Творческий проект в младшей группе "Русский платок".
проект по окружающему миру (младшая группа)

Макарова Людмила Анатольевна

Предлагаем вашему вниманию творческий проект для младшей группы "Русский платок", основной целью которого является приобщение детей  к истокам русской народной культуры.

                                                         http://sch305.mskobr.ru/edu-news/1678

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Школа № 305

подразделение №3

Проект

«Русский платок»

(вторая младшая группа)

Тип проекта: творческий, краткосрочный.

Педагоги: Макарова Л. А.

                                                                                                   Фоменок Т.Н.

Москва 2018

Ведение

 Актуальность: на современном этапе развития общества возникла проблема необходимости формирования толерантности у детей, то есть уважительного отношения к окружающим, принятия и правильности понимания культур мира. Формирование этого важного качества происходит уже в детстве в условиях семьи и в детском саду. С раннего возраста мы должны прививать детям чувство любви к Родине, ее многонациональности, уважению к родителям, старшим, сверстникам. Воспитывать подрастающее поколение в духе высокой ответственности за свое поведение.

Семья для ребенка 3- 4 лет является надежной психологической защитой. Семья для малыша – маленькая Родина. Семья - это правила, первые традиции, поучительные истории. И конечно же для ребенка главная - мама. И мы взяли за основу нашего проекта - мамин платок. У каждого народа свои традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Платок – элемент одежды, который встречается в костюмах многих народов на протяжении веков. Платок - желанный подарок женщины, вне зависимости от её национальности и социального положения. С платком связаны многие традиции и обряды у разных народов и часто эти обряды и традиции похожи.

 Русский платок- часть нашей культуры, часть национального костюма. Русский платок и сейчас очень популярен.  Платок дарит тепло, здоровье и хорошее настроение.

          Большое значение в формировании толерантности у детей отводится педагогам. Толерантность в педагогическом понимании - это общение педагога и воспитанников, построенное на оптимальных условиях, способствующих формированию у детей культуры общения, уважения индивидуальности личности, способности спокойно выражать своё мнение.

Цель проекта: формировать у детей начальные представления о русской народной культуре, через знакомство с определенным видом народного искусства – русским платком.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с историей русского платка;

рассказать о разнообразии платочных изделий;

дать понятие об особенностях узора на платке.

продолжать способствовать формированию речевой деятельности за счет использования детьми произведений устного народного творчества.

Развивающие: развивать внимание, память, фантазию, артистические способности;

формировать умения внимательно рассматривать народную одежду, узнавать в изображенном знакомые предметы, устанавливать связь между предметами и их изображением в рисунке, лепке, конструировании;

поддерживать любознательность;

развивать у детей ловкость, чувство ритма.

Воспитательные: воспитывать трудолюбие, терпение, аккуратность, чувство взаимопомощи/ коллективизма;

воспитывать терпимость, уважение к другим людям на основе семейных и русских традиций;

способствовать установлению положительных контактов между детьми, основанных на общих интересах к действиям с игрушками, предметами и взаимной симпатии;

Участники проекта: дети, родители, педагоги.

          Методы и формы работы:

1. Форма проведения: НОД, развлечения, чтение художественных произведений, дидактические игры, самостоятельная игровая деятельность.

2. Форма организации: коллективная, групповая, индивидуальная.

3. Методы:

- словесные – беседы, чтение художественной литературы, прослушивание аудио;

- наглядные – рассматривание книг, иллюстраций, фотографий, наблюдения;

- практические – дидактические игры, оформление альбома, изготовление поделок;

4. Приемы: обращение к жизненному опыту детей, исследовательские действия, игровые приемы.

           Интеграция ОО: социально- коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественное эстетическое развитие; физическое развитие.

         Ожидаемые результаты:  

С детьми:

 - мир незнакомых им вещей, станет понятным и интересным;

 - проявляют заинтересованность к культуре и истории русского народа;

 - дети поддерживают доброжелательное отношение во время игр и совместной продуктивной деятельности.

Во взаимодействии с родителями:

- усилится взаимосвязь в вопросах воспитания толерантных отношений между семьей и детским садом;

- отклик на участие в проекте;

- активное участие.

