Комплексное занятие (ознакомление с миром природы, рисование) "Чудо ягода - рябина"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Ширшова Елена Николаевна

Данный материал рекомендован воспитателям ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл занятие20.31 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное занятие (ознакомление с миром природы, рисование)

"Чудо ягода - рябина" ( для детей 5 - 6 лет)

Виды детской деятельности: коммуникативная, изобразительная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора.

Цели:

  • расширить и уточнить представления детей о природе;
  • познакомить с рябиной в осеннем наряде, формировать представления о рябине и ее характерных признаках(форма кроны, листьев, ягод, польза для окружающей среды, человека, животных);
  • познакомить с народным календарным праздником "Рябинник", используя народные приметы, обычаи;
  • формировать эмоциональное отношение к художественному слову;
  • развивать умение планировать расположение предмета на листе бумаги;
  • учить передавать в рисунке характерные особенности ветки рябины (сложный лист из расположенных попарно узких листьев, овальные гроздья);
  • закреплять умение рисовать нетрадиционными техниками (ватными палочками и печатками из картофеля);
  • способствовать развитию мышления, познавательного интереса, творчества, воображения;
  • воспитывать умение видеть красоту родной природы, стремление бережно относиться к природе в повседневной жизни;
  • - воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение сообща заниматься, выполнять общее задание, договариваться о разделении задания.

Возможные достижения ребенка:

  • выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при прослушивании стихотворений;
  • с интересом разгадывает загадки;
  • поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения;
  • интересуется изобразительной детской деятельностью (рисование нетрадиционными техниками).

Материалы и оборудование: картинки с изображением рябины, птиц, зверей; натуральная ветка рябины; альбомные листы; гуашь двух цветов; ватные палочки и печатки из картофеля.

Предварительная работа: наблюдение за рябиной на прогулке.

Содержание организованной образовательной деятельности

1.Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня интересное занятие, которое посвящено красоте родной природы и одному из самых поэтичных деревьев России. А какому, вы узнаете, отгадав загадку:

Ярко ягодки горят,

На меня они глядят!

Что за чудная картина?-

Это дерево...

Дети: Рябина!

Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно, это рябина (показывает иллюстрации с изображением рябины).Словно девица-красавица, накинула она на плечи шаль, расшитую золотисто-красными листьями, надела ожерелье из красных ягод.

2.Работа по теме.

Воспитатель: На прогулке мы с вами любовались красавицей рябиной, растущей на участке. Где еще растет рябина?

Дети: Рябина растет в лесу, около домов, вдоль улиц, в парке.

Рассматривание рябины в осеннем наряде

Воспитатель: Рассмотрите красавицу рябину на картинке, полюбуйтесь ею.

- Какая крона? Какого цвета листья у дерева?

- Какие плоды у рябины? Ягодки собраны в грозди.

- На что похожи? (Ответы детей).

На плечах её – косы длинные,

Брови смелые, соболиные,

Сарафан с широкой каймою,

Полушалок цветной с бахромою,

Золотыми расшитый листьями,

Разрисован алыми кистями.

Подойду, и глазам не верится:

То стоит не юная девица,

А рябины тонкое деревце!

Рассказ воспитателя о рябине

Рябина - очень красивое дерево как в период цветения, так и сами плоды. Плоды ее настолько яркие, что видны издалека. Еще с давних времен у людей было поверье, что рябина, посаженная перед домом, оберегает его от недобрых людей. А украшения, сделанные из рябины, оберегали людей от болезней, невзгод, неудач. А еще народ давно приметил: «Если рябины в лесу уродилось много, то осень будет дождливая, а зима – морозная».

- Посмотрите, какие красивые украшения можно сделать из рябины (показывает бусы из рябины и читает стихотворение О.Высотской).

Улетели птицы разные,
Смолк их звонкий перепев,
А рябина осень празднует,
Бусы красные надев.

- Ребята, какое поверье связано было с рябиной? Что делали украшения, сделанные из рябины?

Дети: Оберегали.

Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, почему рябина так называется? (Ответы детей.) Правильно, рябиной это дерево назвали, потому что ее ягодки очень любят рябчики и куропатки. В лесу, заваленном снегом,- это их главная пища. Полакомиться рябиной в зимнюю пору прилетают и другие птицы: воробьи, галки, вороны. (Показывает картинки с изображением птиц). Любят рябину не только птицы, но и звери. Медведь бродит по лесным чащобам, собирает грибы, ягоды, жёлуди – нагуливает жирок к зиме. Если найдёт в лесу рябину, унизанную гроздьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево и с удовольствием полакомится его плодами. Нравятся ягоды рябины и лесным великанам – лосям. Они, дотягиваясь до самой верхушки деревца, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полёвки, ёжики, бурундуки и белочки. (Показывает картинки с изображением зверей).

Красные ягодки рябины содержат много витаминов. После первых заморозков ягоды из горьких становятся кисло-сладкими. Люди давно заметили их лечебные свойства и готовят из ягод отвар. Заливают кипятком, добавляют мед и пьют как чай. Из рябины также готовят варенье и джемы, а рябиновый мед очень душистый и полезный.

- Какие животные любят ягоды рябины? Какую пользу приносит рябина людям? (Ответы детей.) Правильно, ребята! Вот какое замечательное дерево – рябина! 

Воспитатель: Ребята, рябине даже посвящен осенний народный праздник с красивым названием «Рябинник». Празднуется праздник 23 сентября, после первых заморозков, именно с этого дня рябина становится более вкусной, сладкой и с этого дня её начинали собирать для еды, то есть начинали сбор урожая.

- Ребята, кто запомнил, как называется народный праздник, который отмечают в сентябре?

Дети: Рябинник.

3.Физкультминутка "Рябинка".

На холме стоит рябинка,

Держит прямо, ровно спинку.

(Потягивание – руки вверх)

Ей не просто жить на свете –

Ветер крутит, вертит ветер.

(Вращение туловищем вправо и влево)

Но рябинка только гнется,

Не печалится – смеется.

(Наклоны в стороны)

Вольный ветер грозно дует

На рябинку молодую.

(Дети машут руками, изображая ветер.)

4.Рисование "Ветка рябины".

Воспитатель: Рассмотрите ветку рябины (Показ иллюстраций с изображением ветки рябины и натуральной ветки рябины.) Какого цвета ягоды?

Дети: Красные.

Воспитатель: А как они расположены?

Дети: Близко друг к другу.

Воспитатель: Какие по форме листья?

Дети: Продолговатые.

Воспитатель: Какого они цвета?

Дети: Зеленые, желтые, оранжевые.

Воспитатель: Обратите внимание на их расположение. Как расположены листья на ветке?

Дети: Симметрично, парами, по две.

Воспитатель: А сейчас садитесь за столы. Мы с вами попробуем нарисовать гроздь рябины. Посмотрите, как вы будете это делать. У вас на столах один лист бумаги на двоих, на листе уже нарисованы тонкие веточки. Вы нарисуете ягоды рябины ватным палочками, а листья – печатками из картофеля. Договоритесь между собой, кто из вас будет рисовать ягоды, а кто – листья. Приступайте к работе. Приступайте к работе А я включу вам красивую музыку. Старайтесь, чтобы ваш рисунок получился красивым и аккуратным, для этого вам нужно работать дружно, помогать друг другу.

5.Рефлексия.

Воспитатель: Молодцы, все постарались. Вот видите, как вы быстро справились с заданием, потому что вы договорились между собой и помогали друг другу.

- О каком дереве мы сегодня говорили?

- Что вам сегодня запомнилось, что понравилось, что вызвало затруднение? Ваши работы мы повесим на стенд и сделаем выставку, чтобы все полюбовались гроздьями рябины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексное занятие (ознакомление с миром природы, аппликация) "Подснежники"

Данное занятие рекомендовано воспитателям старшей группы...

Конспект занятия (ознакомление с миром природы детей младшего дошкольного возраста ) тема «Узнай и назови овощи»

Конспект занятия (ознакомление с миром природы детей младшего дошкольного возраста )  тема «Узнай и назови овощи»Задачи:познакомить с овощами, их формой, цветом, вкусом; закрепит...

Конспект занятия ознакомлению с миром природы в первой младшей группе Тема: « Путешествие в весенний лес»

Цель: уточнить и закрепить знания детей о диких животных.Задачи:Воспитательная: воспитывать интерес к деятельности, доброжелательность, отзывчивость; вызвать эмоциональный отклик. Формировать нравстве...

Комплексное занятие (ознакомление с миром природы, аппликация) "Первоцветы"

Данное занятие рекомендовано воспитателям старшей группы...