Страна в которой мы живем. Природа России
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Процун Ольга Валентиновна

Конспект непосредственной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НОД27.16 КБ
Файл Конспект НОД26.01 КБ
Файл otkuda_hleb_prishel.pptx2.48 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

ОО: «С/К/Р»

Раздел: социальный мир  

Интеграция ОО:  «П/Р», «Х/Э/Р», «Р/Р»

Тема: «Страна, в которой мы живем. Природа России»

Программные задачи: Закрепить знания детей о названии страны, ее природе. Познакомить с географической картой, учить «читать» ее. Дать детям знания о богатствах России, воспитывать стремление беречь и приумножать их. Воспитывать в детях чувство гордости за свою страну.

Оборудование: мяч; картинка Незнайка, физическая карта мира; картинки (реки, моря и озера, животные, ягоды, грибы, горы, пустыня); листы бумаги, цветные карандаши и восковые мелки.

Словарная работа: карта, Россия, страна, граница, тайга, горы, полезные ископаемые, степь, пустыня.

Предварительная работа: беседа и рассматривание иллюстраций природы России, дидактические игры, загадывание загадок, заучивание пословиц о природе

Ход НОД

N п/п

Этап, его продолжительность

Длительность

Методы, формы, приемы

Деятельность

1.

Открытый вход в деятельность

1 мин

Игровая или проблемно-поисковая мотивация, сюрпризный момент

Организационный момент: дети сидят на ковре в кругу.

Приветствие «Здравствуй».

       Здравствуй, Небо! (Руки поднять вверх)

Здравствуй, Солнце! (Руками над головой описать большой круг)

Здравствуй, Земля! (Плавно опустить руки на ковер)

Здравствуй, планета Земля! (Описать большой круг над головой)

Здравствуй, наша большая страна! (Все ребята берутся за руки и  поднимают их вверх).

2.

Вводно-организационный

1-2 мин

Вводная беседа, игровые упражнения, соревновательные моменты

 -Как  вы думаете, что такое Родина?

-У каждого жителя Земли есть своя Родина – это место, где он - Как называется наша страна?

-В каком поселке мы живем?

-Как называется улица, на которой вы живете?

3.

Мотивация на деятельность

1-2 мин

Создание проблемной ситуации, сюрпризный момент, прием «яркое пятно»

В гости к детям пришел Незнайка. Он  увидел интересную  картинку, а что это такое он не знает.

Как быть?

4.

Объяснение нового или расширение имеющихся знаний

8 мин

Активизация самостоятельного мышления: фантазирование, поиск решения проблемной ситуации ИЛИ наглядный показ образца, способа действия, рассказ воспитателя, объяснение с опорой на наглядный материал

1слайд – физическая  карта  мира.

 - Ребята, кто-нибудь из вас знает, что это такое? (Карта).

- Это карта нашей страны. Как называется страна, где мы живем? (Россия).

- Размеры на карте уменьшены в сотни тысяч раз. Карта может многое рассказать о разных странах.

-На этой карте изображена не только Россия, но и другие страны.

- А как можно узнать, где какая страна?

-Можно прочитать название и найти границу. Между всеми странами обязательно проходит граница. Я сейчас указкой проведу по границе России, и вы увидите, какую территорию занимает наша страна (обводит границу России указкой, а затем предлагает это сделать 2-3 детям). 

-Большую территорию занимает наша страна. Я обведу границу других стран, которые находятся рядом с Россией, и вы увидите, насколько территории других стран меньше России (обводит границы Польши, Румынии и др.).

Дидактическая игра "Путешествие"

Дети встают в круг. Ребята, давайте с вами попутешествуем по разным странам, я буду вам бросать мяч, одновременно говорить не законченное предложение, а вы должны поймать мячик, закончить предложение и вернуть мяч обратно.

-Россияне живут -… в России; англичане живут -…в Англии; французы живут – во Франции; американцы живут – …в Америке; японцы живут – …в Японии; итальянцы живут – …в Италии и т.д.

- Карта нам рассказала, что наша страна самая большая, можно даже сказать огромная.

 2 слайд – карта с городами

-А что может рассказать карта? Посмотрите, что обозначают вот эти кружочки? (Это города).

