Проект в средней группе по формированию предпосылок поисково-исследовательской «Воздух вокруг нас»
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Елена Сергеевна Бондарчук

Материал раскрывает содержание деятельности воспитателя с детьми при реализации проекта по формированию предпосылок поисково-исследовательской деятельности ОО "Познавательное развитие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_eksperiment.docx30.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №280 комбинированного вида»

Проект в средней группе №6 «Солнышко»

по формированию предпосылок поисково-исследовательской деятельности

(ОО «Познавательное развитие»)

                                              «Воздух вокруг нас»

                                                                                     

                                                                                             Автор-разработчик:

                                                     Бондарчук Е.С., воспитатель, 1 кв. категории

                                                     

г. Новосибирск 2017

Проблема, решаемая в проекте:

Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде. Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу. Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя. Развить у ребенка внимание, мышление, речь. Пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и увлекаться наша задача. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование. Недостаточно сформированные знания и представления детей о явлении не живой природы – воздух, свойствах, влиянии на живую природу и стало основой для реализации данного проекта. Идея реализации проекта «Воздух вокруг нас» возникла не только из программных задач, но и в связи с интересом детей. Дети стали задавать вопросы: Можно ли воздух услышать? Где находится воздух? Можно ли его почувствовать?

Основным методом проекта является исследовательская работа, в ходе которой дети и воспитатели проводят исследование, с помощью взрослого, обрабатывают результаты и представляют их в виде рисунков, фотографий, презентаций. Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации. В ходе работы над проектом формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде.

Тип проекта – краткосрочный (2недели); групповой; исследовательский.

Участники проекта: Дети, воспитатели, родители группы.

Цель проекта: Формировать представления детей о воздухе и его свойствах средствами поисково-исследовательской деятельности.

 Задачи: 

Обучающие: 

-Углублять и расширять знания детей о воздухе посредством опытов.

 -Познакомить с его свойствами и ролью в жизни человека.

-Сформировать представления о движении воздуха.

Развивающие: 

-Создать условия для проведения опытов и экспериментов, используя приборы и материалы центра экспериментирования.

-Развивать у детей речевую активность, наблюдательность, умение делать выводы, прогнозировать результаты.

-Формировать привычку задавать вопросы и искать на них ответы опытным путём.

Воспитательные: 

-Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, безопасное поведение во время опытов и в природе. Организация развивающей среды для самостоятельного экспериментирования.

Предполагаемые результаты проекта:

 В результате проделанной работы дошкольники смогут:

- расширят представления о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений

-проявят интерес к миру природы,

- смогут формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми).

- смогут осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми).

 - смогут собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми).

 - смогут использовать элементарные навыки исследовательской деятельности;  

- использовать полученные знания в дальнейшей деятельности;

Родители:

- будут тесно сотрудничать с педагогами;

- будут информированы в вопросах экологического воспитания детей в детском саду;

-повысится педагогическая грамотность родителей по вопросам поисково-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста.

Этапы реализации проекта.

1 этап. Подготовительный.

- Создание технической базы для детского экспериментирования;

-Консультирование родителей;

-Знакомство с правилами безопасности во время проведения экспериментирования:

-Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.

-Наблюдение за ветром;

- разучивание игры «Дует ветер»;

- игры с флюгерами, лентами, воздухом;

- беседы из цикла «Земля -наш общий дом».

Проблемные вопросы решаемые в ходе проекта:

- Что такое воздух?

-Какой он?

-Зачем он нужен людям, животным, растениям?

- Как можно увидеть воздух?

- Как можно услышать воздух?

-Как можно почувствовать воздух?

-Имеет ли воздух силу и вес?

Почему нам бывает жарко или холодно?

 

Содержание деятельности

педагог

дети

родители

      I этап подготовительный

Создание проблемной ситуации для воспитанников по обсуждению проекта.

Информирование родителей о реализации данного проекта. Педагогический мониторинг детей на выявление первоначальных знаний о воздухе.

Создание развивающей среды в группе, определение места.

Сбор информации и подготовка методической литературы по теме проекта.

Поиск художественной литературы для чтения детям:

  • Сказка «Южный ветерок»;
  • В. М. Гаршин. Сказка «Лягушка – путешественница;
  • В. Катаев «Цветик – семицветик». Разучивание стихотворений:

«Каждый день я в шарик дую...»;

«Тополиные пушинки».

