Образовательная программа дополнительного образования «Волшебный мир»
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Александрова Светлана Владимировна

Пояснительная записка

В настоящее время развития современного общества, экологическое воспитание, является. одной из важнейших проблем современности.

  Особое значение для развития детей дошкольного возраста имеет усвоение ими представлений о взаимосвязи природы и человека. В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе

Одним из эффективных методов работы с детьми по формированию у них начала экологическойкультуры, можно отнести детское экспериментирование – деятельность, которая присуща практически каждому малышу, ибо каждый ребёнок в душе является экспериментатором.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_volshebnyy_mir.docx37.02 КБ

Предварительный просмотр:

 Содержание

Пояснительная записка …………………………………………………………….

Общее содержание и задачи:

………………………………………………………………………………...

Задачи экспериментально-исследовательской деятельности для детей старшей группы……………………………………………………………………………….

Задачи экспериментально-исследовательской деятельности для детей подготовительной группы…………………………………………………………

Перспективное планирование работы по экспериментально-исследовательской деятельности с детьми 5-6 лет………………………….........................................

Перспективное планирование работы по экспериментально-исследовательской деятельности с детьми 6-7 лет………………………….........................................

Методика проведения диагностики экологических знаний детей………….......

Пояснительная записка

В настоящее время развития современного общества, экологическое воспитание, является. одной из важнейших проблем современности.

  Особое значение для развития детей дошкольного возраста имеет усвоение ими представлений о взаимосвязи природы и человека. В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе

Одним из эффективных методов работы с детьми по формированию у них начала экологическойкультуры, можно отнести детское экспериментирование – деятельность, которая присуща практически каждому малышу, ибо каждый ребёнок в душе является экспериментатором.

   Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.

 Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Данная программа для детей 5-7 лет. Программа рассчитана   2 года. Кружок проводится 1 раз в две недели, по 25 минут.

Лабораторное оборудование:

1. Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена;

2. Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная.

3. Красители: гуашь, пищевые красители акварельные краски.

4. Разнообразные сосуды из различных материалов разного объёма, бросовый     упаковочный материал разного размера, формы и фактуры

5. Приборы помощники: лупы, пипетки : микроскоп, термометры, песочные часы, спиртовка, штатив, бинокль, весы, различные пробирки и стеклянные колбы, фонарик, глобус.

6.Комплекты для игр с водой и песком, с ветром, на каждого ребёнка клеёнчатый фартук и нарукавники.

 7. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.

Цель:Способствовать развитию у детей, исследовательской деятельности познавательной активности, наблюдательности, умения применять полученные навыки на практике, формирования начальных естественнонаучных представлений и воспитание экологического сознания.

Задачи:

Задачи:

  • развитие у детей представления о химических свойствах веществ
  • развитие представлений о свойствах (вода, песок, глина, воздух, камень)
  • развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, оптика, звук, температура, состояние веществ, сила тяготения, трения, а также электричество и инерция) .
  • формирование у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.
  • Развивать у детей умение анализировать, делать экологически - грамотные выводы. Продолжать развивать мелкую и общую моторику, внимание, память, речь детей.
  • Воспитывать у детей экологическую культуру через любовь и интерес к природе, через познание окружающего мира.
  • развитие элементарного самоконтроля и само регуляции своих действий.

Методы и примы: - проблемные вопросы; - самостоятельное и коллективное наблюдение; - беседы и рассказ воспитателя; - демонстрация опытов педагогом; - проведение опытов детьми самостоятельно; - поисково-игровые действия.

Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшей группы:

Формировать экологическое  сознание дошкольника через любовь к природе и познание окружающего мира,  умение устанавливать взаимосвязь между некоторыми явлениями природы, развивать мышление, способность делать самостоятельные выводы

Закрепить и расширить представления детей о свойствах воды, воздуха, песка, глины и многообразии неживой природы. Показать детям зависимость роста растений от состава грунта, наличие света, воды и тепла.

