Проект по познавательному развитию. Тема: «Антошкина картошка».
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Кругомова Татьяна Александровна

Цели:

  1. рассказать детям историю появления картофеля на Земле;
  2. обогащать словарный запас детей (клубни, крахмал, рассыпчатая, сыпучая);
  3. развивать навыки проведения лабораторных опытов: определение на ощупь крахмал и муку; растворять крахмал и муку в воде;
  4. развивать социальные навыки: работать в группе, договариваться, учитывать мнение других и отстаивать свое собственное мнение;
  5. развивать познавательные и интеллектуальные способности детей;
  6. воспитывать бережное отношение и  любовь к природе.

 

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей с некоторыми культурными видами растений, их назначением, научить различать и называть их.

2. Формировать представление о том, что растения – живые существа и для их роста необходимы определенные условия.

Развивающие:

  1. Развивать эмоционально-ценностное отношение к природе.
  2. Расширить и обогатить словарь по теме «Культурные растения»
  3. Развивать способности к практическому и умственному экспериментированию.
  4. Развивать диалогическую и связную речь.

 

Воспитательные:

  1. Повышать экологическую культуру дошкольников.
  2. Воспитывать интерес к растениям, желание заботиться о них.
  3. Воспитывать любовь к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_kartoshka.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение

 «Детский сад № 397 г.о. Самара»

Детско-педагогический проект

 по познавательному развитию.

Тема:   «Антошкина картошка».

Подготовили воспитатели группы № 11:            

Беспомощнова Ирина Анатольевна,

Кругомова Татьяна Александровна.

Самара, 2016.

Цели:

  1. рассказать детям историю появления картофеля на Земле;
  2. обогащать словарный запас детей (клубни, крахмал, рассыпчатая, сыпучая);
  3. развивать навыки проведения лабораторных опытов: определение на ощупь крахмал и муку; растворять крахмал и муку в воде;
  4. развивать социальные навыки: работать в группе, договариваться, учитывать мнение других и отстаивать свое собственное мнение;
  5. развивать познавательные и интеллектуальные способности детей;
  6. воспитывать бережное отношение и  любовь к природе.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей с некоторыми культурными видами растений, их назначением, научить различать и называть их.

2. Формировать представление о том, что растения – живые существа и для их роста необходимы определенные условия.

Развивающие:

  1. Развивать эмоционально-ценностное отношение к природе.
  2. Расширить и обогатить словарь по теме «Культурные растения»
  3. Развивать способности к практическому и умственному экспериментированию.
  4. Развивать диалогическую и связную речь.

Воспитательные:

  1. Повышать экологическую культуру дошкольников.
  2. Воспитывать интерес к растениям, желание заботиться о них.
  3. Воспитывать любовь к природе.

Ожидаемые результаты:

  • Сформировано умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
  • Расширен кругозор воспитанников.
  • У детей развит интерес к поисково-исследовательской деятельности в ходе совместной практической деятельности с воспитателем.
  • Дети в процессе опытно-экспериментальной деятельности проявляют инициативность, самостоятельность

Вид проекта: среднесрочный, познавательно-исследовательский.

Срок проекта:   февраль – март.

Состав участников проекта: воспитатели, дети старшего дошкольного возраста.

Участие родителей:  проращивание ростков картофеля дома с детьми, оформление фотовыставки «Ах, картошка – объеденье!».


Тема

Формы и методы работы

Антошкина картошка

  • Беседа с детьми на тему «История картошки»
  • Опытно-экспериментальная деятельность к теме:
  1. Картошка – корнеплод

- рассматривание картофеля и ростков на нем

- как из одной картофелины вырастить несколько корнеплодов (деление на части), посадка в горшки

2. В картофеле есть крахмал и вода: экспериментирование с бумагой и йодом.

3. Как получить крахмал из картофеля для приготовления киселя.