Разработка игровых ситуаций для заинтересованности воспитанников. Разработать картотеку опытов .

 Проблема проекта:

  • модель трех вопросов (что знаем? Что хотим узнать? Как узнать?);
  • обсуждение  вопросов;
  • обсуждение целей по данной теме;
  • обсуждение стратегии информационно – практического метода, способа поиска информации и возможности оформления результатов работы;
  • закрепление знаний о воздухе и его свойствах.

Знакомство и закрепление пословиц, поговорок, загадок, стихотворений.

Беседы, ОД: «Что такое воздух», «Значение воздуха для жизни и роста живых организмов», «Носы нужны не только для красы».

Сообщение родителям о предстоящем проекте (тема, цель, задачи проекта, актуальность). Информация для родителей, которую полезно узнать: «Про влажность воздуха».

Индивидуальные беседы: «Прогулки на свежем воздухе в разное время года»;

«Эксперименты для детей в домашних условиях».


2 этап.  Основной

Теоретическая часть.

- Описание опытов.

-Консультирование родителей по теме «Экспериментируйте с детьми дома».

Практическая часть.

- Наблюдение на прогулке.

- Игры-эксперименты в группе и дома.

- Схема реализации проекта, оснащение уголков (связь с другими видами деятельности):

Уголок экспериментирования.

Емкости для воды, воздушные шары, мыльные пузыри, целлофановые пакеты, коктейльные трубочки, надувные игрушки, шампунь, пластиковые бутылки, салфетки, султанчики, воронки.

Уголок познавательный.

Энциклопедии, карточки схемы свойств воздуха.

Уголок творчества.

Свободное рисование по теме, изготовление вертушек, вееров

Уголок книги.

Стихи, художественная литература (чтение художественной литературы: «Ветренно, ветрено» И. Токмакова, «Ветерок, ветерок, ветрище» Я. Аким, «Дуют ветры в феврале» С. Маршак,\. Чтение пословиц и поговорок).

Уголок физкультуры:

Резиновые и надувные мячи и другие надувные спортивные игрушки.

 

Содержание деятельности

педагог

дети

родители

Основной этап

Организация познавательной деятельности детей.

Провести серию познавательных бесед.

Провести серию познавательных тематических мероприятий с включением здоровье сберегающих технологий.

Практическая помощь детям, создание условий и мотивации для осуществления проекта.

Направление и контроль за осуществлением проекта. Познакомить детей с правилами дидактических и настольных игр, с правилами при проведении опытов, с правилами безопасности по данной теме.

Познакомить детей с подвижными играми, эстафетами. На прогулке: спортивные и командные игры Экскурсия по территории детского сада «Где можно найти воздух?».

Познавательно – тематические мероприятия.

Настольно – дидактические игры: «Куда дует ветер?»; «Узнай по запаху»; «Собери картинку.

Сюжетно – ролевые игры:

«Парикмахерская»; «Семья»; «Мы – исследователи».Подвижные игры, эстафеты: «К своему флажку беги», «Наоборот», «Чье звено скорее соберется?».Словесные игры: «Живое – не живое», «Да – нет», «Назови».

Игровые упражнения: «Сдуй перышко»,

«Дудочка».
Просмотр презентации «Воздух – невидимка».

Экскурсии: по территории детского сада

«Где можно найти воздух?» (с запусканием воздушного змея.); в подготовительную группу «Почемучки».

Чтение: сказка «Южный ветерок» В. М. Гаршин; сказка «Лягушка – путешественница». В. Катаев «Цветик – семицветик».

Разучивание стихотворений «Каждый день я в шарик дую...», «Тополиный пух»

Разучивание, пословиц и поговорок.

Развлечение «Воздух – невидимка».

Выучить поговорки, пословицы, стихотворения. Изготовление атрибутов к развлечению, сюжетно

– ролевым и подвижным играм.

Подбор и изготовление материалов для осуществления продуктивной деятельности.

Наблюдение за воспитанниками в проектной деятельности.

Сбор творческой информации через информационную сеть – интернет. Оформление в группе: уголка экспериментирования для проведения опытов.

Совместная деятельность детей с педагогом.

