Консультация для воспитателей на тему: «Использование макетов в работе с детьми».
консультация по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Сапожникова Ирина Александровна

Макеты – это форма организации образовательного пространства, способствующая развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_vospitateley_na_temu.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

«Использование макетов в работе с детьми»

Макеты – это форма организации образовательного пространства, способствующая развитию творческого познавательного мышления, поисковой деятельности и бескорыстной познавательной активности каждого ребенка.

Макеты могут быть напольными, настольными, подиумными, настенными.

Для дальнейшего развития игры необходимо накапливать полифункциональный материал и хранить его.

Макет – это центральный элемент, организующий предметную среду для игры с мелкими игрушками.

Игра с макетами является более высокой степенью развития сюжетно-ролевых игр, она востребована детьми и способствует их развитию:

- открывает множество возможностей для самостоятельной деятельности детей)

- (создает возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию игровых макетов).

Универсальные игровые макеты обладают следующими качествами:

 • Полифункциональностью. Макеты могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях, что способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др.;

• Возможностью применения макетов в совместной деятельности. Макеты могут использоваться одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициируют совместные действия – коллективные постройки, совместные игры и др.;

• Дидактическими свойствами. Макеты несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой и пр.

 При планировании игр с универсальными макетами педагоги используют и другие приемы:

- Создание предметно игровой среды макетов.

 -Придумывание новых сюжетов, объединяя несколько макетов, соединяя в сюжет реалистические и фантастические события.

- Презентация дополнительного материала для игры-макета.

- Беседа после игры — выделение интересного сюжета, ролевого поведения детей.

- Совместная игра с детьми с целью увлечь их, развить фантазию.

 - Пополнение знаний детей по темам игр-макетов путём чтения, рассказывания, бесед, просмотра видеофильмов.

Использование игровых макетов в предметно – развивающей среде отвечает принципу интеграции образовательных областей. Через любой игровой макет решаются задачи из различных областей. Например, макет «Дорожное движение» предполагает интеграцию следующих областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

При использовании макета, как результата конструктивно-творческой деятельности, в самостоятельной деятельности дети описывают, сравнивают, повествуют о явлениях и объектах природы, тем самым пополняют свой словарный запас. Чтение стихотворений, рассказов, загадывание загадок способствует выразительности речи, также закрепляются такие математические понятия как пространство, количество, размер.

Преимущественно макеты рассматриваются детьми как игровая среда, где можно развернуть различные игровые сюжеты.

Сюжетно-ролевые игры учат общению, у детей развивается умение сочинять, фантазировать, комбинировать разные события, согласовывая в общем сюжете индивидуальные замыслы, умение прогнозировать ответное ролевое поведение, комментировать свои действия. Игры с макетами способствуют развитию инициативы как целеполагания и волевого участия. Меняется отношение к выполнению рисунков, поделок на занятиях, ведь все это может пригодиться в игре. Отмечается старание, желание достичь хорошего результата. Игры с макетами также содействуют развитию у детей коммуникативной инициативы. В игре дошкольники договариваются, словесно объясняя исходные замыслы, планируют начало игры, используя простой договор, стремятся к взаимопониманию. У детей повышается уровень любознательности и познавательного интереса. В повседневной жизни они задают вопросы, касающиеся предметов и явлений, лежащих за кругом непосредственного наблюдения. У дошкольников наблюдается интерес к познавательной литературе (о природе, исторических событиях, космосе, здоровье человека). Дети включают свои новые представления в сюжете игры, в темы рисунков.

Макетирование способствует сенсорному развитию детей, (так как работа ведется с различным по фактуре, форме, объему материалом) активизирует мелкую моторику рук, закрепляет математические понятия, и, конечно же, способствует развитию речи. При изготовлении макета дети описывают, сравнивают, рассуждают. Используются макеты,  как в образовательной, так и в свободной игровой деятельности. Но особая роль макетов в жизни старших дошкольников отводится в игре, так как в этом возрасте у детей большое место занимает новая форма сюжетно-ролевой игры – режиссерская игра, где ребенок, развертывая события, выполняет одну или несколько ролей. Игра с мелкими игрушками способствует сюжетосложению, развертыванию разнообразных комбинаций, активизирует комментирующую речь.

Совместно с детьми  были сделаны следующие макеты: «Дорожное движение», «Зимние гости», «Новогодняя сказка», «Бабушкин дворик», «В гостях у трех медведей», «Не разводите костры»,  «Дерево», «Озеро», «Муравейник».

Источник

  1. http://dist.co1858.ru/pluginfile.php/24636/mod_resource/content/1/методические%20рекомендации%20Маленький%20архитектор.pdf 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Использование макетов в работе с детьми».

Макеты- это форма организации образовательного пространства. Примеры макетов, используемых в предметно -развивающей среде средней группы....

Консультация для воспитателей на тему: «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми»

Театр - один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей....

"Консультация для воспитателей на тему: "Использование карт Проппа в работе по развитию речи с детьми дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей на тему: "Использование карт Проппа в работе с детьми по развитию речи"....

Консультация для воспитателей на тему «Использование интерактивного метода в работе с детьми – сторителлинг»

Этот метод может быть полезен и в работе с детьми. Цель, которого захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мы...

Семинар - практикум для воспитателей по теме Использование театрализованных игр в работе с детьми

Цель: расширение знаний педагогов о театрализованной деятельности  дошкольников и совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми по данному направлению.Задачи:систематизиро...

Мастер-класс для воспитателей на тему «Использование блоков Дьенеша в работе с детьми»

Цели: повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера....

Консультация для воспитателей на тему : «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

Помимо воспитательных и образовательных задач, Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ставит обязательной целью сохранение и укрепление здоровья детей....