В пополнении предметно-развивающей среды группы:

 - фотоальбом «Русский платок»;

 - мини музей «Русский платок»;

 - наглядно – дидактический материал «Русские платки».

Содержание проекта.

I этап. Организационный

  1. Подбор методической литературы и ее изучение.
  2. Подбор дидактических игр и разработка дидактических игр.
  3. Подбор художественной литературы, иллюстраций, фотографий по теме проекта.
  4. Разработка информационного стенда для родителей.

II этап. Практический этап.

  1. Сбор экспонатов для мини- музея совместно с родителями.
  2. Оформление группы.
  3. Подготовка сценария познавательно- игрового досуга «Русский платок».
  4. Выполнение плана работы с использованием разных форм работы (реализация проекта).

 III этап. Заключительный:

  1. Открытое проведение познавательно- игрового досуга «Русский платок»
  2. Презентация музея.
  3. Трансляция опыта: отчет на сайте ГБОУ «Школа № 305» http://sch305.mskobr.ru/edu-news/1678 

                                     публикация на сайте «Социальная сеть работников образования nsportal.ru».

Реализация проекта.

НОД

Лепка

Развитие речи и ОХЛ

Рисование

Аппликация

Познавательно исследовательская деятельность

«Платочек для бабушки»

Цель: закреплять навыки лепки: отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их, закреплять на основе- методом приплющивния. Закреплять названия цвета.

Раздаточный материал: основа (на каждого ребёнка), кусочки пластилина (основных цветов) на каждого ребёнка.

Ход: посмотрите на платок, на платке расцвёл цветок, Красный, жёлтый голубой удивительный такой.

Посмотрите на платок вот зелёный листок Завитки как кружева словно мягкая трава. Практическая часть: у детей основа, задача украсить разноцветными «Цветами». Отщипываем маленькие кусочки, скатываем, создаём узор на «платке». Приём чередования. Сделать выставку «Платочков».

«Платки такие разные» Цель: знакомство с русской народной сказкой; познакомить детей с деталью женской одежды- платком; активизировать познавательный интерес к творчеству своего народа.  Ход: Ребята в сундучке спряталась интересная вещь. Я загадаю загадку, а вы, отгадав её, узнаете, что же это такое. Это предмет одежды- кусок ткани квадратной формы. Он бывает шёлковый (лёгкий), пуховый / шерстяной (зимний). Женщины повязывают его на голову, а мужчины носят в кармане. Что это такое? Платок (показать/рассмотреть/ потрогать)

 Описать платки какие они: тяжёлый, зимний, летний, пуховой, пушистый, яркий, цветной и т.д. ПИ: русская народная игра: «Достань платок» Платок держит воспитатель, дети по очереди, прыгая пытаются его достать.  Чтение «Маша и Медведь»-рассматривание народных костюмов. Беседа по сказке.  Как Маша попала в лес? Что сказал медведь, когда, вернулся домой? Что придумала Маша, чтоб перехитрить медведя? Как бабушка и дедушка нашли свою Машу?

 «Платок для мамы»

Цель: учить рисовать предметы округлой формы; слитными, неотрывными; закрепление цветов; учить рассматривать готовые работы. Ход: украсим платочки колечками. Воспитатель предлагает рассмотреть колечки: форму размер, цвет. Предлагает нарисовать колечки в воздухе: пальчиком/ кисточкой.  Пальчиковая игра: «Мы колечки собираем и цепочку получаем» Физминутка: все ребята дружно встали И на месте зашагали на носочках потянулись А теперь назад прогнулись. Как пружинки мы присели И на место тихо сели. Практическая часть: рисуют колечки, педагог индивидуально помогает, напоминаем о правильной технике рисования.

«Новый платок для матрёшки» Цель: развивать умение выполнять изделия в технике аппликация. Задачи: вызвать интерес к декоративной аппликации; продолжать учить правильной технике наклеивания деталей; закрепить знание геометрических фигур и цветов; воспитывать эстетический вкус, любовь к декоративно прикладному искусству. Ход: У Матрёшки старенький платочек. Ей надо в гости. Где же ей новый платочек взять? Ребята поможем ей? Как же сделать, чтоб платочек был красивый? Украсить его. А чем можем украсить? А геометрическими фигурами можем? Какие фигуры вы знаете? Разминка: хлопают в ладошки Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши). На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед) Топают матрешки. (Топают ногами). Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево - вправо) Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо) Девчонки озорные,

Матрешки расписные. В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо - налево) Вы похожи словно сестры. Ладушки, ладушки,

Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши)

Практическая часть: Делают «Платочки», педагог помогает индивидуально. Выставка платочков.

