Комплексное занятие (ознакомление с миром природы, рисование) "Чудо ягода - рябина"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Комплексное занятие (ознакомление с миром природы, рисование)
"Чудо ягода - рябина" ( для детей 5 - 6 лет)
Виды детской деятельности: коммуникативная, изобразительная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора.
Цели:
- расширить и уточнить представления детей о природе;
- познакомить с рябиной в осеннем наряде, формировать представления о рябине и ее характерных признаках(форма кроны, листьев, ягод, польза для окружающей среды, человека, животных);
- познакомить с народным календарным праздником "Рябинник", используя народные приметы, обычаи;
- формировать эмоциональное отношение к художественному слову;
- развивать умение планировать расположение предмета на листе бумаги;
- учить передавать в рисунке характерные особенности ветки рябины (сложный лист из расположенных попарно узких листьев, овальные гроздья);
- закреплять умение рисовать нетрадиционными техниками (ватными палочками и печатками из картофеля);
- способствовать развитию мышления, познавательного интереса, творчества, воображения;
- воспитывать умение видеть красоту родной природы, стремление бережно относиться к природе в повседневной жизни;
- - воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение сообща заниматься, выполнять общее задание, договариваться о разделении задания.
Возможные достижения ребенка:
- выражает положительные эмоции (интерес, радость, восхищение) при прослушивании стихотворений;
- с интересом разгадывает загадки;
- поддерживает беседу, высказывает свою точку зрения;
- интересуется изобразительной детской деятельностью (рисование нетрадиционными техниками).
Материалы и оборудование: картинки с изображением рябины, птиц, зверей; натуральная ветка рябины; альбомные листы; гуашь двух цветов; ватные палочки и печатки из картофеля.
Предварительная работа: наблюдение за рябиной на прогулке.
Содержание организованной образовательной деятельности
1.Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня интересное занятие, которое посвящено красоте родной природы и одному из самых поэтичных деревьев России. А какому, вы узнаете, отгадав загадку:
Ярко ягодки горят,
На меня они глядят!
Что за чудная картина?-
Это дерево...
Дети: Рябина!
Воспитатель: Молодцы, ребята! Правильно, это рябина (показывает иллюстрации с изображением рябины).Словно девица-красавица, накинула она на плечи шаль, расшитую золотисто-красными листьями, надела ожерелье из красных ягод.
2.Работа по теме.
Воспитатель: На прогулке мы с вами любовались красавицей рябиной, растущей на участке. Где еще растет рябина?
Дети: Рябина растет в лесу, около домов, вдоль улиц, в парке.
Рассматривание рябины в осеннем наряде
Воспитатель: Рассмотрите красавицу рябину на картинке, полюбуйтесь ею.
- Какая крона? Какого цвета листья у дерева?
- Какие плоды у рябины? Ягодки собраны в грозди.
- На что похожи? (Ответы детей).
На плечах её – косы длинные,
Брови смелые, соболиные,
Сарафан с широкой каймою,
Полушалок цветной с бахромою,
Золотыми расшитый листьями,
Разрисован алыми кистями.
Подойду, и глазам не верится:
То стоит не юная девица,
А рябины тонкое деревце!
Рассказ воспитателя о рябине
Рябина - очень красивое дерево как в период цветения, так и сами плоды. Плоды ее настолько яркие, что видны издалека. Еще с давних времен у людей было поверье, что рябина, посаженная перед домом, оберегает его от недобрых людей. А украшения, сделанные из рябины, оберегали людей от болезней, невзгод, неудач. А еще народ давно приметил: «Если рябины в лесу уродилось много, то осень будет дождливая, а зима – морозная».
- Посмотрите, какие красивые украшения можно сделать из рябины (показывает бусы из рябины и читает стихотворение О.Высотской).
Улетели птицы разные,
Смолк их звонкий перепев,
А рябина осень празднует,
Бусы красные надев.
- Ребята, какое поверье связано было с рябиной? Что делали украшения, сделанные из рябины?
Дети: Оберегали.
Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, почему рябина так называется? (Ответы детей.) Правильно, рябиной это дерево назвали, потому что ее ягодки очень любят рябчики и куропатки. В лесу, заваленном снегом,- это их главная пища. Полакомиться рябиной в зимнюю пору прилетают и другие птицы: воробьи, галки, вороны. (Показывает картинки с изображением птиц). Любят рябину не только птицы, но и звери. Медведь бродит по лесным чащобам, собирает грибы, ягоды, жёлуди – нагуливает жирок к зиме. Если найдёт в лесу рябину, унизанную гроздьями ягод, то ловко наклонит гибкое дерево и с удовольствием полакомится его плодами. Нравятся ягоды рябины и лесным великанам – лосям. Они, дотягиваясь до самой верхушки деревца, с аппетитом поедают плоды и ветки. Упавшие на землю ягоды подбирают мыши-полёвки, ёжики, бурундуки и белочки. (Показывает картинки с изображением зверей).