-Посмотрите, сколько много городов в России.

- Назовите, какие вы знаете города, и мы попробуем найти их на карте. (Дети называют города, а воспитатель показывает их на карте).

- Карта нам рассказала, что в России очень много городов.

-Что еще может рассказать карта?

-Что это за синие волнистые линии, которых очень много?

-Это реки. Рек в России тоже много. 3 слайд - реки

-Какие вы реки знаете?  

-Названия рек тоже написаны на карте. (Лена, Енисей, Иртыш, Кама, Волга, Салым, Обь, Амур  и др). 

-А что обозначают голубые пятна? (показывает моря).

-Да это моря и озера. 4 и 5 слайд –моря и озера.

-Покажите, где вы видите моря? (Вызывает нескольких детей и предлагает им показать моря)

-Какой цвет вы еще видите на карте, его очень много? (зеленый) 

-А как вы думаете, что обозначает зеленый цвет?  

- Да, зеленый цвет – это лес. Посмотрите, как много лесов в России.  6 слайд – леса.

- В России самый огромный лес на земле – тайга. Повторите это слово (хором и индивидуально).

-А что дает человеку  лес?  

-Из дерева делают бумагу, на которой печатают книги, из которой делают тетради, альбомы;  деревянные ложки, кубики, матрешки, игрушки и многое другое.

-В лесу растут ягоды, грибы, живут различные животные. 

-Какие животные живут в наших лесах? 8 слайд – животный мир.

Лес – это природное богатство, его много, но к нему нужно относиться очень бережно.

 -Еще, какой цвет вы видите на карте? (коричневый) 

-А что он обозначает? Да, это горы. У гор тоже есть названия, давайте прочитаем некоторые из них (Уральские горы, Кавказские горы и др.). 9 слайд  - горы

-А что дают горы?

-В горах добывают полезные ископаемые. Значками на карте обозначено, где какие полезные ископаемые добывают.

-А что такое полезное ископаемые?

-Это то, что находиться в земле и что очень нужно человеку для жизни. Например, уголь, различная руда, которые необходимы для изготовления металлов; золото, алмазы, которое составляют богатство страны.

-И еще на карте вы видите темно-желтый цвет. Это степи и пустыни. В степи растительность очень бедная – трава и низкорослые кустарники, а в пустыне только один песок (выставляет иллюстрации степи).

-Ребята, а теперь давайте поиграем, закройте глаза и представьте, что вы летите в самолете.

5.

Динамическая пауза

1 мин

Игровые приемы

Мы летим под облаками,
А земля плывёт под нами:
Роща, поле, сад и речка,
И дома, и человечки.
(Махать руками, словно крыльями.)
Мы летать устали что-то,
Приземлились на болото
. (Несколько глубоких приседаний.)

6.

Практическая работа

6 мин

Выполнение практических работ

- А теперь, ребята, я вам предлагаю нарисовать нашу страну, природу России так, как вы себе ее представили, когда летели в самолете.

Дети садятся за стол, самостоятельно рисуют по представлению цветными карандашами или восковыми мелками.

7.

Открытый выход из деятельности.

2 мин

Обсуждение результатов

-Чем  мы сегодня занимались?

-Что вам понравилось и запомнилось?

- Сегодня, ребята, мы поговорили о нашей стране – России. У нас очень красивая, богатая, большая страна. Когда вы станете взрослыми, вы сделаете так, чтобы она стала еще краше, еще богаче.



Предварительный просмотр:

1.10.18г.

Технологическая карта НОД

ОО: «С/К/Р»

Раздел: социальный мир

Интеграция ОО: «Р/Р»,  «Х/Э/Р», «Ф/Р»

Тема: «Откуда хлеб пришел?»

Программные задачи: Дать детям представление о процессе выращивания и изготовления хлебобулочных изделий, их разнообразии.  Формировать представления о труде хлебороба, сельскохозяйственной технике, облегчающей его труд, о взаимосвязи села и города.  Воспитывать уважение к труду взрослых (хлеборобов, пекарей, водителей и др.), бережное отношение к хлебу.