Воспитывать  бережное отношение к природе.

Перспективное планирование работы

по экспериментально – исследовательской деятельности

с детьми 5-6лет.

МЕСЯЦ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

ОСЕНЬ

Октябрь

Занятие № 1

Занятие№2

Занятие№3

Занятие№4

«Запасливые стебли»

«Что такое почва и для чего она нужна»

«Куда тянутся корни?»

«Знакомство с капелькой»

Доказать, что стебли некоторых растений могут накапливать влагу;

Воспитывать аккуратность при работе с водой;

Стимулировать самостоятельное формулирование выводов.

Дать детям элементарные представления о почвенном покрытии земли. Из чего состоит почва, её водопроницаемость. Значение для всего живого

Установить связь видоизменений частей растения с выполняемыми ими функциями и факторами внешней среды;

Подвести детей к выводу, что корни тянутся за водой;

Подвести детей к пониманию того, что вода это много капелек. Познакомить с некоторыми свойствами воды: жидкая, не имеет формы, запаха.

Ноябрь

Занятие № 1

Занятие№2

Занятие№3

Занятие№4

«Приключения песчинки»

«Удивительная глина»

«Вертушка»

«Быстрый шарик»

Продолжать знакомить детей со свойствами песка. Развивать внимание, мышление, память, воображение.

Познакомить детей со свойствами глины сравнив их со свойствами песка.

Выявить, что воздух обладает упругостью;

Понять, как может использоваться сила воздуха (движение)

Развивать у детей умение рассуждать, сравнивать результаты проверок, наблюдательность;

Развивать умение делать изделие по алгоритму.

Выявить, что воздух обладает упругостью;

Понять, как может использоваться сила воздуха (движение);

Развивать чувство взаимовыручки;

Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми.

Зима

Декабрь

Занятие № 1

Занятие№2

Занятие№3

Занятие№4

«Превращения капельки»

«Поможем воде стать чистой»

«Украшение для елочки»

«Волшебная бумага»

Дать детям представления о том, что вода может быть в трёх состояниях: жидком, твёрдом (лёд), газообразном (пар)

Развивать умение ставить перед собой цель, планировать свою работу;

Развивать логическое мышление путем моделирования проблемных ситуаций (педагогом) и их решения;

Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды;

Развивать умение схематично изображать проделанные действия;

Закреплять в речи детей слова: фильтр, водопровод, воронка, авария.

Закрепить представления детей о том, что вода бесцветна, но в ней могут растворятся некоторые вещества (краски) и окрашивать её; вода жидкая и не имеет формы, но вода может принимать форму сосуда в котором находится и становиться твёрдой – превращаться в лёд.

Способствовать освоению детьми представлений о свойствах копировальной бумаги — точное копирование рисунка;

Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявляя зависимости;

Развивать умение организовывать свою деятельность: подбирать материал, продумывать ход деятельности для получения желаемого результата;

.

Январь

Занятие № 1

Занятие№2

Занятие№3

Занятие№4

«Куда исчез сахар»

«Подарок для гнома»

«Воздух есть в пустых предметах»

«Защитные свойства снега»

Закрепить у детей представления о некоторых свойствах воды.

Подвести к пониманию того, что в воде растворяются некоторые вещества.

Уточнить представления детей о том, что в воде растворяются некоторые вещества (соль). В результате опыта подвести детей к пониманию того, что вода испаряется (выращивание кристалла из соли)

Закреплять знание о свойствах воздуха, познакомить, что воздух есть в пустых предметах

Познакомить со свойством снега. Учить быть внимательными, расширять словарный запас детей

Февраль

Занятие № 1

Занятие№2

Занятие№3

«Приключения Буратино»

«Испытание магнита»

«Знакомство с воздушным океаном»

Актуализировать знания детей о свойствах дерева (не тонуть в воде);

Развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент;

Прививать интерес к сказкам;

Стимулировать желание помочь герою сказки;

Воспитывать аккуратность.

Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей;

Помогать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах притягивать предметы. Выявить материалы, которые могут стать магнетическими. Отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит;

Способствовать воспитанию самостоятельность, развитию коммуникативных навыков.

Познакомить детей с понятием «воздух». Помочь понять детям значение воздуха в жизни человека и всей планеты. подвести детей к пониманию того, что воздух окружает нас, он есть во всём: в камне, почве, в окружающем нас пространстве и т.д. Развивать наблюдательность, мышление.

Весна

Март

Занятие № 1

Занятие№2

Занятие№3

Занятие№4

«Мир ткани»

«Можно ли поймать воздух?»

«Как веточка весну встречала»

«Термометр»

Называть ткани: ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж;

Развивать умение сравнивать ткани по их свойствам;

Понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для пошива вещей;

 

Закрепить понятие детей о таком свойстве воздуха, как прозрачность, невидимость. Помочь понять детям опасность загрязнения воздуха для человека и всего живого на планете.

Подвести детей к выводу, о необходимости тепла для роста растений. Развивать мышление, наблюдательность.

Познакомить детей с работой термометра.

Апрель

Занятие № 1

Занятие№2

Занятие№3

Занятие№4

«Дружат ли семечко с водой»

«Как семечко себе дом выбирало»

«Лабиринт»

«Растения тоже дышит»

Подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений. Закрепить представления о свойствах воды.

Подвести детей к выводу о том, что для роста растений наиболее благоприятна почва.

Установить, как растение ищет свет.

Выявить потребность растения в воздухе, дыхании.

Май

Занятие № 1

Занятие№2

Занятие№3

Занятие№4

«Ветер- какой он?»

«Фильтрование воды»

«Жизнь растений»

«Дом в котором я живу»

Познакомить с ветром, как с потоком воздуха. Учить сравнивать температуру и значение ветра

Познакомить с разными способами фильтрования воды. Развивать желание узнавать, что-то новое.

Систематизировать знание детей о растениях. Наглядно показать, что растения дышат.

Систематизировать знание детей о растениях. Наглядно показать, что растения дышат.

Совершенствовать умение работать с разнообразными материалами, творчески подходить к решению поставленной задачи;

Развитие фантазии, творчества;

Развивать умение придавать работе законченный вид

Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей подготовительной к школе  группы:

 Продолжать вовлекать детей в исследовательскую деятельность, развивать мышление, память.

 Формировать умение ставить перед собой цель, находить пути её реализации и делать самостоятельные выводы.

Через исследовательскую деятельность , опытным путем продолжать уточнять представления о свойствах воды, воздуха, песка, глины, почвы. Познакомить детей с защитными свойствами снега

Формировать у детей простейшее представление о солнечной системе

Помочь детям осознать, что  человек это часть живой природы, и показать результаты положительного и отрицательного воздействия человека на природу.

Продолжать формирование экологического сознания у дошкольников, через любовь и интерес к природе, через познание окружающего мира

МЕСЯЦ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

ОСЕНЬ

Октябрь

Занятие № 1

Занятие№2

Занятие№3

Занятие№4

Ноябрь

Занятие № 1

Занятие№2

Занятие№3

Занятие№4

«Вы слышали о воде»

«Что такое почва?»

«Что может дерево?»

«Почва – живая земля»

«Какие бывают насекомые?»

«Подарок для Нюши»

«Удивительный магнит»

«Полет в космос»

«Откуда берутся волны на море?»

Воспитывать интерес  и бережное отношение к природе, расширять кругозор детей. Показать  зависимость воды от температуры воздуха (заморозить воду, нагреть её), добавить краски в воду и заморозить (что получится?).

Дать  понять, для чего нужна почва; из чего она состоит (песок, глина, земля); объяснить, что песок и глина водонепроницаемы, рассмотреть растительные остатки в почве.