«Игрушки из платочков»

Цель: разведать умение сравнивать, анализировать, устанавливать причинно- следственные связи; делать обобщение; воспитывать интерес и уважение к русской национальной культуре/ игрушке.  В: Рассказ о том, во что играли в старину, о рукотворных игрушках.

Ребята у вас есть игрушки? В какие игрушки вы любите играть?  У девочек много кукол.  А я покажу кукол, которыми играли в старину/ давным – давно; из чего они сделаны? (из тряпочек, ниток) Посмотрите какие они красивые нарядные А покажите, как в них играть? (качают на руках, кормят, спать укладывают, колыбельную спеть) В: а ещё я вам покажу как сделать куколку из платка.  По желанию дети пробую сами.

Совместная деятельность детей и педагогов.

День недели

Игровая деятельность

Чтение/ Музыка

Беседа

22. 01

ДИ: Рассматривание коллекции платков, собранных совместно с родителями. Цель: развивать речь, учить описывать платок (размер, цвет).

ПИ: народные игры с платком: «Жмурки»; «Гори, гори ясно».

С/РИ: «Ателье мод»- учить конструировать и подбирать одежду из платочков для кукол; «Дочки- матери»; «Угадай кто спрятался».

Рассматривание иллюстраций героев в народных костюмах.

 Чтение «Три медведя»- рассматривание героев; описание какие герои.

«Мы такие разные!» Коммуникативная игра «Назови соседа ласково» Цель: установление положительного контакта между детьми.

23. 01

ДИ: подбери рисунок; вкладыши (круг/ квадрат/ треугольник); «Продолжи предложение»;

ПИ: «Передай платочек», «У кого в руках платочек, тот пойдёт ко мне в кружочек…» - танец-игра; «Пузырь»; «Ровным кругом»;

С/РИ: «Мы платочки постираем» (имитация движений/ учить работать с прищепками); «Театр»; «Дочки- матери»

Чтение стихотворение «Платок»

«Посмотрите на платок, на платке расцвел цветок…»

Заучивание стихотворения.

1.«Какие бывают платки». Цель: учить видеть красоту/ разнообразие/ мастерство умельцев; развивать фантазию; придумать куда бы ребята надели платки.

2. «Мы разные, но мы дружим»- мы друзья/ какой мой друг/ почему мы дружим.

24. 01.

ДИ: «Собери платочек из частей»; «Вкладыши»; «Собери красивый узор»; «Блоки».

ПИ: «Кто быстрей соберёт»;

С/РИ: «Уроки Айболита»- для чего нужен носовой платок; «Дочки матери»; «Ателье»; «Мы художники»; «Путешествие (автобус)».

Чтение: «Как накину я на плечи Расписную нашу шаль,

Рассматривание иллюстраций художников Ю. Васнецова.

«Мамин платок»;

 «Моя семья»- побеседовать о семье; сказать добрые слова о маме/ папе/ братьях/ сестрах.

25. 01.

ДИ: «Сочетание цветов»- кому что подходит; собирание мозаик/ кубиков; рассматривание матрешек/ составление от большой к маленькой/ от маленькой к большой;

ПИ: «Каравай»; «Матрёшки»; «Прятки с платком»; «Кот и мыши».

С/РИ: «Детский сад»; «Дочки матери»; «Кухня»

Чтение: «Платок нищего» - китайская сказка.

Слушание песен: «Оренбургский пуховый платок»; «Подари мне платок»

«Для чего нужны платки?»;

Коммутативная игра «Платочки»- раздать платочки, после чего каждый ребёнок показывает своё настроение/ настроение соседа (радость, горе, удивление, злость);

26.01

ДИ: Разрезные картинки; просмотр мультфильмов по народным сказкам- затем беседа по сюжету; «Палочки Кюизенера».

