Главные вкладки

    Родительское собрание "Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром".
    методическая разработка (младшая группа) на тему

    Ципилева Елена Александровна

    Родительское собрание во второй младшей группе детского сада.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл roditelskoe_sobranie.odt17.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Родительское собрание во второй младшей группе детского сада.

    «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром»

     Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

     Задачи: познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; проанализировать речевое развитие детей группы; познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома; способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

       Ход мероприятия:

     1. Предварительный этап.

    • Приглашение родителей на собрание.
    • Анкетирование по теме : «Развитие речи детей 4го года жизни»
    •        2. Организационный этап.
    •    - Оформление выставки методической литературы по теме собрания

           3. Вступительный этап.

           (Родители рассаживаются полукругом)

          Воспитатель: Уважаемые родители! Спасибо,что нашли время и пришли на родительское собрание. Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка, семья знакомит его с окружающим миром, дает ребенку первые знания и умения, мы призываем вас к сотрудничеству. Только вместе, совместными усилиями родителей и воспитателей, мы можем решить любые проблемы в воспитании и развитии ребенка.

          Сегодня мы поговорим о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека — речи. Ребенок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Речевое развитие, которое получает ребенок в семье в первые годы жизни, является одной из основ для перехода к обучению в школе.

         С помощью речи взрослые определяют и направляют поведение ребенка, передают ему просьбы, приказы, объясняют нормы поведения.

          4. Основной этап.

         Воспитатель:Продолжите, пожалуйста, фразу: «Мой ребёнок начал говорить … .»

        Ваши ответы показали, что некоторые дети начали говорить в период с2 до 3 лет. У этих ребят наблюдается некоторая задержка речевого развития. Многие родители отметили, что их дети начали говорить в возрасте от 8-9 месяцев до года 2 мес. Это является физиологической нормой.

           Игра «Вопрос – ответ»

           А сейчас предлагаю вам ответить на мои вопросы.

     - Поднимите руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы их ребёнок говорил правильно.

           Очень приятно видеть внимательных и заботливых родителей.

    - А теперь предлагаю поднять руку тем родителям, которые считают, что его ребёнок говорит чисто, внятно, правильно.

         Посмотрите, как мало рук. Действительно, в этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано – и это физиологическая норма, т. е. свойственно возрасту.

          Предлагаю теперь поднять руки тем из вас, кто дома постоянно читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает рассказы и сказки и ведёт беседу о прочитанном произведении.

        В нашей группе не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы.

     -Как Вы думаете, какие основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы, т.е родители и педагоги, должны заниматься с ребенком?

      1. Воспитание звуковой культуры речи.

      2. Словарная работа

      3. Формирование грамматического строя речи.

      4. Обучение рассказыванию-связная речь.

     

        Давайте обобщим, какими речевыми  навыками должен овладеть ребенок  к 4 годам.

     1. Ребенок правильно произносит отдельные звуки. Умеет интонационно передать просьбу, восклицание, вопрос.

      2. У него накапливается определенный запас слов, который включает все части речи. Основное место в детском словаре занимают глаголы и существительные. Однако дети начинают активно употреблять прилагательные и местоимения.

       3. У детей активно формируется обобщающая функция слова. Через слово ребенок овладевает основными грамматическими формами речи. ( Появляется множественное число, падежи, уменьшительно-ласкательные суффиксы.)

       4. В речи появляются сложные формы предложений.

       5. Дети осваивают навыки разговорной речи

       Однако в речи детей отмечаются и другие особенности:

       1. Дети неверно или совсем не произносят шипящие (ж,ш, ч, щ.), сонорные (л,р.) звуки, а некоторые пропускают

         2Дети не способны вычленить существенные признаки предметов, затрудняются назвать части предмета, части тела.

    1.      3.    Необходима работа над развитием артикуляционного аппарата, над звуковой культурой речи, дикцией,  темпом, силой голоса.

