ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ 5-6 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ (СТАТЬЯ).
статья по окружающему миру

Лазутина Марина Валерьевна

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

5-6 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.62 КБ

Предварительный просмотр:

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

5-6 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Лазутина М.В., воспитатель

МБДОУ «ЦРР-детский сад №23», г. Орел

Духовно-нравственное развитие личности представляет собой одну из наиболее важных и сложных задач воспитания человека. Нравственные качества человека (долг, ответственность, достоинство, совесть) издавна являются проблемами педагогики. Крайне остро проблема духовно-нравственного развития стоит перед педагогами дошкольного образования. С какого возраста детям доступно усвоение духовных и нравственных ценностей? Какие методы наиболее эффективны в процессе духовно-нравственного развития дошкольников? Каковы критерии и показатели духовно-нравственного развития?

Ответы на данные вопросы можно найти в публикациях Н.М. Романенко, Т.О. Пономаренко, С.Н. Николаевой, Н.Н. Кондратьевой, Н. Рыжовой, Н. Вересова и др.

В частности, Н.М.Романенко в своем исследовании утверждает, что показателями духовно-нравственного развития личности являются: высокая степень эмоционально положительного отношения к себе и окружающим; внутренний регулятор эмоционального состояния (надежда, оптимизм); способность осуществлять нравственный самоконтроль  (адекватно оценивать свои поступки и поступки окружающих); духовная практика (создание духовных и материальных ценностей, несущих в себе новизну, оригинальность) [4].

Как свидетельствуют исследования Т.О. Пономаренко, а также многолетние наблюдения, детям старшего дошкольного возраста, как правило, свойственны достаточный уровень представлений о правилах поведения в природе, высокая самооценка, оптимизм, способность критично оценивать поступки сверстников. В тоже время, как правомерно отмечают исследователи, зачастую старшие дошкольники нарушают известные им правила поведения в природе без внешнего контроля, не способны критично оценивать свои поступки, создаваемые ими духовные ценности обладают субъективной новизной и значимостью [2].

Одним из средств духовно-нравственного развития дошкольников, по признанию отечественных педагогов-исследователей (С.Н. Николаева, Н.Н. Кондратьева, Н. Рыжова), выступает ознакомление детей с окружающим миром, и, прежде всего, с миром природы. Как отмечают авторы, именно природа обогащает детей духовно, а общение с ней способствует формированию положительных моральных качеств [1,3,5].

С учетом вышеизложенного на протяжении 2017-2018 учебного года на старшей группы МБДОУ ЦРР - детский сад №23 г. Орла систематично и последовательно реализуется образовательный процесс, направленный на духовно-нравственное развитие детей шестого года жизни в процессе ознакомления с окружающим миром.

Основными задачами в работе с детьми стали следующие:

Образовательные:

  • сформировать систему знаний о многообразии животного мира;
  • познакомить дошкольников с различными средами обитания животных и растений;
  • обучить воспитанников правилам ухода за комнатными растениями и домашними животными;
  • подвести детей к осознанию необходимости охраны природы (на примере заповедных зон в России, в том числе Орловской области).

Развивающие:

  • активизировать познавательную деятельность детей;
  • развивать творческие способности.

Воспитательные:

  • воспитывать осознанное отношение к объектам живой природы;
  • создавать условия для переживания детьми чувства радости и удовольствия от общения с животными и растениями;
  • воспитывать чувство долга, ответственности, коллективизма, трудолюбия.

Решение поставленных задач осуществлялось в три этапа:

1) Подготовительный этап предполагал диагностирование детей 6-ого года жизни с целью выявления уровня представлений об окружающем мире по разделу «Природа» (комплекс диагностических заданий О.А. Соломенниковой), а также отбор и планирование содержания и оптимальных форм работы с детьми старшего дошкольного возраста.

2) Основной этап  заключался в реализации запланированных мероприятий с детьми, в том числе с участием родителей (непосредственно образовательная деятельность, в том числе с ИКТ; тематические беседы; проекты, экскурсии и тематические прогулки на территории ДОУ, досуги, в том числе с участием родителей, викторины, игровые сеансы, труд в уголке природы). Предлагаемая система работы имеет эколого-биологическую направленность, выражающуюся в ознакомлении детей с объектами животного мира, изучении их поведения, способов приспособления к среде обитания, формировании осознанного отношения к природе. Содержание работы включает 5 тематических модулей «Растения», «Животные», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые». Проводимые занятия включали два блока: теоретический, включающий рассказ педагога, просмотр видеофрагментов фильмов и фотоматериала с последующей беседой с детьми, и практический, предполагающий организацию наблюдений за животными, опытов и экспериментов, работу с дидактическим материалом, творческую продуктивную деятельность (рисование, аппликация),  уход за животными в уголке природы.

Большое значение в изучении каждого модуля придавалось организации досуговой деятельности дошкольников, что выражалось в проведении разных видов досуга: викторины, развлечения, игровые сеансы, интерактивные виртуальные путешествия-квесты. Досуговые мероприятия выступали итогом изучения очередного тематического модуля. Особое место в реализации данного этапа занимали исследовательские и образовательные проекты: «Осень – чудесная пора», «Наши пернатые друзья», «Деревья на нашем участке», «Наши младшие друзья» и пр.

3) Итоговый этап предусматривал повторную диагностику уровня представлений детей об окружающем мире по разделу «Природа».

Проведенная повторная диагностика детей позволила выявить положительную динамику, выражавшуюся в углублении природоведческих и экологических знаний об объектах живой природы,  в систематизации знаний о значении растений и животных в жизни человека, а также влиянии деятельности человека на условия жизни и численность растений и животных разных видов, в формировании умений по организации и проведению наблюдений за растениями и животными с последующей фиксацией полученных результатов, в совершенствовании навыков по уходу за комнатными растениями и домашними животными.

Литература:

  1. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М.: «Академия», 2002. - 336 с.
  2. Пономаренко Т.О. О взаимосвязи этических представлений и поступков детей // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 4. – С. 23-27
  3. Программа экологического воспитания детей «Мы» / Под ред Н.Н. Кондратьевой, - СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. -
  4. Романенко Н.М. Воспитание духовной культуры у школьников. - М., 2003. – 40 с.
  5. Рыжова Н.А. Человек и природа.- М: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2007

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим миром через игровую деятельность.

Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.Формирование у детей представления о доброте, взаимопомощи, раз...

Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром

Этот материал поможет родителям в общении с детьми на природе и будет способствовать развитию речи их детей....

Родительское собрание "Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром".

Родительское собрание во второй младшей группе детского сада....

Тема самооброазования «Развитие познавательной активности в процессе ознакомления с окружающим миром»

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросе развития познавательной активности в процессе ознакомления с окружающим миром.Познавательная деятельност...

РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых...

Проект Развитие речи детей в процессе ознакомления с окружающим миром через приобщение к культуре и природе родного края

Актуальность проекта: Воспитание экологически грамотного человека. Если мы не научим детей любить и беречь природу,во чтоможет превратиться наша планета? Осознание ценности растений поможет молод...