  • Загадывание загадок о картофеле
  • Пословицы о  картофеле
  • Презентация «Антошкина картошка» - где и как выращивают картофель
  • Просмотр мультфильмов «Антошка», «Вершки и корешки»
  • Слушание песен о картофеле
  • Познавательная беседа «Блюда из картофеля: что полезно, а что вредно?»
  • «Картошка - доктор» - лечебные свойства  картофеля
  • Игра подвижная  «Собери урожай»
  • Организация фотовыставки «Мы потрудимся немножко – приготовим мы картошку» совместная деятельность детей с родителями


Что копали из земли, жарили, варили,

Что в земле мы напекли, ели да хвалили?

***

Неуклюжа, шишковата, а придет на стол она,

Скажут весело ребята: - Ну, рассыпчата, вкусна!

***

Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла.

Зоркий глаз, богатырь Тарас в подземелье ушел,

Десять братцев нашел. Вышли братья на свет,
Собрались на совет, все глазастые да щекастые.
Посмотри-ка, посмотри-ка, каковы богатыри!

***

Кругла, рассыпчата, бела, на стол она с полей пришла.

Ты подсоли ее немножко, ведь, правда, вкусная ……..

***

Курочка-пустодом свила гнездо за двором,

Яйца несет – в землю кладет.

***

Под кустом копнешь немножко, выглянет на свет….

***

В поле большом 
Под зеленым кустом 
Лежат в земле яички,

Снесли их не птички.

***

Цветы в светлице, а плоды в темнице.

И зелен, и густ на грядке вырос куст.

Покопай немножко: под кустом ……..

***

О той, у кого много-много глаз
На этот раз пойдет рассказ
О той, кто шесть имеет глаз,
А иногда и семь, и пять
(Что, впрочем, можно сосчитать);

О той, кто зиму сладко спал,
Забравшись осенью в подвал;
О той, кого на кухню к нам
Весною притащил я сам;

О той, чьи странные глазки
Росли день ото дня;
О той, кто был знаком со мной,
Но не видал меня.
Подумайте немножко:
А вдруг это…

  • Картошка да каша - еда наша.
  • Голодному и картошка лакомство.
  • Картофель хлебу подспорье.
  • Картошка хлебу присошка.
  • Картошку копать, не руками махать.

Опыт №1  «Содержание крахмала в картофеле (первый способ)»

Давайте, посмотрим, сколько крахмала в картофеле.

            Для этого возьмем сырой картофель, разрежем его пополам  

            и капнем 1 каплю йода. Если крахмала много, картофель

         окрасится в темно-синий или фиолетовый цвет; мало -      бледно-голубой или голубой.

Крахмал нужен для того, чтобы варить кисель, делать клей-клейстер для склеивание бумаги, для накрахмаливания салфеток.

Опыт №2  «Содержание крахмала в картофеле (второй способ)»

Давайте, посмотрим, сколько крахмала в картофеле.

            Для этого возьмем сырой картофель, очистим его и натрем на мелкой терке, получится полужидкая масса. Через некоторое время на масса разделится на две части: на дне будет белая масса, на поверхности  - вода. Если эту массу выложить на салфетку и высушить, получится сыпучее вещество – крахмал.

А  вы знаете, откуда в России появился картофель? Я вам расскажу интересную историю про картофель.

Более 3тыс. лет назад индейцы, жившие на территории современного Перу, начали возделывать картофель. Его клубни стали для них основной пищей. Хранили индейцы клубни необычным способом: рассыпали их под открытым небом. Клубни мокли под дождем, сохли на солнце, подмерзали по ночам. В конце они сморщивались и размягчались. Тогда женщины и дети толкли клубни, босыми ногами освобождая от кожуры.

    В честь картофеля индейцы устраивали праздники.

    Женщины наряжали крупные клубни картофеля как кукол, шили юбочки из разноцветных кусочков ткани. А мужчины танцевали, поставив на голову мешок с клубнями.

    А 500 лет назад приехали из дальнего плаванья корабли отважного мореплавателя Христофора Колумба. Прибыли они из далека, из Южной Америки, переплыв океан. И самым ценным  грузом, который они привезли, были семена  картофеля.

