Проект "Этот загадочный космос"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему

Авилова Татьяна Ивановна

Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей.

Именно поэтому и хочется дать детям новые, интересные  знания о нашей Вселенной, о планетах и звездах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon etot_zagadochnyy_koosmos.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 21 «Алёнка»

                                                                           УТВЕРЖДАЮ

    заведующий МАДОУ

                                                 «Детский сад № 21 «Алёнка»

                                                _____________/ А.В. Штока/

                                                          Приказ №________от _____2018г.

   

                 Исследовательская работа

                    «Загадочный космос»

Возраст 5-6 лет

Авторы: Саблина А.Р.

                Саблина Л.

Руководитель: Авилова Т.И.

                                             

                                     Гурьевск  2018

Актуальность исследовательской работы

Как космос велик и прекрасен, 
Как много загадок таит… 
Но только умеющий думать 
Любые загадки решит!
К дальним звёздам летели герои
Со страниц фантастических книг.
Как с тобой нам хотелось порою
Быть похожими в жизни на них!

Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей.

Именно поэтому и хочется дать детям новые, интересные  знания о нашей Вселенной, о планетах и звездах. Коротко рассказать о космосе нельзя. Увлекаясь каким-либо фактом, каждого захватывают, словно на космическом корабле, приключения на далёкие и неизвестные планеты Солнечной системы.

Актуальность данного проекта обусловлена тем, что космос-это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у детей и даёт возможность многосторонне развивать личность дошкольников.

 Формирование познавательной активности у детей можно видеть в разных формах деятельности, в том числе в играх, экспериментировании, наблюдения за объектами и явлениями. Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие.

Обоснование применения:

Реализуя данную исследовательскую работу, мы приоткроем  завесу тайн Вселенной и познакомим детей со звездами, с Солнцем, созвездиями и планетами, что не является традиционным для детского сада.  Позволит расширить знания детей о космонавтике, научит самостоятельно добывать информацию, так как космическое воспитание дошкольников недостаточно отражено в методической литературе. Содержание экспериментирования является дополнением к основной программе детского сада.

Цель исследовательской работы: Способствовать развитию поисковой деятельности,  познавательной активность, расширяя кругозор, словарный запас, творческий потенциал.

Основополагающий вопрос:

Как разгадать тайны космоса?

Проблемные вопросы:

Что такое космос?

Когда началось его изучение?

Зачем люди изучают космос?

Данная работа предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Исследование проводится в рамках проектной деятельности или недели, посвященной Дню космонавтики.

Гипотеза для исследователя:

Предположим, что астрономия – это наука только для взрослых. Могу ли я сама изучить неизведанный  мир Вселенной?

Гипотеза для руководителя:

Допустим, что астрономия – это наука доступная только взрослым. Могут ли дети через собственную исследовательскую деятельность сформировать первоначальные представления о космосе?

Содержание работы: 

  • Сбор информации по теме «космос»;
  • Подбор иллюстративного материала на тему о космосе;
  • Рисование: «Планеты солнечной системы»;
  • Беседы на темы: «Земля наш дом», «Изучаем Вселенную», «Тайны Солнечной системы»;
  • Рассматривание иллюстраций;
  • Просмотр мультфильма: «Тайна третьей планеты»;
  • Чтение рассказов по заданной тематике;
  • Выступление перед  детьми  группы: «Загадочный космос»;
  • Прохождение лабиринтов, решение кросвордов по данной теме;
  • Лепка из пластилина и теста «Планеты», «Звездное небо»;
  • Создание альбома «Планеты»;
  • Создание макета «Планеты»;
  • Подбор загадок по теме «Космос».

Описание методов и методик:

  • Вопросы педагога, побуждающие к постановке проблемы, помогающие прояснить ситуацию, понять смысл эксперимента; стимулирующие самооценку и самоконтроль ребенка, определяющие успех в познании;
  • Схематическое моделирование опыта; рассматривание схем, упрощенных рисунков;
  • Метод стимулирующий детей к коммуникации путем привлечения к исследованию;
  • Метод «первой пробы» применения результатов собственной исследовательской деятельности (рассказ, обмен знаниями);
  • Проблемные ситуации «Зачем?», «Почему?», «Откуда?» и т. д.
  • Наблюдение природных явлений;
  • Использование энциклопедий.

План проведения исследовательской работы:
          Организационный этап: 

  • Создание группы желающих для работы над исследованием, распределение заданий. 
  • Выбор темы, определение цели, составление плана. 
  • Подбор литературы. 