ПИ: «Хоровод дружбы»; «Воробушки и кот»; «Наседка и цыплята»;

С/РИ: «Угадай кто позвал»; «Передай платок».

Загадывание загадок.

Разучивание танцев с платками в исполнении детей и взрослых.

 

«Как можно познакомиться, поздороваться»- коммуникативная игра «Дружба - это чудо»- повторить правила дружбы, сформировать навыки общения со сверстниками.

«Для чего нужны друзья»- беседа- рассуждение;

  1. 02.18.  Игровой досуг «Русский платок»

Наблюдение/ Прогулка

«Узоры на снегу» / «Красивые снежинки»/ рисование узоров палочкой; снег на стволе дерева- помочь догадаться почему снег оказался в трещинах коры (работа ветра); растения зимой- воспитывать бережное отношение: «Снег одеяло для растений». «Делаем дорожки из снега»; «Цветной снег»- в лейках подкрашенная вода, дети «рисуют» красивые узоры на снегу. Обсуждение народных примет.

Самостоятельная деятельность

Раскрашивание цветочных узоров; лепка/ игра с песком- по выбору детей;

танец «Платочек»; раскраски по теме недели; рассматривание альбомов и иллюстраций;

«Я рисую платок для мамы»- свободное творчество; аппликация/ лепка/ игра с песком/ слушание музыки- по желанию детей;

Рассматривание коллекции платков, собранных совместно с родителями.

Конструирование «красивых узоров» из палочек Кюизенера, бросового материала, кусочков материала (тряпочки).

Работа с родителями

Предложить родителям принести экспонаты для мини – музея.

Консультация: «Платок превращается…»- показать, как в игровой форме на основе платка, можно развивать мелкую моторику руки ребенка.

Индивидуальные беседы: доброжелательное отношение ребенка к взрослым и сверстникам, заботу, внимание, эмоциональную отзывчивость по отношению к детям, культуру поведения и общения.

Предложить родителям поиграть дома с платочком, учиться завязывать его, складывать.

Ориентировать родителей на совместное с педагогом приобщение ребенка к здоровому образу жизни, развитие умений выполнять правила безопасного поведения дома, на улице, на природе.

Индивидуальные беседы о развитии детского воображения (творчество в игровой деятельности).

Индивидуальная работа

Ангелина, Полина, Максим- отработка складывания платка/ завязывания;

беседа с Серёжей о «волшебных» словах, умении дружить Ваня, Ева- собирание пирамидки/ вкладышей;

Ульяна, Малика- выкладывание по схеме (блоки);

Тимофей, Ангелина- собери платочек (разрезные картинки);

Тимур, Даша- работа с вкладышами;

Маша, Алена, Яна- кому что подходит;

Гриша, София- отработка танцевальных движений;

Работа по подгруппам (вторая половина дня)

Пальчиковые игры с платком - по желанию детей (подгруппа) см приложение.

с детьми по желанию: «Отпечатки на ткани»- рука ребенка раскрашивается в выбранный им цвет и наноситься отпечаток на ткань.

Приложение.

Пальчиковые игра с платком.

  1. На квадратной, квадратной полянке

Жила-была обезьянка — дети водят пальчиком по периметру платочка;

Обезьянку звали Зина

— А где у платочка середина? – дети пальчиком находят середину платочка

Прибежал к середине уголочек – загибают один уголок к середине платочка;

А за ним и второй — его дружочек. – загибают второй уголок платочка;

Подтянулись ещё два брата. – загибают ещё два уголка;

— Сколько углов у квадрата?

— Четыре! – говорят вслух и показывают пальчиками свободной руки

Получился конверт

А в нём открытка – два нижних уголка накладывают на верхние углы;

На открытке блестящая рыбка – плавные движения кистью свободной руки;

А ещё печать квадратная, — накрывают «рыбку» половинкой платочка;

Вот как сложен платок аккуратно! – показывают сложенные платочки.

  1. «Свернём платок в трубочку».
  2. Кукла из платка: квадратный платок, в серединку кладем скомканную бумагу (шар), затягиваем резинкой для волос.
  3. Персонажи из настольного театра. Завязываем им платки. Обыгрываем.