Познакомить  детей с поделками из дерева; с тем,  где их используют; как называют рабочих, обрабатывающих дерево, дать понять, что дерево в воде не тонет, а плавает; в горячей воде нагревается медленно, поэтому из него делают ложки; сравнить металл и дерево: что тяжелее?

         Расширить представления детей о составе почвы. Посредством проведения опытов подвести детей к выводу, что в почве есть воздух, вода. Объяснить значение почвы для жизни растений и человека.

Систематизировать  представления детей о многообразии насекомых, уточнить места обитания насекомых, воспитывать интерес к насекомым.

Продолжать знакомить детей со свойствами глины и песка: сухой песок не формуется, влажный формуется но изделия не прочные; сухая глина не формуется, влажная формуется и изделия получаются прочными.

Продолжить знакомство детей с физическим явлением (магнетизмом), магнитом и его особенностями.

Продолжить знакомить детей с солнечной системой (в ней есть звезды, планеты, кометы, метеориты: самая большая звезда – Солнце.)

Расширить представления детей о свойствах воздуха. Дать детям понятие о движение воздуха, сформировать у детей представления о том, что воздух состоит из разных газов, главный среди них – кислород. Закрепить представление о роли кислорода, расширить знания о значении воздушной оболочки для планеты земля.

Зима

Декабрь

Занятие № 1

Занятие№2

Занятие№3

Занятие№4

«Приключения капельки в снежном царстве»

«Волшебный

снежок»

«Что прячется в снегу?»

«Что такое звук»

Уточнить представления о свойствах снега и познакомить с его защитными свойствами

Закрепить представления детей о свойствах снега и воздуха. Подвести детей к пониманию связи между состоянием снега и температурой воздуха.

Дать детям понятие о загрязнение снега и воды. Воспитывать бережное отношение к природе, помочь понять значение слов «экологическая катастрофа».

Посредством проводимых опытов, уточнить представления детей о звуках.

Январь

Занятие № 1

Занятие№2

Занятие№3

Занятие№4

«Как работает термометр»

«Стекло и лед»

«Приключения двух луковиц»

Опыт с мыльными пузырями.

Познакомить с разными видами термометров, для чего каждый из них предназначен?

Посмотреть,  как работает термометр.

С помощью опытов, уточнить схожие и отличительные свойства льда и стекла, дать понять, что стекло прозрачное, но оно бывает и цветным; стекло хрупкое, легко бьётся, нужно быть с ним очень осторожным, дать  понять, что быстрее растает снег или лёд? Занести в группу рыхлый  снег, утрамбованный снег или лед.

На основе опыта уточнить у детей представления о необходимости дневного света для роста растений.

 Понаблюдать за мыльными пузырями, отметить, что они отражают все цвета радуги. Почему они летают?

Февраль

Занятие № 1

Занятие№2

Занятие№3

«Где ночует солнышко? Почему убывает зима и лето?»

«Что такое металл?»\

«Как растение дышит?»

Сформировать представление о вращение Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси. Дать представление о сменяемости дня и ночи

Опытным путем дать детям понять, металл быстро нагревается в горячей воде, тонет, не плавает.

Опытным путем  определить с какой стороны листа в растение проникает воздух.

В

Е

С

Н

А

Март

\

Занятие № 1

Занятие№2

Занятие№3

Занятие№4

«Как цветы с солнышком дружат?»

«Угощение растений»

Как обнаружить воздух?

.  

«Пластмасса».

Опытным путем подвести детей к выводу о зависимости развития растений от солнечного освещения.

В ходе проводимых опытов и наблюдений, подвести детей к выводу о необходимости удобрений для роста растений.

Опытным путем установить,  окружает ли нас воздух и как его обнаружить; определить поток воздуха в помещении, познакомить  детей с тем, что воздух – это смесь газов, в основном, кислород, которым мы дышим; объяснить, что с помощью газа надувают шарики,  газ  бывает ядовитым, где используют газ.