Красные ягодки рябины содержат много витаминов. После первых заморозков ягоды из горьких становятся кисло-сладкими. Люди давно заметили их лечебные свойства и готовят из ягод отвар. Заливают кипятком, добавляют мед и пьют как чай. Из рябины также готовят варенье и джемы, а рябиновый мед очень душистый и полезный.
- Какие животные любят ягоды рябины? Какую пользу приносит рябина людям? (Ответы детей.) Правильно, ребята! Вот какое замечательное дерево – рябина!
Воспитатель: Ребята, рябине даже посвящен осенний народный праздник с красивым названием «Рябинник». Празднуется праздник 23 сентября, после первых заморозков, именно с этого дня рябина становится более вкусной, сладкой и с этого дня её начинали собирать для еды, то есть начинали сбор урожая.
- Ребята, кто запомнил, как называется народный праздник, который отмечают в сентябре?
Дети: Рябинник.
3.Физкультминутка "Рябинка".
На холме стоит рябинка,
Держит прямо, ровно спинку.
(Потягивание – руки вверх)
Ей не просто жить на свете –
Ветер крутит, вертит ветер.
(Вращение туловищем вправо и влево)
Но рябинка только гнется,
Не печалится – смеется.
(Наклоны в стороны)
Вольный ветер грозно дует
На рябинку молодую.
(Дети машут руками, изображая ветер.)
4.Рисование "Ветка рябины".
Воспитатель: Рассмотрите ветку рябины (Показ иллюстраций с изображением ветки рябины и натуральной ветки рябины.) Какого цвета ягоды?
Дети: Красные.
Воспитатель: А как они расположены?
Дети: Близко друг к другу.
Воспитатель: Какие по форме листья?
Дети: Продолговатые.
Воспитатель: Какого они цвета?
Дети: Зеленые, желтые, оранжевые.
Воспитатель: Обратите внимание на их расположение. Как расположены листья на ветке?
Дети: Симметрично, парами, по две.
Воспитатель: А сейчас садитесь за столы. Мы с вами попробуем нарисовать гроздь рябины. Посмотрите, как вы будете это делать. У вас на столах один лист бумаги на двоих, на листе уже нарисованы тонкие веточки. Вы нарисуете ягоды рябины ватным палочками, а листья – печатками из картофеля. Договоритесь между собой, кто из вас будет рисовать ягоды, а кто – листья. Приступайте к работе. Приступайте к работе А я включу вам красивую музыку. Старайтесь, чтобы ваш рисунок получился красивым и аккуратным, для этого вам нужно работать дружно, помогать друг другу.
5.Рефлексия.
Воспитатель: Молодцы, все постарались. Вот видите, как вы быстро справились с заданием, потому что вы договорились между собой и помогали друг другу.
- О каком дереве мы сегодня говорили?
- Что вам сегодня запомнилось, что понравилось, что вызвало затруднение? Ваши работы мы повесим на стенд и сделаем выставку, чтобы все полюбовались гроздьями рябины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия Ознакомление с миром природы. Тема "Покормите птиц зимой"
Конспект НОД Ознакомление с миром природы...
Познавательное развитие.Занятие - Ознакомление с миром природы. Тема: "Подводный мир"
quot;Подводный мир"...
Познавательное развитие.Занятие - Ознакомление с миром природы. Тема: "Подводный мир"
quot;Подводный мир"...
Комплексное занятие (ознакомление с миром природы, аппликация) "Подснежники"
Данное занятие рекомендовано воспитателям старшей группы...
Конспект занятия (ознакомление с миром природы детей младшего дошкольного возраста ) тема «Узнай и назови овощи»
Конспект занятия (ознакомление с миром природы детей младшего дошкольного возраста ) тема «Узнай и назови овощи»Задачи:познакомить с овощами, их формой, цветом, вкусом; закрепит...
Конспект занятия ознакомлению с миром природы в первой младшей группе Тема: « Путешествие в весенний лес»
Цель: уточнить и закрепить знания детей о диких животных.Задачи:Воспитательная: воспитывать интерес к деятельности, доброжелательность, отзывчивость; вызвать эмоциональный отклик. Формировать нравстве...
Комплексное занятие (ознакомление с миром природы, аппликация) "Первоцветы"
Данное занятие рекомендовано воспитателям старшей группы...