   А когда его привезли из Южной Америки в другие страны, то дарили картофель как драгоценность, богатым людям. Когда картофель перестал быть редкостью, он появился и у простого народа.

   Клубень картофеля – не корнеплод, как свекла, морковь, а видоизмененный стебель с почками («глазками»).

   В наши дни в Румынии возле города Георгине в поле воздвигли памятник картофелю. В Брюсселе есть музей картофеля. А гениальный композитор Иоганн Себастьян Бах написал музыкальную пьесу в честь картофелю. Эти все почести удостоен картофель тем, что он стал вторым хлебом для всех людей на планете, на земле.

        Много сил и труда надо приложить, чтобы вырастить урожай картофеля. Чтобы посадить клубень картофеля необходимо вскопать землю, удобрить ее, пропалывать от сорняков. Когда картофель подрастет его необходимо окучить. Это делается для того, чтобы взрослый куст не развалился и для рыхления почвы, т.е. чтобы картофель дышал. Он так же, как и любое растение любит воду.

А теперь ответьте на вопросы:

  • Какой формы клубень картофеля?
  • Какого он цвета?

Кожура картофеля бывает разного цвета: синего, красного, коричневого, но сам картофель белого и желтого. Форма клубней бывает разной, даже в виде животных. Это как у людей, все мы отличаемся друг от друга: цветом волос (русые, черные, рыжие), ростом (высокие и низкие). Так и картофельные клубни отличаются друг от друга.

  • Какой картофель на ощупь?
  • Что есть у картофеля? (выемки-«глазки»)

Игра «Собери урожай»:

  1. Встаньте свободно. Чтобы собрать урожай, нужно сначала посадить картофель. Делаем наклон вперед, сажая картофель.
  2. Лето наступило, солнышко сияет, и картофель быстро растет. Поднимите руки, тянитесь вверх- показывайте, как растет картофельный куст.
  3. Ветер сильно дует - качайте вытянутыми в стороны руками.
  4. Грохочет гром – потопайте ногами. А картофелю все нипочем.
  5. Снова в синем небе солнце сияет, и картофель снова быстро растет – тянемся вверх, вставая на носочки.
  6. Картофель вырос, пора собирать урожай – делаем наклоны, убирая картофель.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
  2. СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
  3. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы в подготовительной группе детского сада. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  4. Горькова Л.Г., Кочергина А.А., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: подготовительная группа. – М.: ВАКО, 2008.
  5. Дорошина И.Г. Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни с учетом ФГОС. - http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/02/17/ekologicheskoe-vospitanie-doshkolnikov-v-povsednevnoy, 2015 г.
  6. Н.А. Рыжова «Экологическое образование  в детском саду»  М.: Карапуз, 2000.
  7. Интернет-ресурс: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe
  8. Интернет-ресурс: http://www.ozeroskazok.com/skazki-dlia-shkolnikov/ekologicheskaia-skazka


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект проекта по познавательному развитию Тема: “Дни воинской славы России. Бородинское сражение” (подготовительная группа)

Задачи:Продолжать формировать начала патриотических чувств у детей, потребность детей в получении исторических знаний.Познакомить с Днем воинской славы России - 8 сентября 1812 года - Бородинское сраж...

Проект по познавательному развитию Тема: «Экологический поход»

Проект рассчитан на детей подготовительной группы...

Проект По познавательному развитию Тема: «В мире опасностей»

Наша повседневная жизнь таит множество опасностей. Сохранить здоровье детей, уберечь их от травм и инвалидности является долгом взрослых.Н.А. Островский писал: «Самое дорогое у человека – ...

Проект по познавательному развитию Тема: «Лето чудная пора»

Лето – прекрасная и удивительная пора! Летом в режиме дня детского сада предусматривается максимальное пребывание детей на открытом воздухе. Очень важно, чтобы жизнь детей в этот период была сод...