Викторина по экологии "Знатоки природы" в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Муфтахитдинова Зухра Хузаиновна

Викторина содержит вопросы на темы, изученные на занятиях по экологии, можно провести в мае как итоговое занятие, детям интересен соревновательный момент. Весной 2018г. я проводила викторины по разным разделам и дети, приходя утром, спрашивали: "А у нас сегодня викторина будет?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл viktorina_znatoki_prirody_st._gr.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:


               Викторина по экологии «Знатоки природы» в старшей   группе
Цель: систематизировать знания детей о лесе и его обитателях.

Программные задачи:

1.Развивать речь, внимание, умение анализировать содержание вопросов и загадок и давать полный содержательный ответ на них.
2.Закрепить умение детей вести себя в природе.

3.Воспитывать бережное отношение к лесу и его жителям.

Рекомендации педагогам: лучше проводить такое занятие в конце учебного года, как итоговое; при подведении итогов я объявила команду-победителя, но медали получили активные дети из обеих команд.

Предварительная работа: НОД по экологии, вечера загадок, наблюдения, настольно-печатные игры.

Разделить группу детей на 2 команды, равные по силам, дать командам названия «Умники» и «Знайки», объяснить, что такое викторина.  

Материалы: названия команд на картоне, склеенном треугольником (чтобы можно было поставить на стол), круги из цветного картона –фишки, 2 тарелочки, медали.

Ход викторины:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами проводим викторину «Знатоки природы». За каждый правильный ответ команда будет получать фишку (показать: вот такую). В конце викторины мы увидим результат. Итак, мы отправляемся в путешествие.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре?
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится:
Что за зверь, какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты ведь знаешь - мы свои! (С. Погореловский)

1 остановка в нашем путешествии – «Времена года»
Воспитатель загадывает загадки командам поочередно. 

О каких временах года идет речь.
Дел у меня не мало –
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома
Зовут меня (Зима)


Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою.
Я реки согреваю,
«Купайтесь! »- приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я (Лето) .


Несу  я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю.
Но не касаясь сосен
И елочек. Я (Осень) .


Я раскрываю почки,
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движения полна.
Зовут меня (Весна) .
Воспитатель: Молодцы! Ребята, а какое сейчас время года?
Дети: Весна.
Воспитатель: А вы знаете, как называются 3 месяца весны?
Дети: Март, апрель, май.
Воспитатель: Правильно!
Молодцы, ребята, времена года вы знаете, давайте отправимся дальше.


2 остановка в нашем путешествии - «Деревья – наши друзья» 
Воспитатель задает вопросы командам поочередно:
— Как вы понимаете, что такое лес?
— Какие деревья растут в наших лесах?
— Зачем люди ходят в лес?
— Как надо относиться к лесным обитателям?
— Сок какого дерева очень полезен людям?
— Какую пользу приносит лес людям?


Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки. (Ели)


Не береза, не сосна
В тишине стоит она.
Но лишь ветер пробежит
Вся листва на ней дрожит. (Осина)


Он качает пышной кроной,
Шелестит листвой зелёной.
Погляди, среди ветвей
Сколько спеет желудей. (Дуб)


Весной зеленела, летом загорела,
Осенью красные кораллы надела. (Рябина)

На этот вопрос команды отвечают поочерёдно, за каждый ответ – фишка, воспитатель схематично рисует ответы детей на мольберте.
Какую пользу приносит берёза?


3 остановка - «В гостях у птиц »
Воспитатель: Ребята, а кто же в лесу главные жители деревьев? (Ответы детей)
Поговорим о птицах. Много птиц живёт в лесу, но не всегда их можно увидеть, чаще всего мы слышим их пение.

Вопросы викторины: 
— Какие бывают птицы? (Перелётные и зимующие).
— Что значит – перелётные? Назовите их. (ответы детей)
— Что значит – зимующие? Назовите их. (ответы детей)
— А как мы, ребята, помогаем птицам зимой? (ответы детей)


Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая. (Сорока)


Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдёт приют,
Не боится он простуды
С первым снегом тут как тут. (Снегирь)


На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад -
Ищет в речке лягушат. (Цапля)


Спереди шильце, сзади – вильце,
Сверху – чёрное суконце,
Снизу - белое полотенце. (Ласточка)


Всё вертится, суетится,
Её на месте не сидится
Это бойкая (Синица)


Угадайте, что за птица,
Света яркого боится,
Клюв – крючком, глаза - пятачком
Ушастая голова, это (Сова)


Воспитатель: Ребята, вы - молодцы, отгадали загадки про птиц,  отправимся дальше.

Физкультминутка. 
Лебеди летят, крыльями машут.
Нагнулись над водой, кивают головой.
Важно и гордо умеют держаться.
Плавно, бесшумно на воду садятся.

