождями,

Как дружит солнце со всеми нами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Ознакомление с окружающим миром в процессе знакомства детей с подвижными играми народов России».

От детей часто можно слышать такие вопросы: Что такое спорт, что такое спортивные игры, какими видами спорта можно заниматься? И тогда, чтобы объяснить более доходчиво согласно уровню детского восприя...

Проект: "Народы России. Знакомство с Алтаем"

Проект                      «Знакомимся с городами России. Алтай»....

Проект «Народы России. Знакомство с Казанью»

Проект                      «Народы России. Знакомство с Казанью»....

Выставка "Знакомство с культурой народов России"

Результат совместной работв воспитателей,родителей и детей старшей группы...

Методическая разработка «Дидактические игры по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему «Знакомство с народами России»»

Методическая разработка «Дидактические игры по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему «Знакомство с народами России»»...