Рисование на ткани.

Занятие это интересное, воспитывающее у детей усидчивость, аккуратность, развивает творческие способности, внимание. Мы рисовали по обычному ситцу. Гуашевые краски нужно развести до консистенции жидкой сметаны. Узоры придумывали дети. Так же можно отпечатать (по желанию) ладошки детей на ткани.

Загадки про платок.

Должен быть всегда в кармане,

У Амины и у Тани,

Тёти Веры, дяди Пети

И у всех людей на свете!

Без него никак нельзя,

Надо брать с собой друзья,

В детский сад и на каток

Чистый… (носовой платок)

Хлюпает ли мокрый нос, иль из глаз потоки слез, — Выручит нас лоскуток — Это носовой...  Платок

Женщины носят его на плечах,

Вместо шапки надевают,

А мужчины в карман класть предпочитают,

К уголочку – уголок

Сложен красочный …. (платок)

Головной убор крестьянки

Выбирали себе сами:

И работать, и гулять

- Что же нужно повязать?

Собирали в узелок

Из материи...   платок.

Игры.

  1. Игра «Укрась платочек» Задание выполняется на индивидуальных настольных фланографах. Ребята учатся составлять узор на платках и изучают орнамент (дети располагают трафареты цветов и листьев на платке, создавая красивый узор).
  2. Игра «Платок» Дети бегают по залу под музыку. Когда музыка обрывается, все должны сесть на корточки и закрыть глаза. Ведущий накрывает кого-нибудь платком и говорит: «Раз, два, три, кто же спрятался внутри?» Ребята открывают глаза и должны угадать, кто находится под платком. Игра проводится несколько раз.
  3. Игра «Платочек».   Перед началом игры нужно выбрать одного водящего. Он получает платочек. Остальные ребята встают в широкий круг. Водящий находится с внешней стороны круга. Он обходит круг и незаметно кладет платочек на плечо одного из игроков. После чего продолжает движение в том же направлении. Игрок, заметив, что платочек у него на плече, должен тут же бежать по внешней стороне круга в направлении противоположном водящему. Цель и того, и другого – успеть добежать первым и занять свободное место. Тот, кто не успел, будет водящим.
  4. Игра «Матрёшка». Дети становятся в круг. Выбирается ведущий «Матрёшка». «Матрешка» с платочком в центр, подходит к любому ребёнку, говорит: «Уж я свой платочек (имя) повяжу, всем ребятам (имя) покажу, веселей, пляши». Выбранный ребёнок пляшет вместе с «матрёшкой», все остальные хлопают.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-творческий проект в младшей гр. "Дары осени"

Учебный год в нашей младшей группе начался с реализации познавательно-творческого проекта «Дары осени» (овощи, фрукты) сентябрь 2014 г.Актуальность проекта:Дети любят узнавать что-то новое они готовы ...

Краткосрочный творческий проект в младшей группе детского сада. Тема: «Этот День Победы»

Краткосрочный творческий проект в младшей группе  детского сада.  Тема: «Этот День Победы» ...

Познавательно-творческий проект в младшей разновозрастной группе "Осень, Осень в гости просим"

Проект позволяет в условиях  воспитательного  – образовательного процесса  в ДОУ расширять знания детей о сезонных изменениях в природе связанных с наступлением осени ; деревья,  п...

Познавательно - творческий проект для младшего дошкольного возраста "Цветные дни"

Ознакомление с цветом вызывает у детей некоторые затруднения. Восприятие цвета несколько отличается от восприятия формы и величины. Цвет не может быть выделен методом проб и ошибок, практически. Форми...

Творческий проект в младшей группе: «Этот День Победы»

Цель: Формирование нравственных ценностей.Задачи:1. Сообщить детям первоначальные сведения о Великой Отечественной Войне. Дать знания о защитниках отечества, о функциях армии.2. Активировать слух...

Исследовательско-творческий проект в младшей группе «Снежинка-красавица».

Исследовательско-творческий проект в младшей группе «Снежинка-красавица». Тип проекта: воспитательный Вид проекта: исследовательский с элементами творчества. Участники проекта: дети мла...