4 остановка - «Звериное царство » 
Воспитатель: Не только птицы живут в нашем лесу, а кто ещё - отгадайте:
Куцехвостик, длинноушка,
На пеньке ты как игрушка.
Лапки ты свои поджал.
От лисички убежал? (Заяц)  

На спине его иголки,
Удивительно как колки,
Их руками не возьмёшь,
Потому что это ( Ёж)

Я хозяин леса строгий,
Спать люблю зимой в берлоге.
И всю зиму напролёт
Сниться мне душистый мёд.
Страшно я могу реветь,
Кто же я, скажи?. (Медведь)

У кого из всех зверей
Хвост пушистей и длинней? (Лиса)


Стройный, быстрый, рога ветвисты
Пасётся весь день, кто это?. (Олень)


Разбойник он серый, нет ему веры.
Всё клыками щёлк, кто же это?. (Волк)

Вопросы викторины:
— Как заяц готовится к лету?
— Где живёт белка?
—Какие звери зимой спят?
— Что такое «Красная книга»?

Воспитатель: А теперь, ребята, поиграем в игру.
«Четвёртый лишний».
Найти лишнее слово и объяснить:
• Волк, лиса, собака, заяц.
• Корова, медведь, коза, лошадь.
• Воробей, синица, голубь, грач.
• Стрекоза, пчела, кузнечик, ласточка.

5 остановка - «Правила поведения в лесу »
Воспитатель: 

- Сейчас мы проверим правила поведения в лесу.

1. Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)

2. Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)

3. Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)

4. Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)

5. Если сильно насорю и убрать забуду? (нет)

6. Я люблю свою природу, я ей помогаю. (да)

- Молодцы!

Здесь вопросы о том, как вы поступите в той или иной ситуации, 1ый вопрос для 1 команды, 2ой вопрос для 2 команды, 3ий для обеих.

1. Нашел Алеша гнездо с яичками в траве. Маленькие яички ему очень понравились. Он их взял домой. А птичка кружилась над ним и кричала. Как поступил мальчик?

Гнездо на ветке- птичий дом. Вчера птенец родился в нем.

Ты этот дом не разоряй и никому не позволяй!

2. Андрюша нашел в лесу ежа и решил подарить его сестренке. Но она сказала: «Ни за что! Я знаю, что некоторые люди ежей ловят и приносят домой, молоко им дают. Так поступают только жестокие люди. Они не могут жить в неволе и погибают». Почему так сказала девочка?

Не бери ежа с собой, отпусти его домой.

Ежик, даже глупый самый, хочет жить с ежихой мамой.

3. Дети пришли с воспитателем на полянку. И хотели нарвать букет цветов. Воспитательница сказала…. Что сказала воспитательница?

Цветок на лугу я сорвал на берегу.

Сорвал, а зачем- объяснить не могу.

В стакане он день постоял и завял,

А сколько бы он на лугу простоял!

Мы сегодня говорили о пользе леса, о его обитателях и растениях, о том, что лес- наше богатство, его надо беречь.
Послушайте стихотворение «Лесные правила».
Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки-
Убегут с лесной опушки.
Ветки тоже не ломай.
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать.
Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять…
В лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай летают.
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.

Подведение итогов
Воспитатель: Ребята, какие вы сегодня были молодцы, как много вы знаете о природе, и теперь настало время подвести итоги.

Подсчет  фишек, награждение медалями активных детей в каждой команде.


Бесценна российского леса краса,
Зелёное золото наши леса.
Богатство лесов охраняй, карауль,
Внимательный, зоркий «зелёный патруль»!
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.( В.Берестов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по экологии в старшей группе "Знатоки природы"

Цель: - развивать память, быстроту реакции, сообразительность, находчивость, логическое мышление- воспитывать чувство товарищества, уважение к партнёрам и соперникам по игре- закреплять знания детей о...

Конспект викторины по экологии в старшей группе "Природа вокруг нас"

Обобщение детьми знаний об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины....

Музыкальная викторина «Знатоки природы» Старшая группа.

Цель: - Развивать музыкальные и творческие способности детей в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии.- Формировать у детей эстетические чувства, вызыв...

Экологическая викторина "Знатоки природы"(старшая группа)

Экологическая викторина "Знатоки природы" была проведена как итоговое занятие в экологическом проекте "Будь природе другом."Цель её проведения : обобщить знания детей об окружающем мире, формировать н...

Викторина по экологии для старшей группы "Знатоки Природы"

Систиматизировать знания детей о природе....

Экологическая викторина: «Знатоки природы» (старшая группа)

Экологическая викторина"Знатоки природы" рассчитана на детей старшей группы и проводится с целью обобщить знания о животных, растениях, временах года, охране природы, а так же с целью воспит...

Экологическая викторина "Знатоки природы" старшая группа

Образовательная область: познавательное развитие. Цель: формировать навыки экологической культуры воспитанников Задачи:  расширить знания детей о лесе и его обитателях, воспитывать бере...