Оборудование: колосья пшеницы;  игрушка мальчик Вова; презентация «Откуда хлеб пришел?», альбом «Хлебобулочные изделия»;  соленое тесто (пластилин),  доски стеки, салфетки.

Ход НОД

N п/п

Этап, его продолжительность

Длительность

Методы, формы, приемы

Деятельность

1.

Открытый вход в деятельность

1 мин

Игровая или проблемно-поисковая мотивация, сюрпризный момент

Организационный момент: дети стоят в кругу, взявшись за руки.

Приветствие: «Доброе утро!»

«Доброе утро, птицам и зверям…"

2.

Вводно-организационный

1-2 мин

Вводная беседа, игровые упражнения, соревновательные моменты

-Дети,  что вы сегодня ели на завтрак?

-А вчера?

-А что было на обед?

Отгадайте загадку.

Отгадать легко и быстро:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый.

А бывает подгорелый

Без него плохой обед.

Вкусней его на свете нет.

-Что это? (хлеб).

-Правильно, каждый день у нас на столе в детском саду и дома хлеб.

-Ребята, а вы любите хлеб?

-Какой хлеб вы любите?

-Давайте с вами подумаем и  назовем много слов, каким бывает хлеб? (вкусный, ароматный, горячий, свежий, аппетитный, белый, черствый).

3.

Мотивация на деятельность

1-2 мин

Создание проблемной ситуации, сюрпризный момент, прием «яркое пятно»

-Ребята, к нам в гости пришел мальчик Вова. Он  думает, что  хлеб растет на дереве. Как быть?

4.

Объяснение нового или расширение имеющихся знаний

8 мин

Активизация самостоятельного мышления: фантазирование, поиск решения проблемной ситуации ИЛИ наглядный показ образца, способа действия, рассказ воспитателя, объяснение с опорой на наглядный материал

-А, да-Ребята, а вы хотите узнать , как хлеб к нам на стол пришел?

           Может прав Вова, что хлеб растет на дереве? А может он растет на

            грядке?

-           -А как вы думаете, что нужно для того, чтобы на нашем  столе

появился хлеб?

Рассказ детей по схеме «Откуда хлеб пришел?»

-Дети, скажите, кто сеет хлеб?

-Давайте рассмотрим картинку: сеют зерно, убирают комбайном выращенное зерно, отвозят на мельницу, полученную муку везут на пекарню, где пекут хлебобулочные изделия.

-Сначала весной сеют зерно, а осенью колоски созревают, и люди выходят собирать урожай.

 -Весной в поля выходят машины. У человека, ведущего эту машину много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю, подготовить ее для посева семян.

            -Что это за машина, и кто ею управляет? (Трактор, тракторист).

-Через некоторое время в поле выходят уже другие машины. В селах  поля огромные и чтобы их быстро засеять, используют сеялки.

-Итак, зернышки посеяли. Что же происходит в поле? Что делают зернышки? (прорастают). Зерна проросли, появились всходы.

-Земля, солнце, вода и тепло помогли маленькому зернышку превратиться в сильный колос.

-Летом хлебные поля похожи на море. Подует ветер, и колосья качаются, как волны. Когда приходит осень, колосья становятся золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора убирать урожай.  И снова в поле выходят машины.

-Как называются эти машины? (Комбайны).

-Как называют человека, который управляет комбайном? (Комбайнер).

-Затем зерно засыпают на машины и везут в новый дом - элеватор. -Что происходит с зерном на элеваторе? На элеваторе зерно сушат и отбирают.

---------Дальше зерно отправляют на мукомольные заводы. А для чего?

           (Из него делают муку).

-Что же происходит с мукой дальше?

Дети. -Готовую муку везут на хлебозаводы и пекарни. И уже из муки пекут хлеб.

-А как называют тех людей, которые пекут хлеб? (Пекари). 

-Из пекарни на специальных машинах хлеб везут в магазины. 

-И уже в магазинах мы и покупаем наш хлеб.

-Много людей трудятся днем и ночью, чтобы мы ели мягкий, вкусный, душистый хлеб.                                                                                                                                                            –А, как  надо обращаться с хлебом?