Художественно – эстетическое развитие. Рисование: «Волшебный рисунок» (нетрадиционный метод – раздувание пятна). «Берегите воздух», «Северный ветер».

Аппликация: «По морям, по волнам ...».

Пластилинография: «Ветряная мельница»

Подготовить необходимый материал для проведения опытов и экспериментов.

Проведение инструктажа с детьми по охране жизни и здоровья в процессе экспериментирования

Опыт№1.

Эксперимент №1 «Как поймать воздух?»

Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите?

Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете?

Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

«Воздух не имеет цвета. Он прозрачный».

Опыт№2

 «Буря»

Опустите парусные кораблики на воду. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер очень сильный?  Начинается буря и кораблик может потерпеть настоящее кораблекрушение.

Опыт №3 «Воздушные пузырьки»

На столах у каждого есть стаканчик и трубочка. При помощи этих предметов мы увидим воздух. 
- Дуем через соломинку. Что мы увидели в стакане?
- Что происходит с пузырьками? А почему? 
Это доказывает, что вы выдыхаете воздух.

Индивидуальные беседы:

  • «Зачем детям опыты, эксперименты?»;
  • «Что нужно сделать, чтобы воздух был чистым?».

3 этап. Заключительный

Итоговая ННОД «Воздух вокруг нас».

- Составление проектной папки.

- Мини-книжки с загадками

Результат проекта.

-Дети могут самостоятельно проводить эксперименты по обнаружению воздуха

- Умеют рассказывать о способах обнаружения воздуха.

- Знают о необходимости воздуха людям, растениям, животным.

 - Знают, что воздух нужно беречь от загрязнения.

Воздух – главное, чем живет все живое на земле: люди, животные, растения. Проект был реализован с детьми средней группы. После проведения всех опытов, бесед и презентаций, посвященных изучению воздуха, у детей стойко сформировалось представление о понятие воздух, его свойствах, причинах возникновения ветра. Многочисленные опыты вызвали у детей познавательную активность, любознательность и стремление к самостоятельному познанию и размышлению. В результате проведённой совместно с детьми деятельности по проекту была выдвинута гипотеза: воздушный змей летает потому, что его поднимает ветер. Подтверждены следующие высказывания детей: «Воздух можно поймать, он может двигать предметы, может быть холодным и теплым». Дети уяснили и закрепили для себя, что все пространство вокруг заполнено воздухом и что без него не будет жизни на Земле, воздух есть жизнь.

Список литературы:

«Воздух» сост. Ю. И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998.
Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию! » - СПб: Детство-Пресс, 2007.
Куликовская И. Э, Совгир Н. Н. «Детское экспериментирование» - М. : Педагогическое общество России, 2005.
«Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия. – М. : Т. Ц. Сфера, 2006.
Паркер С., Оливер К. «Человек и природа» (100 вопросов и ответов) / пер. с англ. М. М. Жуковой, С. А. Пылаевой. – М. : ЗАО «Росмен-Пресс», 2006.
Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие - СПб: Детство-Пресс, 2009.
Юдин Г. «Главное чудо света»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в средней группе по формированию первоначальных навыков здорового образа жизни «Фрукты, овощи едим-быть здоровыми хотим!»

Данный проект был разработан и реализован в группе детей среднего возраста, своим содержанием проект объединил несколько образовательных областей "Социально-коммуникативное развитие", "...

Проект в средней группе по формированию элементарных математических представлений "Математика в сказке"

Актуальность данного проекта, показать значимость математики в жизни человека. С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию о цифрах и фигурах...

Проектная деятельность как основа формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на начальном этапе образования

Период детства — это уникальный и неповторимый период становления личности, основа, которая определяет развитие человека на протяжении всей его жизни. И от того какими вырастут наши дети, малень...

Статья:Проектная деятельность как основа формирования предпосылок поисково-исследовательской деятельности у дошкольников на начальном этапе образования.

Период детства — это уникальный и неповторимый период становления личности, основа, которая определяет развитие человека на протяжении всей его жизни. И от того какими вырастут наши дети, малень...

Проект в средней группе по формированию культуры здоровья «Мы здоровью скажем: Да!»

1. Развивать культурно-гигиенические навыки у детей.2. Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур.3....

Проект для средней группы по формированию ЗОЖ "Здоровейка"

Проект для средней группы по формированию ЗОЖ «Здоровейка»...