Основной этап: 

  • Самостоятельная работа по выполнению заданий. 
  • Подбор материалов из книг, периодической печати, интернета, помощь родителей, воспитателя. 
  • Обработка заданий в соответствии с поставленными целями и задачами. 
  • Оформление отчетов по заданиям. 
  • Работа над альбомом и макетом. 
  • Разработка коллективной публикации. 
    Заключительный этап: 
  • Представление исследования. 

Результат работы:

После участия в исследовании, дети внимательнее смотрят вокруг и делают удивительные открытия, замечают интересное в привычном и неприметном. Узнав о Вселенной, ребята научились находить и называть планеты, созвездия. Может быть, то, о чем узнали ребята, им захочется рассказать своим друзьям. Это прекрасно! Пусть рассказанное станет для наших ребят, и их друзей, первым островком, первым «кругом» в безбрежном море знаний. 

Ожидаемые и конечные результаты:

  • Сформированность у детей представления о значении космоса, звёздах, космических аппаратах, космонавтах, планетах Солнечной системы;
  • Сформированность интереса к новому, неизвестному в окружающем мире;
  • Обогащение словаря детей путём ввода определённых слов в практику общения;
  • Развитие у детей интереса к поисково-исследовательской деятельности;
  • Организована предметно-развивающая среда группы: «Космический центр», создана мини - библиотека по теме «Космос»; 
  • Воспитание чувства любви к родной земле и желание бережно относиться к своей планете.

Выводы

Что дало человечеству освоение космоса?

Освоение космоса - трудоёмкий процесс. С ним связано большое число наук, открытий и разработок, которые используются в повседневной жизни. В первую очередь это развитие спутниковых технологий. Данные, полученные со спутниковых станций, используются самыми разнообразными учеными и агентствами, от нефтяников до географов и метеорологов. Так же спутники используются для высокоскоростной передачи информации на большие расстояния.

Человечество вступило в космический век. В наше время всякому образованному человеку необходимо знать, что такое космос, и иметь представление о происходящих в космосе процессах.


Заключение 
Данная работа выполнена в виде информационного проекта. Она помогает раскрыть понятие «космос», знакомит с историей освоения космического пространства, интересными фактами в истории освоения космоса, позволяет школьниками расширить представления о связи человека с окружающим миром природы.

Данное исследование способствовало развитию у авторов умений и навыков в приобретении знаний самостоятельно, развитию коммуникативных навыков, т.е умения работать в группе. Дошкольники  учились пользоваться исследовательскими методами: сбором информации, ее анализом с разных точек зрения, формулировкой выводов и заключений. В данной работе доминирующей деятельностью была исследовательская, поисковая, творческая.

Наиболее существенным результатом работы является повышение интереса дошкольников к исследовательской деятельности, формирование учебно-познавательной и информационной компетентности. 

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-тематический праздник «Загадочный космос» в старшем дошкольном возрасте.

Развлечение посвящёное 12 апреля "День космонавтики". Развлечение проводилось с эстафетами, опытами и играми цель которого: Познакомить детей с российским праздником - День космонавтики, героями космо...

Олимпиада для детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов, посвященная 55-летию первого полета человека в космос «Этот загадочный космос».

Основной целью викторины является формирование осознанного отношения к празднику День космонавтики, закрепление и расширение знаний детей о космических первопроходцах, о людях, благодаря которым наш м...

Краткосрочный проект к 60-летию полета в космос Ю. А. Гагарина «Этот загадочный космос»

Краткосрочный проект к 60-летию полета в космос Ю. А. Гагарина «Этот загадочный космос»...

Краткосрочный проект к 60-летию полета в космос Ю. А. Гагарина «Этот загадочный космос» в средней группе «Любознайки»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа №57» городского округа Самара   Краткосрочный проект к 60-летию полета в космос  Ю. А. Гагарина «Это...

Проект «Покорение космоса. Этот загадочный космос. Эти неведомые дали.»

Проект «Покорение космоса. Этот загадочный космос. Эти неведомые дали.»...

Методическая разработка: Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в средней группе на лексическом материале Космос. Тема занятия: «Этот загадочный космос»!

Данная работа представляет собой конспект занятия по обучению детей с общим недоразвитием речи III-IV уровня в подготовительной группе детского сада. Это комплексное фронтальное занятие по обучению до...