         4.    При построении простых распространенных предложений они пропускают отдельные члены предложений.

          5.    Существует проблема новых словообразований.

          Таким образом, прослушав требования к речи детей 4го года жизни мы можем проанализировать речь детей нашей группы (дается краткий анализ речи детей педагогом группы )

       

       

     Воспитателями группы предварительно было проведено анкетирование родителей по данной теме ( см. Приложение), откуда выяснилось, что не все родители уделяют внимания развитию речи детей, считают необязательным развивать мелкую моторику пальцев рук, не всегда поощряют домашние занятия лепкой, рисованием  и т. д.

             Большое значение для развития речи младшего дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений ребенка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

                 Отправляясь на прогулку с ребенком, мы можем поговорить с ним о том, какая сегодня погода, какое сейчас время года, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано. В холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками. Обратить внимание ребенка на удивительный мир растений, помочь составить описательный рассказ о природе.

                Воспитатель предлагает небольшое практическое задание:

    - Давайте вместе попробуем подобрать хотя бы по 5 слов-признаков к следующим словам: ветер,дождь, луна, метель, кошка, лягушка, ворона, жук. (Предложить родителям объединиться в небольшие подгруппы).

              5. Итог собрания.

               Подводя итоги нашего собрания, мы можем сделать вывод, что только  вместе, только  совместными усилиями родителей и педагогов детского сада мы сможем решить задачи по развитию речи детей.

             Помощь родителям в этом вопросе несомненно могут оказать консультации, которые ежемесячно предлагаются в папке дл родителей, также индивидуальные консультации с педагогами группы

             Сегодня Вашему вниманию будет предложена картотека речевых игр, которые Вы можете использовать дома. ( см. Приложение), а по итогам нашего собрания составлена «Памятка родителям по развитию речи ребенка», которая также поможет Вам в нелегком, но увлекательном деле воспитания и развития Вашего чада.

    Памятка родителям по развитию речи ребенка

    •  
    • Знакомьте детей с телом. Учите правильно называть части тела, своевременно сообщать о недугах. Воспитывайте стремление расти сильными и здоровыми.
    • Знакомьте детей с трудом взрослых: врач, шофер, повар, летчик и т. д. Расскажите о своей профессии.
    • Учите детей узнавать и называть различные предметы и вещи, которые нас окружают; группировать их по признакам: игрушки, одежда, посуда, овощи.
    • Знакомьте детей с дикими и домашними животными и их детёнышами. С окружающими их деревьями, кустами, птицами. Учите наблюдать и любоваться ими.
    • Знакомьте детей с овощами, фруктами, ягодами. Учите различать их цвет, запах, вкус, определять на ощупь. Правильно называть их и знать, где они растут.
    • В играх вместе с детьми подбирайте к словам-существительным слова-прилагательные, признаки. (Василек-красивый, полевой, синий.)
    • Учите детей образовывать существительные с уменьшительно -ласкательными суффиксами: стул-стульчик, флаг-флажок.
    • Учите ребёнка выражать свою просьбу спокойно, глядя в глаза собеседнику.
    • Отвечать на простейшие вопросы. Рассказывать несложные рассказы и сказки и отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

    Успехов Вам !


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Родительское собрание-практикум «Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность»

    Цель: организовать общение родителей и детей через игру, как средство восприятия и ощущения окружающей природы....

    Родительское собрание на тему "Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность"

    ЗадачиПознакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.Формирование у детей представления о доброте, взаимопомощ...

    Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром

    Этот материал поможет родителям в общении с детьми на природе и будет способствовать развитию речи их детей....

    Родительское собрание:"Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность.

    Программное содержание: Познакомить родителей с основой задачейречевого развития детей- выражать свои мысли,чувства,впечатления,используя речевые средства....

    Родительское собрание: "Развитие речи младших дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой через игровую деятельность".

    Программное содержание:1.     Познакомить родителей с основной задачей речевого развития детей – выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.2....