 Познакомить детей с разнообразием пластмассовых изделий, как изготавливают пластмассу, где её используют

Апрель

Занятие № 1

Занятие№2

Занятие№3

Занятие№4

«Испарение воды»

«Какая лужа высохнет быстрее?»

«Зеркало»

«Как органы человека помогают друг другу?»

Дать понять  детям, что вода испаряется и преобразуется в  водяной пар.

Опыты: оставить воду в блюдце на несколько дней; повесить мокрые платочки; нагреть воду до кипения, объяснить, куда делась вода?

 На основе  наблюдений установить, в какой луже (большой или маленькой) вода высохнет быстрее, какие природные факторы способствуют быстрейшему высыханию, а какие, наоборот, – мешают; развивать любознательность, логическое мышление

Познакомить  детей с историей появления зеркала; закрепить знания о необходимости этого предмета.

 дать понять, как изготавливают зеркала. Если поверхность неровная, то получается кривое зеркало, которое всё искажает. С помощью зеркала можно пускать «зайчиков». Что похоже на зеркало (вода)?

Сформировать представление о том, что органы в определенных условиях могут заменять друг друга.

Май

Занятие № 1

Занятие№2

Занятие№3

Занятие№4

«Как увидеть «молнию?»

«Для чего корешки?»

«Дом, в котором я живу»

« Мы пишем книгу»

Выяснить, что гроза – проявление электричества в природе–развивать  у дошкольников интерес к окружающему миру, сформировать представление об истории электричества.

Доказать, что корешок растения всасывает воду, уточнить функцию корней растения, установить взаимосвязь строения и функции; формировать познавательный интерес, умение устанавливать   причинно-следственные связи и на их основе делать вывод

Совершенствовать умение работать с разнообразными материалами, творчески подходить к решению поставленной задачи;

Развитие фантазии, творчества;

Развивать умение придавать работе законченный вид

Совершенствовать графические умения;

Участвовать в коллективном создании книги «Жалобы природы»

Обобщение знаний и навыков.

.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

А. И. Иванова « Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»

Л. Н. Прохорова « Организация экспериментальной деятельности дошкольников»

В. В. Москаленко, Н. И. Крылова « Опытно — экспериментальная деятельность»

Н. А. Рыжова « Маленький исследователь в детском саду»

О. В. Дыбина« Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»

 Л.Н Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников: метоеские рекомендации /Москва: Аркти, 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Волшебные краски"

Програма дополнительного образования по ИЗО деятельности для воспитателей ДОУ, педагогов допонительного образования, расчитана на детей дошкольного возраста. Построена на основе использования нетради...

Программа дополнительного образования «Волшебные ладошки», для детей 5–6 лет

Пояснительная записка.Количество кружковых занятий в год: 28Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятий 25 минут.Срок обучения: 1 год.Направленность: художественно-эстетическая....

Программа дополнительного образования «Волшебный мир букв и звуков»

Образовательная программа дополнительного образования «Волшебный мир букв и звуков» (подготовка к обучению основам грамоты).Возраст обучающихся – 4-6 лет.Строк реализации – 2 года....

Программа дополнительного образования "Волшебное оригами"

программа художественно - эстетического развития детей 5-7 летмодульное оригами...

Дополнительная образовательная программа дошкольного образования «Волшебный мир аппликации» (для детей 3-4 лет)

Программа дополнительного образования «Волшебный мир аппликации» разработана для детей 3-4 лет. Программа имеет художественную направленность, то есть включает в себя такой вид деятельност...

Программа дополнительного образования «Волшебный мир бумаги» в рамках реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» воспитанников средней группы (4-5 лет) Срок реализации программы: 1 год.

Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к учебной деятельности в ДОУ, возрастных особенностей детей.      Учебная пр...