-Правильно, хлеб надо беречь, брать столько, сколько необходимо. Хлеб обязательно надо доедать. Старые люди говорили, что оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь своё здоровье. Хлеб нельзя бросать на землю, на пол, если хлеб случайно  бросали на пол, его поднимали и просили прощения.

Дети. Хлеб наше богатство и его надо беречь.

-Что необходимо помнить, чтобы вырастить урожай зерновых культур?

Дети: Надо много трудиться, любить родную землю, ценить труд

           хлебороба.

-Ребята, скажите, а где хлеборобы берут  технику: комбайны, сеялки, грузовые машины?

-Есть ли у них большие заводы по выпуску тракторов, комбайнов, косилок, поливальных машин?

-Город селу поставляет сельскохозяйственную технику для выращивания хлеба, а село поставляет городу муку и  хлеб.

5.

Динамическая пауза

1 мин

Игровые приемы

Ветер веет над полями,
И качается трава. (
Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора.
(Потягивания — рук  вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад
-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

Мы взбираемся на холм,
(Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)

6.

Практическая работа

6 мин

Выполнение практических работ

Групповые, парные способы организации деятельности

Мног  Отгадайте загадку:                

                                               Вырос в поле дом,

                                               Полон  дом зерном,

  Стены позолочены,

   Ставни заколочены.

  Ходит дом ходуном

На стебле золотом.

            Рассматривание пшеницы и зерен.

                 

  -  -     Дети, давайте для игры «Магазин»  изготовим красивые и вкусные

           хлебобулочные изделия.                                                                                                                            

7.

Открытый выход из деятельности.

2 мин

Обсуждение результатов

-Чем  мы сегодня занимались?

-Что вам понравилось и запомнилось?

-Молодцы, ребята! Посмотрите, сколько мы  напекли красивых и вкусных булочек для булочной.

-С хлебом связано много обрядов. Хлеб брали с собой, отправляясь свататься; с хлебом и солью встречали гостей, молодых по возвращению после венчания, хлеб везли в качестве приданого невесты. Хлеб часто использовали в качестве оберега – брали с собой в дорогу, чтобы он охранял в пути. Обращались с хлебом очень бережно, ведь считалось, что от обращения с ним зависят сила, здоровье и удача человека.

-


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Откуда Хлеб Пришел?

Слайд 2

Объедините эти продукты одним общим признаком. Какой это признак?

Слайд 3

Как называется профессия человека, который выпекает хлеб? Пекарь

Слайд 4

Где выпекают хлеб? Пекарня, хлебозавод

Слайд 5

Откуда к нам на стол «пришел» хлеб ? Муку получают из зерна. Из какого зерна можно получить муку? рожь пшеница

Слайд 6

Что нужно сделать с колосьями, чтобы получить зерна? Собрать колосья и обмолотить их.

Слайд 7

Что нужно сделать с зернами, чтобы получить муку?

Слайд 8

Где выросли эти колосья? Что нужно сделать, чтобы эти колосья выросли?

Слайд 9

Точим нож! Точим, Точим, Точим нож! Будет очень Он хорош. Будет резать он Припасы: Масло, Сало, Хлеб, Колбасы, Помидоры, Огурцы... Угощайтесь, Молодцы!

Слайд 10

Есть пословица: « Хлеб всему голова»

Слайд 11

Назови профессию. Как называется профессия человека, который управляет комбайном? Как называется профессия человека, который управляет трактором?

Слайд 12

Для чего нужен грузовик?

Слайд 13

На этом заводе зерна превращают в муку. Как он называется? Как называется завод, где мука превращается в хлеб?

Слайд 14

Где мы можем купить хлеб?

Слайд 15

Сделаем вывод: Чтобы получить хлеб, требуется много труда людей разных профессий. Давайте вспомним эти профессии: Тракторист, комбайнер, водитель, мельник, пекарь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое занятие в подготовительной группе на тему «Страна, в которой мы живем. Природа России»

Дать детям знания о богатствах России, воспитывать стремление беречь и преумножать их. Воспитывать в детях чувство гордости за свою страну....

Тематическая неделя к Дню Росси «Страна, в которой мы живем», 2023г

Тематическая неделя к Дню Росси «Страна, в которой мы живем», 2023г...